1. чувства затруднения
2. осознание проблемы
3. пометки ее
решения (выдвижение ее гипотезы)
4. развитие идеи,
решение ее до имперических последствий
5. наблюдение
и эксперимент, которые осуществляются
ради решения проблемы
Дьюи вывод: истинным
является то решение, которое в наибольшей
степени обеспечивает успешность действий
человека. Дьюи понимает истину как
другие представители прагматизма Пирс
и Джеймс.
22.Ф-Я
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ.Экзистенциализм-ф-я
существ-я.Иррационалистическая фил.Пред-ли:Хей-деггер,Ясперс,Сартр,Камю.В
Герм э.стал складываться после 1 мир войны.Э.поставили?о
смысле жизни,о судьбе чел,о выборе и личной
ответственности.Исход.пункт фил.Э.-одинокий
индивид,все интересы к-го сосредото-чены
на нем же самом,на его собственном существ-и.Экзист.пр-мы-такие
пр-мы,к-ые возникают из самого факта сущ
чела.Для Э имеет зн-е только его собственное
сущ и его движение к небытию.Э объявл
предметом ф.-бытие.“Совр.фил,как и в прошл.времена
занята бытием”-(Сартр).Утверждают:понятие
бытия явл. неопределимым, и что никакой
лог.анализ его невозможен. Поэтому ф.не
м.б.наукой о бытии и должна искать иных,
ненаучных путей для проникновения в него.1вид
бытия-наше собств.бытие.Здесь открыв-ся
доступ к бытию как таковому,он идет через
наше существ-е.Но это сущ.нечто внутр-ее
и невыразимое в понятиях:“сущ есть то,что
никогда не становится объектом”,т.к.мы
никогда не можем взглянуть на себя со
стороны.Э-ф-я,ед.предмет кот.преживание
сущ-я.Способ бытия сущ-я- страх.Ст.-исход.переживание,леж-е
в основе всего сущ-я,страх перед смертью.Сартра:
все вещи,кроме чела есть”бытие в себе”,а
чел.сущ.есть“бытие для себя”или ничто.
Поск-ку всякое бытие возн.из бытия и не
может превр в ничто,то для чел сущ-я не
мо-жет найтись такого бытия,из кот оно
могло бы возникнуть и куда уйти.Значит
бытие чел-ничто.Осознавая свое ничтожество
чел испытывает страх“чел есть его страх”.Ясперс:чел.сущ.раскрывается
в страдании,борьбе, смерте.Свобода.Чел
сам свободно выбирает свою сущ-ть,он становится
тем,кем он себя сделает.Чел-постоянная
возм-ть,замысел,проект.Он сво-бодно выбирает
себя и несет полную ответ-сть за свой
выбор.Свобода составляет само чел.сущ-е,чел
и есть свобода.Однако своб для него-нечто
неизъяснимое в понятиях.Это внутр состояние,переживание
индивида. Своб.противопоставляется необход-ти.Своб-своб.выбора
отн-я к окруж дей-ти.Раб может быть свободным,соответственно
самоопределяя отн-е к своему бытию.“Чел
осужден быть своб-ым”,свобода- мучит.
необход-ть.Характ.чертой чел.сущ-я явл
то,что он не сам выбирает усл-я своего
сущ.От чела не зависит время его рождения
и смерти.Это приводит их к мысли,что помимо
чел сущ-я сущ. потусторонняя реал-ть-способ
сущ чел, состоящий в озабоченности чел,направленной
куда-то вне его.Вн.мир-среда,мир заботы
чел,окруж чел сущ-е и находящийся в неразрывной
связи с ним.Пространство и время-способы
чел.сущ-я.Время-переживание сущ-ем своей
ограниченности,временности.Представл.о
времени до моего рождения и после смерти-произвольная
экстра-поляция.Говорить о том,что будет
после моей смерти бессмыслено.Лич-сть
и общ-во.Общ-во-всеобщая без-личная
сила,подавляющая и разруш.индивидуальность,
отнимающая у чел его бытие...Чел,преследуемый
стра-хом смерти,ищет прибежища в общ-ве.Растворяясь
в нем он утешает себя тем, что люди смертны.Но
жизнь в общ-ве не истинна.В глубине
чел скрыто истинное,одинокое сущ-е.Каждый
умирает в одиночку.
23.Совр.фил.направления
религ.ориентации возникли в русле христ.религ.-теологич.комплекса
или в непосредственной связи с ним.Наиб.концептуальной
устойчивостью и идеологическим влиянием
отличаются неотомизм и персонализм.Неотомизм-офиц.ф-я
катол. церкви.Свойственны традиционализм
и догматическая стабильность идей и теорет.постулатов.Сознательно
сопротивляется обновленческим традициям
и не без гордости провозглашает себя«ф-ей,сохраняющейся
в веках».Неотомизм-возрождение средневек.ф-и
Фомы Аквинского,к-ый приспособил в
свое время учение Аристотеля для нужд
систематизации христ.мировоз-рения.У
Аквинского разработана концепция«гармонии
веры и разума».В его время это учение
нек-ым казалось непозволительной уступкой«еретическому
духу»,но в век НТР оно стало единственным
способом сделать респектабельным принцип
сосуществования религии и науки.Исходный
тезис неотомизма-«истины веры»хотя и«сверхра-зумны»,но
не«противоразумны»,т.е.допуска-ют обоснования
разума.Томистская онтология оперирует
2мя гл.парами категорий:«существование
и сущность»и «форма и материя».«Сущ-е»,по
неотомистам, -самый факт бытия нек-ой
вещи,а«сущ-ть»-то,что представляет собой
эту вещь в глазах разума.Соотн-е «материи
и формы»трактуется ими по Аристотелю,материя-неопре-делённый
субъект,к-ый без формы не обладает реальным
существованием,форма-животворящее начало,вносящее
в мир качеств.различия и структурную
определённость вещей.Задачи неотомистов-превратить
ф-ю в служанку богословия.Персонализм
как фил.направление сформи-ровался в
к.19в.в России (Бердяев,Шестов) и США(Брай-тмен).Фр(Мунье,
Лакруа).Мировозренческая установка персонализма-примирить
религию,гл.образом христ.те-изм,с нек-ыми
буржуазными гуманистическими ценно-стями.Осн.?ф-и
решается ими в традиции субъективного
идеализма.Исходный пункт-самосознающая
чел.индиви-дуальность,к-ая во многом сходна
с понятием«Я»в классическом субъективном
идеализме,хотя и не тождественна с ним.Основу
личности образует не разложимая на части
цельность,ее«абсолютная и су-веренная
самость»,к-ая проявляет себя в неограниченной
свободе.Абсолютная свобода-всего лишь
усл-е реали-зации личности,а не ее цель,сущность,рез-т.Высшая
ценность личности-ее априорная продуктивная
актив-ность,способность к совершенствованию.Осозн-е
челом своего ед-ва с др.людьми,по персоналистам,имеет
в качестве прообраза известную связь
чела с Богом.Лакруа утверждал,что идея
Бога априори заложена в челе,так чт овсе
док-ва его реального существования сводятся
у уяснению,раскрытию и коментированию
этой самоочевидной истины.
24.
РУССК.Ф-Я 19-20 в.Фил.мысль в Р.формировалась
под влиянием общемировой ф-и.Однако специфика
Р.ф-и во многом складывалась под влиянием
социально-културных процессов,происходивших
на Руси.Христианизация Р. сыграла огромную
роль в становлении рус.фил. мысли.1ым р
мыслителем мир.уровня был конечно же
Ломоносов- гениальный ученый-энциклопедист.Радищев-отстаивал
ма-териалист.фил.позиции,считая,что“бытие
вещей независимо от силы позн-я о них
и сущ-ет по себе”.Впервые в рус. Мыс-ли
сиситематически разрабатывал проблему
чела.Выдающи-мся рус.ф-ом и соц.мыслителем
был Чаодаев.Его общефил. концепция-дуалистическая.Физ.мир
построен из атомов и молекул,т.е.эл-тов
материальных,из к-ых образуются все тела.Тела
сущ-ет в простр,к-ое есть объективная
форма вн. мира,и во времени,к-ое субъективно.Движ-е
и взаимодей-е рассм-лось им в духе механисцизма,кот.ограничивался
ми-ром физ.явлений.Созн-е чела не подчин.мех.закономерно-стям
природы,а явл.рез-том бож.творения.Позн-е
по Ч.тоже дуалистично:в обл.естествозн-я
дей-ют рационалистич.и эмпир.методы,а
в дух.мире,объекты кот.обладают свободой,
дей-ет откровение.Чел есть объективное
ед-во 2 миров-физ.и духовного,как сущ-во
свободное,кот.в своем истор.бытии подчинено
диалектике необходимости и свободы.На
пони-мании соотн-я необходимости и своб.во
многом строится и концепция фил.истории
Ч,связанная прежде всего с заботой о судьбе
России.Здесь его взгляды эволюционировали.В
нач период он считал необходимым тотальное
ед-во рода чел-ого(применительно к Р.-единение
Р.с др.народами).Затем взгляды Ч.в отн-нии
судеб Р изменились.Он стал рассм. оторванность
Р.от мир.истор.процесса как преимущество,
кот.позволит быстро овладеть достиж зап.цивилизации,
избегнув при этом присущих ей пороков.Своеобр.
направлением в Р.ф-и явились воззрения
славянофилов. Хомякова
и Киреевского.В центре их внимаия нах.судьбы
Р. и ее роль в мир.истор.процессе.В самобытности
истор. прошлого они видели залог всечел-го
призвания Р.,тем более,что по их мн-ю,зап.культура
уже завершила круг своего развития и
клонится к упадку,что выраж-ся в поро-жденном
ею чувстве обманутой надежды и безотрадной
пустоты.Славяноф.развивали основанное
на религ.пред-ставлениях учение о челе
и общ-ве.Хомяков-учение об иеар-хической
структуре души и ее“центр.силах”.Киреевский-
“внутр.средоточие духа”.Достиж.целостности
чела и связан-ное с этим обновление общ.жизни
они видели в идее общи-ны,дух.основа к-ой-церковь.Первоначало
всего сущего-бог. Истор.прогресс связан
с отысканием“дух смысла”.Сущно-сть мира
м.б.познана лишь синтезом всех дух.функций
чела, так называемой“Разумной Зрячестью”или“живознанием”,
исходное начало кот.-религия.Материалисты
Белинский. Герцен,Чернышевский,Добролюбов,Писарев.Они
являлись не только фил.теоретиками,но
и идеологами р.рев. демокра-тии.Р.ф.прошли
поучительную школу нем.клас.ф-и и Фр. просвещения.После
глуб.увлечения гегельянством р.ф-я по-вернулась
в стор.мат-ма(не без помощи Феерб),стремясь
однако сохранить диалектичность.Они
обосновали принцип ед-ва созн-я и бытия,первичность
матер.по отнош к созн-ю, идею о том,что
созн-е есть св-во не всей,а только высокоорганиз.материи-мозга.В
природе,по Черныш., нечего искать идей:в
ней лишь разнооформленная материя с разнородными
качествами,в рез-те столкновения кот.и
начи-нается жизнь природы.Обосновали
принцип постояной эволюции общ.истории.Герцен:природа
и чел.история вечно и непрерывно изменяются,они
течение,прелив,движение, причем движ.происходит
поср-вом борьбы 2 противопол. тенденций:возникновения
и разрушения.Развитие идет через противоречия,борьбу
нового со старым,отрицанием отжив-шего
нарождающимся.Самобытным р.мыслителем
был Лев Толстой.Подвергая критике общ-полит
уст-во Р,Т.уповал на нравств.-религ.прогресс
в созн-и чела.Идею истор.прогресса он
связывал с решением ? о назначении чела
и смысле жизни,ответ на кот.должна дать
созданная им истинная религия.В ней он
признавал лишь этическую сторону, отри-цая
богословские аспекты.Отказ от любой борьбы,
непро-тивление злу,проповедь всеобщей
любви.“Царство божие внутри нас”-он
неприемлил обычное понимание бога. Всякая
власть-насилие-отрицание гос-ва.Т.к.он
отвергал борьбу,то упразднение гос-ва
должно произойти путем отка-за каждого
от выполнения общ.и гос.обязанностей.
Достоевский.В своих общ.-пол.исканиях
он пережил неск-ко периодов.Увлекался
идеями утопического социализма. Затем
в его взглядах произошел перелом,связ.с
усвоением религ.-нравств идей Исповедывал
идеи почвеничества,для кот.хар-но религ.ориентированность
фил.осмысления судеб рус.истории.Всё
истор.чел-во,с этой точки зрения,представ-лялось
как борьба за торжество христ-ва.Р.народ-миссия,
носитель высшей дух.истины.Одним из выдающихся
р.фил. был Соловьев.На его взгляды боль.влияние
оказала идеи неоплатонизма,средневек.мистицизма,нем.клас.ф-и
и славя-нофилов.Общ.-истор.задача ф-и-спасение
чела и чел-ва. Необходимо подготовить
чела к восприятию христ. Ценно-стей.Центр.идея
учения-идея положительного всеед-ва или
“всеединого сущего”.Это всеед-во являет
собой соверш. синтез истины,добра и красоты.Всеединое
сущее-сфера абсол,божественного-обладает
признаками безусловности и всецелости.Реальный
мир-самоопределение или воплощение абсолютного,сущего.,посредник
м/д ними-София(мудрость божия).Материальный
мир находится в хаотическом состо-янии.Чел-во
является центром всеобщего созн-я природы.
Его роль-роль освободителя и спасителя
природы. Чел-во - посредник м/д прир.и божетвом.Чел
должен изменять при-роду до ее одухотворения.Отсюда
цель мир.истории-ед-во бога и внебожественного
мира,возглавляемого чел-ом. Нравств.смысл
личности,являющейся связ.звеном м/д бож.и
природными мирами,реализуется в акте
любви к др. челу,к природе,к богу.Истинный
предмет любви-Вечная Женствен-ность.В
общ-ве идея“всеед-ва”раскрывается как
богочел. союз людей,как некая вселенская
церковь, объеди-няющая всех и способствующая
установлению на земле царства божьего.Залогом
такого всеед-ва явл.объед-ние катол.и
правосл.церквей.В истории р.ф-и идеализма
С. ока-зал б.влияние на целую плеяду религиозно
фил.мыслителей (Бердяев,Трубецкие,Флоренский,Франк),к-ые
составили те-чение богоискательства
со свойственным ему иррациона-лизмом,персонализмом
и мистическим пониманием свободы и тв-ва.
25.Бел.ф-я.История
формирования фил.и общ.-истор. мысли бел.народа
уходит своими корнями в глуб.древ-ность.Её
зарождение связано с образованием Киевской
Руси.К этому времени возникли б.города:Полоцк,Ту-ров
и др.ставшие эк.и полит.центрами княжеств.Важн.
знач-е для дух.жизни Др.Р.имело христ-во(988-гос.ре-лигия):способствовало
распространению образования, изданию
рукописных книг,развитию лит-ры,становле-нию
опред.системы фил.мысли.Задолго до нее
сущ-л фольклор,оказавший бол.влияние
на дух.жизнь людей и развитие бел.,русск.и
украин.этноса.В 10-11в.на б.землях появляются
1-ые лит.памятники.Распростра-няются произведения-слово
о полку игореве,повесть временных лет.Выдающ.мыслителем
в расцвет Киев.Р. был кирилл Туровский.Призывал
к просвещению и «книжному почитаниюВ
лит.и фил.наследии содержа-тся его высказывания,свидельствующие
о его интересе к логике и ораторскому
искуству».Уже в эпоху К.Р.за-рождается
процесс,к-ый со временем приведёт к возникновению
бел.народности и формированию наци-он.самосозн-я.(зафиксировано
в летопесях).В 14-16вв. формируется бел.народность
со своим языком.Образо-вание бел.народности
в этот период связано с благотво-рным
влиянием эпохи Возрож-я.Распространяются
работы по истории,праву,медецине,сочинения
антич. авторов.Значит.роль принадлежала
и Реформации.Дава-ла возможность индивид.чел.разуму
решать религ.и нравст.??.Особое место в
бел.Возр-и занимает Скорина-первопечатник,просветитель
и мыслитель-гуманист. Хар-ное:стремление
к эмансипации от традиций цер-ковно-феодальных
воззрений,попытка утвердить права чел.разума,показать
его значение и силу.Осн.девиз-все для
науки и блага простых людей.Продолжателем
Скорины во вт.пол.16в.выступил Будный.Использовал
идеи реформации в борьбе за бел.культуру,распростра-нение
светских зн-й.Религиозно-фил.взгляды
Будного претерпели боль.и сложную эволюцию.Начав
с критики дух-ва,он постепенно пришёл
к отрицанию ряда догматов христ.церкви.Его
идеи уже в 70г.16в.стали из-вестны далеко
за пределами Речи Посполитой,в к-ую тогда
входила Беларусь.Его позиция вела к атеизму.т.к.
от отрицания бессмертия души недалеко
и до отрица-ния самого Бога.Мысли Будного,направленные
на под-рыв религ.мировозрения,на раскрепощение
мысли от церковных пут,имели для своего
времени прогрессив-ное значение.Имел
много последователей,к-ые в к.16-н. 17вв.продолжали
пропагондировать его идеи.В истории развития
полит.учений в Беларуси видное место
занимает Андрей Волан-ф-ф и правовед,идеолог
рефор-мационного движения.Признавал
сущ-е догосуд.общ-ва и считал,что необходимость
в гос-ве возникла лишь при появлении угрозы
естественным правом людей.Раз-работал
ряд учений:о врожденных св-вах «чел.натуры»-считал
свободу и равенство.Идея правового общ-ва
и гос-ва получила обоснование в произведениях
Сапеги. «предисловие» к статусу 1588г.,письмо
к архиепископу. ,в к-ом утверждал,что церковь
и дух-во обязаны гос.органом в поддержании
общ.порядка.17в.в Белару-си-период резкого
усиления идейной борьбы в феодальном
общ-ве.В ряде религиозно-полемических
трактатов отстаивались идеи веротерпимости,национ.
Свободы,защиты культуры угнетенных народов.В
18в. в Беларуси получают распространение
идеи Просвеще-ния. Взгляды боль-ва просветителей
развивались в русле теории«натурального
права».В 1840-1850гг.рас-тет интерес к изучению
бел.фольклора,быта,истор.про- шлого Беларуси.Начинается
2-ое национальное Возр-е, связанное со
становлением бел.языка и лит-ры.Подъем
революционного и национально-освободит.движения
в Беларуси знасительно активизировал
дея-сть предста-вителй революционно-демократического
направления. В тв-ве Купалы,Коласа стало
проявляться осозн-е необ-ходимости революционного
решения осн.соц.проблем. Выдвигали требования:уничтожение
самодержавия, свободное развитие национ.культуры.в
кач-ве 20в.в общ.полит.мысли можно выделить
3 направления:1.ре-лиг.-пол-кое.2.марксиское;3.нац.-возрожденческое.
На-чиная с 20г.в Б.развивается только марксиская
ф-я,к-ая на протяжении 70лет сущ0я в кач-ве
офиц-ой постепенно эволюционировала
от ортодаксального марксизма с абсолюцизацией
револ.диалектики к пониманию ф-и как самоценности,особого
феномена культуры.20-30гг.-интерес к прогрессивным
фил.напра-влениям запада.Уже в 60г.бел.ученые
преступают к исследованию фил.мысли Б
во главе с Лущитским.В 70г.акже работали
Дорошевич,Конан.В 80г.-Степан,к-ый был самым
гуманным.
№26.Бытия.Люб.фил.рассуждение
начинается с понятия о бытии,? о том,что
такое бытие,постоянно присутствует в
люб.философствовании.Он возник вместе
с зарождением ф-и и будет постоянно сопровождать
ее,пока будет сущ-ть мыслящее чел-во.Это
вечный ?. И глубина его содержания неисчерпаема.Под
бытием в самом широком
смысле этого слова
имеется в виду предельно
общее понятие о существовании,о
сущем вообще.Бытие и реальность как
всеохватывающие понятия–синонимы.Бытие
есть все то, что есть–«вся видимая же
и невидимая».Как утверждается Символом
веры.Это и материальные вещи,и все процессы
(физи.,хим.,геолог.,биолог.,соц.,псих.,дух.),это
их св-ва, связи и отн-я.Плоды самой буйной
фантазии,сказки, мифы,даже бред больного
воображения–все это тоже сущ-ет как разновидность
дух.реальности,как часть бытия.
Бытие в
обыденном понимании–существование.
Бытие
как фил.категория–не просто существование,а
то, что гарантирует существование.
Почему
бытие не называют существованием?Понятие
существование наделяет предмет
субъективным смыслом. Я могу сказать
человеку:«Ты для меня не существуешь».
Бытие же имеет смысл«есть»,эта связка
подчеркивает смысл существующего(Сидоров
есть человек).
Аспекты
бытия:
- Что существует?
Мир.
- Где? Здесь
и везде.
- Как долго? Сейчас
и всегда.
Следовательно
мир есть и будет,правда док-ть это
мы не можем.1.Признание
существования или несуществования
мира.Везде или нет–мир?Все ли пространство
заполнено миром?Все существующее должно
иметь предел.Нам проще представить мир
безграничным,как только представим безграничным-?–где
граница?Непротиво-речивое определение
бытия: «ВСЕ СУЩЕСТВЕТ».2.Мы
воспринимаем мир единым
и бесконечным.Все явления в мире
конечны,а мир–бесконечен.Существование–предпо-сылка
ед-ва мира.Если есть мы и природа–бытие-уже
предпосылка ед-ва мира.Материальность,ед-во
простран-ства и времени(Е=mc2).Тождество
бытия:А=А-одно из фундаментальных понятий
логики мышления(объект не должен изменяться
в процессе наших рассуждений).3.Как
все то,что сущ-ет в отдельности
сущ-ет?Все то,что нас окружает–дей-сть,имеет
ли оно логику существования или нет?(Мы
выделяем растения и животные,т.к.нам это
хо-чется или это разделение не зависит
от нас).
Реальность:как
мы эту дей-сть познаем.
Действительность:все
то,что сущ-ет и дей-ет на нас.
Уровни
бытия:
- Бытие природы
- Бытие общества
- Бытие личности
Сферы
бытия:
- Органическая
сфера
- Неорганическая
сфера
- Техносфера
и т.д.
Формы
бытия:
1.Вещей
и процессов–естественное бытие,
иногда его разделяют на миры:
микромир–на
уровне элементарных частиц, макромир–на
уровне человека, мегамир–дали.
Представлены
первой и второй природой:Первая
природа–существовала до чела,с ним
и после него.Вторая
природа–вечный мир,созданный челом.Чел
создает вторую природу на основе законов
первой природы.
2.Человека.Чел
сущ-ет как чел благодаря уникальной связи
природного(чел.)тела и чел.духа(созн-я).Эта
уникальность связи в других объектах
отсутствует.
3.Духовного(идеального).
- Индивидуализированного
духовного-наш внутренний мир,нет нас–мир
уходит с нами.Мы произвольны в формировании
своего дух. мира(он субъективен).
- Объективированного
духовного–не зависит от конкретного
индивида.
Например,
Тургенев написал роман «Отцы
т дети»–вначале-это И.Д,, после
роман стал существовать сам по себе–О.Д.
Парадокс взаимоотношения И.Д. и О.Д.: источник
О.Д,-созн-е,оно может существовать благодаря
индивидуальному созн-ю, но от него не
зависит.
- Социального
духовного–форм общ-ва.
Итог:
Бытие-существование во всех его многообразных
формах.Бытие–категория единая,его деление
произведено в познавательных целях.
27.СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ФИЛ
КАТЕГОРИИ “МАТЕРИЯ”.Материя-фундаментальная
исходная кате-гория фил.,от того или иного
ее понимания зависит реше-ние практ всех
других проблем.От лат.-вещ-во.Это ве-ществ.знач-е
удерживалось до 20в.,когда произошла револ
в физике.1ой ступенью в осознании материальности
мира был стих.материализм.Началом
форм понятия материи явился переход от
качеств разнообразия сущ.вещей к понятию
единой,объемлющей это кач.разнообразие
основы мира-первоматерии.Это абстрагирование
сложно. Поэтому сначала все кач.разнообр.миравыводилось
из какого-либо одного тоже качеств.определенного,эмпир.
воспринимаемого эл-та.(огонь,вода.)Но
уже Демокрит заметил,что с помощью одного
кач.определ-я в-ва невозможно объяснить
происхожд другого,т.к.он не содержит принципа
своего превращения.Дальнейшее развитие
мысли привело к атомистике.Атомы
тоже истолковывались как вещ-во,как кирпичи
всего сущест-вующего.Так зародилась дискретная
картина мира.Она была очень плодотворной
для ф-и и науки в целом.С этой теорией
связаны многие открытия в физике(тяжесть,со-хранение
в-ва).Механика Ньютона позволяла объяснять
большую часть явл.и событий мира на основе
взаимодей-я атомов.Казалось еще чуть-чуть
и физ.картина мира полу-чит полную завершенность.Лиргоф:“Разве
осталось еще что-нибудь открывать?”Однако
был открыт электрон, ядерный распад и
превращеие атомов.Атом оказался вовсе
не мельчайшей частицей в-ва.Открытие
электромагн.полей и ядерных сил тоже
внесли свою лепту.Поле-принципиально
отличное от в-ва состояние материи.Первоначально
поле понималось как окруж какой-нибудь
предмет пространство,для каждой точки
кот можно определить величину и направл
силы взаимодей-я м/д данным объектом и
другим.(поле - атрибут в-ва).Но затем было
доказано,что поле не только атрибут объекта,
но и самостоят.реальность,т.е. нов.вид
материи,основным св-вом кот.является
непрерывность.Все это привело к фил.кризису-“Материя
исчезла”.Этот кризис связан с утратой
представл-я о материи как о вещ-ве.Изменение
массы электр.при измен усл-й поля или
скорости,ядерные реакции-превращение
в-ва в энергию.Ужас...Невозмож-ность чувственно
воспринимать объекты микромира заставила
обратиться к матем.моделям.Нек-ые предали
при этом материю забвению=идеализм.К
этому привело и то,что материализм традиционно
был связан с механи-чески-вещественным
пониманием материи.Был этот мир глубокой
тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился
Ньютон.\ Но сатана недолго ждал реванша.\
Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\.Диалектико-материалист.понятие
материи.Необходимо было осво-бодить
категорию материи от ее будто бы неразрывной
связи с понятием в-ва.Ленин замечал,что
исчезла не материя,а метафиз.представление
о ней.Единственное св-во материи-“быть
объективной реальностью, сущ-ть вне нашего
созн-я.” Короче “материя есть фил.категория
для обозначения объективной реальности,кот.дана
челу в ощущениях,кот.копируется,фотографируется,отображает-ся
нашими ощущениями,существуя независимо
от них”- Гольбах.Строение материи-физич.?.А
? об отн-и нашего позн-я к миру-фил.проблема.Поэтому
нельзя дать опреде-ления центр.категории
теории позн-я как только через ее соотнесение
с др, столь же шир.категорией-созн-ем и
определением того,что из них берется
за первичное. При-чем противопол.материи
и созн-я имеет абсол.значение только в
пределах очень огранич.области:искл-но
в пре-делах основного гносеолог.? о том,что
признать превич-ным.За этими пределами
относительность данного противоположения
несомненна”.