Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:50, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 64 вопроса по "Философии".

Работа состоит из  1 файл

doc.doc

— 568.00 Кб (Скачать документ)

19.Фрейд,Юнг.влият.течение20в.-психоанализ.Основы в 20г.заложил Фрейд.Свои гл.идеи обосновал в работах"Я и Оно","Тотем и табу","Толкование сновидений".Задача: на выявление глуб.основ чел.бытия,структурных элемен-тов психики.Исходил из гипотезы о существовании бессознательного пласта чел.психики,в недрах к-ого якобы происходит особая жизнь.Психика подразделяется на 3уровня:"Оно"-сов-сть комплексов,вытесненных пере-живаний;"Я"-сознание субъекта;"Сверх-Я"-инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокульт.хар-ра."Я"балансирует"Оно"и "Сверх-Я".Душевная жизнь чела беспрерывно потрясается конфликтами.Их разрешение сопряжено с защитными механизмами,к-ые позволяют челу приспособиться к окруж.дей-сти.Чел в своей жизни руководствуется 2мя принципами-удовольствия и реальности.В рамках 1го принципа бессознательные влечения направлены на получение макс.удовольст-вия.2ой принцип корректирует протекание псих.процес-сов в соответствии с требованиями окружения. Разрешение внутр.конфликтов видел в сублимации-процесс переориентации сексуального влечения(либидо)на др.цель,весьма далекую от секс.удовлетворения.Постижение бессознательного- путем восстановлением в памяти чела ранее полученного зн-я.Психоанализ объясняет настоящее,сводя его к прошлому,к детству чела.Завершается позн-е бессознательного обнаружением"эдипова комплекса"-тех первонач.секс.влечений,под воздей-ем к-ых структуриру-ется вся чел.дея-сть.Значительное внимание-сновидени-ям чела.Разработана символика сновидений,с помощью к-ой можно было бы истолковывать сны.Провозгла-сив,что"Я"не является хозяином в своем доме", утверждал необходимость изучения"Оно",не зная к-го чел не может жить разумно и нравственно.Этот путь продолжат его ученики-выдающиеся исследователи Адлер,Юнг,Фромм и др.Знач-но дальше Фрейда шагнул в своих воззр-ях Юнг-основатель аналит.психологии. Анализ бессознательного привел Юнга к выводу о неправомерности сведения всех псих.импульсов"Оно"к секс-сти.В труде"Метаморфозы и символы либидо" поня-тием "либидо"он охватывает все проявления жизненной энергии чела,воспринимаемые последним в кач-ве бессознательного желания.Показал: на протяжении всей жизни чела с либидо происходят весьма сложные превращения.обнаружил способность либидо к трансформированию и"возвращению вспять"по причине каких-либо жизненных обст-в.На этой основе строит свою культурологическую концепцию."Коллективное бессознательное"-сов-сть архетипов(прообразов)-древн. способов представления и переживания мира.Архетип,по Ю.,-закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений,"дремлющие мысле-формы", присущие от рождения всем людям.Они являются челу в снах и мифах.Важнейшие из них:Анима,Анимус, Мать,Отец,Старый мудрец,Тень,Персона, Самость. Архетипы не могут быть поняты разумом,они-тайна.В каждом образе выкристаллизована частица чел.психики и чел.судьбы-переживаний.Архетип-готовность раз за разом воспроизводить те же самые или сходные мифические представления.Проявляя себя в сновидениях,фантазиях,в реале он захватывает психику, вызывая иллюзии и одержимость людей как в хорошем, так и в дурном.Поэтому люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов.Совр.челу необходимо осознанно принимать идею Бога,т.к.в др. случае Богом для него может стать нечто другое-неудовлетворительное и глупое.Архетипы создают мифы,религии и ф-и,оказывая влияние на целые народы и истор.эпохи.и так благодаря Юнгу в центр науч.иссле-дований психологов и ф-ов были поставлены бессознат.и неосознанное в индивид.и соц.психике.Созн-е стало рассм-ся как природное культурное,чувст.и рацион.,лич-ностное и коллективное.В закл-ие слова Юнга:«Идеи рождаются из чего-то большего,нежели данный конкретный чел.Мы не формируем их,а сами формируемся ими». 

20.ПОЗИТИВИЗМ.Во вт.пол 19в п-м стан-ся наиб влият теч-ем зап фил.П.объя-вил ед ист-ком истин зн-я конкретные,част науки и выступил против ф как метафизики,но за ф.как особую науку.Под метаф.они понималм умозрительную ф.бытия.П-фил позитивного зн-я,отвергающая теорет.спекуляции и умозрения как ср-ва получ зн-я.гов-ли:только сов-сть наук дает право гов-ть о мире в целом.Т.о.если ф.научна то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.3 этапа в эволюции п-ма:1.Собственно по-зм (30-70гг 19в)-Конт,Миль,Спенсер.2.Эмпириокритицизм (ко-нец 19в)-Мах,Авенариус.3.Неопоз-м(с сер20хгг20)-Шлик,Карнап, Нейроз,Витгенштейн,Б.Рассел.Осн-ль поз Конт.его работа:“Курс позитивной филос”Осн.идеи этой рабо-ты.1.Попытка классиф наук.Иеархия наук д.б.выстроена от прос.к сл-му,при кот лог-ое производит истор-ое. 2.Пытался опред-ть науку по ее предмету.исходил при этом из кантовского идеализма,предполагая,что науки имеют дело с метафизика с вещью.Т.к.вещи нельзя познать,то метаф д.б.отвергнута.3.Пытается выявить з-н 3 стадий развития позн-я и соответств типы мировоз-я. а)Телеологическая когда поведение чел опред-ся буйством фан-тазии,верой в богов...б)Метафиз-ая-бог становится субъстанци-ей...в)Позитивная стадия-стадия становления науч.взгляад на ве-щи.Начин-ся с соед-я опыта с абстр мышлением.4.Позитивные науки-попытка создания науч.религии.Высшее понятие этой рел –чел-во как целое.Прошлое,наст.и буд.чел-ва объед-ны мисти-ческой связью.По сущ-ву ед.чел-во результат,но не предпосылка истор пр-сса.Милль.Осн-ль позитивной логики и методологии науки.Работа:“Сиситема логики силлогистической и индуктив-ной”.Идеи Милля имеют соц устремленность.Он пытается раз-работать такую теор зн-я,чтобы зн-я были бы научными(как в естеств науках).Сущ-ет контраст м/д состоянием естествозн и обществозн-я.1-ое в цветущем состоянии,во 2-ом-топтание на месте,одни сист сменяются др.Поэтому необход.орган-ть помо-щь социологии со стор естествозн-я.Надо методы естеств при-менить в социологии.Какие же это методы?Осн.метод-физика. Физ.-это теорет зн-е,кот позволяет контролировать пр-ссы, Особенность физ.-соед-е опыта и теории,индукции и дедукции. Развитая физ предполаг 2 уровня зн-я:1.Эмпирические обобще-ния2.Объясняющая теория. М/д этими уровнями сущ строгая лог связь-Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн теории. Необход.их взаимоподкрепление.Метод соц науки должен стать точной копией методов физ.Спенсер.Он подобно Конту поста-вил зад создать синтетическую фил без самой фил.По Сп это вся фил,но без метафизики.(т.к. метаф-это попытка судить о ми-ре вещей,кот непозна-ваемы).Стержнем едва зн-й людей явл идея эволюции.Пр-сс эвол означает возраст-е опред-ти вида.Сп выводил эволюцию из з-на сохран-я и превращения энергии,а послед из з-ов созн-я.,т.е. псих привычки чела.Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений-этот поток-основа з-на сохран-я.Он пытается применить идею эволюции при рассм.теор позн-я:Он полагает,что наша иллюзия врожденных идей есть р-т накопленной наследственности.То,что для вида апостериорно для индивида априорно.Т.е.в истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн.,а затем это новое усиливается и передается как априорное.Эмпириокритицизм-т-я критики опыта.Гл. назн-е этой критики-выяснение сущ-ва дел.ЕЕ цель-чистить опыт от метафизики.Осн-л Авенариус и Мах считали осн з-ом позн-я- экономию мышления.Пытались очистить поним-е опыта от та-ких понятий как материя,субстанция,необход-ть,причинность и др рассудочных понятий.В итоге эмпириокр.выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений.Мир-это опыт,а структуру опыта составл ощущения.

Сами  по себе эл-ты мира нейтральны,различие их функцио-нально:одни и те же эл-ты мира составл физ реальность,и  в этом случае они связ цепью физ  причинности.Психолог эл-ты связаны цепью мнемонической причинности и проявл в том,что мы наз памятью.Т.о. Э. исходит из феноменологического пони-мания псих и физического понимания того,что непоср-но дано нашему созн-ю,но не учитывает генезис самого созн-я- субъективный идеализм.Неопозитивизм.или лог эмпиризм-Рассел,Витгенштейн,Шлик,Карнап,Франк,Не-йрат.Гл.идейным источником нп.был махизм.Но если махисты отстаивали “биолого-эк-ую”т-ю позн-я и видели в науке метод упорядочи-вания ощущений(элементов),то нп выдвинули нов.понимание науч.позн-я,как лог конструкции на основе чувств. Содержа-ний.Изгоняли из ф.метафизику.Фил имеет право на сущ не как мышление о мире,а как “лог анализ языка.”Позитивисты счита-ли осн ? фил а также др коренные ?? фил неразрешимыми из-за слабости чел разума,махисты- что осн ? ф.снимается и разреша-ется учением о нейтр элементах,нп-заявляют,что и осн ? ф.и во-обще пробл, считавшиеся ранее фил,-это мнимые пр-мы,кот нужно отбросить как лишенные науч.смысла.Все наше зн-е о мире дают только конкретные науки.Фил не может высказать о мире ни одного нов положения,не мож создать никакой картины мира.Ее задача-лог анализ и прояснение полож науки,в кот выражаются зн-я о мире.Сведению фил к лог анализу нп обязан Расселу,кот воспользовался при этом достиж матем логики. Попытавшиь дать строгие определ матем понятий он пришел к выводу,что вся матем м.б.сведена к логике.Далее Р.придал более шир зн-е методу лог анализа и объявил,что“логика-это сущ-ть фил”. Витгенштейн развил эту идею,указав,что фил состоит в лог анализе языка.Отождествляя всю фил с лог анализом яз,нп искл.из сферы фил почти вся ф.проблематику и тем самым практ ликвидируют фил.Одной из важн задач явл отделение пре-длож к-ые имеют смысл,от тех кот лишены его с науч.точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений.Нп различают 3 типа осмысл предлож-й 1.высказывания об эмпир фактах(если говорят о фактах и ни о чем более)2.предлож,содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами(могут быть сведены к выск о эмпир фактах)3. предлож-я логики и матем (не содержат выск о фактах,не дают нов.зн-я о мире,необходимы для формального преобраз уже имеющегося зн-я).Чтобы выяснить имеет ли предлсмысл необходим спец метод-верификация. Суть в сравнении предлож с дей-стью,указании конкретн усл-й,при кот оно истинно или ложно.Метод проверки еще и устанавливает смысл предлож “зн-е предлож закл в методе его проверки”Факт истина состоит в соотв высказывания факту.Предлож же типа“душа чел бес-смертна” бессмыслены т.к. не могут быть проверены.Под фактами нп понимают ощущения,переживания,словом сост созн-я.Утверждение о том,что роза,аромат кот я вдыхаю, материальна,равно как утверждение,что она лишь плод моего воображ-я-одинаково лишены смысла.Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт,что я чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”.Значит в проц верификации можно сравнить предлож только с чувств-ми содержаниями и данными ощущений или преживаний. Оказа-лось,что ни один науч.з-н,ни одно общее утверждение типа“все люди смертны”не м.б.верифицированы,т к вер всегда относится к конкр.эмпир факту.В силу субъекетивизма вериф истины по-лож науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, производ вериф.Поэтому было предложено считать предлож верифицированным,если неск-о авторитетных исследов согласны считать его таковым.Т.е.критерий истины-согласие исследователей. Затем было предложено для выясн истинности предл.сравнивать его с друг предлож-ем.Понимание истины как соотв фактам начало уступать место взгляду на истину как на соглоасованность предлож с системой др предлож.,что не мб осн.зн-я. 

21. Прагматизм .Философия прагматизма (Джеймс, Дьюи, Пирс). Сложился в 70-х  20 в. благодаря деятель-ти 3 ученых: Пирса: «Закрепление верования, «Как сделать ясными наши идеи»; Джеймса:«Закономерность веры от воли», «Прагматизм — начало психологии»; Дьюн:«Принципы психологии», «Опыт и природа», «Психология и педагогика мышления». Сегодня П в США явл. Господств-им фил. Теч-ем. Он подчинил себе фил-ию образования, сделался полуофициальн. фил-ей американского образа жизни.

Формир. концепции  п-зма американцы сравн. с «каперникайским  переворотом», полной реконструкцией фил-ии, считая, что п-изм идеальный ключ к решению извечных проблем философии. Центральная задача прагматизма — опустить абстрактные фил-ие понятия на землю и искать смысл фил-их проблем в их отн-ии к чел-ой жизни. Те фил-ие проблемы значимы, которые имеют прямое отн-ие к чел-ой жизни, поэтому они должны излагаться и рассматриваться в терминах чел-ого действия и его успешности. По их мнению человек действует в иррациональном мире. Попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к любой концепции, к любому понятию, к любой теории и социальным учениям, моральным требованиям следует подходить инструментально, с позиции целесообразности конкр. вещей. Что приносит успех то и истинно — это общее понятие этой теории. 3 направления прагматизма: 1). Пирс-выделяет 2 доктрины: а). «Теория сомнения веры» б). «Теория значения» «Т-ия сомнения веры» — это не отражает реальность в сознании человека, а развитие врожденных инстинктов жизни, т. е. биопсихологическая фу-ия направленная на выработку привычки реагировать на окружающие условия, эта привычка составляет верование. А достижение устойчивого верования есть единственная цель мышления. Движение идеи не от незнания к знанию, а от сомнения к твердому мнению и устойчивому верованию, которое является основной функцией познающего мышления. Устойчивое верование достигается 3 способами и методами: упорство, которое предполагает придерживаться единожды принятого взгляда. Метод авторитета-опора на распространенные авторитетные суждения и взгляды. Метод априоризма-общие верования, обосн-ые безличными доопытными началами. Субъективизм верований допустим путем принятия Шпотеры, и тем самым обеспечивается единство и сеобщность. «Теория сомнения веры» обосновывает отказ от понимания познавательной деятельности, как деятельности отражательной по существу и направленной на достижение истинного знания объективной реальности. Познавательная деятельность рассматривается Пирсом как непознавательная Дея-ость, которая направлена на обеспечение интеллектуального комфорта. Эта теория отрицает наличие у человека познавательного интереса. Т. о. достижение веры влечет за собой пассивность ума, но обеспечивает активность тела, ибо вера с точки зрения прагматика-это привычка действовать.«Т-ия значения»- Пирс решал задачу установить значение понятий не в словарном смысле, а в практических действиях человека, т. е. понять идею какого-то термина и сделать ее ясной, поэтому Пирс соотносит понятие с человеком. Без этого нельзя говорить о «значении» в философском смысле. Значение — это, что содержание понятия значит для человека как сообщества людей, т. е. прагматизм осуществил прагматическую трактовку понятий с практическими последствиями действий. Понятие истины Пирс связывает и отождествляет с успешностью. Истина по его мнению — это будущая полезность для цели. Истина то во что мы верим, или устойчивое верование. А чтобы быть устойчивым, верование должно быть всеобщим, т. е. разделяться всеми заинтересованными в нем.

Джеймс — в  центр философии ставит человека, а значение всех философских проблем  оценивается по той роли, которую  они могут играть в жизни индивида.

Философа должно интересовать не устройство мира, а какое значение он имеет для человека, что следует для него из его знания. Склоняемся мы к тому или иному философскому направлению не из-за его истинности, а потому, что оно в наибольшей степени соответствует нашему умонастроению, эмоциональному состоянию, нашим интересам. Истина по Джеймсу — полезность или успех, а прониатизм, и есть метод улаживания споров. Сознание человека — это избирательная активность, направленная на отбор того, что отвечает целям индивида, их чувствам, настроениям и эмоциям.

По мнению Джеймса  необходимо отдать предпочтение не доводам  разума, а верить в любую гипотезу и идти на риск. В центре его концепции  стоит воля к вере: с одной стороны  вера настраивает на убеждения, в  совершенную иррациональность и  непознаваемость окружающего мира, с другой — помогает комфортно жить в хаосе не связанных событий, плюралистической вселенной. Воля к вере определяет успех человека в теории и практике. Т. к. объекты веры — суть, единственные реальности, о которых можно говорить, но объектами они становятся лишь тогда когда в той или иной вере подвергаются напряжениям или усилиям воли в опыте. Опыт характеризуется как некая совокупность ощущений, эмоций, переживаний. В опыте мы не имеем дело с реальностью, поэтому понятие идеи, теории, созданные в процессе опыта лишены объективного содержания и должны оцениваться прагматически, т. е. с точки зрения практических последствий, поэтому истинность понятий и идей в их полезности.

Систематизировал  и превратил в универсальное  учение, охватившее педагогику, этику, социологию, историю — это был Дьюи. Осуществил он это на основе науки и демократии. Он разработал логику науки, теорию научного исследования и применил созданный им научный метод к человеческим проблемам во всех сферах общественной жизни. Критикуя, существующую до него философию Дьюи настаивал на том, что единственный путь к решению социальных, практических и теоретических проблем состоит в методе разума и науки, который в отношении к природе и технологии дал уже всем известные блестящие результаты. Он рассматривал научный метод ни как метод познания, а как метод, обеспечивающий успешное поведение человека в мире, объективное знание, которое невозможно. Научный метод Дьюи не признает объективную реальность, как предмет исследования. Он утверждает, что она возникает в процессе познания, поэтому знания о предмете расцениваются как создание реальности. С его точки зрения быть объектом научного исследования. Научное исследование ставит человека в проблематические неопределенные ситуации, задача философии состоит в том, чтобы преобразовать неопределенную ситуацию в определенную, нерешенную проблему в решенную. С этой целью и создаются понятия, идеи, законы, которые имеют инструментальное значение. Наука — это комплекс инструментов, которые используются в тех или иных обстоятельствах, поэтому некоторые ученые прагматизм Дьюи называли инструментализмом. Он включает 5 ступеней исследования:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"