19.Фрейд,Юнг.влият.течение20в.-психоанализ.Основы
в 20г.заложил Фрейд.Свои гл.идеи обосновал
в работах"Я и Оно","Тотем и табу","Толкование
сновидений".Задача: на выявление глуб.основ
чел.бытия,структурных элемен-тов психики.Исходил
из гипотезы о существовании бессознательного
пласта чел.психики,в недрах к-ого якобы
происходит особая жизнь.Психика подразделяется
на 3уровня:"Оно"-сов-сть комплексов,вытесненных
пере-живаний;"Я"-сознание субъекта;"Сверх-Я"-инстанция,
олицетворяющая собой императивы долженствования
и запреты социокульт.хар-ра."Я"балансирует"Оно"и
"Сверх-Я".Душевная жизнь чела беспрерывно
потрясается конфликтами.Их разрешение
сопряжено с защитными механизмами,к-ые
позволяют челу приспособиться к окруж.дей-сти.Чел
в своей жизни руководствуется 2мя принципами-удовольствия
и реальности.В рамках 1го принципа
бессознательные влечения направлены
на получение макс.удовольст-вия.2ой принцип
корректирует протекание псих.процес-сов
в соответствии с требованиями окружения.
Разрешение внутр.конфликтов видел в
сублимации-процесс переориентации
сексуального влечения(либидо)на др.цель,весьма
далекую от секс.удовлетворения.Постижение
бессознательного- путем восстановлением
в памяти чела ранее полученного зн-я.Психоанализ
объясняет настоящее,сводя его к прошлому,к
детству чела.Завершается позн-е бессознательного
обнаружением"эдипова
комплекса"-тех первонач.секс.влечений,под
воздей-ем к-ых структуриру-ется вся чел.дея-сть.Значительное
внимание-сновидени-ям чела.Разработана
символика сновидений,с помощью к-ой можно
было бы истолковывать сны.Провозгла-сив,что"Я"не
является хозяином в
своем доме", утверждал необходимость
изучения"Оно",не зная к-го чел не
может жить разумно и нравственно.Этот
путь продолжат его ученики-выдающиеся
исследователи Адлер,Юнг,Фромм и др.Знач-но
дальше Фрейда шагнул в своих воззр-ях
Юнг-основатель аналит.психологии. Анализ
бессознательного привел Юнга к выводу
о неправомерности сведения всех псих.импульсов"Оно"к
секс-сти.В труде"Метаморфозы и символы
либидо" поня-тием "либидо"он охватывает
все проявления жизненной энергии чела,воспринимаемые
последним в кач-ве бессознательного желания.Показал:
на протяжении всей жизни чела с либидо
происходят весьма сложные превращения.обнаружил
способность либидо к трансформированию
и"возвращению вспять"по причине
каких-либо жизненных обст-в.На этой основе
строит свою культурологическую концепцию."Коллективное
бессознательное"-сов-сть архетипов(прообразов)-древн.
способов представления и переживания
мира.Архетип,по Ю.,-закодированная
в структуре головного мозга некая возможность
представлений,"дремлющие мысле-формы",
присущие от рождения всем людям.Они являются
челу в снах и мифах.Важнейшие из них:Анима,Анимус,
Мать,Отец,Старый мудрец,Тень,Персона,
Самость. Архетипы не могут быть поняты
разумом,они-тайна.В каждом образе выкристаллизована
частица чел.психики и чел.судьбы-переживаний.Архетип-готовность
раз за разом воспроизводить те же самые
или сходные мифические представления.Проявляя
себя в сновидениях,фантазиях,в реале
он захватывает психику, вызывая иллюзии
и одержимость людей как в хорошем, так
и в дурном.Поэтому люди всегда нуждались
в демонах и никогда не могли жить без
богов.Совр.челу необходимо осознанно
принимать идею Бога,т.к.в др. случае Богом
для него может стать нечто другое-неудовлетворительное
и глупое.Архетипы создают мифы,религии
и ф-и,оказывая влияние на целые народы
и истор.эпохи.и так благодаря Юнгу в центр
науч.иссле-дований психологов и ф-ов были
поставлены бессознат.и неосознанное
в индивид.и соц.психике.Созн-е стало рассм-ся
как природное культурное,чувст.и рацион.,лич-ностное
и коллективное.В закл-ие слова Юнга:«Идеи
рождаются из чего-то большего,нежели
данный конкретный чел.Мы не формируем
их,а сами формируемся ими».
20.ПОЗИТИВИЗМ.Во
вт.пол 19в п-м стан-ся наиб влият теч-ем
зап фил.П.объя-вил ед ист-ком истин зн-я
конкретные,част науки и выступил против
ф как метафизики,но за ф.как особую науку.Под
метаф.они понималм умозрительную ф.бытия.П-фил
позитивного зн-я,отвергающая теорет.спекуляции
и умозрения как ср-ва получ зн-я.гов-ли:только
сов-сть наук дает право гов-ть о мире в
целом.Т.о.если ф.научна то она должна распрощаться
с попыткой судить о мире в целом.3 этапа
в эволюции п-ма:1.Собственно по-зм (30-70гг
19в)-Конт,Миль,Спенсер.2.Эмпириокритицизм
(ко-нец 19в)-Мах,Авенариус.3.Неопоз-м(с сер20хгг20)-Шлик,Карнап,
Нейроз,Витгенштейн,Б.Рассел.Осн-ль поз
Конт.его работа:“Курс позитивной филос”Осн.идеи
этой рабо-ты.1.Попытка классиф наук.Иеархия
наук д.б.выстроена от прос.к сл-му,при
кот лог-ое производит истор-ое. 2.Пытался
опред-ть науку по ее предмету.исходил
при этом из кантовского идеализма,предполагая,что
науки имеют дело с метафизика с вещью.Т.к.вещи
нельзя познать,то метаф д.б.отвергнута.3.Пытается
выявить з-н 3 стадий развития позн-я и
соответств типы мировоз-я. а)Телеологическая
когда поведение чел опред-ся буйством
фан-тазии,верой в богов...б)Метафиз-ая-бог
становится субъстанци-ей...в)Позитивная
стадия-стадия становления науч.взгляад
на ве-щи.Начин-ся с соед-я опыта с абстр
мышлением.4.Позитивные науки-попытка
создания науч.религии.Высшее понятие
этой рел –чел-во как целое.Прошлое,наст.и
буд.чел-ва объед-ны мисти-ческой связью.По
сущ-ву ед.чел-во результат,но не предпосылка
истор пр-сса.Милль.Осн-ль позитивной
логики и методологии науки.Работа:“Сиситема
логики силлогистической и индуктив-ной”.Идеи
Милля имеют соц устремленность.Он пытается
раз-работать такую
теор зн-я,чтобы зн-я были бы научными(как
в естеств науках).Сущ-ет контраст м/д состоянием
естествозн и обществозн-я.1-ое в цветущем
состоянии,во 2-ом-топтание на месте,одни
сист сменяются др.Поэтому необход.орган-ть
помо-щь социологии со стор естествозн-я.Надо
методы естеств при-менить в социологии.Какие
же это методы?Осн.метод-физика. Физ.-это
теорет зн-е,кот позволяет контролировать
пр-ссы, Особенность физ.-соед-е опыта и
теории,индукции и дедукции. Развитая
физ предполаг 2 уровня зн-я:1.Эмпирические
обобще-ния2.Объясняющая теория. М/д этими
уровнями сущ строгая лог связь-Эмпир
обобщение есть лог вывод из объясн теории.
Необход.их взаимоподкрепление.Метод
соц науки должен стать точной копией
методов физ.Спенсер.Он
подобно Конту поста-вил
зад создать синтетическую
фил без самой фил.По Сп это вся фил,но
без метафизики.(т.к. метаф-это попытка
судить о ми-ре вещей,кот непозна-ваемы).Стержнем
едва зн-й людей явл идея эволюции.Пр-сс
эвол означает возраст-е опред-ти вида.Сп
выводил эволюцию из з-на сохран-я и превращения
энергии,а послед из з-ов созн-я.,т.е. псих
привычки чела.Чел имеет дело со сплошным
потоком впечатлений-этот поток-основа
з-на сохран-я.Он пытается применить идею
эволюции при рассм.теор позн-я:Он полагает,что
наша иллюзия врожденных идей есть р-т
накопленной наследственности.То,что
для вида апостериорно для индивида априорно.Т.е.в
истор развитии опыт приводит к возникнов
нов зн.,а затем это новое усиливается
и передается как априорное.Эмпириокритицизм-т-я
критики опыта.Гл. назн-е этой критики-выяснение
сущ-ва дел.ЕЕ цель-чистить опыт от метафизики.Осн-л
Авенариус и Мах считали осн з-ом позн-я-
экономию мышления.Пытались очистить
поним-е опыта от та-ких понятий как материя,субстанция,необход-ть,причинность
и др рассудочных понятий.В итоге эмпириокр.выдвигает
представление о мире как сов-ти нейтральных
эл-тов и ничьих ощущений.Мир-это опыт,а
структуру опыта составл ощущения.
Сами
по себе эл-ты мира нейтральны,различие
их функцио-нально:одни и те же эл-ты
мира составл физ реальность,и
в этом случае они связ цепью физ
причинности.Психолог эл-ты связаны цепью
мнемонической причинности и проявл в
том,что мы наз памятью.Т.о. Э. исходит из
феноменологического пони-мания псих
и физического понимания того,что непоср-но
дано нашему созн-ю,но не учитывает генезис
самого созн-я- субъективный идеализм.Неопозитивизм.или
лог эмпиризм-Рассел,Витгенштейн,Шлик,Карнап,Франк,Не-йрат.Гл.идейным
источником нп.был махизм.Но если махисты
отстаивали “биолого-эк-ую”т-ю позн-я
и видели в науке метод упорядочи-вания
ощущений(элементов),то нп выдвинули нов.понимание
науч.позн-я,как лог конструкции на основе
чувств. Содержа-ний.Изгоняли из ф.метафизику.Фил
имеет право на сущ не как мышление о мире,а
как “лог анализ языка.”Позитивисты счита-ли
осн ? фил а также др коренные ?? фил неразрешимыми
из-за слабости чел разума,махисты- что
осн ? ф.снимается и разреша-ется учением
о нейтр элементах,нп-заявляют,что и осн
? ф.и во-обще пробл, считавшиеся ранее
фил,-это мнимые пр-мы,кот нужно отбросить
как лишенные науч.смысла.Все наше зн-е
о мире дают только конкретные науки.Фил
не может высказать о мире ни одного нов
положения,не мож создать никакой картины
мира.Ее задача-лог анализ и прояснение
полож науки,в кот выражаются зн-я о мире.Сведению
фил к лог анализу нп обязан Расселу,кот
воспользовался при этом достиж матем
логики. Попытавшиь дать строгие определ
матем понятий он пришел к выводу,что вся
матем м.б.сведена к логике.Далее Р.придал
более шир зн-е методу лог анализа и объявил,что“логика-это
сущ-ть фил”. Витгенштейн развил эту идею,указав,что
фил состоит в лог анализе языка.Отождествляя
всю фил с лог анализом яз,нп искл.из сферы
фил почти вся ф.проблематику и тем самым
практ ликвидируют фил.Одной из важн задач
явл отделение пре-длож к-ые имеют смысл,от
тех кот лишены его с науч.точки зр, и т.о
очистить науку от бессмысл предложений.Нп
различают 3 типа осмысл предлож-й 1.высказывания
об эмпир фактах(если говорят о фактах
и ни о чем более)2.предлож,содержащие лог
следствия этих высказываний и построенные
в соотв с лог правилами(могут быть сведены
к выск о эмпир фактах)3. предлож-я логики
и матем (не содержат выск о фактах,не дают
нов.зн-я о мире,необходимы для формального
преобраз уже имеющегося зн-я).Чтобы выяснить
имеет ли предлсмысл необходим спец метод-верификация.
Суть в сравнении предлож с дей-стью,указании
конкретн усл-й,при кот оно истинно или
ложно.Метод проверки еще и устанавливает
смысл предлож “зн-е предлож закл в методе
его проверки”Факт истина состоит в соотв
высказывания факту.Предлож же типа“душа
чел бес-смертна” бессмыслены т.к. не могут
быть проверены.Под фактами нп понимают
ощущения,переживания,словом сост созн-я.Утверждение
о том,что роза,аромат кот я вдыхаю, материальна,равно
как утверждение,что она лишь плод моего
воображ-я-одинаково лишены смысла.Буду
ли я считать ее мат или идеальной это
не повлияет на факт,что я чувствую ее
аромат и она не станет от этого пахнуть
лучше или хуже”.Значит в проц верификации
можно сравнить предлож только с чувств-ми
содержаниями и данными ощущений или преживаний.
Оказа-лось,что ни один науч.з-н,ни одно
общее утверждение типа“все люди смертны”не
м.б.верифицированы,т к вер всегда относится
к конкр.эмпир факту.В силу субъекетивизма
вериф истины по-лож науки оказались в
зависимости от оценки каждого субъекта,
производ вериф.Поэтому было предложено
считать предлож верифицированным,если
неск-о авторитетных исследов согласны
считать его таковым.Т.е.критерий истины-согласие
исследователей. Затем было предложено
для выясн истинности предл.сравнивать
его с друг предлож-ем.Понимание истины
как соотв фактам начало уступать место
взгляду на истину как на соглоасованность
предлож с системой др предлож.,что не
мб осн.зн-я.
21. Прагматизм
.Философия прагматизма (Джеймс, Дьюи,
Пирс). Сложился в 70-х 20 в. благодаря
деятель-ти 3 ученых: Пирса: «Закрепление
верования, «Как сделать ясными наши идеи»;
Джеймса:«Закономерность веры от воли»,
«Прагматизм — начало психологии»; Дьюн:«Принципы
психологии», «Опыт и природа», «Психология
и педагогика мышления». Сегодня П в США
явл. Господств-им фил. Теч-ем. Он подчинил
себе фил-ию образования, сделался полуофициальн.
фил-ей американского образа жизни.
Формир. концепции
п-зма американцы сравн. с «каперникайским
переворотом», полной реконструкцией
фил-ии, считая, что п-изм идеальный ключ
к решению извечных проблем философии.
Центральная задача прагматизма — опустить
абстрактные фил-ие понятия на землю и
искать смысл фил-их проблем в их отн-ии
к чел-ой жизни. Те фил-ие проблемы значимы,
которые имеют прямое отн-ие к чел-ой жизни,
поэтому они должны излагаться и рассматриваться
в терминах чел-ого действия и его успешности.
По их мнению человек действует в иррациональном
мире. Попытки достигнуть объективной
истины бессмысленны, поэтому к любой
концепции, к любому понятию, к любой теории
и социальным учениям, моральным требованиям
следует подходить инструментально, с
позиции целесообразности конкр. вещей.
Что приносит успех то и истинно — это
общее понятие этой теории. 3 направления
прагматизма: 1). Пирс-выделяет 2 доктрины:
а). «Теория сомнения веры» б). «Теория
значения» «Т-ия сомнения веры» — это
не отражает реальность в сознании человека,
а развитие врожденных инстинктов жизни,
т. е. биопсихологическая фу-ия направленная
на выработку привычки реагировать на
окружающие условия, эта привычка составляет
верование. А достижение устойчивого верования
есть единственная цель мышления. Движение
идеи не от незнания к знанию, а от сомнения
к твердому мнению и устойчивому верованию,
которое является основной функцией познающего
мышления. Устойчивое верование достигается
3 способами и методами: упорство, которое
предполагает придерживаться единожды
принятого взгляда. Метод авторитета-опора
на распространенные авторитетные суждения
и взгляды. Метод априоризма-общие верования,
обосн-ые безличными доопытными началами.
Субъективизм верований допустим путем
принятия Шпотеры, и тем самым обеспечивается
единство и сеобщность. «Теория сомнения
веры» обосновывает отказ от понимания
познавательной деятельности, как деятельности
отражательной по существу и направленной
на достижение истинного знания объективной
реальности. Познавательная деятельность
рассматривается Пирсом как непознавательная
Дея-ость, которая направлена на обеспечение
интеллектуального комфорта. Эта теория
отрицает наличие у человека познавательного
интереса. Т. о. достижение веры влечет
за собой пассивность ума, но обеспечивает
активность тела, ибо вера с точки зрения
прагматика-это привычка действовать.«Т-ия
значения»- Пирс решал задачу установить
значение понятий не в словарном смысле,
а в практических действиях человека,
т. е. понять идею какого-то термина и сделать
ее ясной, поэтому Пирс соотносит понятие
с человеком. Без этого нельзя говорить
о «значении» в философском смысле. Значение
— это, что содержание понятия значит
для человека как сообщества людей, т.
е. прагматизм осуществил прагматическую
трактовку понятий с практическими последствиями
действий. Понятие истины Пирс связывает
и отождествляет с успешностью. Истина
по его мнению — это будущая полезность
для цели. Истина то во что мы верим, или
устойчивое верование. А чтобы быть устойчивым,
верование должно быть всеобщим, т. е. разделяться
всеми заинтересованными в нем.
Джеймс — в
центр философии ставит человека,
а значение всех философских проблем
оценивается по той роли, которую
они могут играть в жизни индивида.
Философа должно
интересовать не устройство мира, а какое
значение он имеет для человека, что следует
для него из его знания. Склоняемся мы
к тому или иному философскому направлению
не из-за его истинности, а потому, что
оно в наибольшей степени соответствует
нашему умонастроению, эмоциональному
состоянию, нашим интересам. Истина по
Джеймсу — полезность или успех, а прониатизм,
и есть метод улаживания споров. Сознание
человека — это избирательная активность,
направленная на отбор того, что отвечает
целям индивида, их чувствам, настроениям
и эмоциям.
По мнению Джеймса
необходимо отдать предпочтение не доводам
разума, а верить в любую гипотезу
и идти на риск. В центре его концепции
стоит воля к вере: с одной стороны
вера настраивает на убеждения, в
совершенную иррациональность и
непознаваемость окружающего мира,
с другой — помогает комфортно жить в
хаосе не связанных событий, плюралистической
вселенной. Воля к вере определяет успех
человека в теории и практике. Т. к. объекты
веры — суть, единственные реальности,
о которых можно говорить, но объектами
они становятся лишь тогда когда в той
или иной вере подвергаются напряжениям
или усилиям воли в опыте. Опыт характеризуется
как некая совокупность ощущений, эмоций,
переживаний. В опыте мы не имеем дело
с реальностью, поэтому понятие идеи, теории,
созданные в процессе опыта лишены объективного
содержания и должны оцениваться прагматически,
т. е. с точки зрения практических последствий,
поэтому истинность понятий и идей в их
полезности.
Систематизировал
и превратил в универсальное
учение, охватившее педагогику, этику,
социологию, историю — это был Дьюи. Осуществил
он это на основе науки и демократии. Он
разработал логику науки, теорию научного
исследования и применил созданный им
научный метод к человеческим проблемам
во всех сферах общественной жизни. Критикуя,
существующую до него философию Дьюи настаивал
на том, что единственный путь к решению
социальных, практических и теоретических
проблем состоит в методе разума и науки,
который в отношении к природе и технологии
дал уже всем известные блестящие результаты.
Он рассматривал научный метод ни как
метод познания, а как метод, обеспечивающий
успешное поведение человека в мире, объективное
знание, которое невозможно. Научный метод
Дьюи не признает объективную реальность,
как предмет исследования. Он утверждает,
что она возникает в процессе познания,
поэтому знания о предмете расцениваются
как создание реальности. С его точки зрения
быть объектом научного исследования.
Научное исследование ставит человека
в проблематические неопределенные ситуации,
задача философии состоит в том, чтобы
преобразовать неопределенную ситуацию
в определенную, нерешенную проблему в
решенную. С этой целью и создаются понятия,
идеи, законы, которые имеют инструментальное
значение. Наука — это комплекс инструментов,
которые используются в тех или иных обстоятельствах,
поэтому некоторые ученые прагматизм
Дьюи называли инструментализмом. Он включает
5 ступеней исследования: