Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:55, шпаргалка
1. Проблема определения философии
2. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
3. Исторические типы мировоззрения.
...
96.Человек и природа в ракурсе экологической философии.
11. Проблема первоначала философии досократиков.
В 5-6 в до н.э. возникает Милетская школа, основоположник Фалес. Первооснова мира – вода, всё сущее возникло из воды. Вселенная наделена жизнью и полна Богов. Анаксимандр ученик Фалеса и систематизатор его идей. Первооснова – апейрон- некая неопред. форма вещества, из кот в последствии возникает земля, вода, воздух и огонь. Анаксимен : первооснова – воздух, кот присущи сгущение (вода, земля, камни) и разряжение(огонь). Гераклит первооснова огонь. Логос – мир закон, кот подчиняется весь процесс жизни мира. Гераклит основоположник античной диалектики. Все вещи переходят в противоположные и их свойства относительны.
Школа Элеатов Основоположник Парменид против Гераклита. Весь мир заполнен веществом, в нем нет пустоты, вещи не могут двигаться.
12. Концепция атомизма и
С именем Демокрита связано создание атомистической теории . Согласно учению Демокрита, бытие состоит из атомов, а небытие из пустоты. Атомы — это мельчайшие тела, не имеющие качеств. Атомы неделимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в постоянном движении в пустоте. Атомистическое воззрение Демокрит распространял не только на природу, но и на душу живых существ. Душу образовывали особые атомы: парообразные, огненные, весьма подвижные. Жизнь и смерть живых организмов зависела от соединения и разъединения атомов. Душа является смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве. Учение Демокрита о душе противостояло господствовавшим религиозным представлениям о ее бессмертии.
Важное место в философии Демокрита занимали проблемы познания. Он рассматривал два рода познания, основанных различении чувственного (темного) и рассудочного (истинного) знания. По его мнению, с поверхностей предметов отделяются тончайшие образы, которые улавливаются органами чувств человека, в результате чего возникают ощущения (темное познание). К нему он относил зрение, слух, запах, вкус, осязание. Однако это «темное» познание не способно само по себе дать знания атомов. Поэтому необходимо участие «истинного» познания — разума, который исправляет неполные знания и открывает то, что не воспринимается чувствами. Много внимания Демокрит уделял этическим и политическим вопросам. Он считал, что целью жизни человека является земное счастье, понимаемое как разумное удовлетворение потребностей. Состояние души должно быть светлое и спокойное. Достижение такого состояния обеспечивается обучением и воспитанием.
Главная задача политики состоит в обеспечении свободным гражданам условий для хорошего расположения духа. Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная хорошо управляемым государством, общим законом, порядком. В атомистическом учении Демокрита была выдвинута идея множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что, не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), небытие как пустоту.
На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего объяснялось единство мира — мир един, так как основу его составляют атомы. Далее, давалось решение проблемы множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, преходящий характер.
13. Философия Сократа.
Сократ представитель школы идеализма. Чел может знать только то, что в его власти. А это душа. Гл задача познания – самопознание. Знание – выявление общего для ряда вещей, это постигается при помощи определения понятий.
Так, например, понятие о благе должно включать а) частные цели индивида б) высшие цели, кот выражают высшее благо в его абсолютном значении и не позволяют индивиду трактовать это понятие как относительное и изменяемое.
Сократ считал, что поведение чела определяется его понятием о благе, добре, доблести и т.д. Знание – основа нравственного поведения, незнание- провоцирует безнравственное поведение. Эта позиция – этический рационализм.
14. Философия Платона.
Платон сознательно ставит вопрос о соотношении матер и идеал и решает его в пользу первичности идеального. По его мнению мир чувственно-восприним вещей не является миром сущего, т.к. в этом мире нет ничего устойчивого (вещи возникают и исчезают). Каждому классу чувств-восприн предметов соответствует некая идея, кот чувственно не воспринимается. Эта идея выступает как 1) причина 2) образец 3) цель 4) понятие. Идеи образуют пирамиду, на вершине – идея блага. Идеи вечны, неизменны, тождественны и не зависят от условий времени и пространства. Все свойства чувственных вещей относительны, поэтому по Платону познание выступает как процесс припоминания (до вселения в тело душа находилась в мире идей, сущности). Идеи познаются при помощи интуиции, кот не зависит от чувственного восприятия вещей. Т.к. душа состоит из разных частей, то должны быть и разные разряды людей:
разумная часть – правители, аффективная – воины, страждущая – ремесленники.
15. Философия Аристотеля.
Аристотель, будучи учеником Платона, был не согласен с философской концепцией платонизма. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую Философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предметом которой является природа. Предмет первой философии, получивший название «метафизика», не природа, а то, что существует сверх нее.
Критически оценивая
предшествовавшие философские взгляды,
он формулирует свое представление
о бытии, под которым понимает
существование предметного
Форма выполняет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Форма предстает как сумма свойств, отличающих один предмет от другого и является сущностью как предмета, так и бытия в целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле. Таким образом у Аристотеля, в отличие от Платона, сущность и вещь не существуют в отрыве друг от друга. Вещь существует лишь, если есть форма. В то же время Аристотель допускает существование «материи вообще» как некой, актуальности, из которой, когда ей придается форма, возникают конкретные вещи. Также, полагает он, существует и «форма вообще» — это не что иное, как «форма форм» или Бог.
Аристотель резко критикует учение Платона о существовании идей. По его мнению, идеи, представляют собой лишь понятия, отражающие материальный мир, т. е. являются как бы копиями вещей. Сам Аристотель полагал, что реально существующий мир постигается нашими органами чувств лишь частично, так как существует еще и сверхчувственный мир сущностей, доступный рациональному познанию. Душа человека, как его сущность или норма тела, дает смысл и направленность жизни. Полагая, что все живое обладает душой. Аристотель выделял три вида души. Первая в них — растительная душа, которой обладают растения. Она обладает способностью размножаться и осуществлять обмен веществ. Вторая — чувственная, которой наделены животные, отличающиеся от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы с помощью ощущений. Третья разновидность — разумная, присущая человеку, она, в отличие от первых двух, уже «познает и думает».
16. Соотношение разума и веры
в философской традиции
Средневековая
философия – философия
разум и вера отличается друг от друга, но образуют единство. Двигаясь к истине разум может вступить в противоречия с догматами веры. но божеств. откровение не может ошибиться, поэтому ошибается разум, а не вера. Ф и религия имеют ряд общих положений, кот раскр-ся разумом и верой. и когда есть выбор, то лучше рук-ся положением разума.те истины разума, кот не противоречат вере наз-ся естественное богословие и явл-ся высшей частью Ф.
17. Исторические этапы развития средневековой философии.
Философия. ср. веков возникла после распада римск. империи, связана с появлением феод. отношений, сопровождающихся резким сокращением экономических связей и преобладанием нат. хоз-ва, медленными темпами истор. развития, падением ур. образ-ти населения, усилением, а потом господством христ. религий.
Хранительницей письм-ти, культуры, науки является церковь, а центры культ. и научн. жизни - монастыри. Средневековую философию условно можно разделить на два этапа — этап патристики (II—VI вв.) и этап схоластики (XI—XIV вв.). Виднейший представитель патристики— Аврелий Августин (354—430). Решая проблему Бога, Августин исходил из представлений Ветхого завета, согласно которому Бог за несколько дней создал "из ничего" весь природно-человеческий мир. Сам Бог истолковывался им как некое внеприродное начало, которому он в соответствии с Библией приписывал свойства сверхъестественной личности. Душа бессмертна, она — единственная носительница знания, которое исходит от Бога. Любая человеческая мысль суть результат озарения Богом души. Сущность души Августин видел не столько в ее разумно-мыслительной деятельности, сколько в деятельности волевой. Сущ 2 противоположных царства Земное и Боже. Земное держится насилием, но есть выражение небесного– церковь.
Схоластика делится на 3 периода 1.Ранняя (9-13 в) 2.Расцвет(13в) 3.Упадок(14-15в) Основные проблемы : 1)проблема соотношение знания и веры 2)проблема доказательства бытия Бога 3) проблема общих понятий- универсалий.
18. Дискуссии о природе
Универсалии - термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи). Существует три направления:
-Реализм. универсалии
существуют реально и
-Номинализм. универсалии
не сущ-ют реально(даже в Боге)
-Концептуализм. Пытаетсяся избежать крайностей и предлаг. различать варианты общего и единичного. Схоластический концептуализм является по существу теистическим: общее не самосуще, как у Платона, и не сотворено в «вещном мире», как у Аристотеля; лежащее в основе доказательств фактическое единообразие природы и логоса уже предполагает общее (в божественном разуме) как источник этого единообразия или как его форму (предустановленная гармония).
19. Схоластика
Схоластика - Ф, преподававшаяся в школах и университетах.Главный вопрос - о соотношении знания и веры. В период ранней(9-12в) схоластики приоритет отдавался вере. В период зрелой схоластики(13в) - консенсус, признается знание, но оно подчиняется вере. Поздняя схоластика(14-15в) хар-ся приоритетом знаний над верой.
Второй вопрос - проблема универсалий.
Решения ранняя – реализм, зрелая – концептуализм, закат - номинализм
1.универсалии сущ-ют реально и независ. от человеч. мышления (реализм)
2.универсалии
не сущ-ют реально(даже в Боге)
3.концептуализм пыт-ся избежать крайностей и предлаг. разл. вар-ты соглас. вар-ты общего и единичного.
Ансельм Кентерберийский - реалист крайней формы. считают, что общие понятия добра, истины, справедливости сущ. реально и вне поступков, оцениваемых как таковые.
Фома Аквинский достаточно корректно решает проблемы веры и разума.
разум и вера отличаются друг от друга, но образуют единство. Двигаясь к истине разум может вступить в противоречия с догматами веры. но божеств. откровение не может ошибиться, поэтому ошибается разум, а не вера. Ф и религия имеют ряд общих положений, кот раскрываются разумом и верой. и когда есть выбор, то лучше руководствоваться положением разума. Те истины разума, кот не противоречат вере наз-ся естественное богословие и явл-ся высшей частью Ф. Фома выводит сущ-ние Бога из того, что кажд.явл. имеет свою причину, цель, сущность. и двигаясь по лестнице целей, причини сущностей мы подходим к Богу, т.к. Бог - причины всех ест. процессов.