Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:26, дипломная работа
Проблемными как для таможенных органов, так и для физических и юридических лиц следует признать и вопросы использования в ходе таможенного контроля системы управления рисками, и аспекты отграничения осмотра от досмотра, и специфические нюансы проведения личного досмотра, и особенности применения технических средств таможенного контроля.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………............................................................7
1.1. Понятие и формы таможенного контроля.....................................................7
1.2. Правовая основа таможенного дела…………….........................................16
1.3. Структура и функции таможенных органов………………………………22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ .............................................................................................................32
2.1. Практика применения форм таможенного контроля..................................32
2.2.Анализ борьбы таможенных органов с правонарушениями в таможенном деле……………………………………………………………………………….79
ГЛАВА 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ......... 86
3.1. Проблемы развития таможенных органов.................................................. 86
3.2. Направления совершенствования деятельности таможенных органов………………………………………………………………………...... 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 106
Как отмечается в Стратегии национальной безопасности, одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере является энергетическая безопасность. Статистика выявленных таможенными органами в этой сфере преступлений также свидетельствует о набирающей обороты энергетической угрозе.
Несмотря на то, что обеспечение экономической безопасности является приоритетной задачей таможенных органов, вытекающей из самой сущности таможенного дела, фактическое участие таможенных структур в обеспечении национальной безопасности гораздо шире.
Находясь в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, таможенные органы участвуют в обеспечении пограничной безопасности. Как отмечается в Стратегии национальной безопасности, угрозу безопасности в пограничной сфере представляет активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через Государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организация каналов нелегальной миграции, наличие и ввозная эскалация вооруженных конфликтов вблизи Государственной границы России, незавершенность международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами.
К числу угроз в пограничной сфере применительно к таможенному делу следует также отнести большую протяженность Государственной границы Российской Федерации, недостаточное количество таможенных пунктов пропуска, позволяющих охватить таможенным контролем все участки границы, а также слабую техническую оснащенность ряда пунктов пропуска. Большую опасность таят в себе участки государственной границы, где таможенный контроль отменен, например, на российско-белорусской границе. В связи с предстоящим формированием Таможенного союза с Республикой Казахстан, с которой Россия имеет одну из самых протяженных границ, являющуюся объектом пристального внимания криминальных сообществ, возникновение данной угрозы прогнозируется и на этом участке.
Существуют также проблемы организации на современном уровне таможенного и пограничного контроля, создания комфортных условий при пересечении границы, которые до настоящего времени не разрешены. Часть из них относиться к существующей инфраструктуре таможенных органов. Очень часто в России – это отсутствие надлежащих условий в пункте пропуска, в частности по обеспечению надежной подачи электроэнергии и связи, что сдерживает применение современных информационных технологий, в том числе электронного декларирования и предварительного информирования. Вместе с тем, таможенные органы, должны понимать важность стоящих перед ними задач, принимать меры по ускорению и упрощению таможенных процедур. Таким образом, проблемы функционирования пунктов пропуска ведут к созданию необходимых условий для обеспечения бесперебойной работы пункта пропуска. Проблемы совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу, и сокращения времени проведения таможенных операций при обеспечении должного уровня государственного контроля становятся предметом обсуждения на встречах представителей таможенной службы России.
B дополнение к вышесказанному хочется добавить о проблеме затратности таможенного контроля со стороны таможенных органов. Прошел почти год, как с первого июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), который стал реальным интеграционным объединением. От прежних попыток интеграции ТС отличает то, что он изначально базировался на едином ТК ТС и единых ставках Таможенного тарифа (ЕТТ). Конечно, есть определенные исключения, которые и раньше создавали проблемы и после первого июля 2011 года, когда будет снят контроль с казахстанско-российской границы, будут вносить определенные проблемы в межгосударственные отношения. По большинству вопросов действуют соглашения, уточняющие некоторые положения ТК ТС по отдельным категориям товаров, по особенностям таможенных операций и так далее. Действуют единые ставки ввозных таможенных пошлин. Накоплен опыт взаимодействия между таможенными службами трех стран. Как в рамках подготовки материалов для Комиссии Таможенного союза (КТС), так и в рамках решения оперативно-управленческих вопросов, но существуют определенные проблемы, связанные с исключениями. Речь в основном идет о Казахстане. Количество ставок единого таможенного тарифа, по которым есть различия, - более 400. В России ставки ввозных таможенных пошлин выше из-за масштаба экономики и того сегмента промышленности, который приходится защищать, регулировать. Конечно, в таких неравнозначных условиях имеются сигналы и признаки, что определенные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) пытаются незаконно использовать эти различия. Пока до первого июля текущего года сохраняется так называемый «лобовой» контроль на границах Белоруссии и Казахстана, а после этой даты такого контроля на внутренних границах уже не будет, и проблема, актуальная сейчас, останется таковой и после этой даты. [18]
Попытки разрешить ситуацию предпринимаются. Между экономическими ведомствами России и Казахстана идет активный переговорный процесс. Казахстанская сторона на последнем заседании КТС заявила о том, что готова добровольно отказаться от более 200 различий в ставках ввозных таможенных пошлин по тем позициям, которые не являются принципиальными для экономики страны и затраты по администрированию которых будут превышать экономический эффект от них. На сохранении некоторых различий в ставках ввозных таможенных пошлин Казахстан настаивает в силу их важности для экономики. Однако в целом казахстанские партнеры еще не предложили четких и эффективных механизмов контроля, чтобы эти товары не поступали с территории Казахстана на остальную часть единой таможенной территории.
С точки зрения таможенной службы, существует реальный механизм, чтобы решить проблему контроля - это лицензирование и квотирование, что казахстанская сторона, в частности, и предлагала по лекарственным препаратам. Здесь необходимо четко определиться, кто будет ввозить в Казахстан, в данном случае лекарства, по пониженным ставкам, в каком объеме и так далее. При таком подходе, по крайней мере, можно зафиксировать текущую годовую потребность экономики Казахстана в том или ином товаре и, уже, исходя из определенной квоты, Казахстан будет отслеживать товары, идущие в страну по пониженным ставкам, и те, которые идут по ставкам, общим для Таможенного союза.
3.2. Направления совершенствования деятельности таможенных органов
В условиях необходимости выхода из финансово-экономического кризиса, инновационного прорыва в будущее и на этой основе обеспечения конкурентоспособности на международной арене насущной потребностью в современных условиях стало повышение качества и эффективности деятельности всех субъектов государственного управления Российской Федерации. Государство, его институты и органы призваны мобилизовать и организовать население на активную созидательную деятельность, на развитие социальной энергии.
Эффективная таможенная система государства, отвечающая мировым стандартам, является одним из определяющих факторов интеграции российской экономики в мировую.
Не менее важна ее роль и в общесоциальном плане, в управлении отношениями в обществе, в обеспечении социально-экономической стабильности и инновационного развития России, в создании необходимых условий для нормального развития российского общества, что является ведущей макросоциальной задачей. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование с позиций общенациональных интересов участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда, в формировании новых международных отношений, укреплении государственной безопасности и независимости страны.
Все это актуализирует научное осмысление процессов совершенствования Федеральной таможенной службы, которая осуществляет одновременно и гражданскую, и правоохранительную функцию, что является одной из существенных особенностей служебной деятельности таможенных служащих в профессиональном и социальном отношении, в том числе в отношении их социального статуса и их влияния на реализацию различных потребностей субъектов внешнеэкономической деятельности и социальных интересов граждан. [1]
В первую очередь необходимо жесткое пресечение незаконного перемещения запрещенных и опасных товаров непосредственно на государственной границе, которое позволит минимизировать угрозы, связанные с проникновением этих товаров на территорию страны, предотвратить негативные последствия их распространения. Именно поэтому необходимость обеспечения безопасности непосредственно на Государственной границе Российской Федерации в Концепции развития таможенных органов (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 N 2225-р) определена важным направлением их деятельности.
Снижению угроз в сфере пограничной безопасности будет способствовать реализация разработанной ФТС России на перспективу до 2020 года Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации [2]. Данная Концепция предусматривает широкий комплекс мероприятий: развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры, модернизацию системы таможенного оформления и таможенного контроля, оптимизацию количества и специализацию пунктов пропуска через государственную границу, реализация которых создаст условия для повышения эффективности деятельности таможенных органов в приграничных субъектах Российской Федерации в борьбе с таможенными правонарушениями и коррупционными проявлениями и в целом позволит снизить уровень криминогенности внешнеэкономической деятельности.
Большую роль в данном процессе играет техническая оснащенность пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В связи с этим ФТС России принят Приказ от 31.10.2008 N 1349 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации», который установил требования к оснащению таможенных органов комплексом технических средств: досмотровой рентгенотелевизионной техникой, металлодетекторами, техническими средствами для таможенного досмотра (диагностики) - и возможность применения иных форм таможенного контроля (средств поиска, технических и химических средств идентификации и др.) [2]
Важным направлением деятельности таможенных органов остается участие в обеспечении экологической безопасности: эта деятельность осуществляется прежде всего посредством контроля и надзора над трансграничными перевозками опасных отходов.
Огромную роль в поддержании экологической безопасности играет пресечение таможенными службами незаконной торговли редкими животными и растениями в рамках выполнения международных обязательств, предусмотренных Конвенцией о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 года (СИТЕС), участницей которой Российская Федерация является с 1976 года.
По оценкам Интерпола, международная контрабанда видов дикой флоры и фауны по объему вложенных средств занимает второе место после контрабанды наркотиков [3]. Во многом нелегальный вывоз из России редких животных имеет социальную подоплеку. Огромное число сельских жителей России, особенно пограничных районов, перешли практически «на жизнь от биоресурсов», кормясь от нелегального сбыта редких растений и животных, находящихся под охраной СИТЕС.
Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обязаны выявлять и пресекать незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов [4] обеспечивая тем самым радиационную безопасность.
В.А. Мацаков выделяет также иные виды безопасности, в обеспечении которых должны принимать участие таможенные органы: военная, общественная, информационная и продовольственная безопасность[5]. Представляется, что данный перечень можно продолжить, находя в компетенции таможенных служб и иные полномочия, реализация которых в той или иной степени способствует гарантированию определенного вида безопасности.
Реализуя одну из своих функций, таможенные органы могут участвовать одновременно в обеспечении нескольких видов безопасности. Например, контрабанда всегда сопряжена с отсутствием таможенного оформления товаров, а значит, с неуплатой таможенных платежей в федеральный бюджет. Пресекая контрабанду, таможенные службы противодействуют уклонению от уплаты таможенных платежей, обеспечивая тем самым экономическую безопасность государства. Выявляя контрабанду наркотиков и иных сильнодействующих веществ, оружия, взрывчатых веществ, таможенные органы обеспечивают общественную безопасность; иностранной валюты - финансовую; ядовитых отходов или иных опасных веществ, объектов флоры и фауны - экологическую; некачественных продуктов питания - продовольственную; культурных ценностей и исторических ценностей - культурную безопасность и др.
Эффективности деятельности таможенных служб как составной части сил обеспечения безопасности во многом способствует организация системы гарантий собственной безопасности таможенных органов. Как определяет Концепция Государственного таможенного комитета Российской Федерации по обеспечению собственной безопасности таможенных органов (утв. Приказом ГТК России от 26.04.1995 N 287), собственная безопасность таможенных служб - это состояние их защищенности от внешних и внутренних факторов, гарантирующее способность противостоять дезорганизующим их работу деяниям, сохраняя свою работоспособность, необходимый оперативный и технический потенциал.
Система гарантий собственной безопасности функционирует на общем уровне деятельности по обеспечению собственной безопасности, реализуемом всеми подразделениями таможенных органов, и специальном уровне, который регулируется Управлением собственной безопасности ФТС России и соответствующими подразделениями на местах.
И второе проблемное направление, являющееся в последнее время наиболее актуальным, - выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции, других должностных преступлений и нарушений таможенного законодательства сотрудниками таможенных органов. Сюда же можно отнести предупреждение проникновения в кадровый состав таможенных служб лиц, вынашивающих преступные намерения.
В современных условиях борьба с коррупцией является важной государственной задачей. Коррупция в таможенных органах остается важным дестабилизирующим фактором функционирования всей таможенной системы. Содействие криминалитету, злоупотребление служебными полномочиями подрывают не только авторитет таможенных органов, но и выполнение задач и функций таможенных структур. На искоренение коррупции направлены многие принимаемые в последнее время на федеральном уровне антикоррупционные нормативные правовые акты. Полномочиями по контролю за деятельностью таможенных служб наделен ряд правоохранительных структур. Вместе с тем, как показывает статистика, именно деятельность специально уполномоченных подразделений самих таможенных органов, а именно подразделений собственной безопасности, наиболее эффективна в данном направлении. Так, по информации Управления собственной безопасности ФТС России, большая часть преступлений коррупционной направленности, совершаемых в таможенной сфере, выявляется подразделениями собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации. На протяжении пяти лет этот показатель составляет свыше 80% преступлений указанной категории, выявленных всеми правоохранительными органами Российской Федерации, в 2008 году он составил 92% [6].