Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:26, дипломная работа
Проблемными как для таможенных органов, так и для физических и юридических лиц следует признать и вопросы использования в ходе таможенного контроля системы управления рисками, и аспекты отграничения осмотра от досмотра, и специфические нюансы проведения личного досмотра, и особенности применения технических средств таможенного контроля.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………............................................................7
1.1. Понятие и формы таможенного контроля.....................................................7
1.2. Правовая основа таможенного дела…………….........................................16
1.3. Структура и функции таможенных органов………………………………22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ .............................................................................................................32
2.1. Практика применения форм таможенного контроля..................................32
2.2.Анализ борьбы таможенных органов с правонарушениями в таможенном деле……………………………………………………………………………….79
ГЛАВА 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ......... 86
3.1. Проблемы развития таможенных органов.................................................. 86
3.2. Направления совершенствования деятельности таможенных органов………………………………………………………………………...... 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 106
Однако, как показывает анализ компетенции таможенных органов, реализуя свои полномочия, таможенные службы участвуют в обеспечении и иных видов безопасности: финансовой, пограничной, экологической, радиационной и др.
К сожалению, ни действующий ТК РФ, ни Положение о Федеральной таможенной службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 459), ни Общее положение о региональном таможенном управлении и Общее положение о таможне (утверждены Приказом ФТС России от 12.01.2005 N 7), ни Общее положение о таможенном посте (утв. Приказом ФТС России от 13.08.2007 N 965) не упоминают о такой важной составляющей компетенции таможенных органов, как участие в обеспечении каких-либо видов национальной безопасности. Однако если игнорирование в вышеуказанных нормативных документах закрепления функций по обеспечению, например, финансовой, экологической, пограничной национальной безопасности еще можно объяснить тем, что они не являются основными функциями таможенных служб, то отсутствие в них положений, позволяющих установить причастность таможенных органов к защите экономических интересов страны и обеспечению экономической безопасности государства, нельзя оправдать. При сохранении прежних и появлении новых полномочий таможенных органов, направленных на решение задач по обеспечению международной, национальной безопасности, данный факт следует расценивать как существенный пробел в правовом регулировании административно-правового статуса таможенных служб, отражающийся на таможенном контроле в целом и требующий скорейшего устранения. [7]
Не менее важным направлением совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств является применения современных информационных и прочих технологий. Таможенная служба России достаточно давно активно внедряет технические новшества информационного характера. Еще 15 лет назад - в 1996 г. в сфере авиационных перевозок возникла идея предварительного декларирования товаров.
С 25 ноября 2002 г. применяется декларирование товаров и транспортных средств в электронном виде. На начальном этапе это был эксперимент, регламентированный Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801 [8]. В дальнейшем Приказами ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 [9] и от 27 мая 2004 г. [10] N 619 был определен порядок совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронном виде.
Планируемое вступление России в ВТО обусловливает необходимость обеспечения нового уровня информатизации таможенной службы России. Например, с 1 января 2009 г. в Евросоюзе введено обязательное электронное предварительное информирование таможенных органов о перевозках товаров по процедуре МДП. Для совершенствования взаимодействия таможенных органов РФ и государств - членов ЕС необходима передача информации по товарам, перемещаемым из ЕС в Россию по процедуре МДП. Соответственно приграничные таможенные посты получают информацию от ГНИВЦ ФТС России о прибывающих товарах и транспортных средствах для таможенного оформления и контроля.
Но процесс информатизации таможенных органов не должен сопровождаться повышением вероятности утечки конфиденциальных данных. Перед ФТС стоит проблема обеспечения информационной безопасности. Таможенные органы должны одновременно открывать и защищать информацию. Защита информации и открытость информационных ресурсов - два тесно взаимосвязанных и не противоречащих друг другу направления.
Введенное в 2009 г. интернет-декларирование и предварительное декларирование в 2010 г. электронные, т.е. их необходимо подкрепить специальными техническими программами. В таких программных приложениях общие вопросы интерфейса - механизм взаимодействия таможни и участника ВЭД, идентификация пользователей, защита информации, протоколы и форматы обмена и др. требуют отдельного внимания. Они связаны с информационной безопасностью таможенных органов.
Кроме того, в настоящее время особую актуальность приобрели вопросы обеспечения информационной безопасности на единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Участники Таможенного союза сотрудничают в вопросах применения современных информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле [11]. Объединение в Таможенный союз создало новые обстоятельства, где появились общие сферы деятельности, требующие согласования между странами, в том числе в информационной области.
Для решения обозначенных проблемных вопросов в литературе, верно, предлагается рассмотреть возможность создания органа по управлению вопросами обеспечения безопасности информации Таможенного союза, наделения его полномочиями и возможностями их реализации, а также организовать разработку нормативно-правовой основы таможенной деятельности в области информационной безопасности на территории Таможенного союза [12].
Разработка и внедрение информационных технологий в таможенной сфере - своевременный и необходимый процесс, который позволяет повысить качество и оперативность таможенного оформления.
ФТС России - одно из наиболее активных ведомств Правительства РФ, которое внедряет информационные технологии в свою деятельность. В 2010 г. был создан портал «Электронное предоставление сведений» для системы предварительного информирования таможенных органов ФТС России. В настоящее время программные средства, используемые ФТС РФ, составляют более 143 наименований [13]. С 2014 г. предусмотрен полный переход на безбумажный оборот и технологию предоставления в электронном виде таможенной декларации и документов, на основе которых она заполнена [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель выпускной квалификационной работы было комплексное исследование теоретических и практических правовых основ осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств. Полагаем, что поставленная цель успешно достигнута, решены поставленные в работе задачи и сформированы соответствующие результаты и выводы.
Во-первых, были изучены теоретические основы организации таможенного контроля. Проанализировав научные труды в области административного и таможенного права, теории права, относящиеся к рассматриваемой теме, публикации в периодической печати, можно сделать следующий вывод. До настоящего времени комплексного теоретического исследования таможенного досмотра товаров и транспортных средств как формы таможенного контроля, не проводилось. В юридической науке досмотр был рассмотрен лишь как мера административного принуждения, применяемая милицией. Представители науки таможенного права уделяли внимание таможенному досмотру только в контексте изучения более общей темы таможенного контроля.
Во-вторых, исследованы понятие и формы таможенного контроля. Согласно подп. 31 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и отдельно каждого из государств - членов ТС, т.е. исключительно таможенные органы уполномочены на его производство. В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса РФ [14] (ТК РФ) таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, что не противоречит положениям Таможенного кодекса ТС.
Данное определение идентично понятию таможенного контроля, содержащемуся в главе II Генерального приложения (E7 F3) Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) [1], где таможенный контроль определен как совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Статья 366 ТК РФ устанавливает исчерпывающий перечень форм таможенного контроля, применяемых таможенными органами:
1) проверка документов и сведений (ст. 367 ТК РФ);
2) устный опрос (ст. 368 ТК РФ);
3) получение пояснений (ст. 369 ТК РФ);
4) таможенное наблюдение (ст. 370 ТК РФ);
5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ);
6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств (ст. 372 ТК РФ);
7) личный досмотр (ст. 373 ТК РФ);
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (ст. 374 ТК РФ);
9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля (ст. 375 ТК РФ);
10) таможенная ревизия (ст. 376 ТК РФ).
Порядок осуществления форм таможенного контроля установлен главой 35 ТК РФ, а также нормативно-правовыми актами ФТС России.
В-третьих, была раскрыта правовая основа таможенного дела. Можно сделать вывод, что обеспечение законности таможенного контроля связано с выполнением и систематическим контролем исполнения конкретных требований, среди которых основополагающими являются подчинение административной деятельности закону и признание верховенства Конституции РФ. Основными актами федерального законодательства по таможенному делу являются Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», Федеральный закон от 8 декабря 2003 г № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Изучение Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) позволяет сделать однозначный вывод о том, что правовой основой Кодекса являются международные договоры и соглашения государств - участников Таможенного союза, определившие основные направления создания целостного организационно-правового механизма таможенного регулирования на единой таможенной территории.
Вопросам таможенного контроля посвящен раздел 3 Кодекса - ст. 52 – 103, которые в полном объеме соответствуют и адаптированы с положениями гл. 6 Конвенции Киото и ее стандартными правилами.
В-четвертых, рассмотрев структуру и функции таможенных органов при осуществлении таможенного контроля отмечено следующее. Основные их функции - это пополнение доходной части федерального бюджета (фискальная функция), борьба с таможенными правонарушениями во внешнеэкономической сфере государства (правоохранительная функция) и административно-правовое регулирование таможенного дела (административная функция).
В-пятых, был проведен анализ показателей деятельности таможенных органов. Можно сказать, Тюмень занимает выгодное транспортно-логистическое положение, позволяющее ему быть как деловым центром для промышленных и сельскохозяйственных предприятий, так и крупнейшим центром оказания сервисных услуг, в том числе транспортно-экспедиционных услуг.
Транспортные средства перемещаются через Тюменскую таможню в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза с учетом особенностей, предусмотренных главой 22 ТК РФ.
Импорт транспортного средства, начиная с 2006 по 2009 года, со странами дальнего зарубежья - вырос в четыре с половиной раза (с 352,3 млн. долларов до 1307,7 млн. долларов), с государствами-участниками СНГ – снизился рост в указанный период с 107,7 млн. долларов до 97,7 млн. долларов.
С начала 2009 года в Тюменскую область через тюменскую таможню ввезли всего 19 автомобилей. За этот же период 2008 года таможенники оформили 106 машин. Рост автоимпорта снизили новые пошлины. Экспорт транспортного средства, начиная с 2006 по 2009 года, - вырос в 32,4 раза (с 3,5 млн. до 113,7 млн. долларов), с государствами-участниками СНГ – увеличился рост в 0,59 раз в указанный период с 27,9 млн. долларов до 45,9 млн. долларов.
В случае ввоза физическими лицами новых автомобилей иностранного производства взимается совокупный таможенный платеж. В случае ввоза физическими лицами новых российских автомобилей применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 1 евро за 1 см. куб объема двигателя. Таможенные сборы за таможенное оформление составляют 0,1 % таможенной стоимости автомобиля.
Таким образом, необходимые документы при оформлении ввоза транспортного средства на территорию РФ, которые необходимо предъявлять в Тюменскую таможню таможенную декларация о ввозе транспортного средства, заполненная в пункте пропуска на границе Российской Федерации с отметкой таможенного органа на границе и все установленные документы на автомобиль.
И наконец, были исследованы тенденции развития таможенного контроля и проблемы, связанные с осуществлением таможенными органами таможенного контроля. Борьба с таможенными правонарушениями составляет важнейшую часть функции таможенных служб по обеспечению экономической безопасности государства. Криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, несущим в себе значительную угрозу национальной безопасности государства. Динамика таможенных правонарушений, приведенная во второй главе выпускной квалификационной работы, является ярким тому подтверждением.