Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 17:56, дипломная работа
Цель данной работы – изучение повышения качества обслуживания в туризме. В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления обеспечением качества туристических услуг;
- провести анализ уровня обслуживания туристического агентства «Авиакомпании Сибирь»;
- разработать мероприятия по повышению качества туристических услуг в туристическом агентстве «Авиакомпании Сибирь».
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты обеспечения качества туристических услуг
1.1. Понятие качества туристических услуг и значение его повышения на современном этапе
1.2. Нормативное регулирование качества и сертификации туристических услуг в РФ
1.3. Роль международных стандартов в повышении качества туристических услуг
Глава 2. Анализ основных направлений в управлении качеством обслуживания туристов на воздушном транспорте
2.1. Анализ состояния и развития воздушного транспорта в современных условиях
2.2. Технико-экономическая характеристика ОАО «Авиакомпания «Россия»
2.3. Анализ основных этапов разработки политики управления качеством в авиакомпании « Россия»
Глава 3. Разработка мероприятий повышения качества обслуживания туристов на воздушном транспорте
3.1. Разработка и оценка направлений качества обслуживания туристов в ОАО «Авиакомпания «Россия»
3.2. Характеристика и экономическая оценка мероприятий, обеспечивающие повышение качества обслуживания туристов в ОАО «Авиакомпания «Россия»
3.3. Технико-экономическая оценка мероприятий, обеспечивающих качество
Список литературы
Кроме того, есть еще некоторые специфичные для сферы туризма факторы, в значительной степени, влияющие на создание качественного туристского продукта.
1) Дискретность (непрерывность) производства туристских услуг и целостность их потребления. В обеспечении качества турпродукта все службы должны работать одинаково четко и качественно. Для качественного производства туруслуги одинаково важна как работа всех подразделений и служб, ответственных за порученные участки работ.
2) Возможность повторного производства туруслуг на одинаково высоком уровне, или продолжительность качества. Решение данной проблемы для многих производителей турпродукта оказывается непосильной задачей, что, в свою очередь, часто становится причиной резкого снижения конкурентоспособности всего предприятия.
3) Сфера туризма относится к такому виду деятельности, где производимый продукт, являясь неосязаемым, потребляется одновременно с его производством. У персонала предприятия нет шанса на исправление брака, а также на возврат гостя. Это очень важный момент, так как качество работы персонала существенно влияет на качественные характеристики самого турпродукта. На качественное предоставление туристических услуг в значительной степени влияют: организация туров, уровень квалификации персонала, работа с клиентами.
Таким образом, для обеспечения и повышения качества туристского обслуживания необходим уровень сервиса. Можно сделать вывод: качество сервиса – ключ успеху. При одинаковых возможностях предприятий, качество их сервиса различно, поэтому можно обозначить качество высокого класса, среднего и низкого класса. В задачи руководителя предприятия входит повышение уровня качества обслуживания, что необходимо для успешного функционирования предприятия.
Туристическая услуга может считаться качественной лишь тогда, когда она предоставлена в точном соответствии с требованиями и нормами законов, стандартов, договора.
Основным законодательным
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» образует стержень правовой системы сферы туризма. Изучение этого Закона, установление соотношений его статей с нормами гражданского, административного, экологического и других отраслей права позволит работникам туристских организаций избежать ошибок и материальных потерь из-за правовой неосведомленности, а гражданам, пользующимся туристскими услугами, осознать свои права и обязанности. Большинство норм Закона об основах туристской деятельности являются нормами гражданского законодательства, поскольку они регулируют предпринимательскую деятельность туристских организаций, а также отношения между туристскими организациями и гражданами по поводу оказания туристских услуг.
В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Между тем еще до принятия Закона об основах туристской деятельности некоторыми субъектами Российской Федерации были приняты свои законы о туризме. И это правомерно, поскольку сфера туризма регулируется не только гражданским законодательством, но также административным, трудовым, земельным, водным законодательством, законодательством об охране окружающей среды, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации .
Гражданским кодекс Российской Федерации установлено правило: отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения. Лицензия (от лат. licentia – право, разрешение) – выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления или местного самоуправления разрешение на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.
Если в учредительных
Основным правовым актом в этой сфере является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, указанных в данном Законе.
В ст. 17 Закона определены виды деятельности (их 120), на осуществление которых требуется лицензия. Среди них: туроператорская деятельность, турагентская деятельность, деятельность по продаже прав на клубный отдых. Положение о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности определяет порядок лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями4
Лицензирование
Нормативные правовые акты, регулирующие
отношения в области
Правовые основы сертификации на федеральном
уровне установлены Законом РФ «О
сертификации продукции и услуг». В ст.1
Закона указывается, что сертификация
продукции, услуг и иных объектов (далее
– продукция) – это процедура подтверждения
соответствия, посредством которой независимая
от изготовителя (продавца, исполнителя)
и потребителя (покупателя) организация
удостоверяет
в письменной форме, что продукция соответствует
установленным требованиям.
Сертификация осуществляется в целях: ·создания условий для деятельности организаций и предприятий на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;· содействия потребителям в компетентном выборе продукции;· защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;· подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. В ст. 7 Закона уточняется, что обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Такие случаи указаны в ст. 7 Закона РФ “О защите прав потребителей”, где говорится: “Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке, в частности стандартами, установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению их соответствия указанным требованиям, утверждаются Правительством Российской Федерации5”.
Перечень работ и услуг, подлежащих
обязательной сертификации, утвержден
постановлением Правительства РФ от
13 августа 1997 г. № 1013. В нем указаны
следующие услуги, относящиеся к сфере
туризма: туристские
и экскурсионные услуги (туристский отдых
и путешествия по туристским маршрутам;
туристские походы выходного дня; услуги
по предоставлению мест проживания; экскурсии);
услуги по перевозке пассажиров автомобильным
транспортом; услуги питания6.
Отношения в области сертификации регулируются также иными федеральными нормативными правовыми актами, детализирующими деятельность по подтверждению соответствия продукции, услуг и иных объектов установленным требованиям. К таким актам относятся, прежде всего, Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 267. Этот документ установил цели, принципы и общие правила по проведению подтверждения соответствия продукции, услуг и иных объектов (далее – продукция) в соответствии с Законом РФ “О сертификации продукции и услуг”. Правила применяются при организации работ по подтверждению соответствия продукции и разработке правил систем сертификации, а также других документов, касающихся подтверждения соответствия.
Обязательная сертификация осуществляется
в случаях, предусмотренных
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольную сертификацию могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте России, а также органы по обязательной сертификации.
Госстандарт России постановлением
от 28 июля 2001 г. № 53 отменил с 1 сентября
2000 г. Правила по сертификации туристских
услуг и услуг гостиниц (утвержденные
постановлением Госстандарта России от
14 октября 1994 г. № 18), действовавшие с 1
января 1995 г., и указал, что при проведении
сертификации туристских услуг и услуг
размещения необходимо руководствоваться
Правилами сертификации работ и услуг
в Российской Федерации, утвержденными
постановлением Госстандарта России от
5 августа 1997 г. № 17. Правила предусматривают
следующее. При сертификации работ и услуг
применяют: законодательные акты Российской
Федерации; правила выполнения отдельных
видов работ и оказания отдельных видов
услуг, утвержденные постановлениями
Правительства Российской Федерации;
государственные стандарты, санитарные
правила и нормы, строительные нормы и
правила и другие документы, которые в
соответствии с законами Российской Федерации
устанавливают обязательные требования
к работам и услугам.
Сертификация работ и услуг включает: подачу заявки на сертификацию; рассмотрение и принятие решения по заявке; оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям; принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата; выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия; инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг. По каждой из названных позиций проведения сертификации в Правилах указываются конкретные обязанности (виды работ), выполняемые заявителем и органом по сертификации работ и услуг. Сертификация работ и услуг проводится по схемам сертификации. Таких схем семь, каждая из них предусматривает оценку выполнения работ, оказания услуг, проверку (испытания) результатов работ и услуг и инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг. В сфере туризма применяются схемы 2, 4, 5.
По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг, проверяют их результаты; оценивают полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу, оснащение туристской организации необходимым оборудованием и помещениями, а также их соответствие установленным требованиям, методическое, организационное, программное, информационное, правовое обеспечение туристской деятельности, безопасность и стабильность процесса оказания услуг, профессиональную компетентность исполнителей услуг. Схему 2 применяют при проведении сертификации услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса оказания услуг (услуги по перевозке туристов, услуги средств размещения, услуги общественного питания).
По схеме 4 оценивается туристская организация как исполнитель услуг на соответствие требованиям государственным стандартам, в итоге чего возможно присвоение организации определенной категории (звезда гостиницы, класс ресторана).
По схеме 5 оценивается система качества потенциально опасных услуг (туристских, по перевозке пассажиров).
В соответствии с письмом Госстандарта
России от 14 августа 2000 г. № ЮГ-110 – 19/2558
“О сертификации туристских услуг
и услуг средств размещения8”
при проведении работ по обязательной
сертификации туристских услуг и услуг
средств размещения необходимо руководствоваться
следующим: работу по сертификации с 1
сентября 2000 г. проводить согласно Правилам
сертификации работ и услуг
в Российской Федерации, утвержденным
постановлением Госстандарта России от
5 августа 1997 г. № 17; объектами сертификации
являются туристские услуги и услуги средств
размещения, оказываемые организациями
независимо от их организационно-правовой
формы и формы собственности; при сертификации
должны проверяться характеристики (показатели)
услуг, условий обслуживания и использоваться
методы проверок (оценок), позволяющие
провести идентификацию услуги, в том
числе проверить ее принадлежность к классификационной
группировке, соответствие техническим
документам (паспорту маршрута, информационно-рекламному
проспекту, туристской путевке и пр.), а
также полно и достоверно подтвердить
соответствие услуг требованиям безопасности,
установленным в нормативных документах;
работы по обязательной сертификации
проводить в соответствии с Перечнем туристских
услуг и услуг средств размещения (Перечень
приложен к данному письму, в нем приведены
характеристики указанных услуг и нормативные
документы, на соответствие требованиям
которых проводится сертификация); при
сертификации туристских услуг и услуг
средств размещения применяются схемы
2, 4, 5 Правил сертификации работ и услуг
в Российской Федерации; оплата работ
по обязательной сертификации услуг производится
заявителем в порядке, установленном Правилами
по сертификации “Оплата работ по сертификации
продукции и услуг”, утвержденным постановлением
Госстандарта России от 23 августа 1999 г.
Информация о работе Повышение качества обслуживания туристов на воздушном транспорте