Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:39, дипломная работа
Актуальность исследования обусловлена, тем, что развитие туристической индустрии определяется темпами, происходящими изменениями в ее организации. В ходе написания работы ставилась цель - разработка мероприятий по совершенствованию организации деятельности предприятия ООО «Мастер Отдыха – М» на основе франчайзинга.
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9
1.1. Понятие, виды и особенности организации деятельности туристических предприятий на основе франчайзинга 9
1.2. Организация деятельности туристического предприятия – франчайзера 19
1.3. Основные направления деятельности по совершенствованию организации деятельности туристического предприятия на основе франчайзинга 27
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 41
2.1. Общая характеристика ООО «Мастер Отдыха – М» 41
2.2. Анализ развития франчайзинга в туристической отрасли РФ 46
2.3. Анализ деятельности конкурентов ООО «Мастер Отдыха – М» 49
2.4. Анализ франчайзи ООО «Мастер Отдыха – М» 56
2.5. Анализ организации управления ООО «Мастер Отдыха – М» 59
2.6. Анализ организации деятельности отдела по работе с агентствами (франчайзи) и развитию франчайзинговой сети 65
2.7. Анализ персонала ООО «Мастер Отдыха-М» 67
2.8. Анализ сбытовой деятельности ООО «Мастер Отдыха–М» 73
2.9. Выводы по аналитической части 77
3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 80
3.1. Проект мероприятий по совершенствованию организации деятельности ООО «Мастер Отдыха – М» г. Москва на основе франчайзинга» 80
3.1.1. Мероприятия по совершенствованию оргструктуры ООО «Мастер Отдыха – М» 80
3.1.2. Мероприятия по совершенствованию организации деятельности ООО «Мастер Отдыха – М» г. Москва на основе франчайзинга» 86
3.2. Компьютерный раздел 101
3.3. Правовой раздел 111
3.4. Экономическая оценка проекта 125
3.4.1. Расчет бизнес-плана предприятия ООО «Мастер Отдыха – М» 125
3.4.2. Основные технико-экономические показатели деятельности организации ООО «Мастер Отдыха - М» по проекту 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 137
Продолжение таблицы 1.1. - Преимущества и недостатки франчайзинга в сфере туризма | |
Преимущества франчайзинга |
Недостатки франчайзинга |
Для франчайзи | |
- является независимым
юридическим лицом, |
- объемы продаж могут оказаться ниже запланированных; |
- возможность начать дело, не имея большого опыта и финансовых средств; |
- недостаток или отсутствие финансирования начального капитала и поддержки франчайзера; |
- экономия на дорогостоящих
маркетинговых исследованиях, |
- трудно влиять на общую стратегию франчайзера; |
- снижение риска банкротства
и других коммерческих и |
- возможность ограничения и самовыражения. |
- вступление в отлаженную
систему под известной |
Таким образом, франчайзинг представляет собой эффективную форму организации бизнеса, которая отличается низким уровнем риска и стабильным уровнем дохода. Это форма продолжительного делового сотрудничества, при которой крупная компания предоставляет предпринимателю лицензию (франшизу) на производство продукции или услуги под торговой маркой данной компании, на условиях определенных договором. Франчайзинг является перспективной деловой моделью для предприятий сферы услуг, и, в частности, предприятий сферы туризма, где большое значение имеет правильная организация бизнес-процессов. [22]
1.2 Организация деятельности туристического предприятия на основе франчайзинга
Организация — это некое объединение группы (двух и более) лиц, которые обладают правами, ограниченными рамками данного объединения.
Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
Рассмотрим, самые распространенные организационные структуры:
Линейная организационная структура (чаще всего применяема в туризме) основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной.
Функциональная организационная структура - осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. Вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.
Линейно - функциональная организационная структура - основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.
Дивизиональная организационная структура - ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения.
Организационная структура франчайзера представляет собой четкую иерархию менеджмента. [34]
Рассмотрим, типовую организационную структуру туристического предприятия - франчайзера.
Типовая организационная структура туристического предприятия - франчайзера. Рисунок 1.1.
Отдельный файл.
Итак, организационная структура туристического предприятия – франчайзера, состоит из:
При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения.
Высшее звено организационной структуры франчайзера: генеральный директор, исполнительный директор, главный бухгалтер.
Среднее звено организационной структуры франчайзера: руководитель отдела по работе с агентствами, руководитель отдела web-проектов, маркетинга и рекламы, руководитель отдела по брендинг-проектам.
Нижнее звено организационной структуры франчайзера: специалисты отделов.
Один из наиболее важных, и определяющих обязанности менеджера, факторов – это положение в организации. Во главе организационной структуры франчайзера находятся директора, несущие ответственность за деятельность организации в целом: генеральный директор, исполнительный директор и главный бухгалтер. Они отвечают за определение целей организации, разработку стратегий их достижения, контроль за внешней средой и интерпретацию событий, в ней происходящих, а также принятие значимых для всей компании в целом решений. Они работают на долгосрочную перспективу, их интересуют тенденции развития внешней среды и общий успех деятельности фирмы. Среди важнейших обязанностей членов высшего звена - осуществление коммуникаций, донесение своего видения организации до всех её членов, формирование корпоративной культуры и поддержание предпринимательского духа. Высшее звено должно во всё большей степени вовлекать в процесс труда всех своих подчинённых, предоставлять им возможности наиболее полно реализовывать свои знания, навыки и способности.
Во главе среднего звена на промежуточном уровне структуры место занимает исполнительный директор, который отвечает за деятельность важнейших отделов организации. Под средним звеном находятся ещё несколько уровней. Среднее звено организации несет ответственность за реализацию принятых высшим руководством общих стратегий и процедур и ориентирована на краткосрочные перспективы. Руководитель среднего звена должен поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности коллегами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты.
Нижнее звено отвечает за реализацию определённой рабочей задачи, требующей участие выполняющих различные функции сотрудников с разных уровней организации, а также из-за её пределов. Условия работы требуют от менеджеров навыков: умения вдохновлять и мотивировать группу выполняющих различные функции исполнителей, умения вести переговоры, готовность слушать других и умения чётко донести свою точку зрения, добросовестности и честности, умения управлять изменениями и конфликтами. Менеджеры нижнего звена играют жизненно важную роль в современных организациях.
Понять, как устроен бизнес,
можно получив и
Бизнес-процессы – это
та совокупность действий, мероприятий,
связей между подразделениями
Бизнес-процесс начинается
со спроса потребителя и заканчивается
его удовлетворением. Процессно-ориентированные
организации стараются
Бизнес-процессы должны быть
построены таким образом, чтобы
создавать стоимость и ценность
для потребителей и исключать
любые необязательные или вовсе
лишние активности. На выходе правильно
построенных бизнес-процессов
Бизнес-процессы могут подвергаться
моделированию с помощью
Все бизнес-процессы организации классифицируются на основные, обеспечивающие, развития, управления.
Основные бизнес-процессы – непосредственно ориентированы на производство продукции, представляющие ценность для клиента и обеспечивающие получение дохода для предприятия.
Обеспечивающие бизнес-процессы – вспомогательные бизнес-процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных процессов. Фактически обеспечивающие бизнес-процессы снабжают ресурсами всю деятельность организации.
Бизнес-процессы управления – это бизнес-процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне текущих действий и бизнес-системы в целом.
Бизнес-процессы развития – процессы совершенствования, освоения новых направлений и технологий, а также инновации.
От эффективности бизнес-
Рис. 1.2. Классификация бизнес-процессов.
Для регламентации деятельности компании, чтобы добиться от сотрудников понимания своего места, своевременного завершения задач и качественного выполнения работы необходимо описать их деятельность и деятельность компании в целом. Эта необходимость возникает не сразу, а на определенном этапе развития компании. Для регламентации деятельности применяются два типа документов. Во-первых, положения о подразделениях и должностные инструкции — эти документы служат для фиксации места каждого сотрудника и руководителя в оргструктуре, а также содержат полный перечень функций каждого работника. Во-вторых, регламенты бизнес-процессов компании и технологические инструкции. Эти документы фиксируют порядок выполнения работ, отражают важные моменты взаимодействия отдельных сотрудников и подразделений, содержат правила, которые выполняют все участники процесса. При наличии регламентов бизнес-процессов положения о подразделениях и должностные инструкции получаются краткими и точными. В них укрупненно указываются функции подразделения или сотрудника компании, а так же бизнес-процессы, в которых они участвуют.
Для автоматизации деятельности компании, важную роль играют информационные технологии, как неотъемлемая часть жизни любого предприятия на основе франчайзинга, и большинство компаний имеют различные информационные системы, автоматизирующие их деятельность. Но прежде, чем информационная система заработает, в нее надо заложить бизнес-модель компании, т. е. формализованные алгоритмы и закономерности деятельности. Бизнес-процессы, как универсальный язык менеджеров и программистов. Кроме того, формализованные модели бизнес-процессов компании позволяют топ-менеджерам заложить в информационную систему новый порядок и механизмы, развивающие компанию.