Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:45, курсовая работа
Цель данной работы ─ выявить и изучить особенности механизма функционирования туристского рынка Республики Беларусь и проанализировать спрос на услуги туристской отрасли.
Автор работы ставит перед собой следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты рыночного туристского механизма;
2) привести теоретические сведения о спросе на туристские продукты и факторы, его определяющие;
3) изучить методы анализа и прогнозирования туристского спроса
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Туристский рынок и спрос: теоретические аспекты…………………………….6
1.1 Сущность и отличительные черты рынка туристских услуг……………..…6
1.2 Механизм функционирования туристского рынка……………………..……8
1.3 Спрос в туризме и факторы, его определяющие………………..…………..11
1.4 Анализ и прогнозирование спроса…………………………………….…….15
2 Состояние современного рынка туризма Беларуси……………………………21
2.1 Механизм функционирования туристского рынка
в Республике Беларусь…………………………….……………………………..21
2.2 Анализ спроса на услуги белорусского туристского
рынка по итогам 2008-2009 гг..……………………………….………………...27
2.3 Прогноз развития международного туризма на перспективу….………….29
3 Пути совершенствования механизма функционирования
туристского рынка Беларуси………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………..38
Соседние страны заметно опережают Беларусь и в плане формирования региональных структур, ответственных за рекламно-информационное обеспечение туристской деятельности. В Литве созданы 22 туристско-информационных центра в городах, 5 ведомственных центров в национальных парках, 4 зарубежных центра на территории приоритетных туристских партнеров (в Германии, США, Японии, России). В Латвии насчитывается 40 туристских информационных центров. Беларусь в настоящее время не имеет специализированных туристско-информационных центров и практически не использует в целях развития туризма инфраструктуру консульской службы, представленную в 46 государствах. [3]
Если формирование привлекательного туристского имиджа страны представляет собой результат целенаправленных длительных усилий, подкрепляемых значительными финансовыми вложениями, то упрощение пограничных формальностей (снижение стоимости туристских виз и упрощение процедуры их получения, ускорение прохождения таможенного контроля для организованных туристских групп) при реальной заинтересованности государства в развитии въездного туризма может быть достигнуто в краткие сроки. Относительно высокая стоимость въездной визы и длительные процедуры, связанные с пограничными формальностями, оказывают негативное влияние на возможности использования имеющихся конкурентных преимуществ туристского потенциала.
На современной стадии развития туристского рынка одним из важнейших факторов конкурентоспособности становится активная научно-исследовательская деятельность. Главным национальным центром научных исследований в сфере туризма является Белорусский государственный университет, где соответствующие разработки ведутся с середины 1970-х гг. и охватывают широкий круг проблем рекреационно-туристской деятельности. Однако в целом возможности научно-исследовательской работы в сфере туризма (ресурс знаний) в Беларуси используются недостаточно эффективно. Требуется дальнейшее изучение туристского потенциала страны, поскольку комплексные маркетинговые исследования внутреннего и внешнего туристских рынков практически не ведутся.
Из-за несовершенства статистического аппарата отсутствуют не только информация о мотивах посещения Беларуси, величине и структуре средних расходов туристов, интенсивности и сезонности посещения отдельных туристских регионов и объектов, но даже объективные сведения об общем количестве иностранных посетителей и величине туристских поступлений. Неразвитость информационно-статистической базы существенно ограничивает возможности анализа функционирования туристского рынка, в том числе спроса, и разработки практических рекомендаций по повышению эффективности его функционирования.
2.2 Анализ спроса на услуги белорусского туристского рынка по итогам 2008-2009 гг.
По состоянию на конец 2009 г. туристическую деятельность в Беларуси осуществляли 720 организаций, услугами которых воспользовалось более 411 тыс. человек (приложение А).
Численность организованных туристов, посетивших Беларусь в 2009 г., по сравнению с 2008 г. увеличилась на 4,2% и составила 95,5 тыс. человек (приложение Б, таблица Б.1). Такие данные обнародовал Национальный статистический комитет.
Из стран СНГ прибыло 59,9 тыс. человек, что на 13,4% больше, чем в 2008 году. Лидирующие позиции среди стран Содружества по организованным туристам сохранились за Россией — 56,5 тыс. человек (увеличение на 12,1 % по сравнению с 2008 годом) и Украиной — 2,4 тыс. человек (на 27,7%). Среди других стран мира лидерами по числу посещений являлись Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Великобритания, Турция. На долю этих стран в 2009 году проходилось 64,6% организованных туристов из других стран мира (в 2008 году — 67,9%).
Средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Беларуси, как было уже отмечено ранее, сохранилась на уровне прошлого года и составила пять дней.
В 2009 г. на каждого прибывшего иностранного туриста приходилось трое белорусов, выехавших за рубеж. Численность туристов, организованно выезжавших из Беларуси за рубеж, составила 316,3 тыс. человек, уменьшившись по сравнению с 2008 г. на 16,8%. В страны СНГ организованно выехало 118,5 тыс. человек, в другие страны мира — 197,8 тыс. человек, что меньше уровня прошлого года на 29,2 % и 7,1% соответственно. В 2009 году наиболее посещаемыми белорусскими туристами странами традиционно оставались Россия, Украина, Болгария, Египет, Италия, Литва, Польша, Турция, Чехия. На их долю пришлось 88,7% от общего числа организованно выезжавших за рубеж белорусских туристов (в 2008 году — 89,3%). Средняя продолжительность пребывания туристов за рубежом в 2009 г., как и в 2008 году, составила 9 дней. [4]
В 2009 г. туристы отказались от посещения Венесуэлы, Багам, Кении, КНДР, Непала и Эфиопии. Новыми дестинациями в сравнении с 2008 годом стали Австралия, Мексика, Македония, Барбадос, Мьянма, Тайвань, Албания, Гонконг и Люксембург (приложение Б, таблица Б.2).
Из общего числа прибытий
иностранных граждан в
Что же касается граждан Республики Беларусь, то лидирующей целью их выезда за границу стала частная. Правда, поездки с целью туризма, хоть и значительно отстали в количественном выражении от частных, но все же заняли второе место. Однако и здесь была отмечена отрицательная тенденция: выезд белорусских граждан с туристическими целями существенно снизился в сравнении с 2007 г. (приложение В, таблицы В.1 и В.2).
Совокупный спрос на услуги размещения в Республике Беларусь в сравнении с 2008 г. снизился в связи с тем, что белорусские граждане реже обращались к услугам сферы гостеприимства (в то время как спрос со стороны граждан СНГ и других стран мира на услуги размещения в 2009 г. возрос на 3 %), и составил чуть меньше 1,5 млн. человек.
Несмотря на значительное снижение спроса, выручка, поступившая от размещения туристов и других лиц, выросла на 38 млн. руб. (30 млн. из них ─ доходы, поступившие от иностранных граждан), что свидетельствует о том, что в 2009 году белорусские и иностранные граждане пользовались услугами размещения более длительный период (приложение Г, таблицы Г.1 и Г.2).
В 2009 году спрос на отдых в сельских усадьбах составил 70 тыс. человек, когда как в 2008 году услугами агроэкотуризма воспользовались всего 30 тыс. человек (приложение Д, таблица Д.1). По мнению специалистов, агроэкотуризм стал наиболее успешным направлением 2009 г. Гостями белорусских деревень стали представители 46 стран – на 7 стран больше по сравнению с 2008 годом. Всего же за минувший год агроусадьбы посетило более 70 тысяч человек, увеличилось и количество самих усадеб: на начало 2010 г. оно составило в стране 884. Наибольшим числом сельских усадеб может похвастаться Витебская область: их в регионе чуть более 220. Гомельская область, несмотря на достаточно скромные количественные показатели, эффективно решает проблемы практического характера, ставшие ключевыми в агротуризме. Так, гости усадеб нередко сетовали на отсутствие дорожных знаков и указателей, которые облегчили бы путь к выбранному месту отдыха. В Гомельской области этот наболевший вопрос успешно решен: сейчас установлено 68 указателей – столько же, сколько усадеб в области. Однако для зарубежных гостей такие указатели едва ли будут полезны: информация на большинстве из них представлена на русском и белорусском языках. Подсказать путь гостям, используя язык международного общения – английский – решили лишь немногие хозяева усадеб, и большинство указателей, к сожалению, по-прежнему написаны непонятной западному миру кириллицей. [3]
В общей структуре платных услуг населению, оказанных в 2008 году, наибольший удельный вес в сфере культуры, туризма и отдыха составили санаторно-оздоровительные (3,3 % от общей структуры сферы услуг Республики Беларусь) и туристско-экскурсионные (2,6 %) услуги, причем спрос на лечебно-оздоровительный туризм остался на прежнем уровне по сравнению с предыдущим отчетным периодом, а спрос на познавательный туризм вырос на 0,8 % (приложение Е, таблица Е.1). В 2009 г. спрос на туристско-экскурсионные услуги в общем по стране снизился на 13,6 % (рост наблюдался лишь в Брестской и Витебской областях) (приложение Е, таблица Е.1).
Согласно приложению Ж, таблице Ж.1, в структуре спроса 2008 года на лечебно-оздоровительный туризм наибольшее количество человек было обслужено санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями и санаториями.
В сфере транспорта по итогам 2008 года наибольшим спросом пользовалось железнодорожное и воздушное транспортное сообщение (приложение Ж, таблица Ж.2).
Что же касается итогов 2009 г., и в частности, спроса на рекреационный туризм, то всплеск интереса на туристские продукты, и в первую очередь, на Египет и экзотику (индийский Гоа и пр.) пришелся на конец 2009 года - начало 2010. Причины этому назвать достаточно сложно. Возможно, свою роль сыграл отложенный спрос: люди побоялись кризиса и никуда не поехали летом, а потребность в отдыхе осталась.
Активизация спроса особенно сильно ощущалась на периферии –региональные агенты активно бронировали экономичные туры. Понятно, что продажи экономичного направления не дали турфирмам больших оборотов. Спрос на горнолыжные туры зимой 2009-2010 гг. значительно снизился. Зимний отдых на горнолыжных курортах действительно принес турфирмам много хлопот: из-за отсутствия спроса пришлось снять заявленные в Австрию и Италию чартеры. Что касается спроса на туры в жаркие страны, то он, несмотря на свою активизацию, все-таки еще довольно сильно отставал от прошлогоднего уровня. Отчасти поэтому сам факт активизации признают не все туристские предприятия.
Единственным сектором, в котором некоторые компании отмечают реальное увеличение объема, стала продажа авиабилетов и бронирование гостиниц. Повышенный интерес к экскурсионным турам пришелся на праздничные дни: Рождество, Новый год, период школьных каникул. [24]
Сам факт того, что белорусы все-таки смирились с кризисом и потратились на отдых, стало первой предпосылкой постепенного восстановления рынка.
Таким образом, подводя итог проведенному анализу, следует сделать вывод, что наиболее приоритетными направлениями развития туристской отрасли в Республике Беларусь в 2008-2009 гг. были следующие: агроэкотуризм, продажа и бронирование авиабилетов, гостиничный бизнес и санаторно-оздоровительный туризм.
2.3 Прогноз
развития международного
Основные направления развития туризма на перспективу определяются факторами социального, экономического, политического и экологического характера. Большое влияние на развитие отечественного туризма оказывает конъюнктура мирового туристского рынка.
Главным достоверным источником количественных параметров прогноза развития туризма в мире является Всемирная туристская организация (ВТО). Для составления таких прогнозов здесь привлекаются наиболее известные и квалифицированные ученые и эксперты в области туризма.
В опубликованном ВТО прогнозе развития туризма до 2020 г. ежегодный прирост объемов мирового туризма будет составлять 4,3 – 4,4%, а прогнозируемый рост объемов туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе составит 6,7%.
Если в 1995 г. мировые доходы от туризма составили 399 млрд долларов, то в 2020 г. они возрастут до 2 трлн долларов (в 5 раз), т.е. прогнозируемый рост объема доходов от мирового туризма больше, чем в других основных отраслях мировой экономики.
Прогнозируется также почти в 2 раза увеличение затрат на одно туристское путешествие: с 707 долларов в 1995 г. до 1248 долларов в 2020 г. Общее число туристских прибытий в 2020 г. прогнозируется в объеме 1602 млн. человек по сравнению с 564 млн. человек в 1995 г. Самой посещаемой в мире страной станет Китай.
Прогноз развития туризма (в млн. человек) по регионам мира будет неравномерным (таблица 1).
Таблица 1─ Темпы прироста прибытий по регионам мира
Регион мира |
Темпы прироста прибытий | |||
1995 |
2010 |
2020 |
2020 в % к 1995 | |
Европа |
335 |
527 |
717 |
214,0 |
Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион |
80 |
231 |
438 |
547,5 |
Америка |
111 |
195 |
285 |
256,8 |
Африка |
20 |
46 |
75 |
375,0 |
Средний Восток |
14 |
37 |
69 |
492,9 |
Южная Азия |
4 |
11 |
19 |
475,0 |
Примечание ─ Источник: [25, с. 282]
Как видно из таблицы 1, темпы прироста прибытий международных туристов в Азиатско-Тихоокеанском регионе превышают темпы прибытий в Европу в 2,5 раза и выше среднемировых темпов роста прибытий в 1,9 раза. Темпы прироста прибытий в Европе и Америке будут ниже общемировых (284 %): в Европе — 214 % в Америке - 256,8 %.
Доля Европы и Америки в прибытии туристов снизится с 79,1 % в 1995 г. до 62,6 % - в 2020 г. Но, несмотря на регрессивные показателя темпов прибытий в Европе и Америке, здесь сохранятся высокие показатели туристской подвижности: в Нидерландах, Германии и Великобритании ─ 2,0─3,5 поездки на одного жителя. Аналогичные показатели туристской подвижности населения будут в Канаде, Японии и др. [15, с. 263]
Информация о работе Состояние современного рынка туризма Беларуси