Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:18, дипломная работа
Представления людей об окружающем мире и происходящих событиях в большой мере формируются средствами массовой информации, имидж любого субъекта и объекта играет очень важную роль, а имидж региона – это основной ресурс, который предопределяет его экономическую, политическую и социальную перспективу. Под ресурсом подразумеваются резервы, возможности, средства, позволяющие получить практический результат.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИМИДЖИ ОБЪЕКТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНА
3.1. Структурные модели и категории
3.2. Стратегические компоненты имиджа страны
3.3. Роль СМИ в формировании имиджа регионов
4. ИМИДЖ РОССИИ: РЕСУРСЫ, ОПЫТ, ПРИОРИТЕТЫ
4.1. Современная Россия
4.2. Имидж России в немецких СМИ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Итак, внешний имидж государства не может иметь универсальной структуры для всех аудиторий и всех типов государств. При этом возможно его деление по нескольким основаниям. Именно такой подход (интегрированный) дает итоговую модель, которая является совокупностью субъектно-практической, функциональной и сферной моделей.
Субъектно-практическая модель внешнего имиджа государства опирается на гипотезу о том, что любой субъект, формирующий в своем сознании имидж другого государства, вероятно, является при этом субъектом трех видов практик: гражданских, профессиональных (специализированных) и досуговых (+ познавательных), на основании которых формируется три измерения имиджа по отношению к государству:
гражданский — на уровне политических и экономических ценностей;
специализированный — на уровне анализа специализированной деятельности и соответствующих ей политических и экономических интересов.
досуговый имидж — на уровне познавательного (этнографического), обывательского и досугового интереса.
Аудиторно-функциональная структурная модель внешнего имиджа государства опирается на критерий типа аудитории, формирующей отношение к данной стране. Для базовой модели предлагается выделить пять наиболее важных критериев, которые можно применить к восприятию большинства современных государств со стороны их значимых внешних аудиторий, а именно: ценностный, инвестиционный, товарно-потребительский, туристический и иммиграционный имиджи. И качественная характеристика данных критериев зависит от того, что данная страна реализует для соответствующей аудитории. Разумеется, число аудиторно-функциональных компонентов будет меняться от одного государственного субъекта к другому.
Сферный подход опирается на построение структурной модели внешнего имиджа государства, разделенной на предметно обособленные имиджевые сферы, такие как природно-географическая, политическая, социально-экономическая, лидерская, историко-культурная, ментально-архетипическая, масс-культурная и стратегический имидж.[11]
Введение подобных структур позволяет выделить наиболее значимые составляющие имиджа государства, в некоторой степени рассмотреть их соотношение и взаимовлияние, а главное применить это в изучении имиджей разных стран.
Любая система (организация, город, страна) является совокупностью взаимодействующих элементов и частей. Эта система поддерживает свое существование за счет реагирования и приспособления к изменениям окружающей среды. Тем самым достигаются и поддерживаются цели существования, наиболее важные из которых стратегические.
Цели определяются миссией и стратегией системы, которые, в свою очередь составляют основу стратегического имиджа. Миссию и стратегию мы можем видеть у организаций в сфере бизнеса, однако у стран они встречаются реже и отличаются нечеткими формулировками.
Понятие имиджа подразумевает две основы – объективную и субъективную. Объективная основа имиджа определяет миссию, философию и стратегию, а также деятельность, которая осуществляется по данным направлениям во внутренней и внешней политике. Субъективная часть имиджа определяется восприятием организации, города, страны и т. д. внутренней и внешней общественностью.
Общее понятие имиджа делится на более частные имиджи. С данной точки зрения, стратегический имидж — это объединение социального, экономического, политического, культурного и множества других имиджей. Целостной системой все это становится благодаря миссии и стратегии.
К стратегическим компонентам имиджа относятся: название страны, герб, флаг, гимн, девиз, история, философия (идеология). Все эти элементы обладают особой важностью и долговременностью действия, и, следовательно, требуют анализа качества, уровня, глубины проработки компонентов и исследования эффектов их восприятия.
Название страны – это знак, который должен в определенной степени соответствовать содержанию обозначаемого объекта и производить благоприятное впечатление на внутреннюю и внешнюю аудиторию. Но это не всегда совпадает с действительностью. Зачастую имена государств, городов и даже организаций не вызывают четких ассоциаций и эмоций.
Неудачное название можно сравнить с неисправным самолетом, который хорошо если не летит, а то и таит в себе угрозу. Удачное имя — это ценность, способная приносить прибыль. С научной и практической точки зрения, серьезной проблемой может стать создание названия для фирмы или же смена одного на другое. Что касается стран и городов, то их имена существуют давно и необходимо разъяснение смысла, который в них заключен.
Существует несколько условий, соблюдение которых влияет на позитивное отношение к имени:
1) Осмысленность — содержание, характер деятельности страны.
2) Запоминаемость — уникальность имени выделит среди остальных, но оно должно легко запоминаться, произноситься и писаться.
3) Позитивность – восприятие с позитивными ассоциациями.
Названия таких стран как Франция или Германия определились по названию народа, населявшего данные территории, США определилось по характеру отношений между частями государства, а вот про Россию однозначно сказать сложно.
По поводу происхождения русских существуют два основных подхода — славянский и европейский (норманнский). Для имиджа страны в Европе важна связь славянских народов с европейскими (греки на юге и варяги на севере). Хотя «славянское» начало играет первичную роль. Для «азиатского» имиджа важно то, что на развитие русских оказали влияние и восточные народы (татаро-монголы, византийцы). Соседями славян были и финно-угорские народы. «Славянская Русь» формировалась в контакте со всеми сторонами «древнего света».
Названия «Россия» в самых ранних памятниках письменности нет. В них употребляются слова: «Русь» (этим именем называли также и народ) и «Русская земля» (или «руская» — с одним «с»). Последнее словообразование встречается в договоре князя Олега с Византией 911 года, где Русская земля противопоставляется Греческой земле, как наименование стран, а сами византийцы называют русских «Росы».
В Западной Европе уже с XI века употребляется название «князь русских». В начале XIII века в папских грамотах появляется название «Руссиа». В древних русских источниках, впрочем, всегда употреблялись только названия «Русь» и «Русская земля». Термины «Росия», «Российский» появляются в этих источниках только с XV века, распространяются все больше, и в XVII веке окончательно утверждаются в русских официальных документах как о стране с централизованным управлением.[12]
В конечном итоге, какие бы версии не рассматривались, все они, так или иначе, ведут к происхождению названия нашей страны от названия народа.
Государственные символы (логотипы, гербы, флаги и гимны) являются дополнениями названия (имени). Логотипом, как правило, ограничиваются организации. Он призван связать организацию с определенным профилем деятельности и произвести благоприятное впечатление на общественность путем художественного выражения.
Государственные символы включают в себя герб, флаг, гимн. Они исполняют роль логотипов организаций в виде визуально-звуковых и текстовых аналогов. Они являются элементами идентичности страны.
Государственный герб является официальным государственным символом Российской Федерации. Он представляет собой геральдический щит с золотым двуглавым орлом, который увенчан двумя малыми коронами и над ними — одной большой короной.
Двуглавый орел олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Разное направление голов орла (один смотрит на Европу, другой на Азию) воспринимается как двоякая принадлежность России – к Европе и Азии соответственно.
Государственный флаг России — это прямоугольное полотно из трех равных горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Официального толкования значения цветов нет. В дореволюционное время значение цветов было следующим: белый — символ свободы, синий — Богородицы и красный — символ державности.
Отсутствие официального значения цветов является серьезным недостатком, потому как это дает повод для самостоятельного «додумывания» и выгодной/невыгодной трактовки.
Последний гимн России принят в 2000 году (начиная с XIX века, он уже седьмой). В основе современного гимна текст и музыка советского. Критика гимна была связана с его советской «наследственностью», хотя текст был изменен.
В гимне славится страна как свободная, широкая, единственная, опирающаяся на мудрость предков, хранимая Богом. Подчеркивается единство народов, выражается гордость, звучит призыв верности отчизне, уверенность в светлом будущем.
Проблема данного компонента заключается в том, что не все граждане знают текст и могут показать это всему миру. Незнание текста производит не самое лучшее впечатление и плохо сказывается на имидже страны. Примеры можно видеть в спорте, когда спортсмены на пьедесталах или перед соревнованиями «поют» гимн просто открывая рот, если вообще не молчат.
В общей сложности символика России выглядит незавершенной и несогласованной. Все это возможно исправить только тогда, когда определится миссия.
Девиз определяет жизненный путь страны. Он связан с миссией и должен быть призывом к высшей цели реализации призвания, предназначения народа и страны. Но девиз не может заменить миссию, он с ней лишь связан, также как и с философией.
Философия — это основополагающая идея, которая является рамочной конструкцией и может составить страницы текста. Миссия уже на порядок меньше — это несколько предложений или абзацев. Девиз состоит из нескольких слов в одном коротком предложении. Качественный аспект данной связи обусловлен выразительностью каждого из этих элементов. Каждый из них является относительно самостоятельным стратегическим компонентом, который обладает своим содержанием и стилистикой.
Девиз должен производить благоприятное впечатление не только содержанием, но и формой. Он, как и слоган, является своеобразным маленьким литературным произведением. Поэтому для достижения успеха при формулировании девизов и слоганов необходимо применять литературные приемы. С точки зрения эмоционального воздействия девиз сродни афоризмам, мудрым высказываниям. Но его функция — предельно кратко и оригинально отразить и выразить миссию.
Вот примеры девизов некоторых стран:
- Армения: Помним прошлое, сильны в будущем.
- Великобритания: Бог и моё право.
- Вьетнам: Независимость, Свобода, Счастье.
- Германия: Единство и Право и Свобода.
- Греция: Свобода или смерть.
- Грузия: Сила в единстве.
- Куба: Отечество и Свобода.
- Латвия: За Отечество и Свободу.
- США: Мы верим в Бога.
- Украина: Свобода, согласие, добро.
Как видно из примеров, в девизах выражены важнейшие для стран ценности, хотя и в общем виде. В них есть связь с миссией стран, хотя она неярко выражена и требует конкретного анализа.
Как и можно было предположить, у России девиза нет, как нет и официально оформленной миссии, из которой он мог бы вытекать.
Философия, как понятие чаще фигурирует опять же в бизнес-структурах. К государству применимо понятие «государственная идеология». На сегодняшний день в России нет четко сформулированной идеологии (хотя в СССР она была в форме марксистко-ленинской концепции построения социализма и коммунизма), и это серьезная проблема, потому как она напрямую связана с имиджем страны.
Корпоративная философия сводится, как правило, к профессионализму, командному духу, ответственности и т. д. Что касается государственной философии, то наиболее четко она проявляется в тоталитарных или авторитарных государствах. В демократических обществах философия включает в себя такие ценности, как свобода, индивидуализм, демократия и т.п.
Проблема современной России в том, что люди ее не представляют личной философии, не говоря уже о государственной. Им приходится руководствоваться личностными интересами, хотя ностальгия по коллективистским социалистическим ценностям еще присутствует. И потому для россиян больше свойственна стихийная смесь индивидуально-коллективных ценностей. Однако превалировать во всем этом будет все же индивидуализм, особенно среди молодежи.
Сама миссия содержит в своем значении три смысловых аспекта:
- Поручение (например, дипломатическая миссия);
Информация о работе Формирование имиджа современной России на международной арене