Формирование имиджа современной России на международной арене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:18, дипломная работа

Описание

Представления людей об окружающем мире и происходящих событиях в большой мере формируются средствами массовой информации, имидж любого субъекта и объекта играет очень важную роль, а имидж региона – это основной ресурс, который предопределяет его экономическую, политическую и социальную перспективу. Под ресурсом подразумеваются резервы, возможности, средства, позволяющие получить практический результат.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИМИДЖИ ОБЪЕКТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНА
3.1. Структурные модели и категории
3.2. Стратегические компоненты имиджа страны
3.3. Роль СМИ в формировании имиджа регионов
4. ИМИДЖ РОССИИ: РЕСУРСЫ, ОПЫТ, ПРИОРИТЕТЫ
4.1. Современная Россия
4.2. Имидж России в немецких СМИ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

!МОЕ!.doc

— 442.50 Кб (Скачать документ)

Провалилась и чеченская модель, ставка в которой делалась на сильного руководителя: правда, Грозный сегодня выглядит современнее любого провинциального города, однако число актов насилия снова увеличивается. Для Кремля опасность главным образом представляет то, что Кадыров стал незаменимым. В Москве не знают ответа на вопрос, что случилось бы, если бы Кадыров был убит в результате теракта у грозненского театра, куда должен был приехать чеченский президент[62].

Третьим провальным пунктом для федерального центра является, по мнению журналиста, Дагестан, где Москва просто беспомощна: «Здесь идет латентная гражданская война, и совершенно неясно, что собой представляют ее участники. Согласно официальной точке зрения, правоохранительные органы воюют против исламистских террористов, гордо демонстрируются все новые трупы. Война ведется без всяких правил, людей похищают, убивают и после выдают за террористов. Абсолютно непонятно, кто такие преступники и по чьему приказу они действуют»[63].

Другим направлением в анализе немецких СМИ за 2009 год можно выделить автомобильную отрасль России.

Статьи, направленные на  автомобильную промышленность России, еще раз убеждают читателей, что данный тип рынка в России скорее мертв, чем жив, а держится только благодаря  экспансии иностранных автомобилей. С этой точки зрения, Германия продолжает рассматривать Россию «по-прежнему перспективным рынком, где еще можно достичь такого роста продаж, который немыслим на перенасыщенных рынках Западной Европы и Соединенных Штатов»[64].

Все решения России по выводу данной отрасли из кризиса, путем покупки иностранных технологии и их внедрения у себя, рассматриваются скорее скептически.

Непростая ситуация в российском автопроме оставалась главной темой материалов, посвященных экономической жизни России, а символом катастрофического состояния отрасли является АвтоВАЗ. Интерес к автопроизводителю заметно вырос после того, как В.В.Путин «пригрозил» «Рено» пересмотреть его долю в АвтоВАЗе, если французская сторона не согласится участвовать в финансировании российской компании.

В прессе появились статьи о политических рисках, грозящих в России иностранным инвесторам. Пример «Рено» приводился в комментариях к продаже активов Opel: некоторые эксперты подчеркивали, что в случае необходимости Москва добивается своего с помощью угроз[65].

В комментариях к продаже Opel преобладали скептические оценки перспектив компании на российском рынке отраслевых аналитиков. Неизменно указывалось на резкое падение продаж автомобилей в России и снижение покупательского спроса. В ряде материалов подчеркивалось, что автомобильный рынок РФ восстановится гораздо позже, чем рынки других стран БРИК.

К основным проблемам в области здравоохранения немецкие СМИ относят борьбу со СПИДом. Общеевропейское мнение таково, Россия просто уходит от ответственности. «Будущее трехлетнего национального проекта в области здравоохранения, направленного на борьбу со СПИДом, продолжает оставаться неясным»[66].

Журналисты указывают на отсутствие просветительской работы, на сильное социальное давление на инфицированных в обществе.

Интересуют немецких журналистов и вопросы, связанные с их профессиональной деятельностью и тем риском, которому подвергаются их коллеги в России. Так, в Der Spiegel от 28.01.2009 в статье «Российские журналисты рискуют жизнью» рассматриваются убийства адвоката Станислава Маркелова и репортера Анастасии Бабуровой, а также анализируются причины этих событий[67].

Как известно, на имидж страны очень влияет и имидж ее главного представителя – президента. Если брать все материалы немецких СМИ за 2009 г., то среди них немало тех, которые посвящены Дмитрию Медведеву.

Анализ статей показывает, что в начале года немецкие СМИ считают нового президента России Медведева Д.А. крайне не самостоятельной фигурой. Об этом говорится в статье «Российские мантры по поводу прогресса» от 28.10.2009:

«Дмитрий Медведев уже полтора года занимает новую должность, но большинство людей в России считают, что он не обладает в полной мере той властью, которая ему принадлежит в соответствии со статьями разработанной при Ельцине конституции». «Влияние Медведева на экономику также ограничено»[68] и т.д.

Мнение большинства СМИ таково, что Медведев является просто ставленником Путина и никогда не станет самостоятельной фигурой. «Медведев оказался на своем посту не благодаря политической воле к действию или своей харизме, и уж точно не благодаря своим радикал-демократическим убеждениям, но лишь благодаря одному-единственному качеству: лояльности по отношению к своему наставнику Путину. При случае он даже пытается подстроиться под его образ, усваивает более резкие интонации или садится - как можно было наблюдать несколько недель назад - за штурвал боевого самолета. По сути дела, загадка состоит не в самом этом человеке: для этого он производит впечатление слишком открытого, недостаточно основательного человека. Более загадочен режим, при котором он лишь номинально является самым могущественным человеком страны»[69].

Анализируя деятельность президента и премьер-министра, немецкие, да и европейские СМИ постоянно ищут скрытые конфликты и противоречия, иногда основываясь на самых незначительные фактах.

«Началась «война аппаратов» между Кремлем и Белым домом, утверждает российский журнал Newsweek, ссылаясь на несколько источников. В Кремле сидит администрация президента, в Белом доме - правительство Путина - в том числе известные противники Медведева, такие как вице-премьер Игорь Сечин. В бульварной газете "Московский комсомолец" влиятельный политтехнолог Глеб Павловский говорил о "прокризисной партии" заговорщиков, которые хотят вбить клин между премьером и президентом и избавиться от Путина»[70].

 

Таким образом, если брать общий анализ рассмотренных результатов, то можно сделать вывод, что образ России в немецких СМИ представлен по направлениям внешнеэкономической политики, затрагивающей Евросоюз и ее основным направлениям экономической деятельности. Вопросы социальной, духовной, культурной сферы также подлежат анализу в немецких СМИ, но гораздо реже.

Между тем, тогда как культурные достижения России, значение нашей страны в формировании духовного и культурного социума неоспоримый факт, то курс экономического роста и политической активности, взятый руководством России в последние годы, вызывает большое внимание со стороны наших западных соседей.

Активное участие России в мировой политике, зачастую жесткие заявления и требования премьер-министра и президента, экономический рост последних лет, формируют образ России, как государства стремительно развивающего свои мировые связи, но при этом уже не готовое идти на безоговорочные компромиссы с Западом.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном обществе средствам массовой информации принадлежит особая роль - активное и самостоятельное участие в процессах трансформации социокультурной действительности. Массовая информация является основой мировоззрений личности, информационным базисом системы ее отношений и деятельности.

Первостепенная роль СМИ объясняется рядом причин: оперативностью в распространении общественно значимой, затрагивающей интересы людей информации, возможностью одновременного охвата большой аудитории. Именно СМИ способны объединить в эфире или на газетно-журнальной полосе наиболее компетентных в той или иной сфере деятельности людей, сравнить различные точки зрения и самим ходом дискуссии повлиять на выработку общественного мнения, как никакие другие средства коммуникации.

Имидж страны основан на представлении о ней людей, групп, возникающих в социуме, народов. Различного рода конфликты, формирование культурных, религиозных движений и объединений свидетельствуют о важности этнокультурных отношений в жизнедеятельности и формировании имиджа любого современного государства. Отражая культурные и национальные особенности той или иной страны, как правило, это формирование происходит в историческом контексте и в значительной степени зависит от наличия или отсутствия общих интересов (экономических, политических), а также от того, чей образ и кем воспринимается. Опыт, ценности, принципы и нормы поведения играют в этом восприятии немалую роль.

Рассмотрение специфических особенностей России поможет понять, какой имидж государства доминирует сегодня в массовом сознании россиян и за рубежом и почему это происходит.

Остановимся первоначально на имидже, который сформировался внутри страны:

- Возможности России огромны и истинный ее потенциал не реализован. При разумном подходе использовать богатства нашей страны можно во благо экономического развития и улучшения жизни населения.

- Политическая система России является несовременной и неэффективной. И пусть в последние годы она более действенна, чем предыдущая, но возможностей эффективно решать проблемы страны, обеспечивать ее развитие, конкурентоспособность, бороться за человеческие и геополитические ресурсы у нее все также недостаточно.

- Нынешние показатели уровня развития рыночной инфраструктуры и рыночных институтов оставляют желать лучшего. Недостаточность степени экономической свободы, уровня компьютеризации общества, развития средств связи и телекоммуникаций и прочие факторы не лучшим образом сказываются на развитии экономического сектора.

Последние опросы населения показывают, что состояние российской экономики остается плохим и имеет тенденцию к ухудшению. В частности народная общественность ожидает снижения доходов, роста цен на жилье, товары, продукты и услуги. Подобные тенденции подтверждаются и ведущими аналитиками. По словам И. Николаева, нынешнее состояние российской экономики - это не свидетельство начала экономического роста, а лишь замедление темпов падения экономики.

- В настоящее время существует проблема качественного изменения технологического уровня производства для повышения его эффективности. Такая ситуация создает серьезную угрозу конкурентоспособности даже таких товаров и услуг, чей уровень и перспектива развития достаточно высоки.

- Для увеличения потока инвестиций и его диверсификации необходимо не только улучшать инвестиционный климат путем ликвидации избыточных административных барьеров, совершенствования налоговой и правоприменительной базы, но и проводить масштабную информационную политику. Необходимо, в первую очередь, изменить характер освещения России в отечественных и зарубежных средствах массовой информации, где в последнее время доминирует мнение о том, что политические риски в России растут. И это не смотря на то, что значительная часть экономистов и политиков все же признает, что в стране наблюдается явный экономический рост и экономическая стабильность. Как только улучшится имидж России, освещаемый в СМИ, изменится имидж страны в сознании инвесторов.

- В России пока еще не сложилось национально-государственной идентичности и общепризнанной ценностной системы, долгосрочные мировоззренческие ориентиры в общественном сознании отсутствуют. Зачастую наше общество способно сплачиваться лишь в знак протеста, в то время как позитивные и содержательные цели вызывают равнодушие.

Помимо анализа представлений о России внутри страны, необходимо знать как мы выглядим в глазах других людей. Рассмотрим, как позиционируется образ России в Германии.

Учитывая место и роль СМИ в публичном пространстве Германии, очевидно, что во многом имидж российского государства в данной стране обусловлен представлением о нем, проецируемым в сообщениях СМИ. При этом наибольшую значимость для акторов, имеющих влияние на принятие решений в отношении других участников международной сферы, представляют качественные печатные издания. Анализ представлений о субъектах общественно-политического пространства России на страницах этих газет является необходимым условием создания коммуникационных стратегий для эффективного взаимодействия с другими участниками политического пространства Германии.

Проведенный анализ материалов немецких СМИ за 2009 год показал, что отношения России и стран ЕС, в частности Германии, являются сложными и противоречивыми. С одной стороны, страны готовы идти на компромиссы для сближения, в том числе и в энергетическом секторе, а с другой боятся, что пойдя на дальнейшие уступки и сближение, больше потеряют, чем приобретут. При этом, такая политика взаимодействия характерна как для России, так и для Германии, как части Евросоюза.

Политика России заключается в том, чтобы, оставаясь в рядах передовых участников мировой политики, учитывать и отстаивать свои интересы. Политика Евросоюза заключается, в том, чтобы не дать возможности России диктовать свои условия по каким-либо явлениям.

Таким образом, на Западе уже четко понимают, что России нельзя приказать, а можно только договариваться. Так, если брать все тот же энергетический сектор, то с одной стороны, есть серьезные общие интересы. ЕС покупает более половины от общего объема российского экспорта. Запад Европы продолжает зависеть от поставок российского сырья, прежде всего газа и нефти, несмотря на все разговоры о диверсификации. Что касается России, то у нее нет реальной альтернативы импорта технологий, которые необходимы для неотложной модернизации своей экономики. Две третьи всех прямых иностранных инвестиций в нашу страну сделаны из зоны ЕС.

С другой стороны, результаты проводящихся раз в полгода встреч в верхах ЕС и России, принимая во внимание эту взаимозависимость, практически никакие. Только две договоренности в технической области  были достигнуты в ходе последней встречи в Стокгольме.

Другой областью, формирующей интерес к России со стороны немецких читателей, является наша промышленность. И в этой теме, нельзя не затронуть автомобильную промышленность. В данном контексте образ России предстает как неизбежно отсталой в автомобильной индустрии. Немецкие журналисты указывают на то, что перспективы вложения инвестиций в данную отрасль неизменно перекрываются недостатками, в частности политическими рисками.

Информация о работе Формирование имиджа современной России на международной арене