Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:18, дипломная работа
Представления людей об окружающем мире и происходящих событиях в большой мере формируются средствами массовой информации, имидж любого субъекта и объекта играет очень важную роль, а имидж региона – это основной ресурс, который предопределяет его экономическую, политическую и социальную перспективу. Под ресурсом подразумеваются резервы, возможности, средства, позволяющие получить практический результат.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИМИДЖИ ОБЪЕКТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНА
3.1. Структурные модели и категории
3.2. Стратегические компоненты имиджа страны
3.3. Роль СМИ в формировании имиджа регионов
4. ИМИДЖ РОССИИ: РЕСУРСЫ, ОПЫТ, ПРИОРИТЕТЫ
4.1. Современная Россия
4.2. Имидж России в немецких СМИ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Предназначение (например, распространение какой-либо идеи);
- Призвание (реализация талантов, возможностей).
Из вышеуказанных аспектов можно выделить внешнюю и внутреннюю сторону миссии. Внешняя связана с поручением нести свою миссию в другую среду (государство). Внутренняя сторона связана с реализацией своих способностей (призвания).
Важно, чтобы руководители стран реализовывали миссию своих государств, то есть служили народу. И если призвание руководителя совпадет с желаниями и возможностями граждан, то в этом государстве все будут нести свою миссию без принуждения. И лишь в данном случае можно говорить о единстве нации.
Однако в жизни не все так идеально из-за желания руководства видеть своей миссией личное обогащение за счет эксплуатации других. Отсюда и противоречия между руководителями и гражданами. И потому выстроить единодушие в стране всегда сложнее, чем в организации, потому как всегда будут «недовольные», выражающие свое отношение через СМИ, например.
Если предположить, что миссией человечества могло бы быть познание мира и его преобразование, то миссии стран включали бы в себя следующие аспекты:
1) определение роли и посильного участия стран в решении глобальных проблем, устранении условий конфликтов и войн;
2) понимание своих особенностей, преимуществ и недостатков;
3) выявление и реализация своих уникальных способностей и возможностей;
Но осознания этих аспектов у большинства людей нет, так как зачастую они подменяются экономическими интересами.
В этой связи можно обратиться к опыту бизнеса. Если взять основополагающие элементы миссии любой уважающей себя организации, то они, в общей сложности, выражают предназначение компании в удовлетворении потребностей людей посредством производства товаров и услуг, и призвание их выражено компетенцией и уникальным конкурентным преимуществом. Те же основы можно применить и к государствам (регионам):
1) Миссия страны должна включать в себя указание на обеспечение достойного уровня жизни своих граждан, а значит удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.
2) Целесообразно указание на ключевые преимущества страны (географические, сырьевые, инновационные, человеческие и т. д.), которые отличают страну от других.
3) Необходимо указание на ценностные ориентиры, философию и идеологию, культурную и религиозную основу мировоззрения людей.
4) Следует указать роль страны в международном сообществе.
5) И, наконец, о видении экономического, политического и культурного будущего страны в целом.
Это примерная структура миссии страны, которая не должна быть очень подробной и конкретной.
Президент России Д. Медведев в своей предвыборной программе наметил, по сути, миссию страны: «У каждой нации должен быть набор понятных принципов и целей, которые объединяют людей, живущих в данной стране. И строятся эти принципы на вполне реальных задачах, востребованных обществом.
Это, прежде всего, свобода и справедливость. Второе — это гражданское достоинство человека. Третье — его благополучие и социальная ответственность.
Мы сегодня как нация стали не просто одним из свободных народов, мы стали ответственным и знающим цену этой свободе обществом. Поэтому и в дальнейшем вся социальная деятельность и экономическая работа государства должны быть направлены на раскрытие творческого потенциала свободных и ответственных людей.
Мы, безусловно, и дальше будем продолжать работу по развитию так называемого человеческого капитала. Будем «инвестировать» деньги в таланты и способности людей, в их интеллект и творческую энергию. Именно человек должен стать сегодня не только главным действующим лицом политического развития, но и основным объектом вложений государства»[13].
Стратегия – это концепция реализации миссии в долгосрочной перспективе. В ней определяются направления деятельности страны на длительный срок с достижением количественных и качественных результатов.
Тут есть два направления – содержательное и коммуникативное. Первое связано с перспективами страны и их реализацией. Второе связано с представлением этих перспектив общественности в благоприятном для восприятия виде с целью формирования положительного имиджа. Перспективы должны быть реалистичными, но работать на воображение и вдохновение граждан.
Приоритетные стратегические направления современной России были намечены Д. Медведевым во время послания Федеральному собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года:
1) «Важнейшее для наших граждан направление работы – развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики.»
2) «… конечно, мы обязаны думать, какие природные богатства сможем сохранить и передать будущим поколениям. Вот почему я считаю, что повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов является ещё одним приоритетом в модернизации нашей экономики.»
3) «Одно из наиболее перспективных направлений – это применение широко распространённых у нас биоресурсов, прежде всего древесины, торфа, отходов производства для получения энергоносителей. В отдельное направление в рамках модернизационного проекта выделены программы развития ядерной энергетики»
4) «Четвёртое стратегическое направление – развитие космических технологий и телекоммуникаций»
5) «И, наконец, пятая приоритетная задача – развитие стратегических и информационных технологий»
«Очевидно, что реализация наших стратегических планов невозможна без полноценных перемен в обществе. Укрепление политической системы и правовых институтов, внутренняя и внешняя безопасность государства, социальная стабильность, современное образование и культура - без этого всего мы не добьёмся успехов».[14]
Вся трудность формирования стратегии связана с предвидением неожиданных проблем типа современного кризиса. Поэтому требуется постоянное наблюдение и анализ инновационных тенденций, которые имеют как положительные, так и возможные отрицательные стороны.
Основой стратегических коммуникаций является разработка стратегических компонентов и информирование граждан. Проблемой остается краткая и четкая трактовка этих компонентов и представления о них людей. Все это должно быть на открытом обсуждении, в том числе в системе образования и СМИ. Стратегический аспект связан с продвижением и закреплением символики и миссии страны в сознании людей как целевого ориентира деятельности и важнейшего фактора формирования внешнего и внутреннего имиджа страны.[15]
В современном обществе средствам массовой информации принадлежит особая роль - активное и самостоятельное участие в процессах трансформации социокультурной действительности. Массовая информация является основой мировоззрений личности, информационным базисом системы ее отношений и деятельности. В данном случае понятие «массовости» относится не к качественной характеристике, а означает соответствие нуждам этой массы, стремление к созданию единого мнения массы по определенным вопросам. Данная информация объединяет получателя в некую социальную общественность и вырабатывает единую активную позицию по кругу вопросов. Помимо прочего, «массовость» подразумевает доступность подаваемой информации, простоту формы, способствующей усвоению, а иногда и возможность участия в работе средств массовой информации. Задача СМИ - трансляция сведений обо всех событиях, которые происходят в стране и мире (политике, экономике, науке, культуре, внешней и внутренней среде человека).
Первостепенная роль СМИ объясняется рядом причин: оперативностью в распространении общественно значимой, затрагивающей интересы людей информации, возможностью одновременного охвата большой аудитории. Именно СМИ способны объединить в эфире или на газетно-журнальной полосе наиболее компетентных в той или иной сфере деятельности людей, сравнить различные точки зрения и самим ходом дискуссии повлиять на выработку общественного мнения, как никакие другие средства коммуникации.
Однако использование данного инструмента не всегда оправдано конструктивными целями и может быть направлено на негативное управление общественным мнением, причем даже в стабильном обществе. Возможности СМИ в этом случае весьма разнообразны. Помимо формирования устойчивого общественного мнения, при необходимости можно ломать устоявшиеся и создавать новые стереотипы, эталоны поведения и отношений, другими словами, формировать имидж того или иного объекта. В критические и переходные этапы развития общества, когда особенно остро требуются точные оценки и характеристики ситуации, необходимые для направленности деятельности, роль этих средств в значительной мере возрастает.
Специалисты выделяют следующие функции средств массовой информации:
информационная
формирование общественного мнения и общественных отношений путем создания и трансляции образов
социальная ориентировка за счет информирования
социальная идентификация (осознание индивидом принадлежности к одной группе и отделение от другой)
воспитание (влияние на поведение и отношения).
В большинстве вышеперечисленных функций явно присутствует упор на осуществление влияния на аудиторию, причем нередко оно принимает форму манипуляции.
Выделяют два основных механизма влияния СМИ.
Первый из них связан с информационной потребностью людей, существующей в тесной связи с жизнедеятельностью в динамике изменений ситуаций взаимодействия. В новых ситуациях возникают новые требования, ставятся новые задачи, решение которых подразумевает наличие определенной информированности.
Второй механизм влияния СМИ связан с часто применяемой системой психологических воздействий, в которой язык рассматривается как основное средство социально ориентированного общения. В качестве основной функции такого общения рассматривается оказание психологического воздействия на аудиторию, включающего в себя убеждение, внушение и эмоциональное «вовлечение» или «заражение». На этом основании делается вывод о том, что социально ориентированное общение приобретает характер убеждающей коммуникации, целями которой является не столько информирование, сколько стимулирование, убеждение и побуждение. При этом информирование служит только фоном для достижения других целей, для чего, как правило, формируется иллюзорное представление осознанности выбора.
В целях проработки второго механизма (психологического воздействия), языку, как форме воплощения информации следует уделить особое внимание. Для поддержания стабильности и эффективного функционирования политической и социальной системы особо важным является круговорот необходимой информации, преобразуемой устно и распространяемой СМИ как универсальным агентом политической коммуникации. Роль СМИ, как мы уже показали, не сводится к выполнению функции чисто технического канала, передающего «объективную» информацию от субъекта к субъекту без каких-либо трансформаций, наоборот, СМИ в той или иной мере осуществляют социально-преобразующую интерпретацию реальности. Облеченная в вербальную форму и передаваемая по каналам массовой коммуникации, политическая и социальная информация является важнейшим ресурсом управления обществом.
При рассмотрении и умелом применении оценочно-коммуникативной функции языка становится возможным регулировать восприятие индивидом явлений социально-политического характера. Причем это никак не относится к содержанию, так как в данном случае язык используется говорящим как средство вторжения в речевой акт и выражения собственного мнения и оценок, а также отношений, устанавливаемых между ним и реципиентом.
Направления, изучающие использование языка в идеологических целях появляются в конце 70-х гг. Текст рассматривается как многозначное образование, интерпретирующее реальность и реализующее социальное и межличностное взаимодействие между коммуникантами. В ходе исследований выяснилось, что выбор языковых конструкций определяется идеологией адресанта. Например, активный или пассивный залог используется в зависимости от желания обозначить или завуалировать чью-либо ответственность за предпринятые действия. Конструкции пассивного залога особенно удобны для смещения внимания с того, кто совершил действия, на само действие. Эта тактика широко использовалась американскими средствами массовой информации при освещении военных действий США во Вьетнаме с целью вуалирования того урона, который наносился военными жителям и территории этой страны.
Примерно в это же время появляются исследования влияния социально-психологических характеристик индивидов, составляющих определенные социальные группы, на язык СМИ.
Э.Ф. Телень проводит сопоставительный анализ языковых средств, используемых двумя массовыми газетами Великобритании «Daily Express» и «Daily Mirror», и приходит к выводу, что язык обеих газет различен. Основанием для различий служат психотипические особенности каждого СМИ. Газета «Daily Express» рассчитана на мелких и средних предпринимателей, ее материалы содержат абстрактные понятия, менее эмоциональны, используют экспрессивные средства, выражающие обобщенные оценки событий. Аудитория газеты «Daily Mirror» состоит главным образом из рабочих. Ее материалы характеризуются большей насыщенностью экспрессивными языковыми элементами. Еще большее различие обнаруживается в лексическом составе и синтаксических структурах «качественной» «Daily Express» и «массовой» «Daily Mirror». Результаты исследования подтверждают двусторонний характер взаимодействия в системе «реципиент–СМИ». Эффективное воздействие невозможно без моделирования субъектом коммуникации смыслового поля реципиента, для успешного моделирования которого необходимо представлять себе характер и направление тех изменений, которых следует добиться в момент воздействия и после него.[16]
Таким образом, взаимоотношения между СМИ, с одной стороны, и культурой и обществом, с другой, имеет двойственный характер, что объясняется влиянием социально-культурного формата общества на тексты СМИ и, в свою очередь, влиянием СМИ на развитие общества и культуры.
Информация о работе Формирование имиджа современной России на международной арене