Формирование имиджа современной России на международной арене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:18, дипломная работа

Описание

Представления людей об окружающем мире и происходящих событиях в большой мере формируются средствами массовой информации, имидж любого субъекта и объекта играет очень важную роль, а имидж региона – это основной ресурс, который предопределяет его экономическую, политическую и социальную перспективу. Под ресурсом подразумеваются резервы, возможности, средства, позволяющие получить практический результат.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИМИДЖИ ОБЪЕКТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНА
3.1. Структурные модели и категории
3.2. Стратегические компоненты имиджа страны
3.3. Роль СМИ в формировании имиджа регионов
4. ИМИДЖ РОССИИ: РЕСУРСЫ, ОПЫТ, ПРИОРИТЕТЫ
4.1. Современная Россия
4.2. Имидж России в немецких СМИ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

!МОЕ!.doc

— 442.50 Кб (Скачать документ)

                    Der Spiegel (Зеркало)

                    Focus (Фокус)

                    Stern (Звезда)

Еженедельные журналы с телепрограммой:

                    HörZu (Послушай)

                    TV-Woche (Теленеделя) и т. д.

Женские журналы:

                    Brigitte

                    Freundin (Подруга) и т. д.[31]

Среди качественных газет первое место по тиражу занимает «Die Welt», на втором месте - восточная «Berliner Zeitung», на третьем – «Der Tagespiegel».

Среди качественно-массовых лидирует «Berliner Morgenpost». Ее тираж составляет 184,1 тыс. экземпляров (в 1996г. - 190,5).

Из бульварных ежедневных газет лидируют по тиражам две газеты «Berliner Kurier» и «Dresdner Morgenpost» (301,9), и «B.Z.» (313,5).

Переводные версии немецких газет широко представлены в Интернет. В целях анализа публикаций немецких СМИ о России, был использован сайт «ИноСМИ» (http://inosmi.ru).

Интернет-проект ИноСМИ.Ru специализируется на переводе наиболее ярких и примечательных материалов зарубежных СМИ на русский язык.

Для получения достоверных сведений об образе России, формируемом немецкими СМИ, был проведен контент-анализ публикаций наиболее известных газет в Германии за 2009 год (до декабря).

Для анализа использовались публикации следующих газет:

                  Frankfurter Allgemeine Zeitung

                  Süddeutsche Zeitung

                  Die Welt

                  Handelsblatt

                  Berliner Zeitung

                  Der Spiegel

Общая частота публикации материалов, касающихся России для каждой газеты, а также направленность статей представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Частота публикации немецких газет о России на сайте «ИноСМИ» и направленность материала в 2009 году

Название СМИ

Частота публикаций на сайте

Направленность статей

Frankfurter Allgemeine Zeitung

7

- деятельность России по отношению  Украины и Грузии,

- внутренняя политика России (автомобильная промышленность, налоги)

- деятельность президента РФ

Süddeutsche Zeitung

 

5

- анализ взаимодействия России и Евросоюза,

- политика России в области здравоохранения

(борьба со СПИДом)

Die Welt

5

- анализ взаимодействия России и Евросоюза

Handelsblatt

14

- анализ взаимодействия России и Евросоюза в области проблем с поставками газа

Berliner Zeitung

10

- анализ взаимодействия России и Евросоюза,

- деятельность президента РФ

Der Spiegel

 

12

- анализ взаимодействия России и Евросоюза,

- деятельность президента РФ

- деятельность СМИ в России,

- деятельность российских компаний

 

 

Таким образом, из таблицы 1 видно, что наибольшее число материалов, посвящено проблемам взаимодействия России и стран Евросоюза. При этом, так как большинство материала датируется первым полугодием 2009 года, то главным событием этого периода во всей внешнеполитической деятельности стран был  вопрос взаимодействия России, Украины и ЕС по поводу поставок газа.

Рассмотрим представленный материал отдельно по каждой газете.

1. Frankfurter Allgemeine Zeitung. Это одна из ведущих газет Германии. Её ежедневный тираж составляет 363 465 экземпляров.  Газета обладает одной из самых мощных для немецкой прессы корреспондентских сетей в разных странах мира.

Если брать число публикаций-переводов газеты, касающихся России, на сайте «ИноСМИ», то всего 7:

      Райнхард Везер «Хрупкая Украина»  от 14.01.2009[32].

      Конрад Шуллер «Взята за горло» от 16.01.2009[33].

      Стивен Сабо «Для Обамы ключ к России лежит в Берлине» 27.01.2009[34].

      Редакционный материал «Российские автопроизводители уповают на государство» от 07.05.2009[35].

      Редакционный материал «Тбилиси: «Москва поддерживала военный путч»» от 06.05.2009[36].

      Керстин Хольм «Налог на роскошь в России. В эту категорию может попасть и колбаса»  от 05.05.2009[37].

      Михаэль Людвиг «Российские мантры по поводу прогресса» от 28.10.2009[38].

Таким образом, четыре статьи из семи посвящены внешнеполитической деятельности России по отношению к Украине и Грузии, три – ситуации внутри России.

2. Süddeutsche Zeitung - крупнейшая ежедневная газета Германии, которая основана 16 октября 1945 года.

Газета позиционирует себя как «либерально-экономическое» издание. Большое внимание уделяется событиям культурной жизни.

Число публикаций на сайте «ИноСМИ» - 5:

      Ш. Корнелиус» Владимир Бисмарк» от 11.01.2009[39].

      Йошка Фишер «Россию в НАТО» от 14.01.2009[40].

      Соня Цекри «Бег времени» от 27.10.2009[41].

      Борис Каймаков «Что видит человек, и что хочет видеть государство» от 28.10.2009[42].

      Соня Цекри «Инфицированы и игнорируемы» от 29.10.2009[43].

В большинстве своем статьи направлены на рассмотрение проблем взаимодействия России и Евросоюза. Соня Цекри в статье «Инфицированы и игнорируемы» поднимает проблему борьбы со СПИДом в РФ.

3. Die Welt  - влиятельная (610 000 читателей) информационная немецкая ежедневная газета издательства Аксель Шпрингер АГ, пользующаяся популярностью у представителей немецкой бизнес-элиты. Публикует много аналитических материалов.

Всего за 2009 год было пять аналитических материалов, касающихся России:

      Алан Позенер «Надменный выход Владимира Путина в Дрездене» от 21.01.2009[44].

      «Европа должна держаться вместе» от 29.01.2009[45].

      «Дипломатическая работа по наведению порядка» от 30.01.2009[46].

      Манфред Квиринг «Иероглифы Востока» от 03.02.2009[47].

      Штефани Больцен, Кристоф Б. Шильц «Наведение мостов с Востоком» от 08.05.2009[48].

4. Handelsblatt – ежедневная деловая газета Германии, издаётся издательской группой «Хандельсблатт».

Газета была основана 16 мая 1946 г. На сегодняшний день «Хандельсблатт» является одной из крупнейших и влиятельных деловых газет Германии.

Handelsblatt является лидером по числу публикаций на сайт «ИноСМИ». Всего было переведено 14 публикаций, касающихся России. Так как газета  имеет экономическую направленность, то помимо статей с политической окраской, большое внимание уделено деятельности компаний России. Например, в статье Хельмут Штойера «Концерны уладили конфликт в области мобильной связи» говориться о результате продолжавшегося почти пять лет юридического разбирательства между норвежским телекоммуникационным концерном Telenor и его российским партнером компании Alfa Group[49].

Если брать общую тематику статей, то они в целом направлены на рассмотрение газовых споров России и Евросоюза. Так, в статье «Зима приближается, а с ней и газовый спор» от 03/11/2009, вспоминаются противоречия начала года, и анализируется поведение Евросоюза в конце года[50].

5. Berliner Zeitung - самая тиражная ежедневная газета региона Берлин-Бранденбург.

Всего представлено 10 статей, касающихся России. В отличие от предыдущих газет и журналов, читателей Berliner Zeitung интересуют вопросы не только политики и экономики России. Так, статья Франка Херольда «Запоздалая справедливость» информирует читателей о том, что Россия реабилитировала тысячи немцев, ставших жертвами советских трибуналов.

«Федеральное ведомство по открытым вопросам собственности (BADV) подтвердило в ответ на запрос Berliner Zeitung, что и после российской реабилитации может быть подано ходатайство о передаче, возвращении или возмещении утраченной собственности. Это должно быть сделано в течение шести месяцев после получения российского свидетельства о реабилитации. Кроме того, министерство иностранных дел должно заверить это свидетельство. Это правило действует до  31 декабря 2011 года» [51].

6. Der Spiegel - один из известнейших еженедельных журналов Германии. Сам журнал описывает себя как «самый значимый информационно-политический журнал Германии и Европы с самым большим тиражом»[52]. В среднем в неделю продаётся около 1,1 миллионов экземпляров.

Для читателей Der Spiegel  готовит статьи о России не только на политические темы, но и на наиболее острые социальные. Всего в 2009 году у Der Spiegel было 12 публикаций, касающихся России.

Отличие Der Spiegel от остальных газет является наличие статей-интервью с российскими бизнесменами и политиками. Так, в январе 2009 было опубликовано интервью с российским олигархом Владимиром Евтушенко о последствиях глобального конъюнктурного кризиса, о том, как он противостоит турбулентностям, и почему он именно сейчас собирается увеличить присутствие на рынках[53].

На основе проведенного анализа можно составить общую картину представлений немецких СМИ о деятельности России в 2009 году.

Во-первых, это внешнеэкономическая деятельность нашей страны. Как уже говорилось, главным вопросом начала 2009 годы, были результаты противостояния России и Украины в газовом споре, к которому оказались притянуть и страны Евросоюза.

Ситуация с газом на Украине, случившаяся в конце 2008 года, оценивается немецкими СМИ в январе-феврале 2009 года,  как попытка России помешать независимости Украины. Например, в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung в статьях посвященных данному вопросу можно встретить такие речевые обороты как «Украина борется за независимость», «Поощряемый Москвой процесс распада» и т.д[54].

В споре России и Украины за газ, позиции стран Евросоюза, в том числе и Германии, основывается на страхе попадания в зависимость от российских поставок природного газа. Поэтому, наблюдается стремление ограничить Россию в этой сфере и не допустить развития ее влияния на другие страны путем газового шантажа. «Россия хочет препятствовать тому, чтобы ЕС сплоченно, как единый потребитель, противостоял газовому поставщику с востока». «Стопроцентная зависимость Болгарии от русского газа уже сейчас делает премьер-министра Сергея Станичева настолько покладистым, что он слепо, без проверки, обвиняет Украину в нынешнем газовом кризисе»[55].

«Европа ЕС выглядела бы наивной, если бы утверждала, что здесь идет речь о споре между двумя государствами, а ЕС здесь ни при чем. Правильно скорее то, что речь в этом газовом кризисе идет, прежде всего, о ЕС и его представлениях о порядке в Европе. Целостность, сила, независимость и безопасность Союза поставлены на карту»[56].

Таким образом, в сущности, экономический спор о ценах за газ, преподносится немецкими СМИ как угроза целостности Евросоюза.

Между тем, данный конфликт, как замечают немецкие СМИ, подтолкнул Евросоюз к тому, чтобы «расширить европейскую энергетическую газотранспортную сеть и осваивать другие источники получения газа, находящиеся вне территории России». «Поэтому в рамках европейской конъюнктурной программы Комиссия в Брюсселе теперь собирается активно инвестировать в проекты в сфере энергетической политики».[57]

В конце года, в материалах за октябрь-ноябрь 2009 года, немецкие журналисты обращают внимание на то, что пока ЕС не говорит одним голосом, не может идти речь не о каком сотрудничестве, и всему Евросоюзу придется мириться с диктатом России.

«Наиболее характерный пример – это энергетическая политика. Хотя ЕС и подчеркивает свою волю, направленную на достижение общности, в действительности почти каждый член ЕС имеет отдельное соглашение с концерном Газпром. Германия участвует в строительстве трубопровода, который пройдет по дну Балтийского моря.  Италия получит похожий южный маршрут. Болгария, Венгрия, Греция, Словения предпочитают заключать двусторонние договоры. Когда будет построен общий газопровод  Nabucco – если это вообще случится - можно только гадать. И
Россию это вполне устраивает»[58].

Если рассматривать взаимоотношения непосредственно России и Германии, то здесь, по мнению немецких журналистов, Германии отводится роль некоего посредника в диалоге между Россией и США. Так, в статье «Для Обамы ключ к России лежит в Берлине» говориться о том, что «отношение Америки к Германии является решающим для европейской политики нового правительства, а отношение Германии к России, в свою очередь, будет ядром этой политики».[59] При этом Германия настаивает на разработке Вашингтоном стратегии по отношению к России и не допущения смещения развития этих отношений в списке приоритетов.

Политический консенсус в Германии о том, как должны выглядеть отношения с Россией зависит от того, осознает ли Москва себя в качестве партнера Запада, и от новой политики правительства Обамы.

В целом различные мнения сходятся в одном направлении: «Западу не следует отвергать желание России провести новые переговоры. Западу нужно осознать это как шанс наконец-то найти ответ на ключевой вопрос о роли России в Европе. При этом НАТО должна играть центральную роль, так как она является неотъемлемой составляющей для большей части европейцев, а также для Америки. Компромисс интересов мог бы состоять в том, чтобы принципы и институты европейского государственного порядка оставались бы без изменений. В ответ Россия получила бы в рамках НАТО более широкую роль, включая перспективу полного членства в альянсе»[60].

Относительно других направлений внешнеэкономической деятельности России за 2009 год, то в прессе помимо Украины, активно анализируется деятельность России в российско-грузинском конфликте.

Корреспонденты нескольких немецких СМИ в  октябре 2009 года пишут о поражении, которое потерпел Кремль нынешним летом на Северном Кавказе. Во-первых, не удалась попытка примирить общество и государственные структуры в Ингушетии. Ю.Б.Евкуров, вернувшийся в республику после лечения, утратил контроль над правоохранительными силами, в то время как Р.Кадыров получил возможность перенести свой разрушительный поход на территорию Ингушетии[61].

Информация о работе Формирование имиджа современной России на международной арене