Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:55, контрольная работа
Целью исследования является познакомить с основными социальными и психологическими теориями и технологиями общения как системой интегративной деятельности, основными механизмами и закономерностями коммуникации, показать методы и средства эффективного взаимодействия людей..
Объектом данного исследования является анализ общения и восприятия. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования:
1. Понятие, виды и функции общения;
2. Особенности делового общения;
3. Проанализировать понятия восприятия в процессе межличностного общения;
4. Выявить роль восприятия в процессе межличностного общения.
Введение
Психология общения является важной междисциплинарной научной дисциплиной, связанной с одной стороны с психофизиологией человека, а с другой, с психологией личности и социальной психологией, науками, которые в комплексе помогают понять проблемы возникновения социальных проблем человека, способствуют развитию методологического подхода к пониманию развития личности и его кризисов. Феномен общения - коммуникации все больше привлекает внимание ученых.
Представленная работа посвящена теме «Психология общения».
Актуальность темы «Психология общения» несомненно, велика. Ежедневно человек участвует в процессе общения. В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, и идет восприятие человека человеком, возникновение наук, таких как "паблик рилейшенз" или конфликтологии показывает актуальность и важность изучения и понимания механизмов психологии общения людей. Понимание механизмов коммуникации в различных сферах жизнедеятельности человека помогает овладению технологиями социальной защиты и является основой для эффективного использования знаний и навыков в области организации и управлении социальными структурами и службами.
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер. Для этого было изучено и проанализировано несколько литератур различных авторов.
Целью исследования является познакомить с основными социальными и психологическими теориями и технологиями общения как системой интегративной деятельности, основными механизмами и закономерностями коммуникации, показать методы и средства эффективного взаимодействия людей..
Объектом данного исследования является анализ общения и восприятия. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования:
1. Понятие, виды и функции общения;
2. Особенности делового общения;
3. Проанализировать понятия восприятия в процессе межличностного общения;
4. Выявить роль восприятия в процессе межличностного общения.
Понятие, виды и функции общения
В работе эксперта главную
роль играет умение правильно, профессионально
оценить компетентность человека в его
должности. Без знания основных методов
психологии общения бывает очень трудно
правильно поставить беседу с аттестуемым,
найти нужные слова для аргументации,
и, наконец, снизить напряженность конфликтной
ситуации, если она возникла.
Общение - это психологическая категория.
Существует много различных
определений и понятий “
Итак, общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Действительно, значимость общения для человека трудно переоценить: в духовной, нравственной, психологической и даже физиологической сферах общение занимает, можно сказать, центральное место. Статус понятия «общение» в исследовании познавательных и педагогических процессов все возрастает. Психологическая школа А.А. Бодалева уже более тридцати лет ведет работу по специализированному изучению процессов познания людьми друг друга именно в общении. Важнейшим средством снятия нравственно-психологического напряжения также может выступать общение: оно несет поэтому существенную эмоционально-нравственную нагрузку1.
Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных сторон этого процесса: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.
В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения.
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
По содержанию оно может быть:
По целям общение делиться на:
Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.
Прямое общение – это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты – мне, я – тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.
Массовое общение – это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т. д.).
Специалисты в сфере торговли и обслуживания в своей повседневной деятельности сталкиваются с проблемами межличностного общения.
В отечественной социальной психологии, утверждает Р. М. Битянова, принято выделять три различные по своей ориентации типа межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.
Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
В процессе общения обмен
информацией между его
На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. Процесс выговаривания своих трудностей переводит их из плана индивидуального и эгоцентрического в план общечеловеческий.
К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т.д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. К анализу «невербалики» мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого. Передача любой информации возможна лишь посредствам знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При глубоком делении различают вербальную и невербальную коммуникации. Главные фомы невербальных знаковых систем: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, визуальное общение. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический5.
По своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяется пять основных функций.