Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:55, контрольная работа

Описание

Целью исследования является познакомить с основными социальными и психологическими теориями и технологиями общения как системой интегративной деятельности, основными механизмами и закономерностями коммуникации, показать методы и средства эффективного взаимодействия людей..
Объектом данного исследования является анализ общения и восприятия. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования:
1. Понятие, виды и функции общения;
2. Особенности делового общения;
3. Проанализировать понятия восприятия в процессе межличностного общения;
4. Выявить роль восприятия в процессе межличностного общения.

Работа состоит из  1 файл

готовая контрольная.docx

— 77.06 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Психология общения является важной междисциплинарной научной  дисциплиной, связанной с одной  стороны с психофизиологией человека, а с другой, с психологией личности и социальной психологией, науками, которые в комплексе помогают понять проблемы возникновения социальных проблем человека, способствуют развитию методологического подхода к пониманию развития личности и его кризисов. Феномен общения - коммуникации все больше привлекает внимание ученых.

Представленная работа посвящена  теме «Психология общения».

Актуальность темы  «Психология общения» несомненно, велика.  Ежедневно человек участвует в процессе общения. В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем  всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, и идет восприятие человека человеком, возникновение наук, таких как "паблик рилейшенз" или конфликтологии показывает актуальность и важность изучения и понимания механизмов психологии общения людей. Понимание механизмов коммуникации в различных сферах жизнедеятельности человека помогает овладению технологиями социальной защиты и является основой для эффективного использования знаний и навыков в области организации и управлении социальными структурами и службами.

Вопросам исследования посвящено  множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер. Для этого было изучено и проанализировано несколько литератур различных авторов.

Целью исследования является познакомить с основными социальными и психологическими теориями и технологиями общения как системой интегративной деятельности, основными механизмами и закономерностями коммуникации, показать методы и средства эффективного взаимодействия людей..

Объектом данного исследования является анализ общения и восприятия. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования:

1. Понятие, виды и функции общения;

2. Особенности делового общения;

3. Проанализировать понятия восприятия в процессе межличностного общения;

4. Выявить роль восприятия в процессе межличностного общения.

 

 

 

Понятие, виды и функции общения

 

    1. Понятие общения

В работе эксперта главную  роль играет умение правильно, профессионально оценить компетентность человека в его должности. Без знания основных методов психологии общения бывает очень трудно правильно поставить беседу с аттестуемым, найти нужные слова для аргументации, и, наконец, снизить напряженность конфликтной ситуации, если она возникла. 
Общение - это психологическая категория.

Существует много различных  определений и понятий “общения”, прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему. Общение - это и условие человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека. Общение - это вид психической деятельности человека и система отношений человека к окружающему миру. На практике часто путают два понятия “общение” и “отношение”. Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Итак, общение - сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Действительно, значимость общения для человека трудно переоценить: в духовной, нравственной, психологической и даже физиологической сферах общение занимает, можно сказать, центральное место. Статус понятия «общение» в исследовании познавательных и педагогических процессов все возрастает. Психологическая школа А.А. Бодалева уже более тридцати лет ведет работу по специализированному изучению процессов познания людьми друг друга именно в общении. Важнейшим средством снятия нравственно-психологического напряжения также может выступать общение: оно несет поэтому существенную эмоционально-нравственную нагрузку1.

Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных сторон этого процесса: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

В жизни человека практически  нет периода, когда он находится  вне общения.

    1. Виды общения

В зависимости от используемой техники общения и его целей  можно выделить следующие виды:

  1. «Контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
  2. Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д2.
  3. Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.
  4. Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  5. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.
  6. Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата3.

В зависимости от содержания, целей и средств общение  можно  поделить  на  несколько видов.

По содержанию оно может  быть:

    • материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
    • когнитивное (обмен знаниями)
    • кондиционное   (обмен   психическими   или   физиологическими состояниями)
    • мотивационное  (обмен  побуждениями,  целями,  интересами,  мотивами, потребностями)
    • деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)4

По целям общение делиться на:

  • биологическое (необходимое для поддержания, сохранения  и  развития организма)
  • социальное (преследует цели расширения и  укрепления  межличностных контактов, установления  и  развития  интерперсональных  отношений, личностного роста индивида)

    Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение – это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты – мне, я – тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Массовое общение – это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т. д.).

Специалисты в сфере торговли и обслуживания в своей повседневной деятельности сталкиваются с проблемами межличностного общения.

В отечественной социальной психологии, утверждает Р. М. Битянова, принято выделять три различные  по своей ориентации типа межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.

  1. Императивное общение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п.
  2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими.

Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

  1. Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

В процессе общения обмен  информацией между его участниками  осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровне.

На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. Процесс выговаривания своих трудностей переводит их из плана индивидуального и эгоцентрического в план общечеловеческий.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний  вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка  и т.д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции  человека, которые мы как бы «считываем»  в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. К анализу «невербалики» мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого. Передача любой информации возможна лишь посредствам знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При глубоком делении различают вербальную и невербальную коммуникации. Главные фомы невербальных знаковых систем: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, визуальное общение. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы  человеческую речь. Естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический5.

 

    1. Функции общения

По своему назначению общение  многофункционально. В психологии выделяется пять основных функций.

Информация о работе Психология общения