Финансовое обеспечение федеральных целевых программ и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:31, дипломная работа

Описание

Целью исследования является изучение понятия целевых программ, анализ их влияния на социально-экономическое положение России, направлений, порядка их принятия, анализ механизмов финансирования федеральных целевых программ, определение направлений совершенствования в данной области, концептуальных предложений по совершенствованию системы финансирования.

Содержание

Введение__________________________________________________________
Глава 1. Федеральные целевые программы: понятие и экономическая сущность_______________________________________________________
1.1. Назначение федеральных целевых программ_______________________
1.2. Система финансирования реализации федеральных целевых программ______________________________________________________
Глава 2. Финансовое обеспечение основных приоритетных направлений реализации федеральных целевых программ____________________________
2.1. Направления и сферы реализации федеральных целевых программ________________________________________________________
2.2. Анализ финансового обеспечения федеральной целевой программы «Жилище»_________________________________________________________
2.3. Анализ финансового обеспечения федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»_______________________________
Глава 3. Совершенствование механизмов финансового обеспечения реализации федеральных целевых программ___________________________
3.1. Государственный мониторинг и финансовый контроль______________
3.2. Проблемные аспекты финансирования федеральных целевых программ и пути их решения__________________________________________________
Заключение________________________________________________________
Список источников__________________________________________________

Работа состоит из  1 файл

Текст диплома Марина 1 отправка.docx

— 317.15 Кб (Скачать документ)

 

Как видно из приведенной таблицы, выше среднего по России лимит средств, предусмотренных на финансирование строек и объектов федеральной адресной инвестиционной программы, использован  в Северо-Кавказском (22,9%), Уральском (18,4%), Сибирском (17,7%), Северо-Западном (15,2%) и Дальневосточном (14,7%) федеральных округах. В то же время, в Приволжском (10,6%), Южном (10,3%) и Центральном (7,8%) федеральных округах освоение бюджетных инвестиций ниже среднего. Ассигнования будут возвращены в бюджет. Аналогичная ситуация была и в прошлом году. Но эта не та экономия, которую стоит поощрять: возврат неизрасходованных средств означает, что программы были свёрстаны некачественно, и это чревато выводами для чиновников, отвечающих за реализацию ФЦП.

Выводы: в настоящий момент существует достаточное количество проблем  реализации ФЦП в РФ:

-значительное секвестрование финансирования ФЦП из-за экономического кризиса;

- нужна законодательная и документальная  доработка бюджетного реформирования;

- недофинансирование ФЦП из  внебюджетных источников;

- территориальные ФЦП не всегда  направлены на развитие реального  сектора,

- отсутствие системного видения  пространственных приоритетов развития  страны;

- сложностей с запуском проектов, не получивших политический приоритет. 

 

В настоящее время преимущества программно-целевого подхода для  решения стоящих перед министерствами и ведомствами задач используются недостаточно.

Разработанные предложения в сфере  совершенствования процедуры формирования и реализации федеральных целевых  программ являются начальным этапом работы, в ходе которой необходимо реализовать ряд мер перечисленных  ниже.

Определить функции, которые целесообразно  реализовывать посредством федеральных  целевых программ, на этапе оптимизации  и разграничения функций органов  государственного управления.

Принимать решение о выборе программного или сметного финансирования той  или иной функции в каждом отдельном  случае на основе обоснованного анализа  сравнительной эффективности достижения целей, стоящих перед ведомством.

Предусматривать при формировании концепций новых федеральных  целевых программ и корректировки  действующих различные варианты их реализации.

Оценивать при отборе разрабатываемых  федеральных целевых программ и  уточнении действующих программ в первую очередь возможности  реализации в заданном интервале  времени задач, которые ставятся перед программой Правительством Российской Федерации:

- достижения целей программ  в установленные сроки, в том  числе по этапам реализации  программ;

- обеспечения установленных Правительством  Российской Федерации показателей  результативности и эффективности  программ по этапам их реализации;

- обеспечения возможности финансирования  программ по установленным этапам  из всех источников, в том числе  из федерального бюджета; 

- соответствия задач решаемых  федеральными целевыми программами,  в конкретные временные интервалы  задачам программы социально-экономического  развития Российской Федерации  на среднесрочную перспективу; 

- соблюдения плана реализации  программных мероприятий по установленным  в программе временным этапам;

- проведения мониторинга хода  выполнения программных мероприятий  по этапам реализации программ;

- возможности государственных  заказчиков по реализации промежуточных  целей программ, сформированных  для отдельных этапов, а не  только конечных целей программ.

Расширить типологию целевых программ в части управления федеральными целевыми программами. В частности, целесообразно разделить программы, реализующие цели федеральной политики и финансирующиеся исключительно  за счет средств федерального бюджета, программы, ориентированные на решение  социальных проблем, финансирующиеся  из региональных бюджетов и за счет других источников помимо федерального бюджета и программы, имеющие  коммерческий результат, финансирующиеся  в основном из внебюджетных источников. Такое деление предопределяется различными схемами управления и  реализации программ, сложностью их администрирования, различными критериями бюджетной и  экономической эффективности.

Повысить требования к государственным  заказчикам по безусловному финансированию федеральных целевых программ за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и внебюджетных источников.

Осуществлять ежегодный анализ деятельности дирекций федеральных  целевых программ.

Ужесточить требования к ежегодным  отчетам о ходе реализации федеральных  целевых программ.

Кроме того, в целях усиления контроля за эффективностью расходования средств федерального бюджета, достижения максимальной прозрачности в процессе формирования стоимости строек и объектов при проведении конкурсов, а также внедрения принципов стабильности и предсказуемости финансирования строек и объектов на весь период их сооружения необходимо:

-разработать и внедрить для обязательного применения типовой подрядный договор (контракт) для применения по стройкам, реализуемым за счет средств федерального бюджета и действующий на весь период проведения работ;

-производить утверждение государственными заказчиками заданий на проектирование строек и объектов для федеральных государственных нужд после согласования заданий с Минэкономразвития России.

-осуществлять контроль за проведением подрядных торгов (конкурсов) по всем вновь начинаемым стройкам, включенным в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, возложив эти функции на контрольный орган в этой сфере в соответствии с проектом федерального закона “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”;

- финансировать вновь начинаемые  стройки только после подтверждения  контрольным органом правомерности  проведения подрядных торгов (конкурсов)  и представления титульных списков  строек на весь период строительства; 

-уточнить методику проведения подрядных торгов (конкурсов) и открытия финансирования вновь начинаемых строек за счет средств федерального бюджета и бюджетов других уровней (смешанное финансирование).

Принятие указанных мер позволит внести определенную стабильность в  процесс формирования и реализации перечня строек и объектов и минимизирует необходимость перераспределения  средств в течение года.

В части разработки конкретных мер, направленных на сокращение количества одновременно сооружаемых строек и  объектов, усиление концентрации средств  на пусковых стройках и объектах, обеспечение  их своевременного ввода в действие, а также порядка перераспределения  объемов ассигнований, предусмотренных  федеральной целевой программой на финансирование строек и объектов, в случаях отсутствия проектно-сметной  документации или не заключения с  акционерными обществами договоров о передаче в федеральную собственность акций по стройкам и объектам, находящимся в их собственности необходимо осуществить следующие меры.

Не допускать включение в  перечень строек и объектов, не обеспеченных градостроительной, предпроектной  и проектной документацией, сосредоточив ресурсы на первоочередных пусковых стройках и объектах.

Минимизировать непрограммную  часть ФЦП, которая должна включать в себя только средства на выполнение указов Президента Российской Федерации  и отдельных решений Правительства  Российской Федерации по строительству  особо важных объектов.

Выделять средства направляемые на финансирование перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд в рамках федеральной целевой программы с учетом обеспечения нормативных сроков строительства указанных объектов.

Направлять высвобождающиеся средства федерального бюджета при перераспределении  объемов ассигнований по стройкам и  объектам только как дополнительное финансирование включенных в ФЦП  строек и объектов.

В целях повышения эффективности  использования государственных  капитальных вложений в рамках федеральной  целевой программы и повышения  ответственности участников договоров (акционерных обществ и федеральных  органов исполнительной власти) целесообразно  поручить Минимуществу России и Минфину  России проработать вопрос о включении  в соответствующие договоры пункта об ответственности сторон, условий  применения штрафных санкций за невыполнение акционерными обществами взятых по договору обязательств по передаче акций в  федеральную собственность на сумму выделяемых из федерального бюджета средств.

Указанные предложения позволят обеспечить повышение эффективности реализации федеральных целевых программ как  инструмента бюджетных инвестиций и решить наиболее важные социально-экономические  задачи развития Российской Федерации.

Заключение

 

В ходе исследования для достижения основной цели были решены поставленные задачи, а именно: раскрыто понятие федеральных целевых программ, рассмотрен порядок из разработки, финансирования, оценки, утверждения федерально-целевых программ. Автором были проанализировали основные федеральные целевые программы, определно их влияние на социально-экономическое положение страны.

На основании анализа  были выявлены следующие положительные  стороны внедрения и реализаци федеральных целевых программ:

- Концентрация ресурсов на решении приоритетных задач;

- Длительный горизонт планирования, позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

- Системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;

- Возможность в рамках программ консолидировать усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики;

- Открытый порядок формирования и реализации федеральных целевых программ;

- Высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;

- Обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета.

В работе с федеральными целевыми программами усиливается  механизм контроля за реализацией программ. Возрастает роль отчетности, мониторинга и оценки результатов, что предполагает разработку системы показателей, позволяющих отслеживать соответствие фактически достигнутых результатов целям программ. Процесс отслеживания хода реализации программ должен осуществляться практически непрерывно.

С этой целью от государственных  заказчиков необходимо потребовать  для каждой действующей федеральной  целевой программы определения  обязательных количественных показателей  их результативности - одного из важнейших  критериев, одобренных Правительством Российской Федерации.

В современных условиях необходимо усилить контроль государства в  финансовой сфере так, чтобы он на деле превратился в важный механизм экономической и социальной политики государства.

В той мере, в какой государственный  финансовый контроль осуществляется, он недостаточно эффективен. Финансово-кредитная сфера как на федеральном, так и региональном уровне контролируется далеко не полностью даже в отношении использования средств федерального бюджета. Значительная часть государственных средств постоянно вообще остается вне контроля. Никто не может сказать, какая именно часть, поскольку учет контрольных мероприятий, проводимых разными органами, и их сводных результатов в масштабе страны не ведется.

Задачи органов, на которые возложено  осуществление функций государственного и муниципального финансового контроля, определены в общем виде, недостаточно конкретны, предметно и пообъектно не дифференцированы, границы их сфер ответственности размыты. Деятельность этих органов координируется слабо, поэтому многочисленные факты постоянного  дублирования ревизий и проверок по одним и тем же вопросам и  организациям мешают нормальной производственной и коммерческой деятельности, вызывают справедливые нарекания.

Ведомственный контроль практически  отсутствует или служит узковедомственным  интересам. А без такого контроля отследить целевой характер использования  выделенных ассигнований во многих случаях  просто невозможно.

Одна из основных причин существующих негативных явлений состоит в  том, что правовая база государственного финансового контроля остается неадекватной экономической реальности и государственному устройству страны. Наличие неурегулированных  правовых проблем мешает обоснованно  решать практические задачи органов  контроля. Государственный финансовый контроль станет реальным средством  защиты экономической безопасности в кредитно-финансовой сфере только тогда, когда будет упорядочен и  систематизирован.

Информация о работе Финансовое обеспечение федеральных целевых программ и пути его совершенствования