Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:31, дипломная работа
Целью исследования является изучение понятия целевых программ, анализ их влияния на социально-экономическое положение России, направлений, порядка их принятия, анализ механизмов финансирования федеральных целевых программ, определение направлений совершенствования в данной области, концептуальных предложений по совершенствованию системы финансирования.
Введение__________________________________________________________
Глава 1. Федеральные целевые программы: понятие и экономическая сущность_______________________________________________________
1.1. Назначение федеральных целевых программ_______________________
1.2. Система финансирования реализации федеральных целевых программ______________________________________________________
Глава 2. Финансовое обеспечение основных приоритетных направлений реализации федеральных целевых программ____________________________
2.1. Направления и сферы реализации федеральных целевых программ________________________________________________________
2.2. Анализ финансового обеспечения федеральной целевой программы «Жилище»_________________________________________________________
2.3. Анализ финансового обеспечения федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»_______________________________
Глава 3. Совершенствование механизмов финансового обеспечения реализации федеральных целевых программ___________________________
3.1. Государственный мониторинг и финансовый контроль______________
3.2. Проблемные аспекты финансирования федеральных целевых программ и пути их решения__________________________________________________
Заключение________________________________________________________
Список источников__________________________________________________
Как видно из приведенной таблицы, выше среднего по России лимит средств, предусмотренных на финансирование строек и объектов федеральной адресной инвестиционной программы, использован в Северо-Кавказском (22,9%), Уральском (18,4%), Сибирском (17,7%), Северо-Западном (15,2%) и Дальневосточном (14,7%) федеральных округах. В то же время, в Приволжском (10,6%), Южном (10,3%) и Центральном (7,8%) федеральных округах освоение бюджетных инвестиций ниже среднего. Ассигнования будут возвращены в бюджет. Аналогичная ситуация была и в прошлом году. Но эта не та экономия, которую стоит поощрять: возврат неизрасходованных средств означает, что программы были свёрстаны некачественно, и это чревато выводами для чиновников, отвечающих за реализацию ФЦП.
Выводы: в настоящий момент существует достаточное количество проблем реализации ФЦП в РФ:
-значительное секвестрование финансирования ФЦП из-за экономического кризиса;
- нужна законодательная и
- недофинансирование ФЦП из внебюджетных источников;
- территориальные ФЦП не всегда
направлены на развитие
- отсутствие системного видения
пространственных приоритетов
- сложностей с запуском
В настоящее время преимущества
программно-целевого подхода для
решения стоящих перед
Разработанные предложения в сфере
совершенствования процедуры
Определить функции, которые целесообразно
реализовывать посредством
Принимать решение о выборе программного
или сметного финансирования той
или иной функции в каждом отдельном
случае на основе обоснованного анализа
сравнительной эффективности
Предусматривать при формировании концепций новых федеральных целевых программ и корректировки действующих различные варианты их реализации.
Оценивать при отборе разрабатываемых федеральных целевых программ и уточнении действующих программ в первую очередь возможности реализации в заданном интервале времени задач, которые ставятся перед программой Правительством Российской Федерации:
- достижения целей программ в установленные сроки, в том числе по этапам реализации программ;
- обеспечения установленных
- обеспечения возможности
- соответствия задач решаемых
федеральными целевыми
- соблюдения плана реализации
программных мероприятий по
- проведения мониторинга хода
выполнения программных
- возможности государственных
заказчиков по реализации
Расширить типологию целевых программ
в части управления федеральными
целевыми программами. В частности,
целесообразно разделить
Повысить требования к государственным заказчикам по безусловному финансированию федеральных целевых программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Осуществлять ежегодный анализ деятельности дирекций федеральных целевых программ.
Ужесточить требования к ежегодным отчетам о ходе реализации федеральных целевых программ.
Кроме того, в целях усиления контроля за эффективностью расходования средств федерального бюджета, достижения максимальной прозрачности в процессе формирования стоимости строек и объектов при проведении конкурсов, а также внедрения принципов стабильности и предсказуемости финансирования строек и объектов на весь период их сооружения необходимо:
-разработать и внедрить для обязательного применения типовой подрядный договор (контракт) для применения по стройкам, реализуемым за счет средств федерального бюджета и действующий на весь период проведения работ;
-производить утверждение государственными заказчиками заданий на проектирование строек и объектов для федеральных государственных нужд после согласования заданий с Минэкономразвития России.
-осуществлять контроль за проведением подрядных торгов (конкурсов) по всем вновь начинаемым стройкам, включенным в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, возложив эти функции на контрольный орган в этой сфере в соответствии с проектом федерального закона “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”;
- финансировать вновь
-уточнить методику проведения подрядных торгов (конкурсов) и открытия финансирования вновь начинаемых строек за счет средств федерального бюджета и бюджетов других уровней (смешанное финансирование).
Принятие указанных мер
В части разработки конкретных мер,
направленных на сокращение количества
одновременно сооружаемых строек и
объектов, усиление концентрации средств
на пусковых стройках и объектах, обеспечение
их своевременного ввода в действие,
а также порядка
Не допускать включение в перечень строек и объектов, не обеспеченных градостроительной, предпроектной и проектной документацией, сосредоточив ресурсы на первоочередных пусковых стройках и объектах.
Минимизировать непрограммную
часть ФЦП, которая должна включать
в себя только средства на выполнение
указов Президента Российской Федерации
и отдельных решений
Выделять средства направляемые на финансирование перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд в рамках федеральной целевой программы с учетом обеспечения нормативных сроков строительства указанных объектов.
Направлять высвобождающиеся средства федерального бюджета при перераспределении объемов ассигнований по стройкам и объектам только как дополнительное финансирование включенных в ФЦП строек и объектов.
В целях повышения эффективности
использования государственных
капитальных вложений в рамках федеральной
целевой программы и повышения
ответственности участников договоров
(акционерных обществ и
Указанные предложения позволят обеспечить
повышение эффективности
Заключение
В ходе исследования для достижения основной цели были решены поставленные задачи, а именно: раскрыто понятие федеральных целевых программ, рассмотрен порядок из разработки, финансирования, оценки, утверждения федерально-целевых программ. Автором были проанализировали основные федеральные целевые программы, определно их влияние на социально-экономическое положение страны.
На основании анализа были выявлены следующие положительные стороны внедрения и реализаци федеральных целевых программ:
- Концентрация ресурсов на решении приоритетных задач;
- Длительный горизонт планирования, позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
- Системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;
- Возможность в рамках программ консолидировать усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики;
- Открытый порядок формирования и реализации федеральных целевых программ;
- Высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;
- Обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета.
В работе с федеральными целевыми программами усиливается механизм контроля за реализацией программ. Возрастает роль отчетности, мониторинга и оценки результатов, что предполагает разработку системы показателей, позволяющих отслеживать соответствие фактически достигнутых результатов целям программ. Процесс отслеживания хода реализации программ должен осуществляться практически непрерывно.
С этой целью от государственных заказчиков необходимо потребовать для каждой действующей федеральной целевой программы определения обязательных количественных показателей их результативности - одного из важнейших критериев, одобренных Правительством Российской Федерации.
В современных условиях необходимо усилить контроль государства в финансовой сфере так, чтобы он на деле превратился в важный механизм экономической и социальной политики государства.
В той мере, в какой государственный финансовый контроль осуществляется, он недостаточно эффективен. Финансово-кредитная сфера как на федеральном, так и региональном уровне контролируется далеко не полностью даже в отношении использования средств федерального бюджета. Значительная часть государственных средств постоянно вообще остается вне контроля. Никто не может сказать, какая именно часть, поскольку учет контрольных мероприятий, проводимых разными органами, и их сводных результатов в масштабе страны не ведется.
Задачи органов, на которые возложено
осуществление функций
Ведомственный контроль практически отсутствует или служит узковедомственным интересам. А без такого контроля отследить целевой характер использования выделенных ассигнований во многих случаях просто невозможно.
Одна из основных причин существующих негативных явлений состоит в том, что правовая база государственного финансового контроля остается неадекватной экономической реальности и государственному устройству страны. Наличие неурегулированных правовых проблем мешает обоснованно решать практические задачи органов контроля. Государственный финансовый контроль станет реальным средством защиты экономической безопасности в кредитно-финансовой сфере только тогда, когда будет упорядочен и систематизирован.
Информация о работе Финансовое обеспечение федеральных целевых программ и пути его совершенствования