Финансовое обеспечение федеральных целевых программ и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:31, дипломная работа

Описание

Целью исследования является изучение понятия целевых программ, анализ их влияния на социально-экономическое положение России, направлений, порядка их принятия, анализ механизмов финансирования федеральных целевых программ, определение направлений совершенствования в данной области, концептуальных предложений по совершенствованию системы финансирования.

Содержание

Введение__________________________________________________________
Глава 1. Федеральные целевые программы: понятие и экономическая сущность_______________________________________________________
1.1. Назначение федеральных целевых программ_______________________
1.2. Система финансирования реализации федеральных целевых программ______________________________________________________
Глава 2. Финансовое обеспечение основных приоритетных направлений реализации федеральных целевых программ____________________________
2.1. Направления и сферы реализации федеральных целевых программ________________________________________________________
2.2. Анализ финансового обеспечения федеральной целевой программы «Жилище»_________________________________________________________
2.3. Анализ финансового обеспечения федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»_______________________________
Глава 3. Совершенствование механизмов финансового обеспечения реализации федеральных целевых программ___________________________
3.1. Государственный мониторинг и финансовый контроль______________
3.2. Проблемные аспекты финансирования федеральных целевых программ и пути их решения__________________________________________________
Заключение________________________________________________________
Список источников__________________________________________________

Работа состоит из  1 файл

Текст диплома Марина 1 отправка.docx

— 317.15 Кб (Скачать документ)

Долгосрочная  целевая программа, предлагаемая к  утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств  государственного внебюджетного фонда, должна содержать:

– технико-экономическое обоснование;

– прогноз  ожидаемых социально – экономических (экологических) результатов реализации указанной программы;

– наименование заказчика указанной программы;

– сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;

– другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.

Перечисленные документы представляются на рассмотрение законодательного (представительного) органа. И именно на их основе принимается решение о целесообразности выделения бюджетных средств или средств внебюджетного фонда на реализацию данной программы.

В роли заказчика  долгосрочной целевой программы  может выступать орган государственной  власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. Именно такой орган действует  от имени государства или муниципального образования при разработке долгосрочной целевой программы и ее реализации.

Разработка  проекта и утверждение целевой  программы осуществляются в сроки  и включают в себя следующие основные этапы:

разработка  проекта концепции целевой программы;

принятие  решения о разработке проекта  целевой программы Правительством Российской Федерации и утверждение  концепции целевой программы;

разработка  проекта целевой программы;

согласование  проекта целевой программы;

экспертиза  проекта целевой программы, в  том числе независимыми экспертами;

рассмотрение  проекта целевой программы на заседании Правительства Российской Федерации;

доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства  Российской Федерации;

утверждение целевой программы Правительством Российской Федерации.

Государственный заказчик – координатор целевой  программы, осуществляет координацию  деятельности по подготовке и реализации программных мероприятий, а также  по анализу и рациональному использованию  средств федерального бюджета, средств  бюджетов субъектов Российской Федерации  и средств из внебюджетных источников.

Государственный заказчик – координатор несет  ответственность за подготовку и  реализацию целевой программы в  целом.

Целевая программа состоит из следующих  разделов:

характеристика  проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

основные  цели и задачи целевой программы  с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов  и показателей;

перечень  программных мероприятий;

обоснование ресурсного обеспечения целевой  программы;

механизм  реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных  заказчиков;

оценка  социально-экономической и экологической  эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт  федеральной (межгосударственной) целевой программы.

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство образования  и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального  развития Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации оценивают  представленный проект целевой программы, обращая при этом особое внимание на:

- приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;

- обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;

- привлечение, прежде всего внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет средств федерального бюджета;

- эффективность механизма осуществления программы;

- социально-экономическую эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на структурную перестройку экономики России.

Следующим этапом является подготовка заключения по проектам целевой программы и предварительной бюджетной заявки.

С учетом замечаний и предложений государственный  заказчик-координатор целевой программы  совместно с ее разработчиками производит доработку проекта программы.

Проекты целевых программ до их утверждения  Правительством Российской Федерации  должны пройти соответствующие специализированную и независимую экспертизы.

Независимая экспертиза проектов целевых программ осуществляется рабочей группой, формируемой  Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации  на конкурсной основе из независимых  экспертов.

В ходе экспертизы устанавливается соответствие проектов целевых программ предъявляемым  к ним требованиям, предусмотренным  настоящим Порядком, в случае необходимости  формируются рекомендации по доработке  проектов целевых программ.

Результаты  специализированной и независимой  экспертиз учитываются при рассмотрении и принятии решения по проекту  целевой программы.

 

 

1.2 Система финансирования реализации федеральных целевых программ

 

Финансирование  федеральных целевых программ определяется на стадии их разработки, рассмотрения и утверждения федеральными органами, в том числе Правительством РФ. В зависимости от вида и объема работ, выполняемых в рамках федеральной  целевой программы, осуществляется финансирование ее в виде бюджетных инвестиций. При этом расходы на финансирование могут происходить не только из федерального бюджета (это относится к случаям, предусмотренным федеральными целевыми программами и федеральными законами), но и из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления).

Объем, порядок  и источники финансирования определяются сразу же после утверждения федеральной  целевой программы органами исполнительной власти на федеральном уровне. Согласование с органами исполнительной власти на региональном и местном уровнях  используются в тех случаях, когда  какая-либо федеральная целевая  программа затрагивает их интересы и осуществляется в пределах определенной территории региона. В этих случаях  определяется долевое финансирование федеральной целевой программы, в том числе величина доли в  процентном соотношении к общей  стоимости затрат на ее выполнение. После окончания согласования и  утверждения объемов финансирования федеральной целевой программы  производится оформление включения  расходов по финансированию в соответствующую  статью федерального бюджета и при  необходимости в бюджеты субъектов  РФ и местные, которые будут выполняться  в очередном финансовом году. Кроме  расходов на финансирование целевых  федеральных программ, при формировании бюджета определяются виды доходов  как источников финансирования. Федеральная  целевая программа длится более  одного финансового года, при этом все взаимоотношения сторон, участвующих  в ее реализации, оформляются документально  в виде договоров или соглашений, утверждаемых органами государственной  власти. Одновременно с этим до наступления  следующего финансового года планируются  доходы бюджета как источники  финансирования федеральной целевой  программы. При планировании финансирования федеральных целевых программ определяются непосредственные их исполнители, которые одновременно являются получателями финансовых средств. Финансирование федеральных целевых программ производится под контролем определенных органов государственной власти РФ на соответствующих уровнях: федеральном, региональном, местном.

Целевые программы, подпрограммы, государственные  заказчики и государственные  заказчики-координаторы утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации.

После утверждения  целевой программы государственный  заказчик в установленном порядке  заключает с исполнителями программы  государственные контракты на финансирование мероприятий целевой программы  на основе соглашений (договоров) о  намерениях и с учетом объемов  финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год.

Утвержденные  целевые программы реализуются  за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая  предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении  программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных  мероприятий), и другие поступления.

Для осуществления  целевых программ могут создаваться  специальные фонды. Источниками  средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства внебюджетных фондов федеральных  органов исполнительной власти и  другие.

Иностранные инвесторы могут финансировать  целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных  мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных  инвестициях.

Государственные заказчики целевых программ с  учетом хода реализации этих программ в текущем году, проведения с исполнителями  предварительной проработки вопроса  о размещении заказов для федеральных  государственных нужд уточняют объем  средств, необходимых для финансирования программ в очередном финансовом году, и представляют в устанавливаемые  Правительством Российской Федерации  сроки проекты бюджетных заявок по целевым программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году.

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации совместно  с государственными заказчиками  целевых программ подготавливают и  направляют в Министерство финансов Российской Федерации предложения  по перечню федеральных целевых  программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета  в очередном финансовом году, и  предложения по объемам их финансирования.

При подготовке перечня федеральных целевых  программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета  в очередном финансовом году, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно  с Министерством финансов Российской Федерации на основе уточненных параметров целевых программ (подпрограмм), определяют объемы государственных капитальных  вложений, расходы на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и прочие текущие расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

По утвержденным Правительством Российской Федерации  федеральным и межгосударственным целевым программам государственным  заказчикам открывается финансирование из федерального бюджета в соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, принятыми по целевой программе на очередной финансовый год, после заключения ими государственных контрактов (договоров) со всеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими объемы финансирования программ из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.

При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по целевой программе по сравнению с предусмотренными утвержденной программой государственный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий  целевой программы в установленные  сроки.

В случаях, когда государственный заказчик в отчетном году не принял меры по обеспечению  полного и своевременного финансирования мероприятий целевой программы  за счет средств внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных утвержденной целевой программой, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  с участием государственного заказчика, Министерства финансов Российской Федерации  и Министерства образования и  науки Российской Федерации подготавливает и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о сокращении доли финансирования указанных мероприятий за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год.

В случае несоответствия результатов выполнения целевой программы целевым индикаторам  и показателям эффективности, предусмотренным  утвержденной целевой программой, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации организует проведение специализированной и независимой  экспертиз этой программы, по результатам  которых подготавливает с участием Министерства финансов Российской Федерации и вносит в Правительство Российской Федерации предложения:

Информация о работе Финансовое обеспечение федеральных целевых программ и пути его совершенствования