Финансовое обеспечение федеральных целевых программ и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:31, дипломная работа

Описание

Целью исследования является изучение понятия целевых программ, анализ их влияния на социально-экономическое положение России, направлений, порядка их принятия, анализ механизмов финансирования федеральных целевых программ, определение направлений совершенствования в данной области, концептуальных предложений по совершенствованию системы финансирования.

Содержание

Введение__________________________________________________________
Глава 1. Федеральные целевые программы: понятие и экономическая сущность_______________________________________________________
1.1. Назначение федеральных целевых программ_______________________
1.2. Система финансирования реализации федеральных целевых программ______________________________________________________
Глава 2. Финансовое обеспечение основных приоритетных направлений реализации федеральных целевых программ____________________________
2.1. Направления и сферы реализации федеральных целевых программ________________________________________________________
2.2. Анализ финансового обеспечения федеральной целевой программы «Жилище»_________________________________________________________
2.3. Анализ финансового обеспечения федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»_______________________________
Глава 3. Совершенствование механизмов финансового обеспечения реализации федеральных целевых программ___________________________
3.1. Государственный мониторинг и финансовый контроль______________
3.2. Проблемные аспекты финансирования федеральных целевых программ и пути их решения__________________________________________________
Заключение________________________________________________________
Список источников__________________________________________________

Работа состоит из  1 файл

Текст диплома Марина 1 отправка.docx

— 317.15 Кб (Скачать документ)

Внесенные в Правила выпуска и реализации сертификатов изменения позволяют  увеличивать резервные списки граждан, что позволит предлагать сертификаты  гражданам, подавшим заявления на получение  сертификата на соответствующий  год.

Гражданам, подлежащим увольнению с военной службы (службы) в 2011 году оформлено и выдано 9042 сертификата на сумму 12,6 млрд. рублей (96,6% от выделенных бюджетных средств). Приобрели жилье в собственность 5643 гражданина данной категории (56,9%); гражданам, уволенным с военной службы (службы) оформлено и выдано в 2011 году 3970 сертификатов на сумму 4,52 млрд. рублей (84,9% от выделенных бюджетных средств). Приобрели жилье в собственность 2986 граждан данной категории (61,12%); гражданам - участникам ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф оформлено и выдано более 3237 сертификатов на сумму 3,22 млрд. рублей (83,8% от выделенных бюджетных средств). Приобрели жилье в собственность 2435 граждан данной категории (61,92%); гражданам, признанным в установленном порядке вынужденным переселенцами, оформлено и выдано 1094 сертификата на сумму 0,94 млрд. рублей (93,5% от выделенных бюджетных средств). Приобрели жилье в собственность 908 граждан данной категории (77,03%); гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей оформлено и выдано 1039 сертификатов на сумму 1,11 млрд. рублей (88,8% от выделенных бюджетных средств). Приобрели жилье в собственность 856 граждан данной категории (74,7%).

Общий объем  финансирования Подпрограммы на период с 2008 года по 2013 годы включительно составит около 114,9 млрд. рублей. Финансирование Подпрограммы Правительством Российской Федерации увеличено на 22,9 млрд. рублей, почти на 25% от запланированных лимитов, в том числе:

-по категории  "Военнослужащие (кроме участников  накопительно-ипотечной системы), сотрудники  органов внутренних дел, подлежащие  увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лица" - 53,9 млрд. рублей (на 0,4 млрд. рублей  больше запланированных лимитов);

-по категории  "Граждане, уволенные с военной  службы (службы), и приравненных к  ним лица" - около 23,4 млрд. рублей (увеличено на 0,65 млрд. рублей);

-по категории  "Граждане, увольняемые (уволенные)  с работы на комплексе "Байконур" - 68,2 млн. рублей;

-по категории  "Участники ликвидации последствий  радиационных аварий и катастроф,  пострадавшие в результате этих  аварий, и приравненные к ним  лица" - около 26,2 млрд. рублей (увеличено  на 3,16 млрд. рублей);

-по категории  "Граждане, признанные в установленном  порядке вынужденными переселенцами" - 4,06 млрд. рублей (увеличено на 109 млн.  рублей);

-по категории  "Граждане, выезжающие (выехавшие)  из районов Крайнего Севера  и приравненных к ним местностей" - около 24,7 млрд. рублей (увеличено на 18,6 млрд. рублей).

Сегодня подпрограмма "Выполнение государственных  обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных  федеральным законодательством" является одним из самых совершенных  институтов федеральной целевой  программы "Жилище". Подпрограмма обладает рядом преимуществ, - финансовая прозрачность использования средств федерального бюджета; многоплановый контроль, исключающий возможность нецелевого использования бюджетных средств; адресное предоставление средств федерального бюджета; приобретение гражданами готового жилья, что минимизирует возможность недобросовестного поведения на рынке жилья; оформление жилого помещения в собственность, причем в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата, что, тем самым, защищает интересы всех членов семьи; применение для расчета суммы субсидии формализованного подхода, позволяющего учесть состояние рынка жилья; возможность дополнительного использования гражданином собственных или заемных средств для приобретения более комфортного жилья с учетом его местоположения и качественных характеристик и др.

Финансовая  схема механизма предоставления субсидий для приобретения жилья  посредством жилищных сертификатов на сегодняшний день легла в основу многих региональных программ обеспечения  жильем в субъектах Российской Федерации, в частности программ по обеспечению жильем молодых семей и ученых.

В рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается решение следующих  задач: развитие форм профилактики социального  неблагополучия семей с детьми; защита прав и интересов детей;

укрепление  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условиях сельской местности; обеспечение доступности  социальной реабилитации и адаптации  детей, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации; создание условий  для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной  ситуации, а также детей, проживающих  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В рамках направления "Семья с детьми-инвалидами" предусматривается решение следующих  задач:

-внедрение  современных технологий в комплексную  реабилитацию с целью максимального  развития умственных и физических  возможностей детей-инвалидов; 

-содействие  ресурсному обеспечению специализированных  учреждений для детей с ограниченными  возможностями в целях проведения  комплексной реабилитации детей-инвалидов; 

-обеспечение  территориальной доступности комплексной  реабилитации детей с ограниченными  возможностями;

-внедрение  методик социальной адаптации  детей-инвалидов в условиях семьи.

В рамках направления "Дети-сироты" предусматривается  решение следующих задач: реализация на федеральном уровне системы мероприятий  по пропаганде и развитию различных  форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, желающим принять ребенка на воспитание в семью;

-разработка, апробация и внедрение инновационных  технологий работы по защите  прав детей, оставшихся без  попечения родителей;

-создание  системы психолого-педагогического,  медико-социального сопровождения  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, находящихся  в стационарных учреждениях, в  постинтернатный период, а также  в замещающих семьях; обеспечение  профессиональной подготовки, личностного  и профессионального самоопределения  выпускников учреждений интернатного  типа, детей из замещающих семей  за счет обучения конкурентоспособным  профессиям.

 

3.2. Проблемные аспекты финансирования  федеральных целевых программ  и пути их решения

 

Не смотря на ежегодное увеличение бюджетного финансирования ФЦП, усилия Правительства  РФ по контролю за своевременностью финансирования и реализации названных программ, существует достаточное количество вопросов и проблемных аспектов в данной сфере.

На последнем заседании Президиума Правительства РФ, проведённом бывшим  премьер-министром Путиным В.В. 20.03.2012 г. в очередной раз пришлось констатировать недочёты и существенные недоработки в сфере финансирования и реализации национальных проектов.

Согласно  доклада Минэкономразвития о выполнении ФЦП по итогам 2011 года, всего в стране 2 государственные и 55 федеральных целевых программ. На них в бюджете 2012 г. заложено 1028 млрд. рублей – что на 104,4 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Еще 349 млрд. рублей выделено на не программную часть государственных инвестиций. «Застаревшими» являются  проблемы отставания от графиков. По итогам 2011 г. почти половина программ профинансирована менее чем на 45%, по началу 2012 г. финансирование почти не осуществлялось. Данные нарушения обусловлены в первую очередь с грубыми нарушениями бюджетной дисциплины, вызванное необоснованным затягиванием, проволочки в оформлении договорных отношений. О задержках с финансированием на Президиуме отчиталась глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. В 2012 году на поддержку социально ориентированных НКО из госказны было выделено 880 млн рублей, из них 600 млн направляется на места. Практически готовы программы в 17 регионах. По итогам 2011 года освоена только половина годовых бюджетов программ, по 32 целевым программам сумма заключенных за 9 месяцев контрактов превысила 50 процентов от предусмотренных на год ресурсов, а по трем запланированным программам контракты вообще не были заключены. Основным проблемным аспектом в данном направлении являются не столько финансовые нарушения, сколько нечеткая постановка целей, влекущая проблемы с ритмичностью финансирования и административным сопровождением.

Тем самым  к принципам реализации ФЦП нужен системный подход, должна возрасти персональная ответственность исполнителей и профильных ведомств. Требует изменений система критериев отбора проектов ФЦП,  а так же система целевых показателей и индикаторов.

Помимо вышеназванного значительной проблемой, влияющей на реализацию федеральных целевых программ, являются «отголоски» разразившийся экономический кризис. При разработке проекта бюджета 2012 г. пришлось отказаться от многих расходов и текущих инвестиций.  На одну треть пришлось сократить федеральные целевые программы. В бюджете планового периода следующего года уже появился дефицит— почти 654 млрд. руб., подсчитали в Минфине по возвратным распределениям ведомств. Сокращению подверглась  инвестиционная часть бюджета — федеральные целевые программы (ФЦП), паспорта которых утверждены постановлениями правительства.

По подсчетам Минфина, нынешние 55 ФЦП не обеспечены расходами бюджета больше чем на две трети. Ассигнования на ФЦП в 2012-2015 гг. согласно паспортам программ должны составить 2,9 трлн. руб., из которых почти 2,1 трлн. руб. профинансировано не будет.

Минэкономразвитие утверждает, что в ведомстве знают проблему нехватки ресурсов: ФЦП будут урезаны, но не механически, а в соответствии с выбранными приоритетами. «Сложность программы в том, что ее нельзя секвестрировать в процентном соотношении. Это взаимно увязанный документ, снижать финансирование надо гармонизировано: часто это сделать непросто, у одной программы по развитию Чеченской республики более 30 госзаказчиков, им как минимум нужно договориться между собой».

Масштабная бюджетная реформа  начала проводится в России. Как  следует из программы повышения  эффективности бюджетных расходов, опубликованной Минфином, министерства и ведомства будут получать государственные  деньги только под конкретные долгосрочные целевые программы, которые федеральным  ведомствам будет предложено писать исходя из целей Концепции долгосрочного  социально-экономического развития России до 2020 года. У каждого министерства будет как минимум по одной целевой программе. Опробование программно-целевого принципа Минфином проведено в  2011 году, а бюджет на 2012 год и период до 2014 года уже полностью является программным. Данная новация позволит сделать реализацию ФЦП более результативной, не распыляющей бюджетные инвестиции. Но для реализации реформы нужна законодательная и документальная доработка, устраняющая бюрократизм.

В ходе исследования были выявлены следующие  особенности ФЦП, снижающие их эффективность:

- недофинансирование ФЦП из  внебюджетных источников;

- проектный подход в транспорте, социальной сфере, реальном секторе;

- территориальные ФЦП – не  направлены на развитие реального  сектора, в отличие от зарубежных  аналогов.

Эффективность программно-целевого метода снижается в результате:

- отсутствия системного видения  пространственных приоритетов развития  страны;

- сложностей с запуском проектов, не получивших высший политический  приоритет. 

Существует также проблема недоиспользования  бюджетных ассигнований, что негативно  влияет на реализацию ФЦП. Так, использование  средств по стройкам и объектам для  федеральных государственных нужд, по которым Росстатом ведется  наблюдение, в разрезе федеральных  округов по итогам за 2011 год характеризуется следующими данными, приведенными в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Мониторинг использования ассигнований по данным за 2011 г.

Федеральный округ

Лимит ассигнований за счет всех источников

Лимит государственных инвестиций на год

Фактически использовано за счет всех источников финансирования

млн. рублей

в % от лимита на год

Центральный

200 000,50

198 902,80

15 676,40

7,8

Северо-Западный

75 947,60

69 218,00

11 518,70

15,2

Уральский

5 078,10

4 717,10

933,4

18,4

Сибирский

20 908,40

20 555,20

3 696,90

17,7

Дальневосточный

96 994,50

85 776,10

14 264,80

14,7

Южный

95 380,90

85 162,00

9 835,30

10,3

Северо-Кавказский

8 360,00

8350,8

1 914,20

22,9

Приволжский

21 875,10

20 329,80

2 318,20

10,6

Информация о работе Финансовое обеспечение федеральных целевых программ и пути его совершенствования