Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:07, курсовая работа
В последние десять лет в странах с переходной экономикой (в том числе и в России) экономические трансформации происходят с калейдоскопической быстротой. То, о чем еще несколько лет назад знал лишь узкий круг специалистов-международников, научных работников, что доходило до граждан лишь в виде журнальных и газетных зарисовок из жизни далеких стран, теперь воспринимается как должное – банки, рынок, частные фирмы, Президент, Парламент (да и магистратура, и бакалавриат). Все это – экономические и общественно-политические институты, импортируемые в последние десятилетия в подавляющее большинство развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Процесс «прививки» испытанных в других странах институтов на вроде бы благодатную для этого почву новых «emerging markets» еще далек от завершения. Тем более странным кажется то молчание, которое царит в экономической теории по данной проблеме (именно проблеме, потому что далеко не всегда такое привнесение новых правил и норм оказывается успешным).
Введение. 2
1. Теоретические основы концепции импорта институтов. 8
1.1. Неоинституциональная экономическая теория. 8
1.1.1. Краткая характеристика. 8
1.1.2. Методологические особенности. 11
1.2. Институциональные изменения: эволюционные подходы. 17
1.2.1. Краткая характеристика эволюционных изменений. 18
1.2.2. Эволюционные изменения на практике: опыт России. 23
1.3. Импорт институтов как революционное институциональное изменение. 29
1.3.1. Краткий обзор литературы. 29
1.3.2. Краткое введение в концепцию импорта институтов. 30
1.3.3. Особенности и типология импорта институтов. 32
1.3.4. Импорт институтов: опыт России. 39
1.3.5. Формальные и неформальные институты. Релевантность понятия импорта неформальных институтов. 42
1.4. Сфера анализа. 44
2. Оценка эффективности импорта институтов. 46
2.1. Важность оценки эффективности импорта институтов. 46
2.1.1. Важность априорной оценки. 46
2.1.2. Важность апостериорной оценки. 47
2.2. Выбор критерия. 48
2.2.1. Критерий отбора института для изменения. 49
2.2.2. Критерий "улучшения" (оптимизации). 50
2.3. Экономический эффект от импортирования института. 53
2.3.1. Экономический эффект от введения нового института. 55
2.3.2. Качественные улучшения. Уровень доверия. 60
2.4. Издержки импорта институтов. 63
2.4.1. Издержки проведения научных исследований. 65
2.4.2. Издержки адаптации экономических агентов к новым институтам. 65
2.4.3. Кратковременный рост трансакционных издержек 69
2.4.4. Издержки рассогласования. Определение конгруэнтности институтов. 71
2.4.5. Издержки трансформации неформальных институтов 72
2.4.6. Собственно стоимость введения. 76
2.4.7. Рост издержек по законоприменению. 77
2.4.8. Рост "цены внелегальности". 78
2.5. Определение необходимости импортирования: анализ "выгоды-издержки". Ограничения на импортирование, не связанные с эффективностью института. 80
2.5.1. Анализ «выгоды-издержки». 80
2.5.2. Ограничения на импортирование, не связанные с эффективностью института. 81
Заключение. Направления дальнейших исследований. 86
Список использованной литературы. 90
3[3] См. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., Фонд экономической книги «Начала»,1997, Розенберг Н., Бирдцелл Л.Е. Как Запад стал богатым. Экономическое преобразование индустриального мира., Новосибирск, «Экор», 1995.
4[4]
См. исследование категории трансакционных
издержек Капелюшников Р.И. Категория
трансакционных издержек. Либертариум.
http://www.libertarium.ru/
5[5] см. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Институциональная экономика, Москва, ВШЭ,2000; Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория, М.:Теис, 1998; Р.Нуреев. Институционализм: прошлое, настоящее и будущее. //Вопросы экономики, №1, 1999.
6[6] Строго говоря, существует разделение (проведенное в работах Thrain Eggertsson) по формальному признаку различий в составляющих исследовательской программы Новой институциональной экономики и неоинституционализма. В то же время такое разделение еще не устоялось в научном мире, и современных институционалистов, вне зависимости от их «формальной» принадлежности, называют и нео- и новыми институционалистами.
7[7] Коуз Р. Фирма, рынок и право. М, “Catallaxy”, 1993.
8[8]
См. Капелюшников Р.И. Категория трансакционных
издержек. http://www.libertarium.ru/
9[9] Существуют и промежуточные трактовки ТИ как издержек, возникающих в процессе обмена, например, в Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Инфра-М, 1999, стр. 81, более пригодные для количественной оценки, но также не лишенные недостатков.
10[10] См. Капелюшников Р.И. Заметки на полях неоинституционального подхода. http://www.libertarium.ru, С.Малахов. Трансакционные издержки в российской экономике.//Вопросы экономики, №7, 1997, А.Шаститко. Трансакционные издержки. //Вопросы экономики №7, 1997
11[11] Commons, John R. Institutional Economics., American Economic Review, vol 21. (1931), page 648.
12[12] North, Douglass C. Institutions. // Journal of Economic Perspectives – Volume 5, Number 1 – Winter 1991, page 97.
13[13] Коуз Р. Фирма, рынок и право. М, “Catallaxy”, 1993.
14[14] Выражение из лекции Р.Коуза на вручении нобелевской премии.
15[15] См. Менар К. Экономика организаций., Москва, "Инфра-М", 1996 г., Шаститко А.Е. Новая теория фирмы. М.: Теис, 1996 г.
16[16] Бьюкенен Д., Таллок Г. Расчет согласия., М.: Таурус Альфа, 1997, стр. 34
17[17] См. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. С.-Петербург, Экономическая школа, 1998 г., стр. 191-199.
18[18] Binmour K. Game Thery and Social Contract. Kambridge, 1989, p.25
19[19] «Жесткое ядро» – по определению венгерского методолога Имре Лакатоса (или Лакатоша) – неизменная часть любой научной теории, состоящее из нескольких посылок, «аксиом», лежащих в основе всего анализа. Изменение в жестком ядре, соответственно, влечет за собой научную революцию, смену парадигм, выстраиванию новой теории с новым «жестким ядром». Для неоклассики в «жесткое ядро» входят предположения об эндогенности и постоянности предпочтений, рациональности индивида, равновесия на рынке (на всех рынках).
20[20] Многие современные институционалисты настаивают на модификации положения о рациональности индивида, входящего в «жесткое ядро» неоклассики. Такие предложения сформулированы в русле так называемой Новой институциональной экономике (и это отличает ее от неоинституционализма).
21[21] Термин, также введенный в методологию науки И. Лакотосом.
22[22]
См., например, North, D. Institutional Competition. http://netec.wustl.edu,1994.p.
23[23] North D.C. Five Propositions About Institutional Change //Explaining Social Institutions.-University of Michigan Press, 1995
24[24] North D.C. Institutional Competition. Washington University staff paper, 1994. Вообще говоря, выделенные Нортом причины, на мой взгляд, не универсальны. Норт как представитель западной цивилизации последовательно проводит в своих работах анализ изменений именно в институтах западных стран, что не совсем верно (а главное, не подтверждается опытом). Автор дополнит при анализе институциональных изменений в России этот краткий список и другими факторами.
25[25] см. O'Brien D., Patsiorkovski V., Dershem L. Informal Institutional Arrangements & the Adaptation of Russian Peasant Households to a Post-Soviet Economy., research paper for annual meetings of The International Society for New Institutional Economics. Washington D.C. September 16-18, 1999
26[26] См. Чешков М.А. Глобальный контекст постсоветской России. М.: МОНФ, 1999 с. 170-178. Р.М. Нуреев и др. Трансформация экономических институтов в постсоветской России. М.: МОНФ, 2000, стр. 156-173, Нестеренко А. Экономический рост на основе институциональных изменений. - // Вопросы экономики. № 3, 1998
27[27] См. Кузьминов Я., Беляков С., Клячко Т., Якобсон Л. Состояние и перспективы развития российской системы образования. //Инвестиционный климат и экономическая стратегия России. М.: ВШЭ, 2000
28[28] Автор в своем исследовании сделал некоторые ограничения при рассмотрении влияния групп. Олсон утверждает, что чем меньше группа, тем больше степень ее сплоченности и способность достигать поставленных результатов. Автор утверждает, что есть некоторое оптимальное число членов группы, при котором ее влияние максимально (при дальнейшем уменьшении размера группы влияние снижается).
29[29] См. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., Фонд экономической книги «Начала»,1997, стр.132. Норт рассматривает как раз опыт Латинской Америки, объясняя причины развития или упадка экономического благосостояния государств.
30[30] См., например, Boza B. ed. The Role of the State in competition and intellectual property policy in Latin America: Towards an AcademicAudit© of Indecopy. Peru., PromPeru Summer Research Fellowship 1999. В сборнике рассмотрена успешная деятельность перуанского правительственного агентства Indecopy, направленная на мониторинг и целенаправленную корректировку импортированных в перуанскую экономику институтов.
31[31] См. анализ взглядов Хайека на институциональные изменения в Шаститко А. Фридрих Хайек и неоинституционализм.//Вопросы экономики, № 6, 1999, стр.51.
32[32] Общество здесь и далее употребляется не в холистской органической трактовке Платона и Руссо, а как совокупность индивидов с определенными предпочтениями (не обязательно отрицающими общие ценности), являющимися гражданами одного государства. Необходимость ограничения общества границами государства (а не рассмотрение, скажем какого-либо этноса, являющегося более однородным, с четко выраженным архетипом, но проживающего в нескольких государствах) вызвана практической задачей – импортирование, во-первых, должно учитывать разнородность общества, и, во-вторых, влияние его оказывается (посредством проводимой государственной политики) в основном на жителей конкретного государства.
33[33] Классификация проведена на основе типологии, приведенной в Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие //Вопросы экономики, №7, 1999.
34[34] Например, для США выгодно проведение экономических реформ в рамках «Вашингтонского консенсуса», предполагающих импортирование американских экономических институтов, что дает возможность американским корпорациям выходить на рынки страны – реципиента (стран Латинской Америки, Азии), Испания в XVI-XVII века с такими же целями импортировала институты в свои латиноамериканские колонии, Англия – в США, СССР в 50-е годы в страны Варшавского договора).
35[35] См. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., Фонд экономической книги «Начала»,1997, стр.132., Cameron, R.A. Concise Economic History of the World From Paleolithic Times to the Present., 3rd ed. N.Y. , Oxford University Press, 1997, p. 352.
36[36] Ксения Касьянова, например, в своей работе (Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994) выделяет достаточно много черт, присущих «русскому архетипу» (в том числе стремление к поиску правду). Такой подход тоже имеет право на существование, но в данной работе автор отказался от использования органических концепций.
37[37] Экономические и политические институты достаточно сложно различать, по словам Дугласа Норта: "Говоря в общем, политические правила формируют правила экономические, хотя имеет место и обратная зависимость. Иными словами, права собственности и, следовательно, индивидуальные контракты, определяются и устанавливаются политическими решениями, однако структура экономических интересов также влияет на политическую структуру" (Дуглас Норт "Институты, институциональные изменения и функционирование экономики" М., Фонд экономической книги "Начала", 1997г, стр. 69)
38[38] Целенаправленный импорт неформальных институтов (в основном путем пропаганды в средствах массовой информации) уже ведется на практике, в частности, Центром стратегических разработок (разрабатываются направленные кампании с примерным прогнозирование последствий).
39[39] Milgrom P., North D., Weingast B., The Role of Institutions in the Revival of Trade: The Law Merchant, Private Judges, and the Champagne Fairs. //Economics and Politics, vol.2, March 1990, Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., Фонд экономической книги «Начала»,1997.
40[40] Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие //Вопросы экономики, №7, 1999.стр. 148.
41[41] Bosworth B., Dornbush R., Laban R. The Chilean Economy. Policy Lessons and Challenges. - The Brooking Institution, Washington D.C., 1994.
42[42] Cornell S., Kalt J., Where Does Economic Development Really Come From? Constitutional Rule Among the Contemporary Sioax and Apache. - Economic Inquiry, July 1995, p. 405.
43[43] North D.C., Denzau A.T. Shared Mental Models: Ideologies and Institutions. Washington University, 1994.
44[44] Перефразируя Норта, можно сказать, что революции никогда не бывают столь нереволюционными, как полагают многие исследователи (и Норт в том числе).
45[45] North D.C. The New Institutional Economics and Development, Washington University staff paper, 1992, p.2.
46[46] Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа.//Вопросы экономики №3, 1997.
47[47] Hardin R. Institutional Knowledge And the Role of Institutions, New York University, 1996
48[48] См.: Эрнандо Де Сото «Иной путь», Москва, Catallaxy, 1995 г., стр. 177
49[49] На основе: Сонин К. Неравенство, защита прав собственности и экономический рост в переходных экономиках. Теория и российская действительность. М.:РПЭИ, 2000 стр.9
50[50] Аналогичные перуанским российские данные приведены в газете «Известия» за 22.06.2000 г. Время, которое необходимо затратить для прохождения всех бюрократических процедур для регистрации предприятия (без дачи взяток), в России составляет 1346 (!) дней.
51[51] См. проведенное McKinsey Global Institute фундаментальное исследование производительности труда в российской промышленности. McKinsey&Company. Экономика России: рост возможен, 1999
52[52] Исследование российского инвестиционного климата см. совместный проект Ernst&Young и Экспертного института Инвестиционный климат в России, часть положений которого использована при подготовке Программы экономического развития России до 2010 года.
53[53] Нуреев Р.М. и коллектив авторов. Трансформация экономических институтов в постсоветской России. М.: МОНФ, 2000., с.94.
54[54] См. Олейник А. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход.//МэиМО, 1997, №12, 1998, №1.
55[55] Там же.
56[56] Ни одно суверенное государство, для которых рассчитывался кредитный рейтинг, не имело (по данным экспертного института) в последнее десятилетие столь низкого кредитного рейтинга, как Россия осенью 1998 г. (на уровне С в терминах Standard&Poor's). В августе 1999 он немного поднялся до ССС в терминах Standard&Poor's и Caa в терминах Moody's (этот рейтинг ниже рейтинга таких стран как Эквадор, Индонезия, Казахстан, Молдова, Пакистан, Украина, Вьетнам).
57[57] Шаститко А. Трансакционные издержки. //Вопросы экономики №7, 1997.стр. 71.
58[58] Beyond The Washington Consensus: Institutions Matter. Research papers for conference on Governance reform. Singapour, May 2000.
59[59] На основе Boettke P. Promises Made and Promises Broken in the Russian Transition.// Constitutional Political Economy,#9, 1998,p. 137
60[60] Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие // Вопросы экономики, №7, 1999, стр. 144
61[61] Модель построена на предпосылках, представленных в Akerlof G.A. An Economic Theorist's Book of Tales. MIT press, 1987
62[62] См., например, Лепехин В. Лоббизм. – М.: Фонд IQ, 1995.
63[63] См. работы Г. Таллока, А. Крюгер, Д.Бьюкенена и т.д.
64[64] Нуреев Р. Джеймс Бьюкенен теория общественного выбора. М.: Таурус-Альфа, 1997, стр. 470
65[65] См. Schaller T. Consent for Change: Article V and The Constitutional Amendment Process.// Constitutional Political Economy, 8, 1997, p. 206.
66[66] Анализ импортирования институтов, приведенный А. Олейником, в силу специфики учебно-методического издания не может претендовать на комплексность (он, по нашему мнению, достаточно односторонен).
67[67] См. например, Moers L. How Important are Institutions For Growth in Transitional Countries? Tinbergen Institute, 1999.
Информация о работе Импорт институтов и оценка его эффективности