Источники финансирования деятельности предприятия общественного питания: оценка и пути улучшения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловили её логику и структуру.
Целью настоящей работы является комплексное исследование организации анализа финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях общественного питания и разработка предложений по повышению прибыли, увеличения финансовых ресурсов.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
изучены теоретические вопросы сущности и видов финансов предприятия;
проанализированы источники формирования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 6
1.1 Сущность и виды финансов предприятия 6
1.2 Источники финансирования субъектов хозяйствования 20
1.3 Особенности организации финансов общественного питания 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО ДОМ БЫТА «СЕРВИС-ЦЕНТР») 36
2.1 Оценка имущественного состояния предприятия 36
2.2 Анализ финансового состояния и ликвидности 499
2.3 Характеристика финансовых результатов деятельности предприятия 61
ГЛАВА 3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УВЕЛИЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83

Работа состоит из  1 файл

кр - копия (4).docx

— 294.98 Кб (Скачать документ)

Рентабельность предприятий  общественного питания определяется двумя показателями.

1. Процентное отношение  прибыли к товарообороту. 

2.Процентное отношение  прибыли к издержкам обращения.

Однако первый показатель, скорее, характеризует не степень  эффективности работы предприятия  общественного питания, а долю прибыли  в цене реализованных продукции  и товарах. Поэтому представляется, что отношение прибыли к издержкам  обращения полнее отражает рентабельность общественного питания.

Исчисление налога на добавленную  стоимость в общественном питании  имеет свои особенности. Облагаемым оборот является по товарам и продукции, реализуемым по свободным розничным  ценам, - сумма разницы между оборотом товаров по свободным розничным  ценам и оборотом товаров по ценам  поставщиков с налогом на добавленную  стоимость.

Вывод:

Финансы предприятий как  часть финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и  использования валового внутреннего  продукта в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере  материального производства, где  в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.

Прибыль предприятий  общественного  питания определяется как разница  между прибылью от финансово-хозяйственных  операций, скорректированной на внереализационные  доходы и расходы, и издержками обращения.

Финансовое состояние  организаций общественного питания  во многом зависит от оптимальности  издержек обращения и длительности времени реализации товаров, продукции  покупателям. Основными показателями торговой деятельности предприятий  всех форм собственности являются: товарооборот в денежном выражении, издержки обращения, прибыль от финансово-хозяйственных  операций и рентабельность.

С целью организации эффективной  работы  предприятия общественного  питания необходимо проанализировать финансовые показатели его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО  ПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО ДОМ БЫТА «СЕРВИС-ЦЕНТР»)

2.1 Оценка имущественного  состояния   предприятия

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением  имущественных прав), относящихся  к имуществу в соответствии с  ГК РФ (ст. 38 НК РФ). Имущество предприятия  – материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности.

В качестве имущества на предприятии  выступают активы, которые представляют собой контролируемые им экономические  ресурсы, сформированные за счет инвестированного в них капитала, характеризующиеся  детерминированной стоимостью, производительностью  и способностью генерировать доход,  постоянный оборот которых в процессе использования связан с факторами  времени, риска и ликвидности.

По форме функционирования выделяют три основных вида активов – материальные, нематериальные и финансовые.

Материальные активы характеризуют  имущественные ценности предприятия, имеющие материальную вещную форму.

Нематериальные активы характеризуют  имущественные ценности предприятия, не имеющие вещной формы, но принимающие  участие в хозяйственной деятельности и генерирующие прибыль.

Финансовые активы характеризуют  имущественные ценности предприятия  в форме наличных денежных средств, денежных и финансовых инструментов, принадлежащих предприятию.

По характеру участия активов  в хозяйственном процессе с позиций  особенностей их оборота они подразделяются на два основных вида – оборотные  и внеоборотные.

Оборотные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую деятельность предприятия и полностью потребляемых в течение одного операционного цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности всех видов со сроком использования до одного года. Выделяют следующие виды активов: запасы сырья, материалов и полуфабрикатов; запасы готовой продукции; текущая дебиторская задолженность; денежные актив; прочие оборотные активы.

Внеоборотные активы характеризуют  совокупность имущественных ценностей  предприятия, многократно участвующих  в процессе отдельных циклов хозяйственной  деятельности и переносящих на продукцию  использованную стоимость частями. В практике учета к ним относят  активы всех видов со сроком использования  более одного года. По основным функциональным видам  внеоборотные активы подразделяются следующим образом:

  • Основные средства. Финансовый учет выделяет группы основных средств: земельные участки; здания, сооружения и передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; инструменты, приборы, инвентарь; прочие основные средства.
  • Нематериальные активы.

Источником  формирования имущества предприятия выступает  капитал.

Капитал представляет собой  накопленный путем сбережений запас  экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных  товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс как  инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе  базируется на рыночных принципах и  связано с факторами времени, риска и ликвидности. По титулу собственности  формируемый предприятием капитал  подразделяется на два основных вида – собственный и заемный.

Собственный капитал предприятия  представляет собой стоимость (денежную оценку) имущества предприятия, полностью  находящегося в его собственности. В учете величина собственного капитала исчисляется как разность между стоимостью всего имущества по балансу, или активами, включая суммы, невостребованные с различных должников предприятия, и всеми обязательствами предприятия в данный момент времени.

Собственный капитал предприятия  складывается из различных источников: уставного, или складочного, капитала, различных взносов и пожертвований, прибыли, непосредственно зависящей  от результатов деятельности предприятия.

Уставный капитал представляет собой совокупность средств (вкладов, взносов, долей) учредителей (участников) в имущество при создании предприятия  для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Уставный капитал является первоначальным, исходным капиталом  для предприятия. Его величина определяется с учетом предполагаемой хозяйственной (производственной) деятельности и  фиксируется в момент государственной  регистрации предприятия.

Заемный капитал – это  капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под  какие-либо гарантии.

Проанализируем эти категории  на примере предприятия общественного  питания.

В городе Нижневартовске одним  из предприятий функционирующим  в сфере общественного питания  является ЗАО Дом быта "Сервис-центр"

Уставной капитал ЗАО  «Сервис-центр» составляется из номинальной  стоимости акций и составляет 10000 руб. Уставной капитал разделен на 1000 обыкновенных именных акций  в бездокументарной форме номинальной  стоимость 10 руб.

Целью Общества является насыщение  российского и зарубежного рынка  услугами и товарами, предоставляемыми и производимыми Обществом, а  также получение прибыли.

Для достижения указанной  цели ЗАО «Сервис-центр» осуществляет следующие виды деятельности:

  • оказание бытовых услуг населению;
  • оказание медицинских услуг населению;
  • оказание оздоровительных услуг населению;
  • производство, приобретение и реализация товаров широкого потребления;
  • организация и участие в рекламной деятельности, агентских услугах, информационных, консультационных, экспертных, маркетинговых и других услуг;
  • организация автосервиса, покупка и продажа автомобилей, строительство и обслуживание автостоянок;
  • открытие и эксплуатация магазинов, баз отдыха, санаториев, гостиниц, культурных центров, ресторанов, кафе, баров и других предприятий общественного питания;
  • проведение вставок-ярмарок;
  • торгово-закупочная деятельность;
  • осуществление любой другой не запрещенной законом хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, отвечающим целям Общества.

Основные технико-экономические  показатели деятельности ЗАО «Сервис-центр» рассмотрим в табл. 2.1.1.

Анализ показал, что выручка  от реализации за период 2002-2004гг. снизилась  на 20667 тыс.руб.  в 2003г. и и компенсировала падение ростом в 2004г. на 12533 тыс.руб., составив  в конце периода 79856 тыс.руб. Темп изменения себестоимости  в 2003г. (68,6%) и рост её в 2004г. (107,4%) оказались меньше темпов изменения выручки от реализации, что позволило  увеличить прибыль от реализации с  4311 тыс. руб. в 2002г. до 10476 в 20024г. При этом чистая прибыль планомерно снижалась в исследуемом периоде с 2699 тыс.руб. в 2002г. до 1610 тыс.руб. в 2003г., а по итогам  2004г. ЗАО «Сервис-центр» получило убыток в размере 9497 тыс.руб. Численность работающего персонала выросла с 45 в 2002г. до 68 человек  в 2004г. Отмечена тенденция планомерного роста не только фонда оплаты труда с  7398 тыс.руб. до 12648 тыс.руб., но и среднемесячной заработной платы с 13,7 тыс.руб. в 2002г. до 15,5 тыс.руб. в 2004г. Значительно снизилась эффективность использования основных производственных фондов в исследуемом периоде с 26,11 в 2002г. до 15,18 в 2004г.

 

Таблица 2.1.1

Основные финансовые показатели деятельности ЗАО Дом быта «Сервис-центр» за 2002 - 2004 гг.

Показатели

Годы

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

2002

2003

2004

2003

к

2002

2004

К

2003

2003

К

2002

2004

к

2003

1. Выручка от реализации  товаров, продукции, работ, услуг,  тыс. р.

87990

67323

79856

20667

12533

76,5

118,6

2. Себестоимость реализации  товаров, продукции, работ, услуг,  тыс. р.

71128

48794

52409

-22334

3615

68,6

107,4

3. Прибыль от реализации, тыс. р. 

4311

2602

10476

-1709

7874

60,4

402,6

4. Прибыль отчетного года, тыс. р.

2699

1610

-9497

-1089

-11107

59,7

х

5. Фонд оплаты труда,  тыс. р.

7398

10639

12648

3241

2009

143,8

118,9

6. Численность, чел.

45

62

68

17

6

137,8

109,7

7. Средняя заработная  плата, тыс. р./мес.

13,7

14,3

15,5

0,6

1,2

104,4

108,4

8. Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, тыс. р.

3370

22570

5261

19200

-17309

669,7

23,3

9. Фондоотдача, р.

26,11

2,98

15,18

-23,13

12,2

11,4

509,4


 

 

 

 

 

 

 

В целях оценки имущественного состояния предприятия необходимо проанализировать источники оборотных  средств в табл.2.1.2.

Таблица 2.1.2

Анализ структуры  средств  ЗАО Дом быта «Сервис-центр»

за 2002-2004гг.

Источники оборотных средств

Абсолютное значение

Отклонения

2002

2003

2004

2002-2003

2003-2004

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1. Собственные

5604

17,7

6793

18,3

-2915

-9,6

1189

0,6

-9708

-27,9

2. Заемные

2074

6,5

20442

55,0

19625

64,8

18368

48,4

-817

9,9

3. Дополнительно привлеченные

23998

75,8

9948

26,8

13560

44,8

-14050

-49,0

3612

18,0

4. Общая сумма источников  оборотных средств

31676

100,0

37183

100,0

30270

100,0

5507

х

-6913

х


 

Согласно проведенному анализу  видно, что размер и структура  источников оборотных средств на исследуемом предприятии общественного  питания значительно изменилась за анализируемый период. Так, в 2002-2003гг. собственные источники средств  составили 18% от общего количества, а  в 2004г. вследствие уменьшения уставного  капитала  и получения убытка по итогам работы за год собственные  источники отсутствуют, при этом их снижение в структуре составило 27,9%.

Информация о работе Источники финансирования деятельности предприятия общественного питания: оценка и пути улучшения