Источники финансирования деятельности предприятия общественного питания: оценка и пути улучшения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловили её логику и структуру.
Целью настоящей работы является комплексное исследование организации анализа финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях общественного питания и разработка предложений по повышению прибыли, увеличения финансовых ресурсов.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
изучены теоретические вопросы сущности и видов финансов предприятия;
проанализированы источники формирования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 6
1.1 Сущность и виды финансов предприятия 6
1.2 Источники финансирования субъектов хозяйствования 20
1.3 Особенности организации финансов общественного питания 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО ДОМ БЫТА «СЕРВИС-ЦЕНТР») 36
2.1 Оценка имущественного состояния предприятия 36
2.2 Анализ финансового состояния и ликвидности 499
2.3 Характеристика финансовых результатов деятельности предприятия 61
ГЛАВА 3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УВЕЛИЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83

Работа состоит из  1 файл

кр - копия (4).docx

— 294.98 Кб (Скачать документ)

 

 

Так, в 2003г. увеличение коэффициента оборачиваемости оборотных средств  на 1,52  свидетельствует о ускорении  оборота средств, а затем о  замедлении на 1,02. В 2004г. оборачиваемость  оборотных средств составила 3,6 оборотов в год, то есть каждый оборот происходил в течение 100 дней.  Продолжительность  оборота при этом составила в 2002г.-116 дней, 2003г.-78 дней и в 2004г.-100 дней.

Коэффициент загрузки средств  в обороте показывает снижение эффективности  использования за анализируемый  период с 0,3225 коп. до 0,2776 коп.

Показатели рентабельности свидетельствуют о снижении эффективности  использования средств предприятия. Так, рентабельность продаж в 2003г. снизилась  на 0,0068 пунктов и составила 0,0239 пунктов. Рентабельность активов снизилась  на 0,0430 пунктов, достигнув уровня 0,048 пунктов. Эффективность использования  внеоборотных активов уменьшилась  на 0,7132 пунктов, а рентабельность собственного капитала на 11,1452 пунктов.

Полученный в 2004г. убыток ЗАО Дом быта «Сервис-центр» привел к отрицательной рентабельности активов предприятия. При этом снижение показателей эффективности составило: рентабельность продаж на 0,1428 пунктов, рентабельность активов -0,3865 пунктов, рентабельность основных средств -1,2114.

В целом следует отметить, недостаточность собственных источников финансирования, ухудшающееся финансовое положение, снижение эффективности  деятельности  ЗАО Дом быта «Сервис-центр», что требует разработки мероприятий  по стабилизации финансового состояния  и  повышения конкурентоспособности.

ГЛАВА 3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УВЕЛИЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

 

Наиболее перспективным  направлением повышения прибыли, повышения  финансовых ресурсов и стабилизации финансово-экономической деятельности  ЗАО Дом быта «Сервис-центр» должна стать разработка финансовой стратегии  предприятия.

Финансовая стратегия  представляет собой один из важнейших  видов функциональной стратегии  предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды.

Разработка финансовой стратегии  играет большую роль в обеспечении эффективного развития предприятия. Эта роль заключается в следующем:

1. Разработанная финансовая  стратегия обеспечивает механизм  реализации долгосрочных общих  и финансовых целей предстоящего  экономического и социального  развития предприятия в целом  и отдельных его структурных единиц.

2. Она позволяет реально  оценить финансовые возможности  предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего финансового потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами.

3.  Она обеспечивает  возможность быстрой реализации  новых перспективных инвестиционных  возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды.

4. Разработка финансовой  стратегии учитывает заранее  возможные варианты развития неконтролируемых предприятием факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности предприятия.

5.  Она отражает сравнительные  преимущества предприятия в финансовой  деятельности в сопоставлении  с его конкурентами.

6.  Наличие финансовой  стратегии обеспечивает четкую  взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления финансовой деятельностью предприятия.

7.  Она обеспечивает  реализацию соответствующего менталитета финансового поведения в наиболее важных стратегических финансовых решениях предприятия.

8. В системе финансовой  стратегии формируется значение  основных критериальных оценок выбора важнейших финансовых управленческих решений.

9.  Разработанная финансовая  стратегия является одной из  базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной культуры предприятия.

В основе разработки финансовой стратегии предприятия лежат  принципы новой управленческой парадигмы  — системы стратегического управления. Основные  принципы, обеспечивающие подготовку и принятие стратегических финансовых решений в процессе разработки финансовой стратегии предприятия представлены на рисунке.

Рис. 3.1 Основные принципы разработки финансовой стратегии 

1. Рассмотрение предприятия  как открытой социально-экономической системы, способной к самоорганизации. Этот принцип стратегического управления состоит в том, что при разработке финансовой стратегии предприятие рассматривается как определенная система, полностью открытая для активного взаимодействия с факторами внешней среды. В процессе такого взаимодействия предприятию присуще свойство обретения соответствующей пространственной, временной или функциональной структуры без специфического воздействия извне в условиях экономики рыночного типа, которое рассматривается как его способность к самоорганизации. Открытость предприятия как социально-экономической системы и его способность к самоорганизации позволяют обеспечивать качественно иной уровень формирования его финансовой стратегии.

2. Учет базовых стратегий  операционной деятельности предприятия. Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, обеспечивающей в первую очередь развитие операционной деятельности, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер. Поэтому она должна быть согласована со стратегическими целями и направлениями операционной деятельности предприятия, финансовая стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития предприятия в соответствии с избранной им корпоративной стратегией.

Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование стратегического развития операционной деятельности предприятия. Это связано с тем, что основные цели операционной стратегии — обеспечение высоких темпов реализации продукции, рост операционной прибыли и повышение конкурентной позиции предприятия связаны с тенденциями развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденции развития товарного и финансового рынков (в тех сегментах, где предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность) не совпадают, может возникнуть ситуация, когда стратегические цели развития операционной деятельности предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае соответственно корректируется операционная стратегия предприятия.

Все многообразие стратегий  операционной деятельности, реализацию которых призвана обеспечивать финансовая деятельность предприятия, может быть сведено к следующим базовым их видам:

Ограниченный (или концентрированный) рост. Этот тип операционной стратегии используется предприятиями со стабильным ассортиментом продукции и производственными технологиями, слабо подверженными влиянию технологического прогресса. Выбор такой стратегии возможен в условиях относительно слабых колебаний конъюнктуры товарного рынка и стабильной конкурентной позиции предприятия. Основными типами этой базовой стратегии являются: стратегия усиления конкурентной позиции; стратегия расширения рынка; стратегия совершенствования продукта. Соответственно финансовая стратегия предприятия в этих условиях направлена в первую очередь на эффективное обеспечение воспроизводственных процессов и прироста активов, обеспечивающих ограниченный рост объемов производства и реализации продукции. Стратегические изменения финансовой деятельности в этом случае сводятся к минимуму.

Ускоренный (интегрированный  или дифференцированный) рост. Такой  тип операционной стратегии избирают, как правило, предприятия, находящиеся в ранних стадиях своего жизненного цикла, а также в динамично развивающихся отраслях под воздействием технологического прогресса. Основными типами этой базовой стратегии являются: стратегия вертикальной интеграции; стратегия обратной интеграции; стратегия горизонтальной диверсификации; стратегия конгломератной диверсификации, финансовая стратегия в этом случае носит наиболее сложный характер за счет необходимости обеспечения высоких темпов развития финансовой деятельности, ее диверсификации по различным формам, регионам и другие.

Сокращение (или сжатие). Эта операционная стратегия наиболее часто избирается предприятиями, находящимися на последних стадиях своего жизненного цикла, а также в стадии финансового кризиса. Она основана на принципе „отсечение лишнего", предусматривающем сокращение объема и ассортимента выпускаемой продукции, уход с отдельных сегментов рынка. Основными типами этой базовой стратегии являются: стратегия сокращения структур; стратегия сокращения расходов; стратегия „сбора урожая"; стратегия ликвидации, финансовая стратегия предприятия в этих условиях призвана обеспечить эффективное дезинвестирование и высокую маневренность использования высвобождаемого капитала в целях обеспечения дальнейшей финансовой стабилизации.

Сочетание (или комбинирование). Такая операционная стратегия предприятия интегрирует в себе рассмотренные различные типы частных стратегий отдельных стратегических зон хозяйствования или стратегических хозяйственных единиц. Такая стратегия характерна для наиболее крупных предприятий (организаций) с широкой отраслевой и региональной диверсификацией операционной деятельности. Соответственно финансовая стратегия таких предприятий (организаций) дифференцируется в разрезе отдельных объектов стратегического управления, будучи подчинена различным стратегическим целям их развития.

3. Преимущественная ориентация  на предпринимательский стиль  стратегического управления финансовой  деятельностью, финансовое управление  предприятием в стратегической  перспективе характеризуется приростным или предпринимательским стилем.

Основу приростного стиля  стратегического финансового управления составляет постановка стратегических целей от достигнутого уровня финансовой деятельности с минимизацией альтернативности принимаемых стратегических финансовых решений. Кардинальные изменения направлений и форм финансовой деятельности осуществляются лишь как отклик на изменения операционной стратегии предприятия. Такой стиль стратегического финансового управления характерен обычно для предприятий, достигших стадии зрелости своего жизненного цикла.

Основу предпринимательского стиля стратегического финансового управления составляет активный поиск эффективных управленческих решений по всем направлениям и формам финансовой деятельности. Этот стиль финансового управления связан с постоянной трансформацией направлений, форм и методов осуществления финансовой деятельности на всем пути к достижению поставленных стратегических целей с учетом изменяющихся факторов внешней среды.

4. Выделение доминантных  сфер стратегического финансового  развития. Этот принцип позволяет  обеспечить идентификацию приоритетных направлений финансовой деятельности предприятия, обеспечивающих успешную реализацию ее главной целевой функции — возрастания рыночной стоимости предприятия в долгосрочной перспективе.

Целесообразно выделить следующие  доминантные сферы развития финансовой деятельности ЗАО Дом быта «Сервис-центр»:

•  Стратегия формирования финансовых ресурсов предприятия. Цели, задачи и основные стратегические решения  этой доминанты финансовой стратегии  должны быть направлены на финансовое обеспечение реализации корпоративной стратегии предприятия и соответственно подчинены ей.

•  Стратегия распределения  финансовых ресурсов предприятия. Параметры  стратегического набора этой доминанты  финансовой стратегии должны быть, с одной стороны направлены на финансовое обеспечение реализации отдельных функциональных стратегий и стратегий хозяйственных единиц, а с другой, составлять основу формирования направлений инвестиционной деятельности предприятия в стратегической перспективе.

•  Стратегия обеспечения  финансовой безопасности предприятия. Цели, задачи и важнейшие стратегические решения этой доминанты финансовой стратегии должны быть направлены на формирование и поддержку основных параметров финансового равновесия предприятия в процессе его стратегического развития.

•  Стратегия повышения  качества управления финансовой деятельностью предприятия. Параметры стратегического набора этой доминанты финансовой стратегии разрабатываются финансовыми службами предприятия и включаются в виде самостоятельного блока в корпоративную и отдельные функциональные стратегии предприятия.

5.  Обеспечение гибкости  финансовой стратегии. Будущему  развитию финансовой деятельности предприятия всегда свойственна значительная неопределенность. Поэтому практически невозможно сохранить в неизменном виде разработанную финансовую стратегию предприятия на всех стадиях процесса ее реализации. Основой альтернативных стратегических действий финансовых менеджеров в таких условиях выступает высокий уровень гибкости разработанной финансовой стратегии.

Стратегическая гибкость представляет собой потенциальную  возможность предприятия быстро корректировать или разрабатывать новые стратегические финансовые решения при изменившихся внешних или внутренних условиях осуществления финансовой деятельности. Она достигается при такой внутриорганизационной координации финансовой деятельности, при которой финансовые ресурсы могут быть легко переведены из одних стратегических зон хозяйствования или хозяйственных единиц в другие.

Возможность своевременного маневрирования финансовыми ресурсами  достигается при наличии на предприятии  достаточного их размера в виде страховых  резервов и интегрированного управления этими резервами. Кроме того, важную роль в обеспечении гибкости финансовой стратегии играет достаточный уровень  ликвидности активов и инвестиций предприятия. В этих целях предприятие может иногда сознательно поддерживать некоторые виды финансовых инвестиций с низкой доходностью, но высоким уровнем ликвидности, чтобы за счет возможности быстрого реинвестирования капитала обеспечить необходимую стратегическую гибкость.

Информация о работе Источники финансирования деятельности предприятия общественного питания: оценка и пути улучшения