Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:38, дипломная работа

Описание

Для достижения этой цели мы ставили перед собой следующие задачи:
- рассмотреть основные торгово-политические инструменты, структуру и функции ВТО;
- проследить развитие отношений России и ВТО, этапы и ход переговоров по присоединению России к ВТО;
- проанализировать специфику процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО;
- рассмотреть стратегию присоединения России к ВТО, а также перспективы выполнения Россией требований и норм данной организации;
- проанализировать выгоды и издержки присоединения России к ВТО и возможные экономические последствия этого присоединения.
Данная работа ни в коем случае не является попыткой подытожить все выгоды и потери от вступления нашей страны в ВТО. Слишком многое зависит от исхода переговоров России с ВТО.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..6
1 Теоретические основы…………………………………………………………..11
1.1 Характеристика ВТО………………………………………………………..11
1.1.1 Краткая историческая справка………………………………………11
1.1.2 Административно-организационная структура ВТО………………12
1.1.3 Основополагающие принципы ВТО……………………………...…13
1.1.4 Функции ВТО……………………………………..…………………..15
1.1.5 Торгово-политические инструменты ВТО…………………...……..16
1.1.6 Принятие решений в ВТО………………………..…………………..22
1.1.7 Процедура присоединения к ВТО……………………………..…….22
1.2 Современное состояние отношений России с ВТО………………………23
1.2.1 Цели вступления России в ВТО…………………….…………….…23
1.2.2 Ход переговоров по присоединению России к ВТО……………….25
1.2.3 Проблемы, подлежащие решению перед вступлением в ВТО…....37
2 Отраслевой анализ присоединения России к ВТО…………………………….45
2.1 Последствия для сельского хозяйства и пищевой промышленности……45
2.2 Последствия для гражданской авиастроительной промышленности…...52
2.3 Последствия для автомобилестроения…………………………………….59
2.4 Последствия для судостроения…………………………………………….62
2.5 Последствия для металлургии……………………………………………..63
2.6 Последствия для легкой и текстильной промышленности……………....66
2.7 Последствия для рынка финансовых услуг……………………………….69
2.7.1 Последствия для страхового сектора………………………………..69
2.7.2 Последствия для банковского и фондового рынков…………….....73
2.8 Последствия для химической промышленности………………………….78
2.9 Последствия для лесной и деревообрабатывающей промышленности…80
2.10 Последствия для мебельной промышленности…………………….……82
2.11 Последствия для фармацевтики…………………………………………..83
2.12 Последствия для услуг телекоммуникаций…………………………..….84
2.13 Последствия для транспортной отрасли…………………………..……..88
3 Количественная оценка экономических последствий вступления
России в ВТО………………………………………………………………….....91
3.1 Оценка отраслевых последствий с помощью методики РАН…………....91
3.2 Последствия вступления России в ВТО в региональном разрезе………..94
3.3 Анализ последствий вступления России в ВТО для деятельности
ОАО «Амурский судостроительный завод» на примере
строительства буксира-кантовщика………………………………………100
Заключение………………………………………………………………….……..102
Список использованных источников……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 506.00 Кб (Скачать документ)

Открытие нашего внутреннего химического рынка после вхождения в ВТО приведет к тому, что к нам хлынет более высококачественная и более конкурентоспособная продукция западных производителей. Она практически вытеснит с рынка аналогичную отечественную продукцию, для производства которой у нас есть необходимые мощности. По расчетам центрального профсоюза предприятий химической промышленности, в первые годы членства России в ВТО сокращение объемов производства может дойти до 1-2%  /86/.

Чтобы продукция российской химической отрасли была конкурентоспособной  и могла существовать в дальнейшем в условиях открытой экономики надо принять следующие меры /89/:

- оказывать четкий протекционизм своим компаниям. Поощрять создания совместных предприятий и на их основе передачи новых технологий;

- создавать фонд промышленности для лоббирования своих интересов в правительстве РФ и за рубежом;

- создать единую для всех химических предприятий структуру по закупке газа и электроэнергии;

- добиваться установления льгот по акцизам или введения понижающих коэффициентов при покупке газа у РАО "Газпром", улучшения ситуации с возвратом НДС экспортерам удобрений.

Важнейшей и наиболее труднорешаемой проблемой остается финансовое обеспечение структурной  перестройки химического комплекса. Учитывая крайне ограниченные финансовые возможности государства, нужно смелее опираться на региональные возможности, находя на местах поддержку в решении проблем развития предприятий. В этом смысле крайне полезен опыт Нижегородской и Ленинградской областей. Там принят ряд законодательных решений, имеющих своей целью улучшить инвестиционный климат и всемерно стимулировать предприятия к наращиванию объемов производства  /98/.

 

2.9 Последствия для  лесной и деревообрабатывающей  промышленности

 

Главная проблема отрасли – низкая степень переработки продукции, идущей на экспорт. Россия, в основном экспортирует круглый лес и пиломатериалы. Ставка на продукцию с большой добавленной стоимостью требует концентрации капитала, поскольку отрасль весьма капиталоемкая. К тому же отрасль неправильно организована: на рынке доминируют производители бумаги и лесозаготовители, за рубежом – компании полного цикла. Для эффективного функционирования отрасли необходимо, чтобы  из каждого  дерева  производилась вся гамма продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности: начиная от доски разного качества и вида, заканчивая газетной и прочими сортами бумаги, продукцией лесохимии, – тогда производство рентабельно. В России же идет производство одной бумаги. Вот в чем мы принципиально проигрываем сегодня западным конкурентам.

Вторая проблема – природные  условия: климат, требующий дополнительных затрат на энергию и огромное транспортное плечо.

Третья проблема – бесхозяйственность, царящая в государственном регулировании  отрасли и влекущая бесконтрольное и хищническое истребление леса, контрабандный экспорт и демпинг. Например, Иркутский регион раньше заготавливал около 40 млн. кубометров древесины, а сегодня 12-10 млн. кубометров. Братск работает на 60-70% производственных мощностей. Единственное предприятие, которое загружено на 100%, это Усть-Илимск. Так происходит, потому что масса мелких фирм, где-то получая отводы незаконным путем, где-то просто въезжая на лесосеку, срубает машину пиловочником, выпиливает ручным способом самую ценную часть и продает ее в Китай. Это сотни тысяч кубометров каждый год.

Четвертое, неблагоприятна мировая  конъюнктура, она находится в  нижней точке длинной циклической волны. Российская продукция конкурентоспособна на отдельных емких рынках - в странах Северной Европы, в Китае, Японии и малых странах АТР. Ключевым фактором сохранения объемов экспорта является оптимизация экспортных тарифов и координация действий российских экспортеров на сужающемся мировом рынке. Разобщенность российских лесопромышленников позволяет определенным странам-покупателям влиять на цену российского леса. Этот вопрос должен решаться каким-то образом на государственном уровне. Должны быть какие-то квоты, минимальные цены, меньше которых было бы просто запрещено торговать. Однако Россия является одним из крупнейших поставщиков на мировой газетной бумаги, немелованной бумаги без древесной массы, тарного картона и бумаги для гофрирования. Учитывая высокое качество древесины, низкую стоимость энергии и предполагая разумную инвестиционную и налоговую политику, Россия могла бы занять 3-е место в мире по экспорту газетной бумаги /38/, /63/, /77/.

Следует иметь в виду, что, несмотря на высокую конкурентоспособность  российской газетной бумаги на мировых  рынках и имеющиеся возможности  расширения ее реализации, экспортный потенциал наращивания продаж этой продукции в настоящее время ограничен наличными мощностями и растущим спросом внутреннего рынка. Имеющиеся резервы производственных мощностей и заделы в инвестиционных проектах позволяют без больших капитальных затрат расширить производство приблизительно до 2 млн. т. /93/.

Вообще, по мнению экспертов, с вступлением  России в ВТО, ежегодно ожидается  увеличение объемов производства лесной промышленности до 5-8%  /51/. Это связано с предстоящим снижением импортных пошлин на деревозаготовительное и деревообрабатывающее  оборудование, используя которое, предприятия смогут существенно поднять объемы выпуска, сократить производственные потери и повысить потребительские свойства продукции.

 

2.10 Последствия для мебельной  промышленности

 

Российская мебельная промышленность сегодня неконкурентоспособна. Подавляющее большинство отечественной мебели уступает по конкурентоспособности изделиям, поставляемым странами дальнего зарубежья. Еще с советских времен российская мебельная промышленность производила дешевую продукцию "простейших форм", ориентированную только на внутренний рынок. Соотношение "цена - качество", которые были в пользу нашей мебели, исчерпало себя. Отечественным промышленникам, которые только в последние годы стали пробовать производить качественную мебель, серьезно помешал внутренний рост цен, который обусловливается ростом на энергоносители, транспорт, других тарифов, а также укрепление рубля  /38/.

 В условиях открытой экономики  итальянская и германская индустрия  просто сомнут нашу мебельную промышленность. Пока что неясно, может ли российская мебельная промышленность вообще стать конкурентоспособной. Для этого надо дать мебельной промышленности адаптационный период сроком 5-7 лет, чтобы у ней была возможность развиваться, защищаясь импортными пошлинам. А через истечение адаптационного периода открыть полностью границы и посмотреть на конкурентоспособность российской мебельной промышленности. Выживет – хорошо, нет – таковы законы рынка. Возможно, прекратиться развитие отечественной мебельной промышленности под собственными брендами. Реальная возможность российским мебельщикам выжить в условиях открытой экономики – работать под брендами западных фирм  /49/, /66/.

 

 

 

2.11 Последствия для фармацевтики

 Россия производит  сегодня значительное количество тех препаратов, которые ей нужны для лечения больных классического типа, таких как аспирин, анальгин. Если открыть границы, то зарубежные аналоги придут в Россию по низким ценам и вытеснят многие отечественные препараты. Дело не в том, что наши лекарства не качественные, наоборот, российская фармакология предъявляет более тщательные требования к качеству препаратов. Однако отечественная фармацевтическая промышленность последние десять практически не развивается из-за отсутствия средств на техническое переоснащение предприятий и разработку новых лекарств. Сегодня уже практически не выпускаются оригинальные российские лекарства для лечения различных заболеваний. Отечественная промышленность ориентируется преимущественно на дженерики, поскольку разработка новых медицинских препаратов очень дорогая (разработка одного препарата оценивается в среднем в 300 миллионов долларов). Открыв рынок, Россия получит все те препараты, которые сама имеет, но по очень низким ценам. А после того, как импортеры с помощью демпинга выдавят наших производителей с рынка, прочно займут здесь свое место, они начнут поднимать цены /80/, /90/.

Теперь что касается российского  экспорта. Россия поставляет препараты на Украину, в республики Средней Азии, но в очень небольших количествах – по двум причинам. Во-первых, до недавнего времени на вывоз лекарств даже в «братские» страны СНГ существовал НДС со ставкой 20%, а на лекарства это очень значительное повышение цены.

Во-вторых, в каждой стране существует сложная система регистрации лекарств. Нигде не ждут нашу медицинскую продукцию, так как на внутренних рынках хватает и своих лекарств. Необходимо оказать максимальное содействие отечественным предприятиям, имеющим опыт экспортных операций, в проведении экспертизы на соблюдение стандартов ISO. Одна экспертиза стоит от 10 до 30 тыс. долларов, независимо от объема партии товара. Государство должно возместить часть этой суммы малым и средним предприятиям-экспортерам, если они успешно провели первую экспортную операцию. Кроме того, необходимо создать систему профессиональной подготовки и переподготовки руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, на базе успешно работающих малых и средних предприятий, в том числе предприятий-экспортеров или изготовителей импортозамещающей продукции  /87/.

Также, необходимо оказать государственную  поддержку и содействие в получении  российскими фармацевтическими предприятиями сертификата соответствия стандарту GMP (переоборудование помещений, новые технические и санитарные нормы). Без него они должны будут закрыться или лишатся лицензии. На внедрение GMP среднему предприятию в России надо около 30 млн. долларов, поскольку оборудование изношено в среднем до 70%.

В частности, они смогут изыскать часть требуемых денег, если будет восстановлено освобождение он налогов прибыли, идущей на техническое перевооружение /15/.

 

2.12 Последствия для услуг телекоммуникаций

 

Вступление  в ВТО кардинально изменит  ландшафт телекоммуникационного рынка  России и принципы его регулирования, от чего, безусловно, выиграет потребитель. Однако демонополизация рынка потребует длительной подготовки.

Российские связисты давно живут  по законам открытой экономики. Все  самые сильные российские операторы связи уже давно имеют иностранных акционеров с контрольным или блокирующим пакетом. Тем не менее вступление страны в ВТО повлечет за собой кардинальные сдвиги в регулировании деятельности отрасли, которые серьезно затронут компании, работающие на нашем рынке. Ниже рассматриваются шесть базовых принципов ВТО относительно отрасли связи /74/, /79/,./94/.

1) Защита конкуренции – обеспечение доступа к рынку и равенства шансов для всех его участников, ограничение антиконкурентных действий со стороны основных операторов.

Это требование напрямую затрагивает  интересы уже работающих на рынке  компаний, в первую очередь, национального оператора междугородной и международной связи- компании "Ростелеком". Пока, по закону, он один в России может предоставлять услуги дальней связи абонентам. Несмотря на то, что менее качественная и более дешевая IP-телефония (передача голоса по Интернет-сетям) уже начала отъедать немного трафика, "Ростелеком" остается монополистом. И держит, как и положено компании в таком положении, весьма высокие тарифы. Однако компании достается лишь 50% от доходов международной связи и 13% – от междугородной. Дело в том, что в России до сих пор действует перекрестное субсидирование, когда низкие тарифы на местную связь (сейчас во многих областях они ниже себестоимости), компенсируются завышенными на междугороднюю. И львиная доля доходов "Ростелекома" отправляется региональным предприятиям электросвязи в качестве компенсации за убытки от местных звонков. Так что при таком тарифном дисбалансе выпуск на рынок даже еще одной, сравнимой по размеру компании может губительно сказаться не только на бизнесе "Ростелекома", но и всех традиционных операторов местной связи. Это понимают и в Министерстве связи, и в других регулирующих органах.

Но для демонополизации этого  рынка нужна долгая подготовка. Сначала всем операторам связи надо ввести раздельный учет, чтобы посчитать себестоимость услуг, затем отрегулировать тарифы, и только потом приступать к рынку дальней связи. При этом правила допуска на рынок новых компаний должны быть прописаны очень четко. В Европе и США этот процесс занял десятилетия.

В отдалении срока демонополизации есть и другой резон. "Ростелеком" проложил мощные магистральные линии связи через всю Россию. Но сейчас большинство направлений загружено лишь на несколько процентов. Новой компании придется делить и без того небольшой рынок. Кроме того, возможные конкурирующие компании имеют также полугосударственное происхождение. "Транстелеком", завершающий строительство гигантской волоконно-оптической сети, вышел из недр Министерства путей сообщения, "Газком" – из РАО "Газпром", "Энифком" – из РАО "ЕЭС". Все эти компании строят инфраструктуру на средства учредителя, не сильно заботясь об окупаемости. А значит, с их стороны возможен деструктивный демпинг.

2) Сопряжение сетей – обеспечение доступа к существующим сетям и устойчивости обмена трафиком для новых участников рынка с четко установленными, исключающими дискриминацию требованиями, процедурами и системой справедливого разрешения конфликтов.

Решить эту проблему требуют  практически все новые операторы, зато уже работающие компании всячески сопротивляются централизованному регулированию этого вопроса.

Так, например, для всех сотовых компаний в каждом новом регионе подключение к сети местного оператора – это всегда сложный, и отнюдь не технический, процесс. Дадут местные номера, или придется довольствоваться федеральными, дадут емкости в транспортной сети для связи своих объектов, или придется прокладывать свою? Ответы на эти вопросы зависят только от благосклонности руководства местной "Электросвязи". Подчас лидеры традиционных региональных компаний сами имеют сотовые дочерние компании и не всегда тепло относятся к пришельцам. С такими же проблемами сталкиваются операторы местной проводной связи. С тарифами на присоединение также царит неразбериха. Так что решение этого вопроса созрело давно.

3) Общедоступность услуг – введение обязательных для всех операторов и гарантированных абонентам стандартов минимального уровня обслуживания, которые не должны быть чрезмерно обременительны для новых операторов, а требования к их обеспечению должны быть справедливыми, понятными и одинаковыми для всех.

Самые большие трудности в телефонизации  всегда возникают в сельской местности, где себестоимость установки  телефона (из-за малой концентрированности  населения) гораздо выше чем в  городе. Этот вопрос в некоторых  развитых странах, а также в части государств Восточной Европы решается за счет фонда универсального обслуживания, куда вносят часть средств из прибыли все операторы связи страны, а потом на эти деньги строятся сети на селе. Подобный механизм сейчас попытаются внедрить и в России. Он записан в новой редакции закона "О связи". Однако создание внебюджетного фонда встречает жесткое неприятие Минфина и ряда компаний связи, несогласных с тем, что нагрузку телефонизации села должны нести только связисты, и только в денежной форме. Сами операторы предлагают нести "трудовую повинность", то есть устанавливать за свой счет определенное количество таксофонов или телефонов на селе.

Информация о работе Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО