Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:38, дипломная работа

Описание

Для достижения этой цели мы ставили перед собой следующие задачи:
- рассмотреть основные торгово-политические инструменты, структуру и функции ВТО;
- проследить развитие отношений России и ВТО, этапы и ход переговоров по присоединению России к ВТО;
- проанализировать специфику процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО;
- рассмотреть стратегию присоединения России к ВТО, а также перспективы выполнения Россией требований и норм данной организации;
- проанализировать выгоды и издержки присоединения России к ВТО и возможные экономические последствия этого присоединения.
Данная работа ни в коем случае не является попыткой подытожить все выгоды и потери от вступления нашей страны в ВТО. Слишком многое зависит от исхода переговоров России с ВТО.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..6
1 Теоретические основы…………………………………………………………..11
1.1 Характеристика ВТО………………………………………………………..11
1.1.1 Краткая историческая справка………………………………………11
1.1.2 Административно-организационная структура ВТО………………12
1.1.3 Основополагающие принципы ВТО……………………………...…13
1.1.4 Функции ВТО……………………………………..…………………..15
1.1.5 Торгово-политические инструменты ВТО…………………...……..16
1.1.6 Принятие решений в ВТО………………………..…………………..22
1.1.7 Процедура присоединения к ВТО……………………………..…….22
1.2 Современное состояние отношений России с ВТО………………………23
1.2.1 Цели вступления России в ВТО…………………….…………….…23
1.2.2 Ход переговоров по присоединению России к ВТО……………….25
1.2.3 Проблемы, подлежащие решению перед вступлением в ВТО…....37
2 Отраслевой анализ присоединения России к ВТО…………………………….45
2.1 Последствия для сельского хозяйства и пищевой промышленности……45
2.2 Последствия для гражданской авиастроительной промышленности…...52
2.3 Последствия для автомобилестроения…………………………………….59
2.4 Последствия для судостроения…………………………………………….62
2.5 Последствия для металлургии……………………………………………..63
2.6 Последствия для легкой и текстильной промышленности……………....66
2.7 Последствия для рынка финансовых услуг……………………………….69
2.7.1 Последствия для страхового сектора………………………………..69
2.7.2 Последствия для банковского и фондового рынков…………….....73
2.8 Последствия для химической промышленности………………………….78
2.9 Последствия для лесной и деревообрабатывающей промышленности…80
2.10 Последствия для мебельной промышленности…………………….……82
2.11 Последствия для фармацевтики…………………………………………..83
2.12 Последствия для услуг телекоммуникаций…………………………..….84
2.13 Последствия для транспортной отрасли…………………………..……..88
3 Количественная оценка экономических последствий вступления
России в ВТО………………………………………………………………….....91
3.1 Оценка отраслевых последствий с помощью методики РАН…………....91
3.2 Последствия вступления России в ВТО в региональном разрезе………..94
3.3 Анализ последствий вступления России в ВТО для деятельности
ОАО «Амурский судостроительный завод» на примере
строительства буксира-кантовщика………………………………………100
Заключение………………………………………………………………….……..102
Список использованных источников……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 506.00 Кб (Скачать документ)

Со вступлением в  ВТО черная металлургия будет  иметь обоснованные инструменты  для отмены указанных дискриминационных  мер, однако на это может потребоваться  от 1 до 3 лет, но главное – российские металлурги  смогут нарастить объем производства на 4-6%, и это с учетом прогнозируемого прихода иностранных конкурентов  /99/.

В мировом торговом обороте  продукции черной и цветной металлургии  доля России составляет в настоящее  время более 10 % (для сравнения: доля США – 3 %). Этот факт, на который обычно не обращают внимания, говорит об особой роли нашей страны в данной сфере мирохозяйственных связей  /27/.

Доля российских металлургических компаний в общегосударственном  объеме экспорта составила в 2005 год около 18 %. Такие данные привел в своем докладе на проходящей в Москве Третьей международной неделе металлов директор департамента промышленности Министерства промышленности и энергетики РФ Андрей Дейнеко. Доля металлургического комплекса в промышленном производстве России составила 19,3 %, доля основных фондов 11,1%. Сальдированный финансовый результат предприятий металлургического комплекса составил 44,4% в общем сальдированном финансовом результате предприятий промышленности за 2005 год.

Андрей Дейнеко также отметил значительную степень концентрации производства в металлургической промышленности. Около 90 % продукции черной металлургии производится 6 компаниями, цветной  5 компаниями. По производству стали Россия занимает 4 место в мире после Китая, Японии США, по экспорту металлопродукции - 2 место в мире.

Между одной из серьезных  проблем металлургического комплекса  А.Дейнеко считает недостаточный  объем инвестиций. По его мнению, для продолжения инвестиционного  роста необходимо обеспечить благоприятный инвестиционный климат в отраслях черной и цветной металлургии, особенно в преддверии вступления в ВТО /38/.

В товарном понятии «цветная металлургия» понимается категория, объединяющая медь рафинированную, никель необработанный и алюминий необработанный. В связи с тем, что доля производства и экспорта алюминия почти в 8 раз больше, чем соответствующие  доли меди и никеля месте взятые, рассмотрим аспект влияния членства России в ВТО на отечественную цветную металлургию через призму производства алюминия необработанного.

Значительная доля продукции  российской алюминиевой промышленности достаточно конкурентоспособна на внутреннем рынке России и СНГ и присоединение  России к ВТО в целом не нанесет  ущерба отрасли.

Так, членство в ВТО  не дает гарантии странам-участницам от появления новых недобросовестных «антидемпинговых» расследований.

Не ясно, приведет ли оно  к снижению таможенных пошлин на алюминиевые  изделия, ввозимые из России на рынки  ведущих промышленно развитых стран.

В то же время, поспешное  вступление в ВТО и связанное с ним неоправданно быстрое открытие некоторых сегментов внутреннего рынка несет в себе ряд угроз для алюминиевой промышленности и отраслей, являющихся крупными потребителями алюминиевых изделий /61/.

Хотя алюминиевая продукция  низших переделов уже вполне конкурентоспособна на мировом рынке, этого не скажешь о многих видах готовой продукции и полуфабрикатов высокой степени обработки. Да и ассортимент выпускаемой отраслью продукции не вполне отвечает требованиям рынка по структуре и качеству изделий. Исторически сложилось так, что основными потребителями перерабатывающих заводов алюминиевой промышленности являлись предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) СССР. Снижение уровня государственного заказа и спроса со стороны традиционных потребителей потребовало от производителей полуфабрикатов и готовых изделий из алюминия и алюминиевых сплавов значительного пересмотра ассортиментного набора выпускаемой продукции. К сожалению, альтернативный выбор развития отрасли и экспорта был сделан в пользу «голого» металла, а именно: необработанного алюминия. Его экспорт может быть увеличен на 6-8%. Что касается производства изделий из алюминия, то в среднем мощности соответствующих предприятий загружены на 35-50%. Именно поэтому ожидаемое вступление в ВТО грозит существенным ростом импортозамещения алюминиевых конструкций,  начиная от пивной банки и заканчивая архитектурно-строительными конструкциями  /78/.

 

2.6 Последствия для  легкой и текстильной промышленности

 

На данный момент российская легкая промышленность обладает определенным экспортным потенциалом, но ей трудно реализовать его. Например,  западные швейники, размещающие свои производства в странах "третьего мира", продают сопоставимую продукцию по ценам, превосходящими российские на 30-40%. Это во многом объясняется тем, что они обладают и развитой системой сбыта, и марками, поэтому уже сейчас составляют  отечественному производителю конкуренцию даже на внутреннем российском рынке /92/.

В свете предстоящего вхождения России в ВТО, реально стоит угроза прихода на отечественный рынок «всерьез и надолго» крупных западных компаний, имеющих мощную логистику и известные бренды. К тому же, их производства базируются на доступе к высококлассному сырью. Так что, к имеющимся «китайским друзьям» российской  легкой промышленности, вскоре добавятся западные конкуренты, которые смогут сделать ценовой уровень вполне доступным для среднего россиянина. В итоге, такое соотношение цены и качества, обеспечит стабильный рынок для зарубежного производителя.

Одной из существенных внутренних причин вытеснения отечественных товаров легкой промышленности с внутреннего рынка является цена. Импортные товары, основная их масса, завозятся с минимальными пошлинами либо совсем без пошлин и без уплаты НДС. Это относится, прежде всего, не к юридическим лицам импортерам (импорт наш сократился по тканям на 19%, по одежде в 2 раза), а к физическим лицам - "челнокам". "Челночный" бизнес стал официальным бизнесом. "Челноки" нанесли и наносят несравненно больший урон отечественной легкой промышленности, чем импортеры - юридические лица. На долю челноков сейчас приходится 80-90% от общего объема импорта легкой промышленности. Не уплачивая пошлины и НДС при ввозе товаров и налогов при их продаже, "челноки" могут продавать их на 35-40% дешевле, чем импортеры - юридические лица. Именно "челноки", бережно выращенные таможенниками, активно помогали разваливать легкую промышленность. Для нашего рынка дорогие товары лучших фирм Италии, Франции, Германии и других стран Европы не являются конкурентами. Они предназначены для 10-15% наиболее обеспеченных россиян, и на эту нишу рынка отечественные предприятия не претендуют  /86/.

По словам Бориса Фомина – президента российской текстильной  и легкой промышленности, в России кто угодно и где заблагорассудится может продавать любые носильные вещи, не платя ни копейки пошлин и не сталкиваясь практически ни с какими ограничениями. Российская таможня по сравнению с ВТО в смысле либерализма - как Милтон Фридман против товарища Сталина /11/.

Серый импорт достигает сейчас по отдельным видам товаров 90% оборота. По информации Российского союза кожевников, в 2005 году физические лица официально ввезли в Россию около 1 млн. пар обуви, а фактически - около 100 млн. Недоплаченные пошлины и налоги составили 462 млн. долларов  /97/.

Развивающееся отечественное  производство не может конкурировать  с демпинговыми ценами теневой продукции  на многочисленных вещевых рынках.

Для защиты внутреннего  рынка необходимы, как минимум, две меры:

- прекратить предоставлять таможенные льготы на товары, завозимые физическими лицами для производственных и коммерческих целей, и распространить на них ставки пошлин, установленные для юридических лиц;

- повысить специальные ставки импортных пошлин, то есть, ставки, определяющие минимальный размер пошлины. Специальные ставки имеют большое экономическое значение - их уровень сдерживает завоз относительно дешевых товаров.

    Известно, что текстильная и легкая промышленность наряду с сельским хозяйством, даже в государствах Евросоюза относятся к наиболее чувствительным отраслям промышленности и защищается тарифной и нетарифной политикой от поставок продукции из стран Юго-Восточной Азии, Турции и других. Особенно жестко свой рынок по текстильным товарам защищает США, квотируя ввоз на него китайских товаров. Таким образом, если нашей легкой промышленности будет оказана необходимая господдержка, то она будет успешно соревноваться с зарубежными производителями, а пока прогноз не очень радостный – от членства России в ВТО, легкая промышленность в первые годы членства может потерять 6-8% рынка  /38/.

 

2.7 Последствия для рынка финансовых услуг

 

2.7.1 Последствия для  страхового сектора

Страховой рынок один из самых динамично  развивающихся секторов российского  финансового рынка. Ежегодные темпы  роста 50-60% в год. Тем не менее, по суммарному собственному капиталу – всего 27 млрд. рублей, – все российские страховщики уступают одной-двум иностранным компаниям. Отчасти это связано с тем, что не освоен главный ресурс будущего роста (после страхования рисков юридических лиц и зарплатных схем) – средства населения. Эти деньги только приходят на рынок страхования. Если сегодня впустить на российский рынок иностранные компании, то они возьмут капитал населения и инвестируют его за рубежом, лишив российскую экономику и российские страховые компании "длинных" денег для своего развития /39/.

Сегодня работу иностранных страховщиков формально ограничивает запрет на владение ими контрольными пакетами акций (не более 50%; компании с превышением этого барьера не могут заниматься страхованием жизни и обязательным страхованием) и лимит на долю в суммарном капитале страховщиков (до 15%). Кроме того, от жесткой конкуренции с зарубежными компаниями российских участников рынка спасает то, что у тех нет филиальной сети, а риски работы в России все еще считаются достаточно высокими. Таким образом, либерализация не означает моментальной смерти для национальных компаний. Если говорить на уровне концептуальных вещей, то есть миф, что откроем мы страховой рынок и будет наплыв иностранного капитала. На самом деле либерализация режима доступа на рынок и приход иностранного капитала, это не синонимы. История никак не подтверждает это утверждение /94/.

Тем не менее, большинство отечественных страховщиков настаивают на переходном периоде в 3-5 лет после вступления России в ВТО, в течение которого действующие сегодня правила работы иностранцев не менялись бы. По окончании переходного периода должны остаться в силе те ограничения, которые не позволяют выводить средства граждан за рубеж (обязательное страхование юридических и физических лиц, добровольное страхование жизни российскими гражданами).

За указанный период местные  компании собираются консолидироваться: будут объединяться, и поглощаться  мелкие "карманные" страховые  компании, так как крупные участники рынка готовы покупать меньших конкурентов. Кроме того, крупнейшие компании рассчитывают повысить капитализацию и нарастить собственный капитал как минимум в несколько раз. Ни одна компания не считает, что за столь короткий срок ей удастся сравнятся с кем-то из крупных игроков. Но в части профессионализма и технологий ведения дел российские и иностранные компании будут сопоставимы /38/.

Российский рынок страховых  услуг не нужно сразу открывать  для иностранных компаний. Действующий  режим в отношении иностранных страховщиков (доля в уставном капитала до 50% и квота в 15% в совокупном уставном капитале) не служит препятствием для работы в России. Неслучайно такие крупные компании как AIG (США) и Allianz (Германия) уже представлены в России в виде дочерних структур – AIG Россия, или участия в капитале российских компаний. Требование большей либерализации доступа на наш рынок, которые выдвигались на переговорах об условиях вхождения в ВТО, фактически означает разрешение работы в России компаний со 100% иностранным капиталом или введение трансграничного режима работы, когда свои услуги они смогут продавать через филиалы, без открытия и регистрации дочерних структур.

Оба требования неприемлемы. Разрешив работу через филиалы, мы позволим иностранным компаниям собирать средства здесь и выводить их за рубеж на собственные инвестиционные цели. Российские компании итак уже делятся сборами с иностранцами через операции по перестрахованию рисков - одна из услуг, предоставляемых в трансграничном режиме. Разрешив их партнерам работать напрямую, мы лишим их части крупных клиентов: филиалы иностранных компаний будут работать только в важных экономических центрах и страховать значительные риски (для работы с населением требуется розничная сеть).

Появление компаний со 100% иностранным участием грозит местным страховщикам демпингом. Собственный капитал зарубежных компаний значительно превосходит капитал российских (совокупный уставной капитал 27 млрд. рублей) и долго противостоять ценовому давлению отечественные страховые компании не смогут. Выжав местные компании с рынка, иностранцы поднимут ставки по страхованию до прежнего уровня, таким образом рынок не получит ожидаемого снижения стоимости страховых услуг /68/.

Стратегический интерес иностранных  страховых компаний - это добровольное страхование жизни - оно дает компаниям длинные деньги. В этих деньгах заинтересовано и Правительство России, ведь это потенциальные инвестиции в экономику. Поэтому российское законодательство запрещает иностранцам предоставлять данный вид услуг, если только у них не было лицензии на нее до принятия закона, как у AIG Россия (в 2001 году она собрала премий по страхованию жизни на 20 млн. долларов). Нет никаких оснований открывать этот сегмент рынка для зарубежных страховщиков, поощряя утечку длинных денег из страны. Неслучайно, страхование жизни зарубежными компаниями полностью запрещено в Южной Корее и Болгарии. Те же, кто формально пошел на либерализацию национального страхового режима, ограничили участие внешних капиталов различными процедурами. Через подзаконные акты, как в Германии, или через процедуры рассмотрения целесообразности выдачи новых лицензий, как в Египте, Словении и Корее .

Информация о работе Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО