Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:38, дипломная работа
Для достижения этой цели мы ставили перед собой следующие задачи:
- рассмотреть основные торгово-политические инструменты, структуру и функции ВТО;
- проследить развитие отношений России и ВТО, этапы и ход переговоров по присоединению России к ВТО;
- проанализировать специфику процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО;
- рассмотреть стратегию присоединения России к ВТО, а также перспективы выполнения Россией требований и норм данной организации;
- проанализировать выгоды и издержки присоединения России к ВТО и возможные экономические последствия этого присоединения.
Данная работа ни в коем случае не является попыткой подытожить все выгоды и потери от вступления нашей страны в ВТО. Слишком многое зависит от исхода переговоров России с ВТО.
Введение……………………………………………………………………………..6
1 Теоретические основы…………………………………………………………..11
1.1 Характеристика ВТО………………………………………………………..11
1.1.1 Краткая историческая справка………………………………………11
1.1.2 Административно-организационная структура ВТО………………12
1.1.3 Основополагающие принципы ВТО……………………………...…13
1.1.4 Функции ВТО……………………………………..…………………..15
1.1.5 Торгово-политические инструменты ВТО…………………...……..16
1.1.6 Принятие решений в ВТО………………………..…………………..22
1.1.7 Процедура присоединения к ВТО……………………………..…….22
1.2 Современное состояние отношений России с ВТО………………………23
1.2.1 Цели вступления России в ВТО…………………….…………….…23
1.2.2 Ход переговоров по присоединению России к ВТО……………….25
1.2.3 Проблемы, подлежащие решению перед вступлением в ВТО…....37
2 Отраслевой анализ присоединения России к ВТО…………………………….45
2.1 Последствия для сельского хозяйства и пищевой промышленности……45
2.2 Последствия для гражданской авиастроительной промышленности…...52
2.3 Последствия для автомобилестроения…………………………………….59
2.4 Последствия для судостроения…………………………………………….62
2.5 Последствия для металлургии……………………………………………..63
2.6 Последствия для легкой и текстильной промышленности……………....66
2.7 Последствия для рынка финансовых услуг……………………………….69
2.7.1 Последствия для страхового сектора………………………………..69
2.7.2 Последствия для банковского и фондового рынков…………….....73
2.8 Последствия для химической промышленности………………………….78
2.9 Последствия для лесной и деревообрабатывающей промышленности…80
2.10 Последствия для мебельной промышленности…………………….……82
2.11 Последствия для фармацевтики…………………………………………..83
2.12 Последствия для услуг телекоммуникаций…………………………..….84
2.13 Последствия для транспортной отрасли…………………………..……..88
3 Количественная оценка экономических последствий вступления
России в ВТО………………………………………………………………….....91
3.1 Оценка отраслевых последствий с помощью методики РАН…………....91
3.2 Последствия вступления России в ВТО в региональном разрезе………..94
3.3 Анализ последствий вступления России в ВТО для деятельности
ОАО «Амурский судостроительный завод» на примере
строительства буксира-кантовщика………………………………………100
Заключение………………………………………………………………….……..102
Список использованных источников……………………………………………
Со вступлением в ВТО черная металлургия будет иметь обоснованные инструменты для отмены указанных дискриминационных мер, однако на это может потребоваться от 1 до 3 лет, но главное – российские металлурги смогут нарастить объем производства на 4-6%, и это с учетом прогнозируемого прихода иностранных конкурентов /99/.
В мировом торговом обороте продукции черной и цветной металлургии доля России составляет в настоящее время более 10 % (для сравнения: доля США – 3 %). Этот факт, на который обычно не обращают внимания, говорит об особой роли нашей страны в данной сфере мирохозяйственных связей /27/.
Доля российских металлургических компаний в общегосударственном объеме экспорта составила в 2005 год около 18 %. Такие данные привел в своем докладе на проходящей в Москве Третьей международной неделе металлов директор департамента промышленности Министерства промышленности и энергетики РФ Андрей Дейнеко. Доля металлургического комплекса в промышленном производстве России составила 19,3 %, доля основных фондов 11,1%. Сальдированный финансовый результат предприятий металлургического комплекса составил 44,4% в общем сальдированном финансовом результате предприятий промышленности за 2005 год.
Андрей Дейнеко также отметил значительную степень концентрации производства в металлургической промышленности. Около 90 % продукции черной металлургии производится 6 компаниями, цветной 5 компаниями. По производству стали Россия занимает 4 место в мире после Китая, Японии США, по экспорту металлопродукции - 2 место в мире.
Между одной из серьезных
проблем металлургического
В товарном понятии «цветная металлургия» понимается категория, объединяющая медь рафинированную, никель необработанный и алюминий необработанный. В связи с тем, что доля производства и экспорта алюминия почти в 8 раз больше, чем соответствующие доли меди и никеля месте взятые, рассмотрим аспект влияния членства России в ВТО на отечественную цветную металлургию через призму производства алюминия необработанного.
Значительная доля продукции российской алюминиевой промышленности достаточно конкурентоспособна на внутреннем рынке России и СНГ и присоединение России к ВТО в целом не нанесет ущерба отрасли.
Так, членство в ВТО не дает гарантии странам-участницам от появления новых недобросовестных «антидемпинговых» расследований.
Не ясно, приведет ли оно к снижению таможенных пошлин на алюминиевые изделия, ввозимые из России на рынки ведущих промышленно развитых стран.
В то же время, поспешное вступление в ВТО и связанное с ним неоправданно быстрое открытие некоторых сегментов внутреннего рынка несет в себе ряд угроз для алюминиевой промышленности и отраслей, являющихся крупными потребителями алюминиевых изделий /61/.
Хотя алюминиевая продукция низших переделов уже вполне конкурентоспособна на мировом рынке, этого не скажешь о многих видах готовой продукции и полуфабрикатов высокой степени обработки. Да и ассортимент выпускаемой отраслью продукции не вполне отвечает требованиям рынка по структуре и качеству изделий. Исторически сложилось так, что основными потребителями перерабатывающих заводов алюминиевой промышленности являлись предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) СССР. Снижение уровня государственного заказа и спроса со стороны традиционных потребителей потребовало от производителей полуфабрикатов и готовых изделий из алюминия и алюминиевых сплавов значительного пересмотра ассортиментного набора выпускаемой продукции. К сожалению, альтернативный выбор развития отрасли и экспорта был сделан в пользу «голого» металла, а именно: необработанного алюминия. Его экспорт может быть увеличен на 6-8%. Что касается производства изделий из алюминия, то в среднем мощности соответствующих предприятий загружены на 35-50%. Именно поэтому ожидаемое вступление в ВТО грозит существенным ростом импортозамещения алюминиевых конструкций, начиная от пивной банки и заканчивая архитектурно-строительными конструкциями /78/.
2.6 Последствия для
легкой и текстильной
На данный момент российская легкая промышленность обладает определенным экспортным потенциалом, но ей трудно реализовать его. Например, западные швейники, размещающие свои производства в странах "третьего мира", продают сопоставимую продукцию по ценам, превосходящими российские на 30-40%. Это во многом объясняется тем, что они обладают и развитой системой сбыта, и марками, поэтому уже сейчас составляют отечественному производителю конкуренцию даже на внутреннем российском рынке /92/.
В свете предстоящего вхождения России в ВТО, реально стоит угроза прихода на отечественный рынок «всерьез и надолго» крупных западных компаний, имеющих мощную логистику и известные бренды. К тому же, их производства базируются на доступе к высококлассному сырью. Так что, к имеющимся «китайским друзьям» российской легкой промышленности, вскоре добавятся западные конкуренты, которые смогут сделать ценовой уровень вполне доступным для среднего россиянина. В итоге, такое соотношение цены и качества, обеспечит стабильный рынок для зарубежного производителя.
Одной из существенных внутренних причин вытеснения отечественных товаров легкой промышленности с внутреннего рынка является цена. Импортные товары, основная их масса, завозятся с минимальными пошлинами либо совсем без пошлин и без уплаты НДС. Это относится, прежде всего, не к юридическим лицам импортерам (импорт наш сократился по тканям на 19%, по одежде в 2 раза), а к физическим лицам - "челнокам". "Челночный" бизнес стал официальным бизнесом. "Челноки" нанесли и наносят несравненно больший урон отечественной легкой промышленности, чем импортеры - юридические лица. На долю челноков сейчас приходится 80-90% от общего объема импорта легкой промышленности. Не уплачивая пошлины и НДС при ввозе товаров и налогов при их продаже, "челноки" могут продавать их на 35-40% дешевле, чем импортеры - юридические лица. Именно "челноки", бережно выращенные таможенниками, активно помогали разваливать легкую промышленность. Для нашего рынка дорогие товары лучших фирм Италии, Франции, Германии и других стран Европы не являются конкурентами. Они предназначены для 10-15% наиболее обеспеченных россиян, и на эту нишу рынка отечественные предприятия не претендуют /86/.
По словам Бориса Фомина – президента российской текстильной и легкой промышленности, в России кто угодно и где заблагорассудится может продавать любые носильные вещи, не платя ни копейки пошлин и не сталкиваясь практически ни с какими ограничениями. Российская таможня по сравнению с ВТО в смысле либерализма - как Милтон Фридман против товарища Сталина /11/.
Серый импорт достигает сейчас по отдельным видам товаров 90% оборота. По информации Российского союза кожевников, в 2005 году физические лица официально ввезли в Россию около 1 млн. пар обуви, а фактически - около 100 млн. Недоплаченные пошлины и налоги составили 462 млн. долларов /97/.
Развивающееся отечественное производство не может конкурировать с демпинговыми ценами теневой продукции на многочисленных вещевых рынках.
Для защиты внутреннего рынка необходимы, как минимум, две меры:
- прекратить предоставлять таможенные льготы на товары, завозимые физическими лицами для производственных и коммерческих целей, и распространить на них ставки пошлин, установленные для юридических лиц;
- повысить специальные ставки импортных пошлин, то есть, ставки, определяющие минимальный размер пошлины. Специальные ставки имеют большое экономическое значение - их уровень сдерживает завоз относительно дешевых товаров.
Известно, что текстильная и легкая промышленность наряду с сельским хозяйством, даже в государствах Евросоюза относятся к наиболее чувствительным отраслям промышленности и защищается тарифной и нетарифной политикой от поставок продукции из стран Юго-Восточной Азии, Турции и других. Особенно жестко свой рынок по текстильным товарам защищает США, квотируя ввоз на него китайских товаров. Таким образом, если нашей легкой промышленности будет оказана необходимая господдержка, то она будет успешно соревноваться с зарубежными производителями, а пока прогноз не очень радостный – от членства России в ВТО, легкая промышленность в первые годы членства может потерять 6-8% рынка /38/.
2.7 Последствия для рынка финансовых услуг
2.7.1 Последствия для страхового сектора
Страховой рынок один из самых динамично развивающихся секторов российского финансового рынка. Ежегодные темпы роста 50-60% в год. Тем не менее, по суммарному собственному капиталу – всего 27 млрд. рублей, – все российские страховщики уступают одной-двум иностранным компаниям. Отчасти это связано с тем, что не освоен главный ресурс будущего роста (после страхования рисков юридических лиц и зарплатных схем) – средства населения. Эти деньги только приходят на рынок страхования. Если сегодня впустить на российский рынок иностранные компании, то они возьмут капитал населения и инвестируют его за рубежом, лишив российскую экономику и российские страховые компании "длинных" денег для своего развития /39/.
Сегодня работу иностранных страховщиков формально ограничивает запрет на владение ими контрольными пакетами акций (не более 50%; компании с превышением этого барьера не могут заниматься страхованием жизни и обязательным страхованием) и лимит на долю в суммарном капитале страховщиков (до 15%). Кроме того, от жесткой конкуренции с зарубежными компаниями российских участников рынка спасает то, что у тех нет филиальной сети, а риски работы в России все еще считаются достаточно высокими. Таким образом, либерализация не означает моментальной смерти для национальных компаний. Если говорить на уровне концептуальных вещей, то есть миф, что откроем мы страховой рынок и будет наплыв иностранного капитала. На самом деле либерализация режима доступа на рынок и приход иностранного капитала, это не синонимы. История никак не подтверждает это утверждение /94/.
Тем не менее, большинство отечественных страховщиков настаивают на переходном периоде в 3-5 лет после вступления России в ВТО, в течение которого действующие сегодня правила работы иностранцев не менялись бы. По окончании переходного периода должны остаться в силе те ограничения, которые не позволяют выводить средства граждан за рубеж (обязательное страхование юридических и физических лиц, добровольное страхование жизни российскими гражданами).
За указанный период местные компании собираются консолидироваться: будут объединяться, и поглощаться мелкие "карманные" страховые компании, так как крупные участники рынка готовы покупать меньших конкурентов. Кроме того, крупнейшие компании рассчитывают повысить капитализацию и нарастить собственный капитал как минимум в несколько раз. Ни одна компания не считает, что за столь короткий срок ей удастся сравнятся с кем-то из крупных игроков. Но в части профессионализма и технологий ведения дел российские и иностранные компании будут сопоставимы /38/.
Российский рынок страховых услуг не нужно сразу открывать для иностранных компаний. Действующий режим в отношении иностранных страховщиков (доля в уставном капитала до 50% и квота в 15% в совокупном уставном капитале) не служит препятствием для работы в России. Неслучайно такие крупные компании как AIG (США) и Allianz (Германия) уже представлены в России в виде дочерних структур – AIG Россия, или участия в капитале российских компаний. Требование большей либерализации доступа на наш рынок, которые выдвигались на переговорах об условиях вхождения в ВТО, фактически означает разрешение работы в России компаний со 100% иностранным капиталом или введение трансграничного режима работы, когда свои услуги они смогут продавать через филиалы, без открытия и регистрации дочерних структур.
Оба требования неприемлемы. Разрешив работу через филиалы, мы позволим иностранным компаниям собирать средства здесь и выводить их за рубеж на собственные инвестиционные цели. Российские компании итак уже делятся сборами с иностранцами через операции по перестрахованию рисков - одна из услуг, предоставляемых в трансграничном режиме. Разрешив их партнерам работать напрямую, мы лишим их части крупных клиентов: филиалы иностранных компаний будут работать только в важных экономических центрах и страховать значительные риски (для работы с населением требуется розничная сеть).
Появление компаний со 100% иностранным участием грозит местным страховщикам демпингом. Собственный капитал зарубежных компаний значительно превосходит капитал российских (совокупный уставной капитал 27 млрд. рублей) и долго противостоять ценовому давлению отечественные страховые компании не смогут. Выжав местные компании с рынка, иностранцы поднимут ставки по страхованию до прежнего уровня, таким образом рынок не получит ожидаемого снижения стоимости страховых услуг /68/.
Стратегический интерес
Информация о работе Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО