Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:38, дипломная работа

Описание

Для достижения этой цели мы ставили перед собой следующие задачи:
- рассмотреть основные торгово-политические инструменты, структуру и функции ВТО;
- проследить развитие отношений России и ВТО, этапы и ход переговоров по присоединению России к ВТО;
- проанализировать специфику процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО;
- рассмотреть стратегию присоединения России к ВТО, а также перспективы выполнения Россией требований и норм данной организации;
- проанализировать выгоды и издержки присоединения России к ВТО и возможные экономические последствия этого присоединения.
Данная работа ни в коем случае не является попыткой подытожить все выгоды и потери от вступления нашей страны в ВТО. Слишком многое зависит от исхода переговоров России с ВТО.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..6
1 Теоретические основы…………………………………………………………..11
1.1 Характеристика ВТО………………………………………………………..11
1.1.1 Краткая историческая справка………………………………………11
1.1.2 Административно-организационная структура ВТО………………12
1.1.3 Основополагающие принципы ВТО……………………………...…13
1.1.4 Функции ВТО……………………………………..…………………..15
1.1.5 Торгово-политические инструменты ВТО…………………...……..16
1.1.6 Принятие решений в ВТО………………………..…………………..22
1.1.7 Процедура присоединения к ВТО……………………………..…….22
1.2 Современное состояние отношений России с ВТО………………………23
1.2.1 Цели вступления России в ВТО…………………….…………….…23
1.2.2 Ход переговоров по присоединению России к ВТО……………….25
1.2.3 Проблемы, подлежащие решению перед вступлением в ВТО…....37
2 Отраслевой анализ присоединения России к ВТО…………………………….45
2.1 Последствия для сельского хозяйства и пищевой промышленности……45
2.2 Последствия для гражданской авиастроительной промышленности…...52
2.3 Последствия для автомобилестроения…………………………………….59
2.4 Последствия для судостроения…………………………………………….62
2.5 Последствия для металлургии……………………………………………..63
2.6 Последствия для легкой и текстильной промышленности……………....66
2.7 Последствия для рынка финансовых услуг……………………………….69
2.7.1 Последствия для страхового сектора………………………………..69
2.7.2 Последствия для банковского и фондового рынков…………….....73
2.8 Последствия для химической промышленности………………………….78
2.9 Последствия для лесной и деревообрабатывающей промышленности…80
2.10 Последствия для мебельной промышленности…………………….……82
2.11 Последствия для фармацевтики…………………………………………..83
2.12 Последствия для услуг телекоммуникаций…………………………..….84
2.13 Последствия для транспортной отрасли…………………………..……..88
3 Количественная оценка экономических последствий вступления
России в ВТО………………………………………………………………….....91
3.1 Оценка отраслевых последствий с помощью методики РАН…………....91
3.2 Последствия вступления России в ВТО в региональном разрезе………..94
3.3 Анализ последствий вступления России в ВТО для деятельности
ОАО «Амурский судостроительный завод» на примере
строительства буксира-кантовщика………………………………………100
Заключение………………………………………………………………….……..102
Список использованных источников……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 506.00 Кб (Скачать документ)

Прежде чем отрывать рынок, необходим  переходный период сроком в 3-5 лет, когда  не будет никаких изменений в действующих правилах. Он даст российским компаниям время для наращивания капитала. Уже сегодня национальные финансово-промышленные группы (ФПГ) покупают и рефинансируют страховые компании. Пока, они работают как кэптивные структуры (то есть компании в рамках холдинга или группы других компаний), но в дальнейшем для их развития они будут либо проданы, либо капитализированы /14/, /46/.

В будущем, в России должны работать только компании-резиденты, подчиняющиеся  требованиям национального законодательства. Такой порядок гарантирует, прежде всего, подконтрольность их российскому надзору. Нет необходимости и в отказе от квот на участие иностранных страховщиков в уставных капиталах российских компаний. Сейчас она выбрана на треть, а по мере ее исчерпания квоту можно поэтапно повышать (квоты есть в Канаде, Египте, Малайзии и Таиланде) /56/.

Российские власти должны запретить  иностранным компаниям предоставлять  услуги обязательного страхования, хотя бы на переходный период. Данные услуги одни из основных источников капитала для российских компаний. К ним относятся как традиционные виды страхования, например обязательное медицинское страхование, так и новые: страхование гражданской ответственности автовладельцев. Большинство подобных услуг касаются социальной сферы, а по правилам ВТО, к ее компетенции не относятся области государственных закупок и социального обеспечения. Показательно, что полный запрет на иностранное участие в обязательном страховании до сих пор сохраняется в Австралии, Болгарии, Канаде, Чехии, Финляндии и Словакии.

Вступление в ВТО не должно увязываться  на переговорах с отказом от госрегулирования страхового рынка. Правительство способно и должно защищать рынок косвенными мерами. В частности, нужно вводить квоты на работу иностранцев в российских структурах, особенно в руководстве дочерних компаний (этим пользуются в Австралии, Греции, Италии, Канаде, США и Финляндии). Для иностранных компаний должны действовать высокие лимиты минимальных взносов в уставной капитал дочерних структур, выше, чем у российских участников рынка. Пользуясь опытом США, стран ЕС и Канады можно ввести асимметричное налогообложение иностранных страховщиков, работающих внутри страны. Все это не противоречит условиям ВТО /55/.

За переходный период основные российские компании должны успеть капитализироваться, привлечь инвесторов и нарастить свой капитал на порядок. Рынок переживет волну поглощений, после которых останутся несколько десятков компаний, во главе с пятеркой крупнейших лидеров отрасли. Если такой концентрации не произойдет, то отрасль может быть для нас потеряна.

Опасна и пассивность, с которой  курирующие страховой рынок органы подходят к поддержке интересов страховых компаний. Например, в первоначальных документах для ВТО предлагалось полностью пустить иностранцев к работе через филиалы, что приведет к мощному оттоку капитала из страны /94/.

 

2.7.2  Последствия для банковского  и фондового рынков

 

В настоящее время законодательное  ограничение по присутствию иностранного капитала в банковской системе России не действует. До сентября 2001 года действовал запрет на открытие иностранными банками филиалов в России, присутствие было возможно только в форме дочерних банков.

Сейчас каждый седьмой работающий в России банк имеет долю иностранного капитала. Ряд иностранных банков работает с российскими заемщиками напрямую, не организуя в России дочерних структур и не пользуясь услугами российских банков-посредников. По данным базельского Банка международных расчетов (BIS), остаток трансграничных ссуд иностранных банков российским частным компаниям оценивается в 15-20 млрд. долларов. Для сравнения: общий объем кредитов (в рублях и в валюте), выданных нашим предприятиям банками-резидентами РФ, составляет на сегодня порядка 40 млрд. долларов. Тем не менее, присутствие иностранного капитала в российском банковском секторе несопоставимо ниже, чем в странах с переходной экономикой, где зачастую контрольные пакеты всех крупнейших банков, включая национальные сберегательные, принадлежат иностранцам /38/.

В последние года резко расширился круг заемщиков, получающих прямые кредиты иностранных банков на условиях, заметно лучших, чем предлагают российские банки. Типичный кредит иностранных банков выдается на срок от года до трех лет под 4-8% годовых на сумму 100 млн. долларов и выше. На таких условиях кредитовать российские предприятия не может практически ни один российский банк. Постепенно иностранные банкиры начинают конкурировать и на рынке частных депозитов /55/.

Отношение ЦБ РФ к деятельности иностранных банков в России постепенно смягчается. С 1 октября 2001 года ЦБ отменил разрешительный порядок получения кредитов от иностранных банков на срок более 180 дней в сумме до 100 млн. долларов. С четвертого квартала 2001 года ЦБ снизил минимальную величину уставного капитала для вновь открываемых иностранных банков с 10 млн. до 5 млн. евро, уравняв требования к иностранцам с требованиями, предъявляемыми к российским банкам. Все это заметно упрощает иностранным банкам доступ на российский рынок (приложение В) /46/.

Банковская система России сформировалась в условиях дефицита кредитов. В  результате владение банком оказывается  важным фактором конкурентного преимущества. Именно высокие стимулы для возникновения  кэптивных банков предопределяют то, что в России так мало клиентских банков. Но крупнейшие российские предприятия в отличие от банков конкурируют на мировых рынках, в таких условиях партнерство с отечественными банками является фактором неконкурентоспособности. Кроме того, максимальное привлечение в российскую банковскую систему иностранного капитала может способствовать капитализации отечественных банков /55/, /56/.

Для достижения хотя бы уровня капитализации  банковского сектора стран Центральной  и Восточной Европы требуется  порядка10 млрд. долларов. Где их взять? В ближайшее время правительство и ЦБ попытаются сконцентрировать свои ресурсы в ограниченном числе банков и вряд ли осуществят крупные дополнительные вложения в данный сектор. Рост капитала банков происходит и естественным путем - за счет взносов акционеров, предоставления ими кредитов и капитализации текущей прибыли. Однако этого канала недостаточно, учитывая низкую рентабельность банков при нынешнем падении маржи, стабилизации инфляции и валютного курса. Нужно признать: без иностранных денег проблему капитализации банков решить не удастся.

Опасения, что в результате вступления страны в ВТО сбережения уйдут  за рубеж, или что иностранные  банки будут снижать ставки по привлечению средства или кредитованию, большинство банкиров не разделяет. Если филиалы иностранных банков здесь будут привлекать у населения рубли, то трудно представить, что они их будут размещать где-нибудь в Австрии. Все деньги, которые будут привлечены здесь, они тут же и разместят. Если будут привлекаться доллары, то и они не будут размещены на Западе, поскольку в России ставки по депозитам в валюте 8-9%, а на Западе – 2-2,5%   /38/.

Российские банки, обслуживающие  промышленность, сохранят клиентуру  за счет более гибкой работы: индивидуальных ставок для разных клиентов, быстрых  сроков перевода денег и так далее. Иностранные структуры предпочитают более формализованный стиль работы /51/.

Основные проблемы фондового и  банковского рынка лежат не в  плоскости участия или не участия  нерезидентов, а в плоскости внутренних проблем. Это инвестиционный климат, необходимость адекватной судебной реформы, это защита прав собственности, акционеров и т.д. И говорить о том, что при вступлении в ВТО в Россию сразу придут крупные финансовые структуры, неверно. Им мешает та же неопределенность и нестабильность, что и российским участникам рынка /46/.

Итак, введение нормативных ограничений  для работы иностранных коммерческих банков в России нецелесообразно (за исключением вопросов значимого, начиная с блокирующего участия в капитале нынешних государственных банков-монополистов – Сбербанка и Внешторгбанка, которые должны решаться в индивидуальном порядке в процессе их постепенной приватизации). В качестве естественного барьера на переход за рубеж привлеченных иностранными банками средств, служит более высокий уровень процентных ставок в России (и в рублях, и в валюте), так что "отбить" привлеченные здесь деньги с приемлемой доходностью можно только в России. Кроме того, непрозрачность структуры собственности и бизнес-операций большинства российских банков удержит зарубежные финансовые институты от массированной скупки российских банков. Речь может идти лишь о разовых сделках по покупке значимых долей в наиболее привлекательных и рентабельных банках (Сбербанк, Внешторгбанк, Альфа-банк) /38/.

А вот рынок инвестиционно-банковских услуг нуждается в целенаправленной государственной защите, хотя бы в течение некоторого переходного периода. Нужны временные ограничения и определенные условия для того, чтобы наши компании развились хоть до какого-то конкурентного уровня. Пусть из 300 слабых компаний останется 50, но хороших, которые будут уже сами что-то думать о своем развитии, равняясь на конкурентов на Западе. Это связано с тем, что огромному пласту российских предприятий предстоит стать публичными и выйти на рынок капитала (как мировой, так и внутренний, по мере его развития). Поэтому крайне важно вырастить своих инвестиционно-банковских посредников с тем, чтобы они смогли хотя бы поучаствовать в предстоящих гигантских комиссионных доходах от вывода на рынок производственных активов /55/.

Фондовый рынок уже сегодня  можно называть российским только с  большой натяжкой. Например, что  касается брокерских компаний - сегодня  более половины общего объема оборота  как раз делают компании с участием нерезидентов. К сожалению, российские компании еще очень слабые с точки зрения профессиональных стандартов. Если наши отечественные компании не будут у них учиться, то мы очень долго будем расти до цивилизованного рынка, если вообще дорастем /94/.

Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ) предложила ввести ограничение доли присутствия нерезидентов на российском фондовом рынке после вступления в ВТО (ранее рассматривалось ограничение участия иностранцев в уставном капитале российских компаний). Для применения этого ограничения будет разработан механизм контроля за долей присутствия нерезидентов на российском фондовом рынке. Например, может быть установлена разная предельно допустимая величина этой доли для сектора коллективных инвестиций, для операторов рынка, его инфраструктуры и бирж.

Предлагаемые ФКЦБ правила совершенно не исключают работы в России 100%-го иностранного капитала. Однако иностранцы не должны присутствовать здесь в  виде представительств. Пусть создают местный дочерний банк (российское юридическое лицо со 100-процентным зарубежным капиталом), действующий по законам нашей страны, поднадзорный нашим органам и платящий налоги в России. Кроме того, для таких компаний должны быть определены квоты на присутствие в исполнительном органе иностранцев, чтобы основную часть директорского корпуса составляли российские граждане.

Кроме того, ФКЦБ совершенно справедливо  отстаивает возможность установления ограничений участия иностранцев  в работе инфраструктуры фондового  рынка – расчетных депозитариев, регистраторов, бирж. Все центры принятия решения в области фондовой инфраструктуры должны остаться внутри страны /45/.

Государство должно целенаправленно  развивать инфраструктуру рынка, создавая новые инструменты для вложений.

 

 

 

 

2.8 Последствия для химической  промышленности

 

Нынешнее состояние химической отрасли в значительной мере определяется внешнеэкономической деятельностью. Шоковую терапию химии удалось пережить благодаря экспортным возможностям. Это позволило сохранить производственный потенциал и получить инвестиции. Рост объемов экспорта происходил в основном за счет низкого курса рубля и относительно низкой стоимости энергетических ресурсов и тарифов /27/.

Однако сегодня, из-за высокой степени морального и физического износа оборудования (до 83 процентов), а также удорожания энергетических ресурсов и тарифов на перевозку продукция химической отрасли обладает низкой ценовой конкурентоспособностью. Вследствие этого идет расширение импорта даже тех товаров, для производства которых есть необходимый производственно-технический, сырьевой и кадровый потенциал. Не выдерживая конкуренции, российские производители вынуждены сокращать загрузку своих мощностей. В результате чего растут их издержки. Так снижение мощностей наполовину вызывает увеличение издержек на 20-30 процентов. С 2005 года наблюдается процесс расширения импорта химической продукции, из-за того, что резерв ценовой конкурентоспособности уже иссяк.

В целом химический комплекс РФ характеризуется низкой ценовой  конкурентоспособностью, вследствие высокой  степени износа основных фондов (по разным оценкам, от 61,3% до 83%), которые в основном являются морально устаревшими, и роста издержек производства из-за удорожания энергосырьевых ресурсов и транспортных тарифов /15/.

Низкая конкурентоспособность  отечественной химической продукции в условиях дефицита средств на технологическое усовершенствование и дальнейшей либерализации внешней торговли способствует расширению импорта. Причем наряду с дефицитной и не производимой в России продукцией в странах дальнего зарубежья закупается продукция, для выпуска которой в стране есть все предпосылки: мощности, сырье, трудовые ресурсы.

Что касается экспорта химической продукции, то тут основная проблема - антидемпинговые расследования  против российских химических товаров.

Например, во многих странах ущемляются интересы отечественных производителей минеральных удобрений - аммиачной селитры, карбамида, хлористого калия /46/.

После вступления России в ВТО сама по себе ситуация с продукцией химической промышленности вряд ли улучшится. Поскольку членство в ВТО не гарантирует, что остальные страны-участницы не будут противодействовать импорту российской продукции. Общеизвестно, что 90 процентов импорта металла осуществляется на условиях действия различных систем ценорегулирования, а более 60 процентов ограничивается различными квотами на добровольной основе. Да и антидемпинговые расследования по законодательству не делают различий между странами-членами ВТО и теми, кто туда не входит /69/.

Информация о работе Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО