Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:38, дипломная работа
Для достижения этой цели мы ставили перед собой следующие задачи:
- рассмотреть основные торгово-политические инструменты, структуру и функции ВТО;
- проследить развитие отношений России и ВТО, этапы и ход переговоров по присоединению России к ВТО;
- проанализировать специфику процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО;
- рассмотреть стратегию присоединения России к ВТО, а также перспективы выполнения Россией требований и норм данной организации;
- проанализировать выгоды и издержки присоединения России к ВТО и возможные экономические последствия этого присоединения.
Данная работа ни в коем случае не является попыткой подытожить все выгоды и потери от вступления нашей страны в ВТО. Слишком многое зависит от исхода переговоров России с ВТО.
Введение……………………………………………………………………………..6
1 Теоретические основы…………………………………………………………..11
1.1 Характеристика ВТО………………………………………………………..11
1.1.1 Краткая историческая справка………………………………………11
1.1.2 Административно-организационная структура ВТО………………12
1.1.3 Основополагающие принципы ВТО……………………………...…13
1.1.4 Функции ВТО……………………………………..…………………..15
1.1.5 Торгово-политические инструменты ВТО…………………...……..16
1.1.6 Принятие решений в ВТО………………………..…………………..22
1.1.7 Процедура присоединения к ВТО……………………………..…….22
1.2 Современное состояние отношений России с ВТО………………………23
1.2.1 Цели вступления России в ВТО…………………….…………….…23
1.2.2 Ход переговоров по присоединению России к ВТО……………….25
1.2.3 Проблемы, подлежащие решению перед вступлением в ВТО…....37
2 Отраслевой анализ присоединения России к ВТО…………………………….45
2.1 Последствия для сельского хозяйства и пищевой промышленности……45
2.2 Последствия для гражданской авиастроительной промышленности…...52
2.3 Последствия для автомобилестроения…………………………………….59
2.4 Последствия для судостроения…………………………………………….62
2.5 Последствия для металлургии……………………………………………..63
2.6 Последствия для легкой и текстильной промышленности……………....66
2.7 Последствия для рынка финансовых услуг……………………………….69
2.7.1 Последствия для страхового сектора………………………………..69
2.7.2 Последствия для банковского и фондового рынков…………….....73
2.8 Последствия для химической промышленности………………………….78
2.9 Последствия для лесной и деревообрабатывающей промышленности…80
2.10 Последствия для мебельной промышленности…………………….……82
2.11 Последствия для фармацевтики…………………………………………..83
2.12 Последствия для услуг телекоммуникаций…………………………..….84
2.13 Последствия для транспортной отрасли…………………………..……..88
3 Количественная оценка экономических последствий вступления
России в ВТО………………………………………………………………….....91
3.1 Оценка отраслевых последствий с помощью методики РАН…………....91
3.2 Последствия вступления России в ВТО в региональном разрезе………..94
3.3 Анализ последствий вступления России в ВТО для деятельности
ОАО «Амурский судостроительный завод» на примере
строительства буксира-кантовщика………………………………………100
Заключение………………………………………………………………….……..102
Список использованных источников……………………………………………
По-видимому, влияние присоединения к ВТО в первую очередь почувствуют предприниматели и население вышеперечисленных субъектов Федерации. Ожидаемый прирост валового регионального продукта (ВРП) в этих субъектах под воздействием импортозамещающего роста выпуска в отраслях не превысит 0,6-0,7 процентных пункта.
В части экспорта, как уже указывалось выше, присоединение страны к ВТО не приводит к его взрывному росту. Однако, от улучшения внешних условий торговли выиграют экспортно-ориентированные промышленные и приграничные регионы, а также те из них, к промышленности которых применены антидемпинговые санкции. Таковы, например, Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Нижегородская, Калининградская, Свердловская, Челябинская, Вологодская, Мурманская, Липецкая, Белгородская, Иркутская, Кемеровская области, Красноярский и Приморский края, Татарстан, Башкортостан, Карелия и Хакасия /39/.
Согласно докладу и методике расчета РАН изменения условий ВЭД субъектов РФ, в связи с вступлением России в ВТО, могут повлиять на экономическое положение субъектов Федерации по двум направлениям /64/.
Первое - изменение таможенных тарифов, что может привести к изменениям объема импорта и создать условия для увеличения или сокращения производства импортозамещающей продукции. В свою очередь, это скажется на размерах производства в сопутствующих отраслях, на численности занятых и доходах населения.
Второе – возможности импортозамещения связаны, и определяются данными об уровне развития в регионе отраслей обрабатывающей промышленности.
Таким образом, на региональном уровне последствия вступления России в ВТО зависят от размеров импорта по отдельным товарным группам и возможностей местной промышленности обеспечить импортозамещение. Ориентировочная оценка возможного воздействия вступления России в ВТО на экономику регионов осуществляется на основании региональных данных об объемах импорта и уровня развития обрабатывающих отраслей. При этом интенсивность импорта оценивается на основании данных об импорте из стран дальнего зарубежья.
Расчеты возможных масштабов изменения импорта производятся с учетом коэффициентов эластичности, определенных методикой РАН. При этом следует учитывать, что часть субъектов федерации либо весьма слабо зависит от импорта из дальнего зарубежья, либо не имеет достаточно развитой промышленности, способной конкурировать с импортными товарами. Поэтому такие регионы практически не пострадают от вступления России в ВТО.
Отбор субъектов федерации, на экономическое положение которых могут оказать воздействие изменения в таможенной политике, производится путем сопоставления ёмкости внутреннего рынка с масштабами импорта.
Ёмкость внутреннего потребительского рынка измеряется величиной расходов населения на покупку продовольственных и непродовольственных товаров. По данным статистического учёта, доходы населения превышают расходы всего на 2-4 процентных пункта. Полученные величины по субъекту федерации приводятся к сопоставимому виду путем определения показателей на душу населения.
По методике РАН все регионы разбиты на 4 подгруппы.
В «О» подгруппу входят 35 регионов России, где доля импорта в потребительском рынке не превышает 10%. Изменения в тарифной политике незначительно скажутся на экономике этих регионов.
Оставшиеся регионы, у которых этот показатель превышает 10%, условно делятся ещё на 3 подгруппы.
I подгруппа – это регионы со слабой экономикой, но имеющие льготы по налогообложению внешнеэкономической деятельности. Следует отметить, что статистикой регистрируются не реальные экспортно-импортные потоки, а только объёмы внешнеэкономической деятельности фирм, зарегистрированных в регионе. Поэтому необходимо иметь в виду, что регистрируемые и реальные потоки товаров могут не совпадать. Именно такими различиями объясняются исключительно большие объемы импорта в таких относительно небольших и слабо развитых субъектах федерации, как Калининградская область, Ингушская Республика, Республика Алтай, Республика Калмыкия. Первые два региона имеют льготные режимы внешнеэкономической деятельности, в связи с чем здесь зарегистрированы многочисленные фирмы, реально функционирующие в других регионах. Что касается Калмыкии, то ее повышенная внешнеэкономическая активность определяется, прежде всего, невысоким уровнем доходов населения (в 2 раза ниже, чем в среднем по России) и, следовательно, небольшой ёмкостью регионального потребительского рынка. Причины повышенных объёмов импорта в Республику Алтай связаны с её приграничным положением.
II подгруппа – Санкт-Петербург, Москва и Московская область, имеющие определенные преимущества как межрегиональные оптовые центры.
III подгруппа – это субъекты федерации, активно участвующие в приграничной торговле со странами, не входящими в СНГ. К ним относятся: Ленинградская область, Республика Карелия, Приморский край, Псковская область.
Из приведенных трех подгрупп наименьшее влияние таможенной политики на экономику регионов будет в первой подгруппе, так как фактическое использование импортной продукции на рынках регионов, имеющих экономические льготы, наверняка в несколько раз ниже расчетной.
Изменения в тарифной политике наиболее ощутимо повлияют на экономику тех регионов, где имеются реальные возможности замещения импорта собственным производством, которые связаны, прежде всего, с обрабатывающей промышленностью.
Для оценки потенциала обрабатывающих отраслей использовались статистические данные об объёмах промышленного производства по удельному весу нефтехимической промышленности, машиностроения, лесной и деревообрабатывающей, легкой, пищевой, мукомольно-крупяной промышленности. Чем выше потенциал обрабатывающей промышленности, тем больше возможностей занять на рынке нишу, образовавшуюся в связи с повышением таможенных тарифов.
Все субъекты федерации разбиты на 5 групп по признаку концентрации обрабатывающих производств.
К первой группе относятся регионы, где объем производства на душу населения превышает среднероссийские показатели на 20% и более. Во вторую группу входят регионы, имеющие этот показатель в интервале от 100 до 120%, в третью группу – от 80 до 100%, в четвертую – от 50 до 80% и в самую низшую, пятую группу – менее 50% от среднероссийского уровня. Среднероссийский показатель объема обрабатывающего производства за 2005 год равен 17,8 тыс. рублей на человека за год.
Анализ внешнеэкономической деятельности субъектов федерации и их возможностей обеспечить импортозамещение позволяет выделить пять групп регионов, экономика которых по-разному будет реагировать на вступление России в ВТО. При этом степень воздействия будет усиливаться по мере увеличения объемов импорта и возрастания потенциала обрабатывающих производств. К первой группе отнесены регионы, экономика которых практически не зависит от интенсивности импорта и не обладает весомым потенциалом импортозамещения. Размер импорта менее 10% от ёмкости потребительского рынка, а минимальный потенциал обрабатывающих производств менее 50% от среднероссийского уровня /64/.
Ко второй группе отнесены субъекты федерации, имеющих крайне низкие параметры по одному из критериальных показателей, независимо от величины другого показателя.
К третьей группе - субъекты федерации, обладающие средними пара-метрами по обоим показателям.
К четвертой группе - регионы, сочетающие средний и высокий уровень критериальных показателей.
К пятой группе отнесены регионы, имеющие наиболее высокие оценки и по первому и по второму критерию (приложение Л).
Исходя из результатов расчетов РАН, вступление России в ВТО, если оно произойдет в 2006 году, окажет существенное влияние на экономику субъектов федерации входящих в четвертую и пятую группы (всего 23 региона РФ). К третьей (умеренной) группе, где вступление России в ВТО незначительно отразится на экономике региона, отнесено 11 субъектов Российской Федерации.
Ко второй группе, где вступление России в ВТО в меньшей мере отразится на их экономическом развитии, отнесено 32 региона РФ. В состав этой группы входят регионы, обладающие значительными потенциальными возможностями либо по доле импорта на потребительском рынке, либо по доле обрабатывающих отраслей промышленности, и которые в дальнейшем могут перейти в более высокую группу.
К первой группе, где вступление России в ВТО практически не отразится на их экономике, отнесено 12 регионов России.
Еще раз заметим, что «незначительное» влияние присоединения означает долю импорта к емкости местного потребительского рынка менее 10% и долю производства обрабатывающей промышленности в его общем объеме — менее половины среднероссийской в расчете на душу населения; «небольшое» — крайне низкий показатель по одному из этих двух критериальных параметров; «умеренное» — среднероссийские значения обоих параметров; «повышенное» — сочетание их среднего и высокого уровней; и «высокое»— высокий уровень значений обоих параметров.
3.3 Анализ последствий вступления России в ВТО для
деятельности ОАО «Амурский судостроительный завод»
на примере строительства буксира-кантовщика
Рассмотрим, как отразится на производственной деятельности ОАО «Амурский судостроительный завод» (ОАО «АСЗ») вступление России в ВТО.
Сразу заметим, что членство России в данной организации повлияет только на строительство тех судов (заказов), которые строятся для российского заказчика, т.е. будут эксплуатироваться под флагом России и иметь порт приписки один из российских портов, и в комплектацию которых входят конструктивные элементы импортного производства. Фактически, речь идет о влиянии снижения пошлин на ввоз в Россию импортных товаров на конечную себестоимость судна.
В качестве примера, проанализируем влияние указанных тарифных изменений на строительство и конечную себестоимость буксира-кантовщика.
Строительство данного судна началось в марте 2005 года для сахалинской нефтяной компании. Контрактная цена судна составляет 4085000 долларов, и помимо стоимости постройки включает в себя стоимость конструктивных элементов судна, стоимость их доставки на ОАО «АСЗ» и суммы таможенных платежей за те товары, которые куплены за рубежом.
Все указанные выше аспекты, оговариваются до подписания контракта на постройку заказа, учитывая таможенные ставки на товары не российского происхождения.
Общая таможенная стоимость импортной доли комплектующих равна сумме общих таможенных стоимостей всех импортных товаров. Общая таможенная стоимость импортного товара есть сумма его чистой таможенной стоимости, сбора за оформление, импортной пошлине и налогу на добавленную стоимость (приложение М).
Заменив действующие ставки импортных пошлин на возможные ставки импортных пошлин, мы определяем размер снижения себестоимости (приложение Н).
Заключение
Сегодня мало кто подвергает сомнению тезис о том, что российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования.
Упрочение и дальнейшее развитие национальной рыночной экономики открытого типа подразумевает как активное взаимодействие с мировым рынком товаров и услуг, так и либерализацию конкурентных условий внутри страны при условии сохранения ее экономической безопасности. Такие проблемы стоят практически перед всеми государствами мира.
В свою очередь правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей 149 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.
Поэтому в стратегической перспективе у России нет другого пути, кроме активной интеграции в систему мирохозяйственных связей в рамках правил ВТО. Только таким может быть и конечный выбор российского бизнеса в целом.
Вступление в ВТО позволит России успешно взаимодействовать с мировым хозяйством, получить для страны систематизированное деловое законодательство, совместимое с международным правом и ряд других неоспоримых преимуществ в международной торговле.
В то же время, критически оценивая перспективы национальной экономики при условии ее вступления в ВТО необходимо ясно представлять, что Россия уже сегодня имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных правилами этой организации, через свои двусторонние торговые соглашения со странами – ведущими торговыми партнерами. Поэтому ожидать быстрого и сколько-нибудь существенного изменения статуса и роли страны в системе мировой торговли при вступлении в ВТО, конечно же, не следует.
Здесь главное - не поддаваться иллюзии, что приобретение Россией статуса члена ВТО способно автоматически решить все национальные проблемы, связанные с системной слабостью и низкой конкурентоспособностью экономики, с существованием колоссальных структурных деформаций и диспропорций в производстве, устаревшим производственным аппаратом, низкой эффективностью использования производственных ресурсов (труда, капитала, инноваций и др.). Это - системные проблемы нынешней российской экономики, и понятно, что с вступлением в ВТО они не исчезнут сами по себе; потребуются активные усилия бизнеса и государства для их решения.
В то же время не исключены и определенные прямые и косвенные издержки для российской экономики при вступлении в ВТО, связанные не только с ужесточением конкуренции отечественных и иностранных производителей за российский рынок, но и с сужением нормативно-правового поля хозяйственной деятельности многих неэффективных российских предприятий (приложение П). Нормы и правила ВТО создают для российского бизнеса принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную, часто маргинальную реакцию – от полного неприятия вступления России в эту организацию, до прямо противоположных мнений – присоединения любой ценой. Рассмотрим очевидные выигрыши присоединения к ВТО.
Информация о работе Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО