Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:38, дипломная работа

Описание

Для достижения этой цели мы ставили перед собой следующие задачи:
- рассмотреть основные торгово-политические инструменты, структуру и функции ВТО;
- проследить развитие отношений России и ВТО, этапы и ход переговоров по присоединению России к ВТО;
- проанализировать специфику процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО;
- рассмотреть стратегию присоединения России к ВТО, а также перспективы выполнения Россией требований и норм данной организации;
- проанализировать выгоды и издержки присоединения России к ВТО и возможные экономические последствия этого присоединения.
Данная работа ни в коем случае не является попыткой подытожить все выгоды и потери от вступления нашей страны в ВТО. Слишком многое зависит от исхода переговоров России с ВТО.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..6
1 Теоретические основы…………………………………………………………..11
1.1 Характеристика ВТО………………………………………………………..11
1.1.1 Краткая историческая справка………………………………………11
1.1.2 Административно-организационная структура ВТО………………12
1.1.3 Основополагающие принципы ВТО……………………………...…13
1.1.4 Функции ВТО……………………………………..…………………..15
1.1.5 Торгово-политические инструменты ВТО…………………...……..16
1.1.6 Принятие решений в ВТО………………………..…………………..22
1.1.7 Процедура присоединения к ВТО……………………………..…….22
1.2 Современное состояние отношений России с ВТО………………………23
1.2.1 Цели вступления России в ВТО…………………….…………….…23
1.2.2 Ход переговоров по присоединению России к ВТО……………….25
1.2.3 Проблемы, подлежащие решению перед вступлением в ВТО…....37
2 Отраслевой анализ присоединения России к ВТО…………………………….45
2.1 Последствия для сельского хозяйства и пищевой промышленности……45
2.2 Последствия для гражданской авиастроительной промышленности…...52
2.3 Последствия для автомобилестроения…………………………………….59
2.4 Последствия для судостроения…………………………………………….62
2.5 Последствия для металлургии……………………………………………..63
2.6 Последствия для легкой и текстильной промышленности……………....66
2.7 Последствия для рынка финансовых услуг……………………………….69
2.7.1 Последствия для страхового сектора………………………………..69
2.7.2 Последствия для банковского и фондового рынков…………….....73
2.8 Последствия для химической промышленности………………………….78
2.9 Последствия для лесной и деревообрабатывающей промышленности…80
2.10 Последствия для мебельной промышленности…………………….……82
2.11 Последствия для фармацевтики…………………………………………..83
2.12 Последствия для услуг телекоммуникаций…………………………..….84
2.13 Последствия для транспортной отрасли…………………………..……..88
3 Количественная оценка экономических последствий вступления
России в ВТО………………………………………………………………….....91
3.1 Оценка отраслевых последствий с помощью методики РАН…………....91
3.2 Последствия вступления России в ВТО в региональном разрезе………..94
3.3 Анализ последствий вступления России в ВТО для деятельности
ОАО «Амурский судостроительный завод» на примере
строительства буксира-кантовщика………………………………………100
Заключение………………………………………………………………….……..102
Список использованных источников……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 506.00 Кб (Скачать документ)

1. Получение Россией статуса  члена ВТО, по-сути – интегрирование страны в унифицированное международное правовое пространство (базирующееся на более чем 50 соглашениях и других документах этой организации), явится серьезным шагом в направлении упрочения рыночной экономики, развития конкурентной среды и совершенствования законодательных основ хозяйствования на российском рынке, адекватных мировой практике.

Правовой фундамент ВТО регламентирует основополагающие принципы торговли (наибольшего  благоприятствования, национального  режима, гласности ее регулирования и др.), которые направлены на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных предсказуемых условий деятельности. Тем самым присоединение к ВТО станет мощным фактором стабилизации российского внешнеэкономического и общехозяйственного законодательства.

Сближение отечественного общеэкономического и внешнеторгового законодательства с мировой практикой и положениями  документов ВТО безусловно отвечает интересам российских экспортеров и импортеров.

Одновременно в рамках правил ВТО  Россия получает для себя права (механизм реализации) на защиту от несправедливой конкуренции, от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Россия получит возможность реализовывать это право посредством использования специального механизма ВТО – Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров – достаточно эффективного, как показала практика его применения. Другими словами – это получение доступа к международному механизму разрешения торговых споров.

2. Другой не менее важный момент - участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов. Став членом ВТО, одной из крупнейших и наиболее влиятельных международных экономических организаций, Россия получит возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей, руководствуясь национальными интересами, тем более, что эти правила охватывают все новые сферы международных экономических отношений, включая взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю. В противном случае, страна будет вынуждена постоянно вести переговоры в части приведения своего законодательства к нормам ВТО, не имея при этом возможности влиять на принимаемые решения.

3. Не следует сбрасывать со  счетов и получение лучших  в сравнении с существующими условий для доступа российской продукции на иностранные рынки. Общие потери России от применения различного рода ограничительных мер (в связи с применением антидемпинговых процедур и различного рода количественных ограничений) в отношении отечественных товаров на внешних рынках оценивается на сумму порядка 3 млрд. долларов ежегодно. Имея статус страны с рыночной экономикой в правовом поле ВТО России будет легче отстаивать интересы своих экспортеров, особенно в части угроз антидемпинговых расследований.

4. Безусловно важный фактор –  это активизация структурных  реформ и усилий российских предприятий по повышению своей конкурентоспособности. Вступление в ВТО неизбежно усилит возможности развития конкурентной среды в ныне крайне монополизированной российской экономике, что важно для инвестиционной мотивации реконструкции устаревшего производства и повышения его технического уровня. Формирование цивилизованной конкурентной среды также ослабит подверженность экономической политики государства отраслевому лоббизму, будет способствовать выстраиванию открытых и прозрачных правил взаимодействия государства и отечественного бизнеса.

Правда, конкуренция на рынке –  обоюдоострое оружие, которое может  иметь ряд негативных последствий  для российских производителей. "Дозирование" же степени конкуренции в переходный период присоединения к ВТО – это уже свой важный вопрос осмысленной внутренней экономической политики России. Оно требует выверенной таможенно-тарифной политики и протекционистской защиты отечественного производителя на принципах взаимной ответственности власти и бизнеса (государство берет на себя обязательство на определенный период сохранять ту или иную степень тарифной защиты отечественного производителя, но - под конкретные обязательства последнего выйти на более высокие параметры конкурентоспособности своей продукции).

5. Наконец, улучшение имиджа  России в мире как полноправного  участника международной торговли  будет способствовать не только  увеличению притока иностранных  капиталов и услуг на российский рынок, но и формированию транснациональных российских компаний, расширению возможностей их инвестирования за рубежом, и как результат – упрочению конкурентных преимуществ российской экономики.

Теперь рассмотрим вероятные  потери и угрозы для национальной экономики в свете присоединения России к ВТО.

1. Либерализация доступа на отечественный  рынок зарубежных товаров и  услуг, снижение тарифных барьеров  чреваты значительной импортной  экспансией и способны существенно  обострить конкуренцию по многим позициям на внутреннем рынке. Для многих ныне неконкурентоспособных российских предприятий потеря российского рынка закономерно приведет к их закрытию.

Учитывая "масштабность" указанного сектора отечественных производителей, существует реальная опасность массового разорения неконкурентоспособных отраслей и производств. Сегодня в стране из 2 млн. предприятий (на которых работает 65 млн. чел.) более 42% финансово несостоятельны (убыточны). Если принять во внимание, что при этом значительная часть неконкурентоспособных российских производств концентрируется также и в составе ныне прибыльных предприятий, то можно себе представить масштабы зоны угроз закрытия и ликвидации неконкурентоспособного сектора российской экономики.

Иными словами в случае быстрого открытия российского рынка, без переходного периода, требуемого предприятиям для инвестиционной реконструкции и повышения своей конкурентоспособности, утрачивается перспектива ряда отраслей промышленности и сельского хозяйства. Прежде всего это относится к "чувствительным" секторам, таким, в частности, как фармацевтическая, химическая, автомобильная, авиационная, электронная промышленность, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли. Если принять во внимание, что главным дефицитным ресурсом для указанных предприятий является инвестиции, которых катастрофически не хватает, и системная неспособность российской экономики дать реальному сектору эти инвестиции, то угроза отсечения от национальной экономики целого ряда секторов не выглядит совсем уже иллюзорной.

Эта опасность во многом будет также  усиливаться необходимостью пересмотра правил и порядка поддержки отечественных товаропроизводителей в направлении сокращения их прямого и косвенного (перекрестного) субсидирования как со стороны российских естественных монополий, так и из бюджетов разных уровней.

2. Присоединение к ВТО, весьма  вероятно, потребует от России  со стороны ее ведущих торговых  партнеров отмены экспортных  пошлин, против чего сегодня активно возражают российские переговорщики. Это в свою очередь может привести либо к снижению бюджетных поступлений от экспорта, либо, что вероятнее, к перераспределению и дальнейшему усилению налоговой нагрузки на обрабатывающий сектор экономики. А это будет весьма некстати в предстоящий имплементационный период в рамках которого российским производителям за счет модернизации производства предстоит значительно повысить качественный уровень своей продукции.

Кроме того, сокращению поступлений  в бюджет будет способствовать также  последовательное снижение импортных тарифов. В результате, если эти выпадающие доходы не удастся компенсировать за счет роста внутреннего производства, страна может лишиться значительной части своих таможенных доходов, ныне формирующих до трети и выше всех поступлений в бюджет.

3. Другая угроза, связанная с потерями ныне имеющихся конкурентных преимуществ многих российских предприятий, - усиливающееся в ходе переговоров давление на Россию со стороны ВТО с целью ее принуждения к нивелированию внутренних цен на топливно-энергетические ресурсы (и тарифов на инфраструктурные услуги) с уровнем мировых. В соответствии с позицией стран-членов ВТО, низкие цены на газ и электричество внутри России – форма скрытого субсидирования российских производителей, благодаря которому российские экспортеры получают "нечестное" преимущество перед конкурентами. И сегодня в рамках обсуждения условий доступа на российские рынки странами ВТО предлагается России устранить разницу между экспортными и внутренними ценами, в частности, на продукцию естественных монополий.

Очевидны крайне негативные последствия  этого шага - рост производственных издержек и снижение ценовых конкурентных преимуществ не только обрабатывающих отраслей российской промышленности, но и секторов первого передела (в черной, цветной металлургии, строительной индустрии и др.). Столь же неприемлемы последствия этого шага и для российского населения. В настоящее время цены, по которым отпускается, например, газ для российских потребителей, в среднем в 7-8 раз ниже цен его продажи за рубежом; на электроэнергию – в два раза ниже.

Между тем энергетические и транспортные издержки, себестоимость сырья в  России в силу географических и климатических  условий всегда были выше, чем в  других регионах мира.

4. В контексте общего ослабления  тарифных барьеров и либерализации доступа на российский рынок зарубежной готовой продукции существует также определенная опасность утраты Россией привлекательности для иностранных инвесторов (хотя, справедливости ради, нужно сказать, что и сегодня уровень этой привлекательности России невелик). Высокие тарифные барьеры страны традиционно переориентируют зарубежных производителей от ввоза готовой продукции к перемещению сюда новых производств и завоевание внутреннего рынка с этих "стартовых" площадок.

В нынешних условиях "недореформированности" российской экономики крайне сложно прогнозировать реакцию зарубежных инвесторов на открытие российского рынка, тем более, что сегодня приток иностранного капитала незначителен. Между тем, российская экономика крайне нуждается в подобных инвестициях, несущих стране высокие технологии, передовой менеджмент и культуру производства.

5. Либерализация доступа на российский  рынок и вытеснение с него  отечественных производителей может  привести к масштабным социальным  издержкам, связанным с закрытием  и перепрофилированием устаревших производств, потерей рабочих мест, ростом безработицы, реабилитацией населения, обострением проблем социально-экономического развития российских регионов.

Эти последствия не стоит драматизировать, но к ним нужно быть готовым. Тем более, хорошо известно, сколь трудно в России в прошлые годы шли процессы закрытия "очаговых" депрессивных производств (например, в угольной промышленности), и каких значительных затрат они потребовали для сворачивания аналогичных депрессивных предприятий в промышленно развитых странах мира.

Если резюмировать все сказанное, то баланс приобретений и потерь российской экономики в среднесрочной перспективе  не выглядит очевидным. По мнению целого ряда специалистов, в краткосрочном  плане указанный баланс с большой вероятностью может сложиться не в пользу России, тогда как ощутимые выигрыши страна скорей всего получит в последующем (приложение Р). В решающей мере это будет зависеть от эффективности государственной политики в переходный период присоединения к ВТО.

Однако, совершенно очевидно и другое - минимизировать свои возможные издержки при вступлении в ВТО страна сможет только на траектории устойчивого экономического роста. К этому же Россию подталкивает необходимость устранения структурно-технологических ограничений развития производства.

И основная проблема заключается в  том, что все острые вопросы повышения  конкурентоспособности в ближайшие  годы придется решать "на ходу" –  реструктурировать свою устаревшую промышленность и одновременно обеспечивать высокие темпы экономического развития. А это очень непросто.

Сумеет ли критическая масса  неконкурентоспособных российских предприятий своевременно реконструироваться и "вписаться" в условия жесткой конкурентной среды в рамках переходного периода присоединения к ВТО? Это вопрос не только времени (хотя имплементационный период здесь достаточно ограничен 5-7 лет), но и реальности привлечения инвестиций в необходимых объемах, учитывая низкую инвестиционную привлекательность устаревших производств и устойчивый дефицит в экономике "длинных" инвестиционно-финансовых ресурсов.

Сегодня этот основной вопрос стоит  не только перед российским бизнесом, но и государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Закон РФ «О специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»-2003.-№ 164.

2 Авдокушин Н.М. Международные  экономические отношения: Учебник.-М.: Феникс, 2004.-544 с.

3 Бункина М.К. Макроэкономика: Учебник.-М.: Терра, 2003.-255 с.

4 Жукова И.В. Международные  экономические отношения: Учебник.- Киев: Ника-Центр, Эльга, 2001. – 258 с.

5 Левенцева Т.М. Мировая  экономика: Учебник.-СПб.:Питер, 2001.-218 с.

6 Анализ системных  последствий присоединения к  ВТО // Российский экономический  журнал.-2002.-№ 4.

7 Бегом в  ВТО // Экономика и жизнь.-2005.-№42.

8 Вступление  России в ВТО // Право и экономика.-2004.- №9.

9 ВТО: основы, функционирование, проблемы // Право  и экономика.-2004.-№9.

10 ВТО плюс  Россия! Ждем-с // Российская газета.-2005.-№12.

11 ВТО! То  или не то? // Российская газета. – 2006.-№8.

12 ВТО: удар  на восток // Экономика и жизнь.-1999.-№32.

13 Гордеева уха  // Российская газета.-2006.-№ 33.

14 Греф: немецкий  провокатор? // Бизнес.ру.-2005.-№2.

15 Жуков молчит // Экономика и жизнь.-2004.-№1.

16 К анализу  системных условий присоединения  к ВТО // Российский экономический  журнал.-2002.-№5.

17 Китайский курс на Россию //  Бизнес.ру.-2006.-№4.

18 Конец реформам // Экономика и жизнь.-2005.-№45.

Информация о работе Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО