Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:38, дипломная работа

Описание

Для достижения этой цели мы ставили перед собой следующие задачи:
- рассмотреть основные торгово-политические инструменты, структуру и функции ВТО;
- проследить развитие отношений России и ВТО, этапы и ход переговоров по присоединению России к ВТО;
- проанализировать специфику процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО;
- рассмотреть стратегию присоединения России к ВТО, а также перспективы выполнения Россией требований и норм данной организации;
- проанализировать выгоды и издержки присоединения России к ВТО и возможные экономические последствия этого присоединения.
Данная работа ни в коем случае не является попыткой подытожить все выгоды и потери от вступления нашей страны в ВТО. Слишком многое зависит от исхода переговоров России с ВТО.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..6
1 Теоретические основы…………………………………………………………..11
1.1 Характеристика ВТО………………………………………………………..11
1.1.1 Краткая историческая справка………………………………………11
1.1.2 Административно-организационная структура ВТО………………12
1.1.3 Основополагающие принципы ВТО……………………………...…13
1.1.4 Функции ВТО……………………………………..…………………..15
1.1.5 Торгово-политические инструменты ВТО…………………...……..16
1.1.6 Принятие решений в ВТО………………………..…………………..22
1.1.7 Процедура присоединения к ВТО……………………………..…….22
1.2 Современное состояние отношений России с ВТО………………………23
1.2.1 Цели вступления России в ВТО…………………….…………….…23
1.2.2 Ход переговоров по присоединению России к ВТО……………….25
1.2.3 Проблемы, подлежащие решению перед вступлением в ВТО…....37
2 Отраслевой анализ присоединения России к ВТО…………………………….45
2.1 Последствия для сельского хозяйства и пищевой промышленности……45
2.2 Последствия для гражданской авиастроительной промышленности…...52
2.3 Последствия для автомобилестроения…………………………………….59
2.4 Последствия для судостроения…………………………………………….62
2.5 Последствия для металлургии……………………………………………..63
2.6 Последствия для легкой и текстильной промышленности……………....66
2.7 Последствия для рынка финансовых услуг……………………………….69
2.7.1 Последствия для страхового сектора………………………………..69
2.7.2 Последствия для банковского и фондового рынков…………….....73
2.8 Последствия для химической промышленности………………………….78
2.9 Последствия для лесной и деревообрабатывающей промышленности…80
2.10 Последствия для мебельной промышленности…………………….……82
2.11 Последствия для фармацевтики…………………………………………..83
2.12 Последствия для услуг телекоммуникаций…………………………..….84
2.13 Последствия для транспортной отрасли…………………………..……..88
3 Количественная оценка экономических последствий вступления
России в ВТО………………………………………………………………….....91
3.1 Оценка отраслевых последствий с помощью методики РАН…………....91
3.2 Последствия вступления России в ВТО в региональном разрезе………..94
3.3 Анализ последствий вступления России в ВТО для деятельности
ОАО «Амурский судостроительный завод» на примере
строительства буксира-кантовщика………………………………………100
Заключение………………………………………………………………….……..102
Список использованных источников……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 506.00 Кб (Скачать документ)

4) Общедоступность критериев лицензирования – обеспечение открытых и справедливых условий и процедур лицензирования.

5) Справедливое распределение ресурсов ограниченного характера – введение открытых, объективных, своевременных и недискриминационных по своему характеру процедур для распределения ограниченных ресурсов, таких как радиочастоты, телефонная нумерация, приоритеты передачи.

Оба последних требования сильно взаимосвязаны, так как предоставление практически  любой услуги связи требует одного или нескольких из перечисленных  ресурсов. Этот пункт, пожалуй, самый  злободневный в текущей российской ситуации. Ресурсов, особенно, частотных не хватает. В советские времена все диапазоны были заняты военными, да и сейчас для гражданского использования, по данным Минсвязи, выделены лишь 4% частотного ресурса. При таком дефиците распределение ресурса должно было бы идти абсолютно прозрачно. Но этого не происходит. Открытый конкурс на предоставление услуг сотовой связи был проведен лишь один раз в 1998 году.

6) Независимый регулирующий орган – формирование независимого и неподотчетного ни одному из поставщиков телекоммуникационных услуг регулирующего органа, использующего законные способы регулирования и процедуры беспристрастного рассмотрения спорных вопросов, одинаково применяемые ко всем участникам рынка.

Вероятно, именно этот аспект присоединения  к ВТО больше всего волнует чиновников Минсвязи. Независимому органу должны быть переданы многие нынешние функции Минсвязи (лицензирование, надзор за частотами, разрешение конфликтов между операторами, тарифное регулирование).

Вступление в ВТО требует  от России принятие правил игры, по которым живет весь западный мир. И большинство связистов давно ждут этого. Прежде всего, из-за специфики отрасли. Ведь для того, чтобы иметь возможность позвонить из любой точки мира, надо иметь и глобальные трансконтинентальные сети, и единые стандарты, и унифицированные механизмы бизнеса. А именно их и принесет вступление России в ВТО.

 

2.13 Последствия для транспортной  отрасли

 

Что касается транспортной отрасли, то сегодня все эксперты сходятся во мнении, что его инфраструктура находится в плачевном состоянии /84/. Доля государственных и частных инвестиций в этом секторе экономики мизерная. Вследствие этого, уровень транспортных услуг очень низкий. В результате вступления России в ВТО существенно возрастут экспортно-импортные потоки, что увеличит нагрузку на транспортную инфраструктуру, вряд ли российские перевозчики в сегодняшнем своем состоянии это выдержат. Для того чтобы развивать транспортные системы, необходима серьезная государственная поддержка /91/.

Инфраструктурные проекты во всем мире реализуют как за счет государственных средств, так и за счет привлечения частного капитала. Однако они всегда реализуются при господдержке, механизмы оказания которой многообразны: прямое субсидирование, налоговые кредиты и освобождения, сдача объектов в аренду, концессии и т.п.

Так, например, одним из первых шагов Узбекистана после начала процедуры вступления в ВТО стали действия по развитию транспортной инфраструктуры. Правительство среднеазиатской республики подписало соответствующее соглашение с Австрией, приступило к активному инвестированию собственных средств в строительство автомобильных дорог, реанимации железнодорожной сети и авиационной промышленности. Китай загодя до вступления в ВТО принял программу, направленную на развитие национальной железнодорожной сети. Общий объем инвестиций КНР в развитие железнодорожного транспорта  составил 42 млрд. долларов. Для сравнения – инвестиционная программа Министерства путей сообщения России  составляет на 2006 год всего 3,5 млрд. долларов  /97/.

Ситуация в гражданской авиации  куда тяжелее. Состояние авиапарка, с учетом темпов его обновления, следует признать катастрофичным. В последние годы покупается считанное число новых самолетов. Причин тому масса: незначительный размер большинства отечественных компаний, отсутствие лизинговых схем, давление вторичного рынка – в настоящее время в Россию из Китая, стран СНГ реэкспортируются по демпинговым ценам практически отработавшие свой ресурс самолеты. После стремительного падения объемов внутренних авиаперевозок Россия оказалась с избыточным авиапарком – на долю России приходится 10-11% мирового парка при доле перевозок в 4%. В силу своего географического положения Россия может принять значительные объемы транзитных потоков – как грузовых, так и пассажирских. Развитие трансполярного транспортного коридора, сокращающего расходы отправителей грузов на десятки процентов, сдерживается отсутствием необходимой инфраструктуры. Аналогичные факторы – устаревшие столичные аэропорты мешают развитию московского транспортного узла, который в перспективе мог бы оттянуть на себя значительные объемы авиагрузов, следующих по маршруту Европа – Азия, объем которых нарастает год от года /98/.

По мнению представителей транспортной отрасли, необходимо принять следующие  меры для того, чтобы обеспечить нормальное развитие и функционирование транспортной системы в России  /58/:

- привлекать кредитные ресурсы на обновление транспортных средств,  открывать отрасль для частных инвестиций;

- укрупнять транспортные компании;

- провести работу по увеличению авиационных загрузок;

- модернизировать столичные  аэропорты;

- ограничить допуск иностранных компаний для перевозок грузов и пассажиров на территории России, поскольку со вступлением в ВТО появляется опасность внедрения большого количества иностранных перевозчиков, которые запросто могут вытеснить отечественных. Критерии ограниченного допуска иностранных компаний для перевозок грузов и пассажиров между пунктами на территории России должны быть следующие: образование юридического лица на территории нашей страны; обязательное российское гражданство для водителей; две трети руководящего состава должны быть гражданами России.

 

 

 

 

 

3 Количественная оценка экономических последствий

    вступления России в ВТО

 

3.1 Оценка отраслевых  последствий с помощью методики РАН

 

Активная дискуссия  по проблемам вступления России в  ВТО имеет один существенный недостаток, состоящий в полном отсутствии каких-либо количественных оценок последствий  вступления для российской экономики. Отсутствие такого рода оценок объясняется наличием огромного количества нетарифных  методов  регулирования,  практически  неподдающихся   количественной оценке, отсутствием внятных методик и соответствующего инструментария для получения оценок изменения уровня внешнеторговых тарифов. Именно поэтому остается открытым вопрос о балансе народнохозяйственных выгод и потерь, в особенности в первые годы участия России во Всемирной торговой организации. Из-за отсутствия таких подсчетов в общей дискуссии нередко преобладают эмоциональные аргументы, порождающие полярность мнений. Более того, без оценки ожидаемого эффекта трудно наметить и конкретные меры, необходимые для подготовки к качественному членству в ВТО  /64/.

В то же время, рассчитать народнохозяйственные последствия  изменения внешнеторговых пошлин необходимо.

При этом ключевая проблема состоит в том, чтобы понять, как, то или иное изменение импортных  пошлин повлияет на масштабы внутреннего  производства. Безусловно,  такое  влияние  нельзя оценить абсолютно  точно.

Базовые расчеты таких количественных оценок выполнялись на основе методологии межотраслевого баланса и с использованием макроэкономической межотраслевой модели “RIM”, разработанной в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН членами рабочей группы Национального Инвестиционного Совета РАН, под руководством вице-президента РАН, директора Института международных экономических и политических исследований (ИМЭПИ) РАН  Некипелова А.Д.

Сущность вышеназванной  методики расчета состоит в определении  для типичных товарных групп эластичности импорта по пошлине и эластичности выпуска по импорту, и в дальнейшем определении уровня изменения объемов выпуска продукции соответствующих  номенклатурных  групп  /81/.

Следует отметить методическое отличие понятий эластичности импорта по пошлине и эластичности выпуска по импорту. Если эластичность выпуска по импорту является в некотором роде классической эластичностью и показывает, на сколько процентов изменится выпуск при изменении импорта на один процент, то эластичность импорта по пошлине показывает, на сколько изменится импорт при изменении импортной пошлины на один процентный пункт.

Для определения влияния  изменения импортных пошлин на масштабы внутреннего производства необходимо проанализировать события последних 8 лет (в особенности 1998-2000 годов), которые дают достаточно информации для того, чтобы измерить степень воздействия изменения импортных пошлин на динамику импорта и, как следствие, на динамику внутреннего производства.

Как известно, на динамику импорта за период 1998-2000 годов повлияли не импортные пошлины, а резкое изменение курса доллара. Задача актуальна для исследования последствий вступления России в ВТО, и состоит в том, чтобы оценить влияние именно импортных пошлин (а не курса доллара) на экономическую динамику.

Решение задачи облегчается, если принять, что влияние роста  курса доллара на экономику в  некотором смысле эквивалентно росту  импортных пошлин. Действительно, и  рост курса доллара и увеличение импортных пошлин приводит к повышению  цен на импортируемую продукцию на российском рынке. Результатом этого является сокращение импорта и, как следствие рост внутреннего производства. В то же время в количественном плане одна и та же пропорция изменения импортных пошлин и обменного курса имеют разные последствия как для роста потребительских цен, так, соответственно, и для динамики импорта.

Для проведения такой  оценки методика РАН вводит понятие эквивалентной пошлины - это такой уровень импортной пошлины, который с точки зрения защиты внутреннего рынка, эквивалентен защитительному эффекту падения курса национальной валюты (в частности, в связи с событиями финансового дефолта 1998 года) /37/.

Методика расчета эквивалентной импортной пошлины (приложение Г) состоит в том, чтобы рассчитать её уровень, который бы обеспечивал опережение роста цен на импортируемую продукцию (относительно общего роста цен в экономике) эквивалентное фактическому опережению роста цен на импорт, вызванный резким изменением курса доллара.

Согласно докладу и  методике РАН в увязке фактического значения динамики курса доллара и дефлятора ВВП в 1998 году приведена  оценка величины эквивалентной пошлины для различных базовых значений импортной пошлины (приложение Г) /81/.

То есть, для  товаров, имевших уровень импортной  пошлины до событий августа 1998 года равной 5%,  и последовавший за этими событиями рост курса доллара был эквивалентен увеличению импортной пошлины в 11,4 раз. Соответственно для товаров, имевших уровень импортной  пошлины в 30%, это означало увеличение импортной пошлины в 3,15 раз. На основе эквивалентной импортной пошлины в свою очередь были определены отраслевые значения эластичности импорта по пошлине, которые позволяют оценивать возможные изменения импорта при заданном изменении пошлин.

Если, например, для какого-то товара со ставкой импортной пошлины равной 25%,  в результате событий 1998 года эквивалентная пошлина составила 85%, то есть увеличение составило 60 процентных пунктов, и, при этом импорт сократился на 30%, то эластичность  импорта  по  уровню  пошлины равняется минус 0,5. То есть, в этом случае, можно утверждать, что увеличение импортной пошлины на 10 процентных пунктов приводит к снижению импорта на 5% и, наоборот, снижение импортной пошлины на 10 процентных пунктов приводит к увеличению импорта на 5%.

Влияние же изменений импорта на производство (или эластичность выпуска по импорту) оценивается по межотраслевой модели с привлечением данных импорта в Россию по группам товаров и межотраслевого баланса производимой продукции за аналогичный период /81/.

Следует подчеркнуть, что эластичность импорта по пошлине и эластичность выпуска по импорту, рассчитаны на фиксированных уровнях изменения курса доллара США, импорта групп товаров в Россию и межотраслевом балансе производства одного года. При проведении динамического расчета в рамках сценария изменения импортных пошлин при вступлении России в ВТО (приложение Д), очевидно, эти эластичности будут несколько меняться в зависимости от изменений всех пропорций экономики и в первую очередь от соотношения импорта и выпуска. Поэтому, для расчета уровней изменения объемов производства отечественной продукции в свете предстоящего изменения импортных пошлин, необходимо пользоваться  значениями эластичностей импорта по пошлине и выпуска по импорту рассчитанными за предыдущий сегодняшнему год, в нашем случае мы будем использовать значения по итогам 2005 года (приложение  Ж).

Заключительным этапом расчета явилось определение  возможного размера изменения объема производства, обусловленного изменением ставок таможенных пошлин (приложение К).

 

3.2 Последствия вступления России в ВТО в региональном разрезе

 

Вовлеченность отдельных регионов России во внешнеэкономические  связи крайне неравномерна. По отношению  к объему потребительского рынка  лишь у 19 регионов импорт превышает 20% и у 45 регионов — 10%. В число первых входят (в порядке убывания доли) Калининградская область, Москва, Санкт-Петербург, Ингушетия, Алтай, Ленинградская и Московская области, Карелия, Приморский край, Хакасия, Орловская, Иркутская, Ярославская области, Краснодарский край, Калмыкия, Псковская, Белгородская, Калужская области и Красноярский край /39/.

С учетом сравнительной  интенсивности внешнеэкономической  деятельности и степени готовности к иностранной конкуренции на основе использования потенциала импортозамещения (рассчитанного по уровню развития обрабатывающей промышленности) вступление России в ВТО наиболее ощутимо коснется 23 субъектов Федерации. Это — Москва, Санкт-Петербург, Карелия и Татарстан, Приморский и Хабаровский края, Ленинградская, Московская, Калужская, Иркутская, Ярославская, Новгородская, Самарская, Владимирская, Нижегородская, Вологодская, Тульская, Мурманская, Архангельская, Пермская, Калининградская, Орловская, Белгородская области  /83/.

Информация о работе Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО