Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:41, курс лекций
Основные понятия. Предприниматель и менеджер. Типы менеджеров в организации. Требования к менеджерам. Принципы и методы управленческой деятельности. Школа научного управления.
- положительное воздействие на мотивацию сотрудников;
- планирование
- планирование
- принятие решений о вознаграждении, продвижении и увольнении работников.
Эти преимущества системы оценки кадров реализуются наиболее полно при условиях:
- универсальности системы оценки – единой для всех организаций;
- при установлении
стандартов и норм оценки –
выделение критических
- выбор метода оценки (количественные и качественные методы).
Процесс оценки эффективности выполнения работниками своих обязанностей в РФ осуществляется в основном в форме аттестации. В центре аттестации находятся аттестационное собеседование, к которому сотрудник готовит отчет, составляет личный план на следующий аттестационный период и проводит самооценку за отчетный период. При проведении аттестации используются следующие методы:
1.метод стандартных оценок (наиболее распространенный) – руководитель заполняет специальную форму, оценивая отдельные направления работы сотрудника по стандартной шкале.
Аттестационный лист
Ф.И.О. сотрудника____________________
Факторы |
Оценка |
1.качество работы: - аккуратность и тщательность выполнения работы - соответствие стандартам качества 2.планирование: - способность устанавливать цели - умение формировать планы действий - способность к бюджетированию 3.организация: - способность координировать ресурсы и время - способность управлять людьми - способность руководить и мотивировать других 4.коммуникабельность: - способность к концептуализации - способность выражать информацию четко в устной и письменной формах 5.отношение к работе: - способность работать
с большой нагрузкой и |
|
Итоговая аттестация |
Шкала оценки: п – превосходно, о – отлично, х – хорошо, н.о. – ниже ожидаемого, у – удовлетворительно, н – неудовлетворительно.
Главный недостаток метода – субъективность оценки руководителем.
2.сравнительные методы – руководитель сравнивает каждого сотрудника своего подразделения с другими, ранжирует их от лучшего к худшему по результатам работы за аттестационный период. По результатам оценки устанавливается оплата труда, планируется продвижение.
3.«360° аттестация» - сотрудник оценивается руководителем, коллегами и подчиненными, каждая категория заполняет свою форму для всесторонней оценки (в РФ это называется круговой аттестацией).
4.психологические методы – проводятся с помощью специальных тестов, упражнений для сотрудников с потенциалом профессионального роста.
Стратегии управления персоналом
Фирма разрабатывает миссию, цели, проводит анализ внешней и внутренней среды; для реализации поставленных целей формулируется корпоративная стратегия. Для ее реализации фирма разрабатывает функциональные стратегии, в том числе и по управлению персоналом.
Прежде чем разработать стратегию управления персоналом, нежно определить, какие организационные компетенции потребуются для реализации стратегии.
Организационная компетенция – способность организации как системы постоянно добиваться планируемых результатов. Организационными компетенциями могут являться:
1.способность осваивать
новые виды продукции и
2.способность к инновациям;
3.способность к
4.способность к привлечению новых клиентов, к переключению потребностей потребителя.
Организационные компетенции часто называют базисными и подчеркивают их долговременный характер и стратегическое значение для организации.
Разрабатывая стратегию, организация опирается на собственные базовые компетенции, но стратегия организации должна предполагать и дальнейшее развитие, овладение новыми компетенциями. Управление ЧР состоит в обеспечении достижения организационных целей засчет требуемого организацией производственного поведения каждого из ее сотрудников, т.е. реализации организационных компетенций, непосредственно связанных с персоналом.
Стратегия управления ЧР
состоит в определении путей
развития этих компетенций у всего
персонала организации и
Стратегия управления персоналом – планы, использующие предоставляемые внешней средой возможности для сохранения и повышения конкурентоспособности компании с помощью ее сотрудников.
Стратегия управления персоналом разрабатывается с учетом внутренних ресурсов, традиций организации, ее истории.
Формулировки стратегий управления персоналом:
1. «В течение 3-х лет повысить на 30% объем реализации продукции на одного сотрудника компании засчет сокращения непроизводственных рабочих и обучения персонала новым методам сервисного обслуживания».
2. «В течение 3-х
лет привлечь в организацию
руководителей среднего звена
в возрасте до 35 лет с образованием
в области менеджмента и
3. «В течение планового
года внедрить в компании
Разработка стратегии управления персоналом начинается с формирования организационных компетенций, необходимых для реализации общей корпоративной стратегии и анализа фактического состояния ЧР в организации. Далее определяется несоответствие между ними, и компания должна определить приоритеты и сформулировать их в виде стратегии управления персоналом, т.к. ресурсы ограничены.
Самоменеджмент
Самоменеджмент – эффективное использование времени менеджером.
Большинство менеджеров сталкивается с проблемой нехватки времени, которая порождает особый вид стресса – стресс нехватки времени (суть: человек способен выполнить в имеющееся время меньший объем работы, чем запланировано). К данной проблеме применим принцип Парето: 20% приложенных человеком усилий порождают 80% результата, т.е. только 1/5 работы менеджера протекает эффективно, а 4/5 деятельности характеризуется в 16 раз меньшей эффективностью. В связи с этим менеджерам рекомендуют развивать специальное мышление «80/20» - умение определить, что входит в те 20% усилий, которые дадут 80% результата. Для этого в школах изучают правила планирования личного времени, которое руководство предприятия должно «подстроить» под индивидуальные особенности личности сотрудников:
В
Н
Н
Задачи типа А как самые срочные и важные предполагается решать самому руководителю незамедлительно. Задачи типа Б как важные, но не слишком срочные требуют внимания и определения сроков исполнения, иначе они могут превратиться в категорию А, когда менеджер не будет к этому готов. Задачи типа В целесообразно перепоручить подчиненным, т.к. они должны быть сделаны срочно, но не слишком важны. О задачах типа Г необходимо забыть («корзина»). Большинство менеджеров попадают в ловушку, т.к. занимаются в основном делами В и Г и не справляются с делами А и Б. Эта привычка может быть психологическим объяснена: всем нравится быстрый конкретный результат.
Еще один прием планирования времени – прием «уплотнения» времени – составление перечня мелких 10-минутных дел, к которым нужно обращаться в паузах выполнения важных дел. Это психологически добавляет удовлетворения и позволяет занять паузы (уплотнить рабочий день).
Планирование рабочего времени должно принимать во внимание индивидуальный график трудоспособности (деление людей на «жаворонков» и «сов»).
Для правильного планирования времени нужно освоить график саморазгрузки, т.к. перегрузка снижает работоспособность – переключаться на короткий отдых, другие виды деятельности.
Теория и практика лидерства
Проблема
лидерства в современной
Один из исследователей
лидерства сформулировал
Менеджер |
Лидер |
Администратор Поручает Работает по целям других Основа действий – план Полагается на систему управления Использует доводы Контролирует Поддерживает движение Профессионал Принимает решения Делает дело правильно Уважаем |
Инноватор Вдохновляет Работает по своим целям Основа действий – видение перспективы Полагается на людей Использует эмоции Доверяет Дает импульс движению Энтузиаст Превращает решение в реальность Делает правильное дело Обожаем |
Со времен создания теории лидерства ученые делали попытки описать качества успешного лидера (теория лидерских качеств).
Качества наиболее
часто встречающиеся у
Интеллектуальные |
Черты характера |
Приобретаемые умения |
Ум и логика Рассудительность Проницательность Оригинальность Способность к концептуализации Образованность Знание дела Умение выражать мысли Любопытство Способность осваивать новые знания и навыки Острая интуиция |
Инициативность Гибкость Бдительность Созидательность и творчество Честность Целостность личности Смелость Уверенность в себе Уравновешенность Независимость Самостоятельность Амбициозность Потребность в достижениях Настойчивость и упорство Энергичность Властность Работоспособность Стремление к превосходству Обязательность Участливость |
Умение заручаться поддержкой Умение кооперироваться Умение завоевывать популярность и престиж Сохранение такта и дипломатичности Умение брать на себя риск и ответственность Умение организовывать Умение убеждать Умение изменять себя Умение шутить и понимать юмор Умение разбираться в людях |
Теория лидерских качеств популярна и сейчас, и в каждой стране определяется свой набор лидерских качеств, но с точки зрения воспитания «лидера» не получила развития. Начали развиваться поведенческий и ситуационный подходы к лидерству, так как для успешного лидера оказывается важнее не то, что представляет собой лидер как личность, а то, что эта личность делает и как ведет себя.
Поведенческий подход к лидерству начал развивать К. Левин, выделивший авторитарный, демократический и пассивный стили руководства.
Позднее Танненбаум и Шмидт предложили схему – «Континуум лидерского поведения».