Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:41, курс лекций
Основные понятия. Предприниматель и менеджер. Типы менеджеров в организации. Требования к менеджерам. Принципы и методы управленческой деятельности. Школа научного управления.
В управлении ЧР на российских предприятиях можно отметить в целом несоответствие кадровых подразделений современным требованиям по следующим причинам:
1.недостаточное внимание руководства к кадровым целям и стратегиям - и реально это так (29% предприятий в РФ имеют кадровые службы и 13% - одного менеджера, 61% считают, что работа кадровика – ведение личных дел рабочих);
2.большинство российских
предприятий (руководителей)
3.руководители российских предприятий слабо знакомы с современными концепциями управления ЧР;
4.в РФ низкая
Департамент по управлению ЧР (организация и функции)
По статусу Отдел ЧР – самостоятельное структурное подразделение, которым руководит директор по персоналу. Типовая структура Отдела ЧР:
Директор по персоналу | |||
Отдел кадров |
Отдел обучения и развития |
Отдел труда и з/п |
Отдел коммуникаций |
-планирование -отбор и наем -увольнение -база личных данных -учет рабочего времени -резерв кадров -воинский учет -дисциплина -контакты со службами занятости -контакты с учебными заведениями |
-планирование и организация -адаптация -аттестация -планирование карьеры -психологическая поддержка |
-штатное расписание -формы и системы оплаты труда -льготы и компенсации -ссуды, командировки -медицинское и социальное страхование -пенсионное обеспечение -охрана труда -аттестация рабочих мест |
-информационное обеспечение -внешние связи -спорт, отдых -мероприятия |
Структура кадровой службы зависит от масштабов и стратегии предприятия, нормой считается должность менеджера по персоналу (отдела) при численности более 50 сотрудников. Служба Отдела ЧР всегда занимала двойственное положение на предприятии:
1) Отдел ЧР принимает
окончательное решение о найме,
2) Планирование работников
связано со стратегиями и
В этом причина противоречий и конфликтов и двойственного положения Отдела ЧР на предприятии.
Директор по персоналу лично курирует следующие вопросы:
- философия и политика
компании по работе с
- организационная и функциональная структура организации;
- статистическая отчетность;
- соблюдение трудового законодательства;
- связи с внешними организациями.
Подбор и прием на работу
Начинается с планирования ЧР. Планирование ЧР – определение того, когда, где, сколько, какой квалификации и по какой цене потребуется работников.
Потребность в персонале возникает под воздействием следующих факторов:
1.внутренних факторов
(цели, стратегии организации,
2.внешних факторов (макроэкономических, темпа НТП, политических изменений, обострения конкуренции на рынке).
Для прогнозирования потребности в ЧР используются следующие методы:
1)экстраполяция –
перенесение существующих
2)скорректированная
3)экспертные оценки
– использование мнений
4)компьютерные модели.
Подбор кандидатов на занятие вакантного места
Прием на работу начинается с детального определения того, кто нужен организации, разрабатывается пакет нормативных документов на идеального сотрудника:
- должностная инструкция – описание основных функций сотрудника;
- квалификационная карта
– набор квалификационных
- карта компетенций
– описание личностных
На начальном этапе формирования списков кандидатов без их присутствия анкетные данные (резюме) сравниваются с характеристиками этих документов.
Т.о. Отдел ЧР формирует список подходящих кандидатов для следующих этапов отбора. На следующем этапе происходит собеседование с сотрудниками Отдела ЧР по нормативным тестам, собеседование с психологом или психологические тесты. Следующий этап - собеседование по отбору персонала с начальником функционального отдела:
- ситуационное – кандидату
предлагается решить несколько
практических проблем,
- критериальное –
интервью, во время которого кандидату
задаются вопросы о том, что
бы он сделал в определенной
ситуации, а ответы оцениваются
с точки зрения заранее выбранн
После решения вопроса о приеме кандидата необходима профессиональная адаптация- на большинстве работ это период испытательного срока (до 3-х месяцев).
Профессиональное развитие и обучение персонала
Профессиональное развитие – процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.
Организации создают специальные системы управления профессиональным развитием: управление профессиональным обучением, подготовка резерва руководителей, управление развитием карьеры. В крупных корпорациях – специальные отделы профессионального развития, возглавляемые руководителем в роли (ранге) вице-президента (его заместителя).
Ведущие организации затрачивают на профессиональное развитие сотрудников 2-10% фонда з/п (General Motors – 1 млрд. дол. в год).
Система профессионального
развития начинает работать с определения
потребностей организации в этой
области. Речь идет о несоответствии
между профессиональными знания
Для адекватного определения потребностей профессионального развития каждая организация должна понимать, под воздействием каких факторов складываются эти потребности:
1) динамика внешней
среды (государство,
2) развитие техники
и технологии, которое влечет
появление новой продукции,
3) изменение стратегии развития организации;
4) создание новой организационной структуры;
5) освоение новых видов деятельности.
Традиционные методы определения потребностей – аттестация и план индивидуального развития специалиста.
Результат анализа изменений внутренней и внешней среды – разработка программ профессионального развития персонала организации (цели профессионального развития, методы и бюджет).
Профессиональное обучение – кратковременный процесс непосредственной передачи новых профессиональных знаний и навыков сотрудникам организации.
При выборе методов обучения организация должна ориентироваться на:
1.принципы обучения взрослых людей;
2.закон Парето: «Успех
программы профессионального
3.сотрудников организации необходимо мотивировать на активное участие в программе профессионального обучения:
- сохранение работы;
- получение повышения;
- заинтересованность в повышении з/п;
- интерес к овладению знаниями и навыками;
- развитие контактов с участниками программы.
Планирование карьеры – определение целей развития карьеры и путей, ведущих к их достижению (последовательность должностей, на которых необходимо проработать прежде чем занять целевую должность).
Развитие карьеры – те действия, которым предпринимает сотрудник для реализации своих планов.
Планирование и управление развитием карьеры требует от организации и от работников дополнительных усилий, но и предоставляет им преимущества.
Для сотрудника:
- более высокая степень удовлетворенности работой;
- возможность планировать собственную жизнь;
- возможность целенаправленной
подготовки к будущей
- повышение своей
Для организации:
- повышение производительности труда и снижение текучести рабочей силы;
- возможность планировать и бюджетировать профессиональное развитие работников с учетом их интересов;
- возможность планировать
реальное замещение
Существует группа должностей, которым организация должна уделять особое внимание – менеджеры высшего звена. Исследования показали, что если на должность президента (директора) привлекается человек со стороны, то ему требуется:
1. от 3-х до 6-ти месяцев, чтобы познакомиться с делами организации;
2. от года до 3-х лет, чтобы быть признанным своим;
3. от 2-х до 5-ти лет,
чтобы впитать культуру
У работавшего ранее в компании специалиста таких проблем не возникает. Поэтому современные организации создают системы подготовки резерва руководителей, которые решают 3 задачи:
1) выявление сотрудников, имеющих лидерский потенциал;
2) подготовка их к руководящей должности;
3) обеспечение плавного
замещения освободившейся
Большинство организаций при работе с таким резервом выделяют 2 группы: преемников (дублеров) и молодых сотрудников с лидерским потенциалом.
Мотивация и компенсация
Трудовая мотивация работников на предприятии связана с эффективностью вознаграждения. Неэффективное вознаграждение вызывает у рабочих неудовлетворенность и влечет за собой снижение производительности труда, ухудшение качества продукции, нарушение дисциплины.
С 1992 г в РФ каждая организация начала использовать собственную систему вознаграждения, а единая тарифная система в РФ действует только для организаций в системе государственного бюджета.
К началу 70-х гг. 20 в. во всех индустриально развитых и многих развивающихся странах утвердилась модель системы вознаграждения – традиционная система компенсации. В ней вознаграждение сотрудников складывается из 2-х элементов:
1.з/п или оклад (основной элемент);
2.дополнительная оплата, льготы.
З\п – денежное вознаграждение, периодически выплачиваемое за выполнение определенных обязанностей.
В традиционной системе компенсации вопрос формировании з/п решается через сопоставление относительной (внутри организации) ценности каждого рабочего места и его абсолютной (рыночной) ценности и создание на этой основе системы должностных окладов.
Алгоритм создания традиционной системы компенсации:
1.описание рабочего места;
2.классификация рабочих мест;
3.анализ рынка труда;
4.определение цены рабочего места;
5.установление окончательной з/п.
1.описание рабочего места
Проводится анализ и описание рабочих мест с точки зрения производимых функций. Целесообразно это делать с помощью 3-х основных документов: должностной инструкции, квалификационной карты и карты компетенции. Необходимо иметь стандартизированное описание основных функций, выполняемых работником.