Курс лекций по дисциплине «Менеджмент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:41, курс лекций

Описание

Основные понятия. Предприниматель и менеджер. Типы менеджеров в организации. Требования к менеджерам. Принципы и методы управленческой деятельности. Школа научного управления.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по менеджменту.doc

— 1.12 Мб (Скачать документ)

 

Описанные в таблице  формы влияния хороши каждая в  свое время, т.е. в зависимости от конкретной ситуации. Одним из решающих факторов выбора стиля лидерства является этап развития, на котором находится организация и конкретная группа.

 

Управление конфликтами в организации

Конфликты окружают нас  в повседневной жизни. Еще чаще они  встречаются в организациях, которые представляют собой сложное сочетание индивидуумов и групп. Правильное управление конфликтами не только снижает вероятность возникновения негативных эффектов в организации, но и способствует повышению эффективности ее деятельности. Поэтому в современном менеджменте навык управления конфликтами рассматривается как один из критически важных для менеджера.

Конфликт – процесс развития и разрешения противоречий.

 

Представление о конфликте как проявлении противоречий и источнике развития

Как показывает практика, большинство людей воспринимает конфликт как негативное явление, которого следует избегать любыми способами. Между тем современные исследования показывают, что в отсутствие конфликтов прекращается развитие, независимо от того, идет ли речь об отдельном человеке, группе или организации. Именно поэтому ученые все реже говорят о разрешении конфликта и все чаще используют выражение «управление конфликтом».

Конфликт  помимо негативных ощущений заключает  в себе определенный позитивный компонент, который состоит в следующих аспектах:

1.конфликт как способ выявления проблем;

2.стимулирующая функция  конфликта;

3.конфликт помогает  познать самого себя;

4.конфликт как спусковой  клапан эмоций.

 

Структура (цикл) конфликта и основные формы  поведения в конфликтной ситуации

Неэффективность поведения  большинства людей в конфликтных ситуациях чаще всего объясняется их неумением выбрать правильную стратегию поведения. Наши представления о конфликте и отношение к нему формируются в детстве под влиянием семьи и ее традиций, других элементов социального окружения. Эти представления могут быть очень разными.

Концепция цикла конфликта - последовательность стадий его развития, которая чаше всего приводит к  закреплению привычной формы  поведения в конфликте.

Для того чтобы не испытывать то неприятное чувство поражения, человеку необходимо научиться разрывать цикл конфликта или, иначе говоря, научиться выбирать стратегию поведения в конфликте, исходя из анализа ситуационных факторов. Это, естественно, требует выхода из своей «зоны комфорта» и освоения, новых навыков. Эти навыки сводятся к умению анализировать происходящее (регистрировать сигналы эскалации конфликта), понимать, каков диапазон стратегий поведения в конфликте, и уметь переключаться с одной стратегии на другую.

Первое, чему необходимо научиться для успешного управления конфликтом, - это вовремя распознавать сигналы его эскалации.

Сигналы эскалации  конфликта:

  • Взгляд на другого человека как на оппонента или противника.
  • Потеря контролируемого внимания по отношению к другому человеку.
  • Отрицание ответственности.
  • Уменьшение способности к самораскрытию.
  • Уменьшение готовности изменить свою точку зрения.
  • Ограничение коммуникаций.
  • Искажение восприятия.

Если в ходе конфликта  вы замечаете один или несколько  из этих сигналов, необходимо тщательно  проанализировать ситуацию и подумать, нельзя ли воспользоваться одним из приемов предотвращения дальнейшего нарастания напряженности и прерывания цикла конфликта.

Приемы прерывания цикла конфликта:

  • Делитесь вашими чувствами без обвинений и упреков.
  • Не расширяйте предмет спора.
  • Не используйте других людей или авторитеты как оружие.
  • Избегайте выражений «Вы всегда» или «Вы никогда». Реагируйте на поведение и не навешивайте ярлыки.
  • Преодолевайте тенденцию к сопротивлению.
  • Не настаивайте на принятии решения, пока вы еще огорчены.

Однако все сказанное о конфликте вовсе не предполагает, что в любых ситуациях нужно вести себя одинаково миролюбиво. Ваше поведение должно определяться двумя основными факторами: уровнем настойчивости, т.е. тем, насколько вам важно добиться определенного результата, и потребностью в установлении или сохранении нормальных отношений с другой стороной, вовлеченной в конфликт. Чаще всего набор стратегий поведения в конфликте представляют в виде схемы, одна ось которой отражает уровень настойчивости, а вторая - заботу об отношениях.

Пять основных типов поведения  в конфликтной ситуации


 

 

 



 

 

 

 

 


 

 




 

 

Показанные на схеме  стратегии предполагают:

•конфронтацию - прямое столкновение и использование силовых методов разрешения конфликта;

•избежание - уход от борьбы, попытку представить ситуацию так, как будто конфликта нет вовсе;

•приспособление - признание поражения ради сохранения отношений;

•компромисс - обмен уступками для достижения приемлемого соглашения;

•сотрудничество - совместную работу сторон для обоюдного удовлетворения интересов.

Иногда неявно предполагается, что компромисс - это оптимальная  стратегия поведения в конфликте. В действительности это не так. Компромисс чаще всего достигается с помощью  позиционного торга. Каким бы ни казалось привлекательным сотрудничество как стратегия управления конфликтом, и эта форма поведения не универсальна хотя бы потому, что для ее реализации необходима добрая воля обеих сторон, вовлеченных в конфликт. Это означает, что необходимо сформулировать принципы оценки ситуации для выбора правильной стратегии управления конфликтом.

Для освоения навыков  смены стратегии поведения в  конфликте каждому человеку полезно представлять, каков его предпочтительный стиль.

 

 

 

 

Уровни  конфликта в организации и  их источники

Практически в любой  организации существует несколько уровней конфликтов: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, организационные и конфликты между организацией и внешней средой.

Уровень первый: внутриличностные конфликты. Источники внутриличностных конфликтов многообразны. К ним относятся:

• фрустрация:

• диалектика цели;

• взаимодействие ролей;

• неопределенность роли.

Фрустрация - это психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной перед человеком цели. Формы поведения человека, испытывающего фрустрацию, многообразны: агрессия, уход, закрепление приверженности недостигнутой цели и компромисс.

Диалектика  цели представляет собой конфликт, состоящий в одновременном стремлении к достижению и избежанию цели. Примером здесь может служить реплика одного из героев фильма «Раба любви», роль которого исполняет А. Калягин: сидя за столом, уставленным яствами, он произносит такую реплику: «Есть хочется, худеть хочется, все - хочется». Соотношение стремления к достижению и избежанию цели меняется с течением времени.

Формы поведения  в состоянии фрустрации

Корректирующие реакции

Психологический процесс

Компенсация

Посвящает себя работе с  еще большей энергией, чтобы компенсировать чувство реального или воображаемого  несоответствия требованиям

Замещение

Перенесение и выражение  скрытых эмоций в адрес людей, идеи или предметы, которые на самом  деле не являются основными источниками этих эмоций

Фантазия

Мечтания или иные формы возбуждения собственного воображения, чтобы, с одной стороны, спрятаться от реальности, а с другой – получать воображаемое удовлетворение

Негативизм

Активно или пассивно сопротивляется, делает это подсознательно

Проецирование

Защищается от осознания  собственных нежелательных черт характера и неприятных чувств путем  приписывания их другим людям

Рационализация

Оправдывает противоречивые и нежелательные форм поведения, мнений, утверждений и мотивационных факторов, дает им общепринятые объяснения

Регрессия

Возвращается на предшествующий, низший уровень зрелости при возникновении фрустрации

Смирение, апатия и скука

Разрушается психологический  контакт с окружающей средой, отказывается от любого рода эмоциональной или личной вовлеченности

Бегство или уход

Уходит из той области, в которой испытал фрустрацию, тревогу или участвовал в конфликте, физически или психологически


Весьма распространенным является конфликт ролей, которые исполняет  человек. Каждому из нас одновременно приходится играть несколько ролей, причем это характерно и для управленческой деятельности, поскольку большинство менеджеров играют по меньшей мере две роли: руководителя и подчиненного. Требования же этих ролей далеко не всегда совместимы, что и порождает конфликт.

Психологические трудности  вызывает у человека и неопределенность роли, например, неясность относительно властных полномочий, которыми он располагает.

Уровень второй: межличностные конфликты. Их источники:

• индивидуальные различия;

• дефицит информации;

• неэффективные коммуникации;

• несовместимость ролей.

Большая часть перечисленных  источников межличностных конфликтов не требует дополнительных пояснений. Под индивидуальными различиями понимаются как отличия в темпераменте, типе личности, доминантной модальности, так и расхождения в системах ценностей и эмоциональных оценках реалий людьми, вовлеченными в конфликт. В рамках организации несовместимость ролей возникает тогда, когда властные полномочия и ответственность распределены либо недостаточно четко, либо противоречиво, например, одни и те же обязанности возложены на двух разных людей. В российской действительности нет недостатка в подобных примерах.

 

Уровень третий: межгрупповой конфликт. Основные источники межгрупповых конфликтов таковы:

• конкуренция за получение  ограниченных ресурсов;

• взаимозависимость  задач;

• неопределенность полномочий;

• борьба за статус.

Многие источники межгрупповых конфликтов сходны с источниками  межличностных конфликтов; соответственно, сходны и методы управления этими  конфликтами.

 

Уровень четвертый: организационные конфликты. Основными типами конфликтов на уровне организации являются:

• структурный конфликт;

• функциональный конфликт;

• конфликт между линейным и штабным персоналом;

• конфликт между формальной и неформальной организациями.

Структурный конфликт в организации возникает тогда, когда существующая организационная структура препятствует реализации декларированной миссии. Обнаружить конфликт этого типа не так-то просто. Дело в том, что формальная структура организации неполно отражает распределение властных полномочий, например, при наличии нескольких заместителей генерального директора из структурной схемы не всегда ясно, кто из них является первым, т.е. стоит во властной иерархии на втором месте после генерального директора. А это вопрос принципиальный. Если в производственной организации целесообразно, чтобы первым заместителем генерального директора был заместитель по производству, то в вузе первым проректором должен быть проректор по учебной работе, поскольку производство и обучение являются профильными функциями этих организаций. Если это правило нарушается (или возникают аналогичные неувязки), то возникает структурный конфликт.

Функциональный конфликт развивается в условиях, когда не сбалансированы функции подразделений и одна из функций по тем или иным причинам приобретает доминирующее положение.

Противоречия между формальной и неформальной организациями внутри одного предприятия встречаются достаточно часто. Одной из первых «иллюстраций» конфликтов такого рода стал фильм «Премия», снятый еще до начала перестройки.

Конфликты в организации, как, впрочем, и другие конфликты, могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Полное отсутствие конфликтов, скорее всего, свидетельствует о застое в ее развитии, избыточная конфликтность - о наличии серьезных проблем, которые организация не всегда может разрешить своими силами.

 

Уровень пятый: конфликт между организацией и внешней  средой. Взаимодействие организации с внешней средой в принципе не может происходить без конфликтов. Известный метод анализа конкурентной позиции деловой организации - «пять сил» М. Портера - по сути представляет собой не что иное, как анализ потенциальных конфликтов между организацией, потенциальными и реальными конкурентами, поставщиками, потребителями и компаниями, способными выпустить на рынок товары-заменители.

 

Практические навыки управления конфликтами различных уровней

Способы управления конфликтами  разных уровней характеризуются  как сходством, так и определенными  различиями. Наиболее специфичны способы  управления внутриличностными конфликтами, поскольку в этом случае отсутствует вторая сторона.

Если рассматривать  фрустрацию как форму внутриличностного  конфликта, то наиболее эффективный способ борьбы с ней - это овладение личностным целеполаганием, при котором индивидуум умеет ставить перед собой и решать пусть трудные, но реалистичные задачи, а в случае неудачи - менять цели без ущерба для собственной психики. При этом следует научиться избегать описанных выше непродуктивных форм реакции на фрустрацию.

Ролевой внутриличностный конфликт снимается путем установления приоритетов и иерархии ролей личности. Прояснение ожиданий других людей в отношении исполняемой человеком роли позволяет устранить проблемы, связанные с неопределенностью ролей.

В отношении конфликта, обусловленного диалектикой цели, эффективным  средством является постановка промежуточных задач, решение которых позволяет человеку постоянно ощущать продвижение к крупной цели. Здесь важную роль играет планирование времени.

Наиболее эффективным  способом управления межличностным  конфликтом является так называемый переговорный подход, основанный на совершенствовании коммуникативных навыков, в частности, освоение психологического айкидо и техники ведения переговоров.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Менеджмент»