Лекции по "Свободно экономические зоны"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций

Описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

CЭЗ_Монография.doc

— 659.00 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ

1.1. История  свободных экономических зон

1.2. Понятие  и сущность свободных экономических зон

1.3. Цели создания свободных экономических зон

1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования 

ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США

2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе

2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе

2.3. Свободные экономические зоны в США 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах

3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке

3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии 

ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ  СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ

4.1. Роль  государства в регулировании  процедуры создания и функционирования  свободных экономических зон

4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации

4.3. Управление  свободными экономическими зонами за рубежом 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     ВВЕДЕНИЕ 

     В учебном пособии рассматривается  деятельность свободных экономических  зон в различных регионах мира, анализируется содержание различных видов СЭЗ как важного института национальных экономических систем. Рассмотрена история, сущность, цели создания и виды свободных экономических зон, как в России, так и за рубежом.

     Подробно  исследованы вопросы управления свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации и за рубежом.

      Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете,  развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.

      Свободные экономические зоны получили широкое распространение в мировой хозяйственной практике, и как правило, их деятельность имеет положительный эффект для страны базирования.

      В то же время в России деятельность свободных экономических зон не получила широкого развития по ряду политических и экономических причин.

      Поэтому, учитывая негативный отечественный  опыт функционирования  свободных  экономических зон в нашей  стране, в 2005 году был принят очень  важный закон,1 регулирующий весь комплекс экономических и правовых отношений в данной сфере, который подробно рассматривается в настоящей работе.

      Учебное пособие рекомендовано для студентов  высших учебных заведений, обучающихся  по специальности «Государственное и муниципальное управление».

ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ 

     1.1. История свободных экономических зон

     История создания свободных экономических  зон уходит в далекое прошлое. Исторически сложилось так, что исходным признаком свободных экономических зон (СЭЗ) является особый режим таможенного обложения. Это объясняется тем, что преобладающей формой международного экономического сотрудничества долгое время являлась внешняя торговля. Поэтому, уже почти 2000 лет тому назад в целях содействия торговле власти греческого государства — острова Делос провозгласили в 166 г. до н.э. первую документально известную нам свободную зону. На острове проезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения административных формальностей. Делос играл заметную посредническую роль в торговле между Западом и Востоком на протяжении 80 лет.

     В XII—XIII вв. стали функционировать зоны свободной торговли. Прообраз зоны свободной торговли простирался вдоль реки Западная Двина. Эта река в раннем Средневековье стала одним из важнейших торговых путей, соединивших Арабский Халифат с восточнославянским миром. Западная Двина и сухопутные дороги вдоль нее объявлялись свободными торговыми путями.

     Огромное  влияние на развитие простейших экономических  зон оказал Ганзейский союз в центральной Европе, способствуя тем самым развитию торговых отношений между Западной и Восточной Европой. Развитие европейского региона в этот период истории привело к появлению уникального в истории примера межнационального обмена и экономической кооперации, т.е. появлению «Ганзы городов». Слово «ганза» («Hanse ») означает "союз, товарищество". Ганзейский союз стал одним из важнейших политико-экономических сил в Европе, равноправным партнёром суверенных государств и заложил основы международной торговли.

     Под эгидой Ганзейского союза с XIII по XVIII век состояло около двухсот городов, раскинувшихся от приполярного Бергена в Норвегии до русского Новгорода. Здесь, наряду с родными языками, в ходу был общий немецкий, все пользовались единой денежной системой, а жители обладали равными правами в пределах своего сословия.

     К числу ганзейских городов относились Льеж и Амстердам, Ганновер и Кельн, Геттинген и Киль, Бремен и Гамбург, Висмар и Берлин, Франкфурт и Штеттин (ныне Щецин), Данциг (Гданьск) и Кенигсберг (Калининград), Мемель (Клайпеда) и Рига, Пернов (Пярну) и Юрьев (Дерпт, или Тарту), Стокгольм и Нарва и др.2

     Россия  не стояла в стороне от этих процессов. Использование инструментов свободной торговли для расширения экспорта, развития транзитной торговли, насыщения внутреннего рынка товарами началось еще в XIII—XV вв. В Смоленске, например, режим беспошлинной торговли был установлен в 1228 г.

     Опыт  городов Новгорода, Смоленска, Пскова показал большое значение режима свободной торговли для развития хозяйственных отношений. Эти города превратились в крупные экономические и торговые центры международного и регионального значения, несмотря на то, что их географическое положение было неблагоприятным для развития международной торговли вследствие отсутствия доступа к морю.3

     В средние века международный товарообмен страдал от жесткого таможенного режима, которого придерживалось большинство европейских государств. Таможенная процедура была очень громоздкой и связана со значительными дополнительными расходами по оплате пошлин. К этому времени относится возникновение первых районов «порто-франко» в портовых городах— Гамбурге, Бремене, Марселе, Ливорно, Мессине и др.

     Термин  «порто-франко» имеет итальянское  происхождение и обозначает «приморскую  гавань, пользующуюся правом беспошлинных ввоза заграничных и туземных товаров»4. Территория «порто-франко» отделялась от остальной территории страны специальной таможенной границей. Движение товаров между «порто-франко» и зарубежными государствами осуществлялось без таможенных формальностей и уплаты пошлин. При перемещении товаров внутрь страны применялся обычный таможенный режим. В рамках «порто-франко» допускалась различная промышленная и торговая деятельность. Во всех других случаях «порто-франко» (за исключением свободных городов Ганзейского союза) подчинялась государственному режиму. Режим «порто-франко» вводился не только для развития внешней торговли, но и для экономического подъема той или иной области. В таких районах интенсивнее развивались промышленность, транзитные перевозки, обеспечивалось стабильное снабжение населения товарами, не производившимися в данной стране. В конце Х1Х - начале ХХ века  «порто-франко» существовали в Гибралтаре, на Мальте, в Сулине, Сингапуре, Адене.5

     В России порто-франко существовали во Владивостоке, Одессе и Батуми.

     Первый российский порто-франко был создан в Одессе по указу императора Александра I и дал мощный импульс для развития города.6 Так, в апреле 1817 г. для стимулирования развития местной промышленности принимается решение о создании зоны «порто-франко» в Одессе. Открытие состоялось 15 августа 1819 г. после завершения работ по созданию таможенных ограждений в виде рвов, валов и др. В «порто-франко» действовали следующие правила. В Одессу разрешался свободный (без таможенного досмотра и без представления деклараций) и беспошлинный ввоз любых иностранных товаров, включая товары, запрещенные к ввозу в Россию. Вывоз из Одессы иностранных товаров для продажи внутри страны допускался только через таможенные заставы по правилам общего тарифа с уплатой пошлин и на основе положений, регулировавших ввоз в Россию иностранных товаров. Поэтому все поступившие в Одессу товары, ввоз которых в Россию запрещался тарифом, могли быть пропущены через черту «порто-франко» лишь транзитом для последующего вывоза за границу. При такой системе пошлины уплачивали не одесские предприниматели, а покупатели иностранных товаров внутри страны.

     Экспорт товаров из Одессы за границу производился в соответствии с общим порядком. Поэтому запрещенные тарифом  к экспорту из России товары не могли быть вывезены и из одесского порта. Ввозимые в Одессу изнутри государства товары не облагались пошлиной. Последняя взималась лишь с экспортируемых товаров при их погрузке на корабли в порту в соответствии с правилами общего тарифа.

     Экономический механизм «порто-франко» являлся достаточно гибким и совершенствовался по мере достижения поставленных первоначально целей, насыщения внутреннего рынка, развития местной промышленности и др.

     В 1822 г. было решено сократить территорию свободной зоны и перенести ее границу непосредственно к городской черте для ограничения возможностей контрабандного ввоза товаров внутрь страны. Кроме того, со всех иностранных товаров стали взиматься сборы в размере 20% установленной тарифом пошлины в целях осуществления контроля за количеством ввозимых в Одессу товаров. Этот сбор поступал в распоряжение городских властей и использовался на содержание складов хранения беспошлинных товаров, рвов, валов, застав на границе «порто-франко». При продаже внутри страны ранее ввезенных в Одессу из-за границы товаров доплачивалась разница в таможенной пошлине. Жители Одессы имели право провозить в страну беспошлинно только одетые на них импортные обувь и одежду. Ввоз из страны в Одессу национальных товаров и вывоз их обратно в страну разрешались без обложения пошлиной. Успех «порто-франко» в городе был ограниченным. Первоначальные цели были достигнуты не полностью. Одесса в период существования «порто-франко» имела значение лишь национального порта внешней торговли (в основном транзитной) и не стала крупным портом международной торговли. «Порто-франко» в Одессе прекратил существование в августе 1857 г., что не отразилось на росте внешнеторгового оборота порта.

     Промышленность  в Одессе развивалась медленно из-за отсутствия водных и лесных ресурсов, высокой стоимости рабочей силы. Отрицательными сторонами деятельности «порто-франко» являлись широкое развитие контрабандного ввоза беспошлинных товаров внутрь страны, а также недополучение бюджетом 15 млн.руб. в виде пошлин.

     В феврале 1878 г. Батуми был присоединен к России, и в соответствии с международной договоренностью она обязалась учредить там «порто-франко», который просуществовал до июля 1886 г. В качестве причины его ликвидации указывалась необходимость преодоления экономической изолированности этого района от народного хозяйства страны. Ликвидация «порто-франко» не отразилась на росте внешнеторгового оборота Батуми. В XIX в. свободные зоны также появляются в малоосвоенных районах Сибири, Дальнего Востока и на Севере. Изолированность и слабая заселенность этих районов позволяла организовывать зоны на значительной территории и без специального ограждения.

     После присоединения к России Амурского  и Уссурийского краев в мае 1858 г. эти районы были лишены устойчивых экономических связей с центральной Россией, отсутствовали пути сообщения, условия для возникновения и развития местной промышленности были неблагоприятными. Необходимость обеспечения населения материалами и товарами побудила правительство разрешить беспошлинный ввоз на эту территорию импортных товаров. Постройка Сибирской железной дороги, развитие средств связи, заселение территории изменили ситуацию. Стали необходимы меры по защите зарождающейся промышленности от иностранной конкуренции, предотвращению проникновения в страну беспошлинных товаров, расширению хозяйственных связей с центральной Россией. Поэтому в июне 1890 г. режим «порто-франко» отменяется. Но, учитывая специфику края, было сохранено освобождение от обложения импортных предметов первой необходимости, семян, сельскохозяйственных машин и др.

     Начало  войны с Японией и использование  Сибирской железной дороги для перевозки  военных грузов затруднили нормальное снабжение региона из центральной части страны, вследствие чего вновь вводится система свободной торговли с мая 1904 г. по январь 1908 г. Аналогичный режим действовал в Якутской и Приморской областях в 1858—1909 гг. С 1876 г. переселенцам в районе Мурманска было предоставлено право приобретать беспошлинно для собственного потребления и для продажи иностранные товары.

     Особенностью  беспошлинного ввоза в 1877—1906 гг. иностранных товаров в устья  рек Оби, Енисея и Лены являлось то обстоятельство, что такой режим  устанавливался не в результате создания «порто-франко», а на основе выдачи разовых разрешений заинтересованным лицам.7

Информация о работе Лекции по "Свободно экономические зоны"