Лекции по "Свободно экономические зоны"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций

Описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

CЭЗ_Монография.doc

— 659.00 Кб (Скачать документ)

     Анклавам, как правило, уделяется значительно  большего внимания, чем приходится на долю неанклавных территорий сравнимого размера. Эта диспропорция определяется двумя причинами. Во-первых, анклавы являются проблемными территориями как для материнского, так и для окружающего государства. Во-вторых, целый ряд вопросов политического и экономического развития анклавов в силу их международной специфики требует принятия решений на уровне внешнеэкономической политики и международных переговоров.13

     Свободная экономическая зона "Находка", образованная в 1990 году Постановлением Верховного Совета РСФСР, была призвана, подобно аналогичным структурам в других странах, обеспечить экономический рост на территории Приморского края, в том числе расширение налогооблагаемой базы Приморского края и увеличение сборов с неё, за счет создания привлекательного режима для инвестиций и производства. Для этого было предусмотрено выделение участникам необходимых льгот, создание соответствующей законодательной базы для обеспечения деятельности свободных экономических зон.14

     Однако  все это время работа СЭЗ "Находка" в отличие от двух других российских зон (Калининградской и Магаданской СЭЗ, по которым отдельно были приняты федеральные законы) развивалась в противоречии с основными законами РФ, в частности с таможенным и налоговым кодексами. Соответственно, никакого особого режима на территории СЭЗ "Находка" создано не было, и вся ее деятельность осуществлялась только на федеральных кредитах Правительства РФ.

     Экономический рост СЭЗ "Находка" имел два пика на протяжении 1990-1995 гг. и характеризовался тем, что все это время развитие осуществлялось на основе федерального налогового кредита, а также таможенных и налоговых льгот, разрешенных предприятиям территории СЭЗ "Находка" на протяжении 1 года. Первый пик результативности завершился вполне резонным объяснением - отменой обеих льгот. При этом они были не просто отменены, но и взысканы задним числом с участников СЭЗ в федеральный бюджет. Таким образом, наиболее серьезные инвесторы, пришедшие в СЭЗ "Находка" из Гонконга, Японии, Республики Корея, после таких действий нашего государства свернули свой бизнес и направили средства и свой интерес в соседние страны.

     Второй  пик результативности вызван продолжающимся предоставлением федерального налогового кредита, максимум объема которого пришелся на вторую половину 1995 г. и был направлен на увеличение финансирования объектов инфраструктуры.

     Последовавший после 1995 г. затяжной спад был спровоцирован  невыполнением обязательств со стороны  российского государства в сфере  выделения федерального кредита. Отсутствие финансирования и неопределенная позиция  Правительства по проекту РКИК (Российско-Корейский Индустриальный Комплекс), а также затягивание вопроса с Законом о СЭЗ стало еще одним подтверждением низкого качества социокультурного проектирования со стороны государства, неосвоенности технологий проектного менеджмента на территории Приморского края и недостаточно синхронизированной политики Административного Комитета СЭЗ "Находка", муниципального образования г. Находка и субъекта Федерации Приморский край.15

     В настоящий момент по заявлению Минэкономразвития "режим производственной и внешнеторговой деятельности в СЭЗ "Находка" осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ", то есть "формально СЭЗ на территории России существуют, но практически не действуют". 

     1.2. Понятие и сущность  свободных экономических зон  

     Разнообразие  критериев классификации зон  и факторов, определяющих возникновение  и развитие СЭЗ, привело к тому, что появилось множество понятий  СЭЗ. Только основных его разновидностей можно насчитать свыше 20. Иногда практикуемое расширительное толкование сущности СЭЗ приводит к утрате специфики самого термина и к разного рода юридическим, экономическим, организационным и другим негативным последствиям.

     Свободные экономические зоны определяются как  инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Такая формулировка охватывает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования.16

     Преференциальный  режим хозяйствования в СЭЗ является обязательным признаком, определяющим существо зоны. Он подразумевает действие на территории зоны специального правового и льготного таможенного режимов, которые на практике сочетаются с предоставлением и иных льгот, включая налоговые, финансово-кредитные и др.

     Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, май 1973 г.) установлено понятие СЭЗ (“зоны-франко”), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

     Таким образом, СЭЗ — это не только и  не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях.

     Хотя  СЭЗ обладает определенными признаками особой таможенной территории, она во всех случаях является неотъемлемой частью того или иного государства с общим политическим и пограничным режимами.

     В мировой и отечественной практике зонирования различают внутреннюю и внешнюю границы СЭЗ. Внутренней границей СЭЗ принято считать  законодательно закрепленные и юридически оформленные внешние географические линии, ограничивающие площадь территории, занимаемой СЭЗ. Внутренняя граница СЭЗ ограничивает территорию, на которую распространяются законодательные акты правительства и нормативные акты органов хозяйственного управления страны пребывания, регулирующие финансово-кредитную, ценовую и налоговую политику в зоне. Внешняя граница СЭЗ, как правило, совпадает с государственной границей страны, на территории которой создается и функционирует зона. Пространство между внешней и внутренней границами СЭЗ служит точкой отсчета при введении разного рода преференциальных режимов для субъектов хозяйствования СЭЗ.

     Хотя  СЭЗ любого типа является особым территориально-хозяйственным или административно-территориальным образованием и характеризуется набором признаков и условий своего существования, в различных странах мира используются самые разные названия зон. Так, в России и других странах СНГ чаще всего встречаются понятия «свободная экономическая зона», «специальная экономическая зона», «зона наибольшего благоприятствования в торговле», «свободная таможенная зона» и т.д. В Литве в законе о СЭЗ употребляются понятия «свободная экономическая зона», а также «зона свободного предпринимательства и торговли». В КНР широко распространена практика «специальных экономических зон», «открытых прибрежных городов», «районов экономического развития». На Украине, как и в КНР, используются понятия «специальные экономические зоны» и «специальные (свободные) экономические зоны». Опыт Южной Кореи обогатил мировую практику зонирования понятиями «зона свободного экспорта», «свободная зона». Турция ввела в оборот понятие «зоны свободной торговли». В США помимо прочего применяется термин «технопарк», в Японии — «технополис». Большой практический опыт зонирования в развивающихся странах связан с деятельностью «свободных промышленных зон», а в странах Западной Европы — с деятельностью такого типа зон, как «портовые города» или «города-порты». В свою очередь, развитие нашей отечественной науки и, прежде всего, тех ее отраслей, которые связаны с обеспечением обороноспособности, технической и технологической безопасности, привело к созданию зон типа «наукоград», «город-завод» и др. Название, а также тип зоны в той или иной стране во многом зависят от содержания национальной политики зонирования, проводимой в отношении конкретной территориально-хозяйственной или административно-территориальной единицы, входящей в состав территории страны.17

     Определение, которое можно распространить на многие виды зон, дается в ряде научных работ и учебных пособиях, подготовленных российскими учеными. Так, авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» (1997) В.Г. Игнатов и В.И. Бутов дают следующее определение: «Свободные экономические зоны — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач».

     В широком смысле, определение СЭЗ  дали московские ученые-экономисты Т.П.Данько и З.М.Округ: «Под СЭЗ понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (групп стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению ее границ»18.

     Некоторые экономисты (К.А. Семенов и Н.В.Смородинская) определяют СЭЗ как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические интересы. Такая формулировка включает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. В этом случае СЭЗ определяется не как географическая территория, а как часть национального экономического пространства (в том числе предприятие или сектор хозяйственной деятельности), где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других их частях19.

     Автор книги «Иностранные инвестиции»  Л.А.Зубченко пишет, что СЭЗ, «…. часть территории страны, в рамках которой иностранным и отечественным предпринимателям предоставляются особые льготные условия организации и деятельности».20

     Другие ученые определяют свободную экономическую зону как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговля и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом21.

     Из  этих определений видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том отношении, что ввезенные в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога, на импорт, которые в соответствии с национальным таможенным законодательством применяются в отношении ввозимых товаров на других территориях этой страны. Это означает, что товары, импортируемые в зоны свободной торговли из-за границы, не декларируются, в то же время местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а только облегчают его.

     Иными словами, особая (свободная) экономическая зона – это часть национального экономического пространства со сложноорганизованной комплексной системой, характеризующейся целостностью и многообразием типов связей и отношений между ее элементами (субъектами), где для национальных и иностранных предпринимателей действует особый льготный, хозяйственный режим, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач22.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  СЭЗ любого типа — это, прежде всего, модель формирования качественно новых  отношений, которые отрабатываются в конкретных (чаще всего в специально создаваемых, локальных) социально-экономических условиях, законодательно оформленных, координируемых и контролируемых со стороны центральных органов государственной власти и управления. 

     1.3. Цели создания свободных экономических зон  

     В мировой практике накоплен положительный  опыт создания и функционирования СЭЗ  различного типа. Сегодня в мире существует 1350—1450 таких зон. Только в экспортно-производственных зонах  общее число занятых составило около 4 млн. человек при объеме экспорта свыше 30 млрд. долл. В начале 2000-х годов прогнозируется прохождение 15—20% мирового товарооборота через мировую систему СЭЗ.23

     По  другим данным, в настоящее время  в мире существует порядка 25 разновидностей и функционирует около 2000 свободных экономических зон, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.)24.

     Анализ  опыта  многих  стран,  где  были  созданы  свободные  экономические  зоны, позволяет выявить ряд важных предпосылок их организации и  развития, игнорирование которых  приводит либо к полному провалу  проектов СЭЗ, либо к неудовлетворительным результатам их деятельности, а именно:

Информация о работе Лекции по "Свободно экономические зоны"