Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций
Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анклавам, как правило, уделяется значительно большего внимания, чем приходится на долю неанклавных территорий сравнимого размера. Эта диспропорция определяется двумя причинами. Во-первых, анклавы являются проблемными территориями как для материнского, так и для окружающего государства. Во-вторых, целый ряд вопросов политического и экономического развития анклавов в силу их международной специфики требует принятия решений на уровне внешнеэкономической политики и международных переговоров.13
Свободная экономическая зона "Находка", образованная в 1990 году Постановлением Верховного Совета РСФСР, была призвана, подобно аналогичным структурам в других странах, обеспечить экономический рост на территории Приморского края, в том числе расширение налогооблагаемой базы Приморского края и увеличение сборов с неё, за счет создания привлекательного режима для инвестиций и производства. Для этого было предусмотрено выделение участникам необходимых льгот, создание соответствующей законодательной базы для обеспечения деятельности свободных экономических зон.14
Однако все это время работа СЭЗ "Находка" в отличие от двух других российских зон (Калининградской и Магаданской СЭЗ, по которым отдельно были приняты федеральные законы) развивалась в противоречии с основными законами РФ, в частности с таможенным и налоговым кодексами. Соответственно, никакого особого режима на территории СЭЗ "Находка" создано не было, и вся ее деятельность осуществлялась только на федеральных кредитах Правительства РФ.
Экономический рост СЭЗ "Находка" имел два пика на протяжении 1990-1995 гг. и характеризовался тем, что все это время развитие осуществлялось на основе федерального налогового кредита, а также таможенных и налоговых льгот, разрешенных предприятиям территории СЭЗ "Находка" на протяжении 1 года. Первый пик результативности завершился вполне резонным объяснением - отменой обеих льгот. При этом они были не просто отменены, но и взысканы задним числом с участников СЭЗ в федеральный бюджет. Таким образом, наиболее серьезные инвесторы, пришедшие в СЭЗ "Находка" из Гонконга, Японии, Республики Корея, после таких действий нашего государства свернули свой бизнес и направили средства и свой интерес в соседние страны.
Второй пик результативности вызван продолжающимся предоставлением федерального налогового кредита, максимум объема которого пришелся на вторую половину 1995 г. и был направлен на увеличение финансирования объектов инфраструктуры.
Последовавший
после 1995 г. затяжной спад был спровоцирован
невыполнением обязательств со стороны
российского государства в
В
настоящий момент по заявлению Минэкономразвития
"режим производственной и внешнеторговой
деятельности в СЭЗ "Находка" осуществляется
в соответствии с действующим законодательством
РФ", то есть "формально СЭЗ на территории
России существуют, но практически не
действуют".
1.2.
Понятие и сущность
свободных экономических
зон
Разнообразие
критериев классификации зон
и факторов, определяющих возникновение
и развитие СЭЗ, привело к тому,
что появилось множество
Свободные экономические зоны определяются как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Такая формулировка охватывает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования.16
Преференциальный режим хозяйствования в СЭЗ является обязательным признаком, определяющим существо зоны. Он подразумевает действие на территории зоны специального правового и льготного таможенного режимов, которые на практике сочетаются с предоставлением и иных льгот, включая налоговые, финансово-кредитные и др.
Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, май 1973 г.) установлено понятие СЭЗ (“зоны-франко”), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.
Таким образом, СЭЗ — это не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях.
Хотя СЭЗ обладает определенными признаками особой таможенной территории, она во всех случаях является неотъемлемой частью того или иного государства с общим политическим и пограничным режимами.
В
мировой и отечественной
Хотя
СЭЗ любого типа является особым территориально-хозяйственным
или административно-
Определение, которое можно распространить на многие виды зон, дается в ряде научных работ и учебных пособиях, подготовленных российскими учеными. Так, авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» (1997) В.Г. Игнатов и В.И. Бутов дают следующее определение: «Свободные экономические зоны — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач».
В широком смысле, определение СЭЗ дали московские ученые-экономисты Т.П.Данько и З.М.Округ: «Под СЭЗ понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (групп стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению ее границ»18.
Некоторые экономисты (К.А. Семенов и Н.В.Смородинская) определяют СЭЗ как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические интересы. Такая формулировка включает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. В этом случае СЭЗ определяется не как географическая территория, а как часть национального экономического пространства (в том числе предприятие или сектор хозяйственной деятельности), где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других их частях19.
Автор книги «Иностранные инвестиции» Л.А.Зубченко пишет, что СЭЗ, «…. часть территории страны, в рамках которой иностранным и отечественным предпринимателям предоставляются особые льготные условия организации и деятельности».20
Другие ученые определяют свободную экономическую зону как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговля и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом21.
Из этих определений видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том отношении, что ввезенные в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога, на импорт, которые в соответствии с национальным таможенным законодательством применяются в отношении ввозимых товаров на других территориях этой страны. Это означает, что товары, импортируемые в зоны свободной торговли из-за границы, не декларируются, в то же время местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а только облегчают его.
Иными словами, особая (свободная) экономическая зона – это часть национального экономического пространства со сложноорганизованной комплексной системой, характеризующейся целостностью и многообразием типов связей и отношений между ее элементами (субъектами), где для национальных и иностранных предпринимателей действует особый льготный, хозяйственный режим, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач22.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
СЭЗ любого типа — это, прежде всего,
модель формирования качественно новых
отношений, которые отрабатываются в конкретных
(чаще всего в специально создаваемых,
локальных) социально-экономических условиях,
законодательно оформленных, координируемых
и контролируемых со стороны центральных
органов государственной власти и управления.
1.3.
Цели создания свободных
экономических зон
В мировой практике накоплен положительный опыт создания и функционирования СЭЗ различного типа. Сегодня в мире существует 1350—1450 таких зон. Только в экспортно-производственных зонах общее число занятых составило около 4 млн. человек при объеме экспорта свыше 30 млрд. долл. В начале 2000-х годов прогнозируется прохождение 15—20% мирового товарооборота через мировую систему СЭЗ.23
По другим данным, в настоящее время в мире существует порядка 25 разновидностей и функционирует около 2000 свободных экономических зон, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.)24.
Анализ опыта многих стран, где были созданы свободные экономические зоны, позволяет выявить ряд важных предпосылок их организации и развития, игнорирование которых приводит либо к полному провалу проектов СЭЗ, либо к неудовлетворительным результатам их деятельности, а именно: