Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций
Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На территории Латинской Америки имеется несколько зональных структур подобного вида, каждая из которых по-своему уникальна. К ним относятся свободная зона «Манаус» (Бразилия), национальная территория «Огненная Земля» и острова Южной Атлантики (Аргентина).
Свободная экономическая зона «Манаус» находится около одноименного порта, расположенного в среднем течении реки Амазонка при впадении в нее Риу-Негру. Ее площадь составляет 3,6 млн. км2. Зона — уникальное хозяйственно-территориальное образование, не имеющее аналогов в мировой практике. Она призвана способствовать созданию полюса экономического развития в географическом центре Амазонии, увеличению промышленного производства посредством использования различных льгот. За период с 1957 (официальный год учреждения зоны) по 1992 г. на территории свободной зоны «Манаус» было создано четыре зональные структуры различного функционального типа.
В свободной зоне «Манаус» действует режим беспошлинного ввоза и вывоза практически всех товаров. Расположенные в зоне промышленные предприятия освобождены от налогов на прибыль корпораций и коммунальных услуг; для большинства компаний снижен налог с оборота на промышленные товары, достигающий в Бразилии значительных размеров. В зоне осуществляется льготное кредитование затрат на закупку сырья, полуфабрикатов и материалов для тех предприятий, которые берут обязательство по увеличению экспорта. Кроме того, предусматривается специальная премия в размере 30% от суммы, представляющей собой разницу между стоимостью экспортируемых промышленных изделий и стоимостью ввезенных для производства на территории СЭЗ оборудования и материалов. Государство также выделило большие средства на обустройство зоны, которые в начале 2000-х гг. превысили 16 млрд. долл.
В свободной зоне «Манаус» образовано и действует более 650 крупных промышленных предприятий, представляющих около 30 отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе электронику, производство электроприборов бытового назначения, мотоциклов и велосипедов, химических товаров, мебели, текстильных товаров, одежды, обуви, часов и т.д. Крупнейшие из них принадлежат иностранному капиталу или являются филиалами крупных национальных компаний.
Приток капитала, привлекаемый налоговыми и финансовыми льготами, способствовал превращению зоны «Манаус» в крупный торгово-финансовый и промышленный центр в западной части Амазонии. На предприятиях зоны работает более 300 тыс. человек. Более 90% производимой в зоне продукции реализуется на внутреннем рынке страны.
Офшорные центры. Большую известность странам Латинской Америки и Карибского бассейна придают действующие на их территории офшорные зоны и финансовые центры, специализирующиеся на предоставлении финансовых, банковских, коммерческих и других услуг. В настоящее время в регионе действует около 15 офшорных центров, большая часть которых расположена в странах Карибского бассейна.
Основными центрами международного офшорного бизнеса в регионе являются Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барбадос, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Республика Панама, Каймановы острова, Сент-Винсент и Гренадины, Федерация Сент-Китс и Невис.
Островные государства Карибского бассейна привлекают иностранный капитал в результате льготной налоговой политики и минимальной бюрократичности национального законодательства. Несмотря на свое островное положение, эти государства имеют развитую систему телекоммуникаций (почта, телефон, телекс) и воздушное сообщение с Северной Америкой и Европой. В них развита банковская инфраструктура, существует высокий уровень банковского регулирования, не взимается налог на прибыль.
Офшорные компании, которые регистрируются в странах Карибского бассейна, являются нерезидентами, процедура регистрации и управления этими компаниями значительно упрощена, управление компанией может осуществляться на основе анонимности при соблюдении полной конфиденциальности, требования к финансовой отчетности для офшорных компаний минимальные, компания освобождена (в большинстве случаев полностью) от всех местных налогов и выплачивает только ежегодный регистрационный сбор. Правда, эти офшорные центры в большинстве случаев исключены из сферы влияния международных налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения. Таким образом, ряд офшорных центров в странах Карибского бассейна являются юрисдикциями с умеренными условиями налогообложения, а большинство из них — «налоговыми гаванями».
Несмотря на то что законодательство этих стран в общих чертах одинаково, у каждой зоны есть своя специализация. Панама давно известна как страна, предоставляющая льготные условия для регистрации морских судов, Бермудские острова — как финансовый центр, Британские Виргинские острова — как центр международных коммерческие операций.
Рассмотрим некоторые офшорные центры региона.
Багамы (Багамское сообщество) — традиционная и широко известная безналоговая офшорная зона, относящаяся к «налоговым гаваням». Эта юрисдикция полностью исключает из расчета налогооблагаемой базы налог на прибыль зарегистрированных компаний и имеет благоприятное валютно-финансовое законодательство.
Содружество Багамских островов (так официально называют Багамы) состоит примерно из 700 островов и 2500 коралловых рифов и островков, разбросанных в Атлантическом океане. Только около 25 островов архипелага населены, при этом три четверти населения проживают на двух островах - Нью-Провиденс (где расположена столица Багамских островов - Нассау) и Большая Багама (Фрипорт).
Летопись Багамских островов ведется с 12 октября 1492 г. со дня высадки Христофора Колумба в Сан-Сальвадоре (Остров Ватлинг), занявшего его для Испании. До 1973 г. Багамские острова были колонией Великобритании, но 10 июля 1973 г. окончилось трехсотлетие колониального правление, и Багамские острова стали независимым государством.
Багамские острова - одна из наиболее процветающих стран Карибского бассейна. Уровень инфляции и внешний долг очень низкие, правительственный бюджет сбалансирован, и доход на душу населения - один из самых высоких в регионе (9000 долларов США).
С точки зрения бизнесмена Багамские острова - это гавань с нулевыми налогами. Здесь нет как прямого, так и косвенного налогообложения, нет ни корпоративного, ни личного подоходного налога, нет налога на имущество, дарение, наследование, продажу, прирост капитала и пр.
На Багамских островах ведется самый интенсивный в мире безналоговый бизнес. Основная форма компаний, регистрируемая на Багамах, — международная коммерческая компания, которая во многом напоминает акционерное общество. Международная коммерческая компания, функционируя в офшорном режиме, ведет коммерческую деятельность вне территории своей регистрации и только с иностранными гражданами и компаниями для этой юрисдикции. Компания пользуется следующими льготами:
Крупным офшорным центром является Панама — независимая страна в Центральной Америке, пользующаяся большой популярностью у судовладельцев. Панама — один из крупнейших в мире торговцев национальным флагом, предоставляющая льготные условия для регистрации морских судов. По количеству зарегистрированных судов (свыше 13 тыс.) страна до сих пор занимает первое место в мире. В регистр судов Панамы могут быть занесены суда, длина которых составляет 20 м и более, а водоизмещение — по крайней мере 50 т. В соответствии с международной практикой это минимальные требования к размерам и тоннажу судов.
Наибольшую привлекательность панамского судового регистра обусловливают два фактора: возможность двойной регистрации; отсутствие налогов на доходы и имущество, за исключением регистрационных и ежегодных стандартных налогов и сборов по минимальным ставкам.
Хорошая инфраструктура, высокий уровень банковского регулирования, отсутствие налога на прибыль делают эту юрисдикцию довольно привлекательной и для офшорных компаний. Ежегодно там регистрируются 8—10 тыс. компаний. Накопленные в Панаме зарубежные банковские депозиты по своим размерам значительно превосходят основные макроэкономические показатели страны пребывания и существенно превосходят обычные потребности национальной экономики в банковской обслуживании. По количеству зарегистрированных в год офшорных компаний, их приросту за последние годы, а также общему количеству этих компаний в реестре государства Панама в начале текущего столетия занимала третье место среди мировых офшорных юрисдикции.
Таким
образом, опыт стран Латинской Америки
и Карибского бассейна свидетельствует,
что регион одним из первых, в
развивающемся мире, приступил к
организации свободных
3.3. Создание и функционирование свободных экономических зон в Азии
В Азии созданы и функционируют несколько типов зон. Однако наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), которых насчитывается более 180. На предприятиях этих зон занято свыше 3 млн. человек. ЭПЗ вносят весомый вклад в развитие национальной экономики и внешней торговли. На ЭПЗ пяти азиатских стран и территорий (Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань и Гонконг) приходится более 60% промышленного экспорта всех развивающихся стран. Эти зоны расположены во многих азиатских странах, но преобладают в странах — членах Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), где их насчитывается 130.
Одной из первых стран Азии, приступивших к созданию ЭПЗ, был остров Тайвань. Концепция экспортно-производственных зон появилась в данной стране в 1960-е гг. В то время основную часть тайваньского экспорта составляла сельскохозяйственная продукция. В стране не было инфраструктуры, необходимой для промышленного развития. Чтобы улучшить инвестиционный климат и ускорить индустриальное развитие, в первую очередь развить обрабатывающую промышленность, правительство отвело часть территории страны под экспортно-производственные зоны, где предполагалось создать производственную инфраструктуру и ввести упрощенные процедуры осуществления инвестиций наряду с предоставлением налоговых льгот.
Закон о создании экспортно-производственных зон и управлении ими был принят парламентом в январе 1965 г. Первая зона площадью около 68 га была создана в 1965—1968 гг. рядом с портом Каосюнг, следующие две — в Нанцу (98 га) и Тайгунге (26 га) — начали функционировать в 1969 г. В настоящее время создаются еще три специальные зоны в Чунгтао, Ченгкунге и Сяокане.
На Тайване предприятия в ЭПЗ освобождаются от таможенных пошлин на импорт сырья, материалов, запчастей, компонентов и оборудования, ввозимых для использования зарегистрированными на территории СЭЗ предприятиями. Кроме того, предоставляются налоговые каникулы по подоходному налогу с предприятий. Срок, на который распространяется данная налоговая льгота на Тайване, составляет до 5 лет.
На Тайване затраты на создание трех зон, включая закупку и освоение земли, управление и функционирование зон, а также потери бюджета в результате предоставления льгот по налогам и пошлинам, составили около 3 млрд. долл. К апрелю 1997 г. общий объем инвестиций в три экспортные зоны Тайваня составил 1,7 млрд. долл., из которых на совместные предприятия приходится 54%, а на чисто иностранные и чисто внутренние инвестиции — 46%. Это свидетельствует о том, что экспортно-производственные зоны внесли большой вклад в привлечение не только иностранных, но и внутренних инвесторов.
Деятельность зон в значительной мере способствовала расширению внешней торговли Тайваня. В 1985—1996 гг. общий объем экспорта из зон превышал 49 млрд. долл. и составлял в среднем 4,1 млрд. долл. в год. К апрелю 1997 г. в этих зонах было зарегистрировано 220 предприятий с общим числом занятых 56 тыс. человек. Создание рабочих мест в зонах, в свою очередь, привело к увеличению занятости на вспомогательных производствах за их пределами. Доходы Тайваня в форме налогов и пошлин, оплаты лицензий на право строительства, взносов по обязательному страхованию рабочих, процентов за кредиты достигли примерно 5,9 млрд. долл. С учетом заработной платы, выплаченной рабочим, внутренних закупок, оплаты транспортировки грузов доходы, полученные Тайванем благодаря трем зонам, составляют примерно 10,3 млрд. долл.