Лекции по "Свободно экономические зоны"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций

Описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

CЭЗ_Монография.doc

— 659.00 Кб (Скачать документ)

     Широкому  распространению свободных экономических  зон способствуют, в первую очередь, различные льготы, которые предоставляются компаниям, как местным, так и иностранным, действующим на их территории. Льготный режим осуществления хозяйственной деятельности местными и иностранными компаниями сводится к следующему:

  • товары, находящиеся в зоне внешней торговли, не облагаются таможенными пошлинами и с них не взимаются акцизные сборы;
  • частная собственность компаний или отдельных лиц, находящаяся на территории зоны, освобождается от уплаты федеральных и местных налогов;
  • товары, которые экспортируются из зоны в третьи страны, не облагаются таможенными пошлинами, внутренними налогами и не подлежат квотированию;
  • таможенная процедура при экспорте товаров из зоны внешней торговли сведена к минимуму и др.50

     Таким образом, ЗВТ, глубоко интегрированные в экономику страны, вносят заметный вклад в ее социально-экономическое развитие. Деятельность этих зон стимулирует американские компании, используя льготный налоговый режим, производить внутри США различные виды готовой продукции, более конкурентоспособной по сравнению с иностранной продукцией, продаваемой на американском рынке. Деятельность ЗТВ также благотворно влияет на инвестиционный климат в стране, противодействует тенденции сокращения рабочих мест в национальной экономике, способствует росту внешней торговли.

     Предпринимательские зоны относятся к разряду свободных экономических зон, непосредственно не связанных с обслуживанием внешней торговли. Исходное понятие свободной зоны здесь размывается, так как таможенные льготы отходят на второй план или вообще отсутствуют, а основную роль играют различные налоговые, финансовые и административные стимулы.

     Предпринимательские зоны (ПЗ) возникли в США как порождение неоконсервативного варианта региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, главным образом в городских, путем предоставления предпринимателям большей свободы деятельности и значительных финансовых льгот.

     Предпринимательские зоны обычно расположены в экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. ПЗ всех типов образуются и действуют на основе правительственных программ, принимаемых исполнительной властью США на различных уровнях. Так, в соответствии с программой развития предпринимательских зон на уровне штатов, принятой в 1980 г., подобные зоны созданы в 36 штатах. Однако каждый штат в силу своих социально-экономических особенностей имеет собственное законодательство, регулирующее создание и функционирование зон. Первая предпринимательская зона, находящаяся под юрисдикцией штата, была организована во Флориде в 1980 г.

     Государственная программа федеральных предпринимательских  зон была принята в 1987 г. на основе Закона о жилищном строительстве. В соответствии с этой программой было создано 100 федеральных предпринимательских зон. Жизнь вскоре потребовала внесения существенных корректив в действующую программу, что привело к принятию Конгрессом США в начале 1990-х гг. ряда законов, направленных на повышение эффективности создаваемых зон.

     Для получения статуса предпринимательской  зоны район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований, в частности:

     более 70% жителей данного района должны иметь личный или семейный доход  ниже 80% среднего дохода жителей данного  города или всей страны;

     уровень безработицы в данном районе должен значительно превышать аналогичный показатель по всему городу или всей стране.51

     Основные  ограничения, применяемые при организации  предпринимательских зон всех типов управления, касаются сроков, на который создаются эти зоны. В большинстве штатов он составляет 10—20 лет. В некоторых штатах он меньше: в штате Коннектикут — 6 лет, в штате Кентукки — 7 лет. Федеральные предпринимательские зоны создаются на срок в 20 лет, и в дальнейшем решением органов исполнительной власти срок может быть продлен.

     Всего свыше 1400 предпринимательских зон  всех уровней действуют в 700 городах и пригородных районах США. Быстрое распространение этих зон обусловлено наличием экономических и других льгот, которые предоставляются американским компаниям, действующим на их территории.

     Следует также отметить, что предпринимательские зоны ориентированы в основном на решение внутриэкономических задач посредством опоры на местный капитал и рабочую силу.

     Технологические парки (технико-внедренческие  зоны) заявили о себе как о новой эффективной форме интеграции науки и производства, как о месте развертывания инновационной деятельности и создания венчурных (рисковых) фирм, занятых разработкой новых технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных на льготных условиях в аренду венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей.

     В отличие от зон свободной торговли и предпринимательских зон создание технологического парка обычно не требует разрешения того или иного правительственного органа. Эти парки возникают при наличии определенной среды — благоприятном сочетании географических, экономических, научных и социальных факторов. В последние годы некоторые штаты, используя различные стимулы, пытаются искусственно создавать подобную среду, в которой и располагается технологический парк. Хотя нельзя сказать, что технологические парки были созданы в соответствии с теми или иными задачами государства, тем не менее они играют важную роль в повышении конкурентоспособности США на мировом рынке и в развитии национальной базы для высокотехнологичных производств. Подавляющая часть технологических парков не получает каких-либо привилегий от государственных организаций. Режим их работы такой же, как и фирм, действующих в высокотехнологичных производствах по всей стране. В 1950—60-е гг. эти фирмы, как и технологические парки, имели определенные преимущества по сравнению с компаниями, действовавшими в традиционных отраслях экономики. В соответствии с федеральным законодательством США эти льготы включали в себя снижение налога на ускоренную амортизацию капитала, а также скидку с налога на инвестиции, предназначенные на научные исследования и развитие высокотехнологичной продукции. Однако в 1970-е гг. они были отменены.

     Определенные  преимущества имеют фирмы, которые  действуют в высокотехнологичных  отраслях национальной экономики, получая  крупные доходы от выполнения федеральных  контрактов (в основном в области оборонной промышленности). При заключении подобных контрактов федеральное правительство выделяет значительные средства для осуществления рискованных проектов, связанных с исследованиями, разработкой и производством новейших видов высокотехнологичной продукции. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях, сконцентрированы в технологических парках, последние соответственно оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими промышленными районами страны. Однако основным побудительным мотивом для фирм, занятых в высокотехнологичных производствах, размещать свои предприятия в технологических парках служит синергетический эффект многочисленных факторов, характеризующий каждый технологический парк, благодаря которому стимулируется дальнейшее развитие высокотехнологичных и наукоемких производств.

     По  одним данным в США функционирует 150 технопарков – это более 30% всех технопарков в мире,52  по другим, от 400 до 450.53

     В США существует два типа технопарков: те, что возникли спонтанно, по инициативе отдельных личностей или частных организаций, и технопарки, которые создавались по указанию правительств отдельных штатов. Парки второго типа продолжают создаваться и сейчас, однако наиболее известные и эффективно действующие технопарки относятся к первому типу. Наиболее известные среди них — технопарк «Силиконовая долина» в г. Санта-Клара (Калифорния), неподалеку от Стэндфордского университета; технопарк «Бостонская дорога 128», находящийся около Массачусетского технологического института и Гарвардского университета; а также «Парк-треугольник Северной Каролины», созданный в центре района, где располагаются три университета: университет Дюка, университет Северной Каролины и университет штата Северной Каролины. Три перечисленных технопарка стали моделью для создания подобных центров не только в других районах США, но и за границей.

     Так, технопарк «Бостонская дорога 128»  начал создаваться в конце 1940-х гг. Основным стимулом к его образованию послужили Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт, образующие широко известный в мире Кембриджский научный центр, в котором наряду с подготовкой кадров проводились фундаментальные и прикладные исследования. Промышленные компании Бостона и близлежащих городов, стремясь повысить конкурентоспособность производимой продукции, активно прибегали к помощи этих двух крупнейших научно-технических центров, используя их научные идеи и разработки и комплектуя свои исследовательские лаборатории кадрами этих высших учебных заведений. При этом промышленные фирмы размещали свои научно-исследовательские организации и производственные мощности по обеим сторонам окружной дороги 128, которая опоясывала полукруг вокруг Бостона в радиусе 10 миль от центра города, оба ее конца упирались в берега Массачусетского залива. Подобное размещение мотивировалось тем, что местные строительные фирмы и компании по операциям с недвижимостью возвели вдоль дороги в открытой местности с хорошим природным ландшафтом одноэтажные здания для последующей сдачи их в аренду как многоцелевые комплексы или по отдельности самым разнообразным покупателям. Тем самым промышленные фирмы концентрировали в своих научных центрах интеллектуальную элиту США, щедро финансировали исследования, создавали в лабораториях максимумом комфорта.

     Руководство Гарвардского университета и Массачусетского технологического института поощряло участие своих профессоров и аспирантов в работе научно-исследовательских отделов и центров промышленных компаний. Кроме того, многие из сотрудников и выпускников этих двух крупнейших вузов сами создавали небольшие научно-исследовательские фирмы и размещали их в районах, прилегающих к дороге 128, которые занимали удобное расположение и имели развитую инфраструктуру. Финансирование научных исследований в «Бостонской дороге 128» осуществлялось как промышленными фирмами, так и частными благотворительными фондами Форда, братьев Рокфеллеров, Карнеги и др. Процесс формирования технопарка продолжался более 20 лет.54

     В настоящее время технопарк «Бостонская  дорога 128», представляющий собой место соединения университетской науки с производством, превратился в один из крупнейших научно-производственных центров США. Здесь действует более 350 промышленных фирм, около трети которых — филиалы крупнейших американских ТНК, и более тысячи научно-исследовательских лабораторий и организаций. Основные научно-исследовательские разработки технопарка, которые затем превращаются в товарную продукцию, связаны с развитием электронной, ракетно-космической промышленности, генной инженерии, созданием новых конструкционных материалов. Проводятся также различные социальные исследования. Деятельность этого крупного технопарка способствует укреплению научно-технического потенциала США, занятию ими лидирующих позиций в производстве и экспорте различных видов наукоемкой продукции.

     О роли, которую играют технологические  парки в экономике США, свидетельствует  тот факт, что «Силиконовая долина», которая считается центром высокотехнологичной индустрии, обеспечивает 1/5 мирового производства компьютерной и вычислительной техники.

 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

 

     3.1. Общая характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах

     В развивающихся странах действует  несколько видов СЭЗ. Однако наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны. Это обусловлено тем, что главными функциями СЭЗ в этих странах являются:

  • обеспечение экономического роста страны;
  • достижение новой, более высокой степени индустриализации экономики;
  • включение страны в международное разделение труда и мировое хозяйство с учетом достигнутой трансформации в отдельных отраслях или экономике в целом.

     Таким образом, во многих развивающихся странах  СЭЗ нередко становятся основной составляющей концепции экономического роста, рассчитанного на определенный, вполне исторически обозримый период (20—30 лет). Как свидетельствует мировой опыт, такая стратегия в большинстве случаев оправдана.

     В отличие от СЭЗ в развитых странах, ориентированных преимущественно  на внутренний рынок, деятельность ЭПЗ в развивающихся странах направлена на обслуживание внешнего рынка, ибо, только наращивая экспорт, развивающиеся страны могут решить стоящие перед ними задачи, а также получить свободно конвертируемую валюту, необходимую для развития национальной экономики и эффективного осуществления мирохозяйственных связей.

     Кроме того, СЭЗ в развивающихся странах  отличаются от аналогичных образований в промышленно развитых странах структурой источников привлекаемого капитала. Если в странах с развитой рыночной экономикой основным источником привлекаемого капитала является национальный частный капитал, то в развивающихся это преимущественно иностранный частный капитал.

     Структура затрат в СЭЗ развивающихся стран  складывается примерно следующим образом:

  •   прямые бюджетные вложения — 2—3%;
  •   прямое финансирование из местных бюджетов — 12—15%;
  •   льготный государственный кредит — 30—35%;
  •   финансирование за счет коммерческих структур и иностранных инвесторов — 47—56%.55

     Отсюда  вытекает и следующая особенность СЭЗ в развивающихся странах — более преференциальный инвестиционный климат, устанавливаемый в СЭЗ государством базирования для иностранных инвесторов.

     Для национальных частных инвесторов развивающиеся  страны нередко устанавливают в  СЭЗ различные ограничения (в частности, во многих странах разрешается вкладывать капитал только при условии, что как минимум 90% объема произведенной продукции будет экспортироваться). Условия и формы вложения капитала в СЭЗ для национальных частных инвесторов могут изменяться в зависимости от уровня ее развития. Например, в самом начале процесса создания СЭЗ Южная Корея не разрешала своим предпринимателям вкладывать инвестиции в СЭЗ, но со временем данный запрет был снят, и они получили возможность создавать в зонах национальные предприятия. Подобная практика получила распространение и в других странах.

Информация о работе Лекции по "Свободно экономические зоны"