Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций
Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Широкому
распространению свободных
Таким образом, ЗВТ, глубоко интегрированные в экономику страны, вносят заметный вклад в ее социально-экономическое развитие. Деятельность этих зон стимулирует американские компании, используя льготный налоговый режим, производить внутри США различные виды готовой продукции, более конкурентоспособной по сравнению с иностранной продукцией, продаваемой на американском рынке. Деятельность ЗТВ также благотворно влияет на инвестиционный климат в стране, противодействует тенденции сокращения рабочих мест в национальной экономике, способствует росту внешней торговли.
Предпринимательские зоны относятся к разряду свободных экономических зон, непосредственно не связанных с обслуживанием внешней торговли. Исходное понятие свободной зоны здесь размывается, так как таможенные льготы отходят на второй план или вообще отсутствуют, а основную роль играют различные налоговые, финансовые и административные стимулы.
Предпринимательские зоны (ПЗ) возникли в США как порождение неоконсервативного варианта региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, главным образом в городских, путем предоставления предпринимателям большей свободы деятельности и значительных финансовых льгот.
Предпринимательские зоны обычно расположены в экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. ПЗ всех типов образуются и действуют на основе правительственных программ, принимаемых исполнительной властью США на различных уровнях. Так, в соответствии с программой развития предпринимательских зон на уровне штатов, принятой в 1980 г., подобные зоны созданы в 36 штатах. Однако каждый штат в силу своих социально-экономических особенностей имеет собственное законодательство, регулирующее создание и функционирование зон. Первая предпринимательская зона, находящаяся под юрисдикцией штата, была организована во Флориде в 1980 г.
Государственная
программа федеральных
Для
получения статуса
более 70% жителей данного района должны иметь личный или семейный доход ниже 80% среднего дохода жителей данного города или всей страны;
уровень
безработицы в данном районе должен
значительно превышать
Основные ограничения, применяемые при организации предпринимательских зон всех типов управления, касаются сроков, на который создаются эти зоны. В большинстве штатов он составляет 10—20 лет. В некоторых штатах он меньше: в штате Коннектикут — 6 лет, в штате Кентукки — 7 лет. Федеральные предпринимательские зоны создаются на срок в 20 лет, и в дальнейшем решением органов исполнительной власти срок может быть продлен.
Всего свыше 1400 предпринимательских зон всех уровней действуют в 700 городах и пригородных районах США. Быстрое распространение этих зон обусловлено наличием экономических и других льгот, которые предоставляются американским компаниям, действующим на их территории.
Следует также отметить, что предпринимательские зоны ориентированы в основном на решение внутриэкономических задач посредством опоры на местный капитал и рабочую силу.
Технологические парки (технико-внедренческие зоны) заявили о себе как о новой эффективной форме интеграции науки и производства, как о месте развертывания инновационной деятельности и создания венчурных (рисковых) фирм, занятых разработкой новых технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных на льготных условиях в аренду венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей.
В
отличие от зон свободной торговли
и предпринимательских зон
Определенные
преимущества имеют фирмы, которые
действуют в
По одним данным в США функционирует 150 технопарков – это более 30% всех технопарков в мире,52 по другим, от 400 до 450.53
В США существует два типа технопарков: те, что возникли спонтанно, по инициативе отдельных личностей или частных организаций, и технопарки, которые создавались по указанию правительств отдельных штатов. Парки второго типа продолжают создаваться и сейчас, однако наиболее известные и эффективно действующие технопарки относятся к первому типу. Наиболее известные среди них — технопарк «Силиконовая долина» в г. Санта-Клара (Калифорния), неподалеку от Стэндфордского университета; технопарк «Бостонская дорога 128», находящийся около Массачусетского технологического института и Гарвардского университета; а также «Парк-треугольник Северной Каролины», созданный в центре района, где располагаются три университета: университет Дюка, университет Северной Каролины и университет штата Северной Каролины. Три перечисленных технопарка стали моделью для создания подобных центров не только в других районах США, но и за границей.
Так, технопарк «Бостонская дорога 128» начал создаваться в конце 1940-х гг. Основным стимулом к его образованию послужили Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт, образующие широко известный в мире Кембриджский научный центр, в котором наряду с подготовкой кадров проводились фундаментальные и прикладные исследования. Промышленные компании Бостона и близлежащих городов, стремясь повысить конкурентоспособность производимой продукции, активно прибегали к помощи этих двух крупнейших научно-технических центров, используя их научные идеи и разработки и комплектуя свои исследовательские лаборатории кадрами этих высших учебных заведений. При этом промышленные фирмы размещали свои научно-исследовательские организации и производственные мощности по обеим сторонам окружной дороги 128, которая опоясывала полукруг вокруг Бостона в радиусе 10 миль от центра города, оба ее конца упирались в берега Массачусетского залива. Подобное размещение мотивировалось тем, что местные строительные фирмы и компании по операциям с недвижимостью возвели вдоль дороги в открытой местности с хорошим природным ландшафтом одноэтажные здания для последующей сдачи их в аренду как многоцелевые комплексы или по отдельности самым разнообразным покупателям. Тем самым промышленные фирмы концентрировали в своих научных центрах интеллектуальную элиту США, щедро финансировали исследования, создавали в лабораториях максимумом комфорта.
Руководство Гарвардского университета и Массачусетского технологического института поощряло участие своих профессоров и аспирантов в работе научно-исследовательских отделов и центров промышленных компаний. Кроме того, многие из сотрудников и выпускников этих двух крупнейших вузов сами создавали небольшие научно-исследовательские фирмы и размещали их в районах, прилегающих к дороге 128, которые занимали удобное расположение и имели развитую инфраструктуру. Финансирование научных исследований в «Бостонской дороге 128» осуществлялось как промышленными фирмами, так и частными благотворительными фондами Форда, братьев Рокфеллеров, Карнеги и др. Процесс формирования технопарка продолжался более 20 лет.54
В
настоящее время технопарк «
О роли, которую играют технологические парки в экономике США, свидетельствует тот факт, что «Силиконовая долина», которая считается центром высокотехнологичной индустрии, обеспечивает 1/5 мирового производства компьютерной и вычислительной техники.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Общая характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
В
развивающихся странах
Таким образом, во многих развивающихся странах СЭЗ нередко становятся основной составляющей концепции экономического роста, рассчитанного на определенный, вполне исторически обозримый период (20—30 лет). Как свидетельствует мировой опыт, такая стратегия в большинстве случаев оправдана.
В
отличие от СЭЗ в развитых странах,
ориентированных
Кроме того, СЭЗ в развивающихся странах отличаются от аналогичных образований в промышленно развитых странах структурой источников привлекаемого капитала. Если в странах с развитой рыночной экономикой основным источником привлекаемого капитала является национальный частный капитал, то в развивающихся это преимущественно иностранный частный капитал.
Структура затрат в СЭЗ развивающихся стран складывается примерно следующим образом:
Отсюда вытекает и следующая особенность СЭЗ в развивающихся странах — более преференциальный инвестиционный климат, устанавливаемый в СЭЗ государством базирования для иностранных инвесторов.
Для национальных частных инвесторов развивающиеся страны нередко устанавливают в СЭЗ различные ограничения (в частности, во многих странах разрешается вкладывать капитал только при условии, что как минимум 90% объема произведенной продукции будет экспортироваться). Условия и формы вложения капитала в СЭЗ для национальных частных инвесторов могут изменяться в зависимости от уровня ее развития. Например, в самом начале процесса создания СЭЗ Южная Корея не разрешала своим предпринимателям вкладывать инвестиции в СЭЗ, но со временем данный запрет был снят, и они получили возможность создавать в зонах национальные предприятия. Подобная практика получила распространение и в других странах.