Лекции по "Свободно экономические зоны"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций

Описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

CЭЗ_Монография.doc

— 659.00 Кб (Скачать документ)

     Важное  значение в решении этого вопроса  придается экономической политике страны по отношению к той или иной отрасли. Обычно наиболее льготные условия инвестирования имеют отрасли материального производства.

     В настоящее время в большинстве  СЭЗ развивающихся стран доминирующие позиции занимает электронная промышленность — на ее долю приходится 35% предприятий и 55—60% рабочей силы. СЭЗ с превалирующей долей электронной промышленности концентрируются в основном в Юго-Восточной Азии (Гонконг (Сянган)), Республика Корея, Сингапур, Малайзия, Тайвань) и некоторых латиноамериканских странах (Мексика, Гаити, Сальвадор, Доминиканская Республика).

     Особой  поддержкой государства в этой группе СЭЗ пользуются предприятия, не требующие вложения больших капиталов, но производящие продукцию, имеющую высокий спрос на мировом рынке (компьютерное оборудование, средства связи, детские электронные игрушки, спортивный инвентарь и т.д.).

     Швейные и текстильные отрасли также  привлекают большой объем иностранных  инвестиций. Они используют 15—20% рабочей  силы и охватывают 20% предприятий  в СЭЗ. Как правило, в этих отраслях инвестиции осуществляются в совместной с иностранным капиталом форме. Приоритет, отдаваемый этим отраслям в СЭЗ, во многом обусловлен наличием в развивающихся странах необходимых факторов производства (главным образом, дешевой рабочей силой), относительно простой и доступной технологией производства, не требующей высокой квалификации рабочей силы.

     Следует, однако, подчеркнуть, что в последние  десятилетия в связи с повышением уровня социально-экономического развития политика зонирования большой группы развивающихся стран претерпела существенные изменения, которые, в частности, проявляются в ориентации создаваемых СЭЗ не только на торгово-производственные операции, но и на оказание различных услуг (банковских, страховых, туристических, информационных).

     Режим деятельности СЭЗ в развивающихся  странах отличается от режима СЭЗ промышленно развитых государств. В СЭЗ многих развивающихся стран особое место занимает регулирование рабочей силы: ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов на территории зоны, приостановление действия трудового законодательства в части фиксирования размеров заработной платы и максимальной продолжительности рабочего дня, неравной оплаты труда мужчин и женщин, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.

     В развивающихся странах создано и функционирует около тысячи свободных экономических зон различных типов. Однако далеко не все попытки создания СЭЗ в развивающихся странах оказались успешными. Под влиянием, прежде всего, политической нестабильности (доходившей подчас до вооруженных конфликтов), а также ряда экономических и административных факторов некоторые СЭЗ, созданные в свое время в Либерии, Сенегале, Шри-Ланке, Гватемале, фактически прекратили свое существование.

 

     3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке

     СЭЗ как территории со льготным режимом хозяйственной деятельности получили в странах Латинской Америки и Карибского бассейна широкое распространение. По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2003 г. в 23 странах региона насчитывалось более 130 зональных образований различных типов.

     Первоначально в Латинской Америке создавались  зоны свободной торговли и их разновидности, которые представляли собой ограниченные участки, выведенные за пределы национальной таможенной территории. Льготы для компаний, функционирующих в них, касались прежде всего таможенного обложения. Товары, ввезенные на территорию зоны, не подлежат обложению таможенными пошлинами и налогом на импорт и освобождены от других видов контроля над импортом, включаемых в таможенное законодательство страны.

     Типичными представителями данного вида СЭЗ  являются: свободная зона «Колон» в Панаме, зона «Пунта Аренас» в Чили, свободные порты в островных государствах Карибского бассейна.

     Так, свободная зона «Колон» (СЗК) была создана в 1948 г. с целью расширения и стимулирования национальной торговли и привлечения иностранных инвестиций. Она расположена рядом с главным торговым портом страны г. Колон, у входа в Панамский канал со стороны Карибского моря.

     Компаниям, зарегистрированным в зоне, предоставляются льготы. Товары, экспортируемые из СЗК, не облагаются никакими экспортными пошлинами, за исключением случаев, когда из СЗК вывозится товар панамского производства или товар, в котором в результате его обработки или переработки в зоне появился панамский компонент.

     Помимо  освобождения компаний, зарегистрированных в СЗК, от уплаты налога на импорт и  экспорт, они также освобождаются  от уплаты налогов на продажи, на импорт машин, предназначенных для личного  пользования, оборудования и материалов, на инвестиции, на прибыль, полученную от других операций компании за пределами Панамы, муниципального налога.

     Согласно  национальному законодательству страны компании должны уплачивать налог пропорционально доходам от экспорта товаров из зоны в размере от 2,5 до 8,5% от суммы доходов. Фактически же компании, образованные после 1 января 1976 г., пользуются преференциальным легальным режимом «ухода» от уплаты указанного налога. Компании, получившие от экспорта более 80% доходов и, кроме того, нанявшие на работу около 30 местных служащих, освобождаются от уплаты 95% указанного налога на доход в течение 5 лет от даты своей регистрации в зоне. Поэтому большинство компаний по этой причине работают в зоне в течение 5 лет, а затем закрываются и возникают вновь, но уже под другим именем.56

     В СЗК зарегистрировано свыше 1220 компаний, которые занимаются экспортными и реэкспортными операциями. В основном это компании из США, Японии, Италии, Германии и Франции, а также стран Юго-Восточной Азии. Почти 90% ввозимых и вывозимых товаров — товары широкого потребления. В десятку основных стран, в которые осуществляется реэкспорт товаров из зоны, входят латиноамериканские страны и США.

     Сегодня, более полувека спустя после своего основания, СЗК является одной из самых развитых и процветающих СЭЗ мира. Свидетельством тому — факты, говорящие сами за себя: в 2001 г. объем товарооборота зоны составил 91 млрд. долл., превысив объем внешней торговли Панамы. По объемам операций СЗК занимает второе место в мире после Гонконга.

     Самым распространенным типом СЭЗ в  Латинской Америке, однако, являются экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). По количеству созданных ЭПЗ регион занимает второе место в мире, уступая только странам Азии: здесь сосредоточено более 2/5 зон этого типа, действующих в мире, в которых занято свыше 1,3 млн. человек.

     В латиноамериканской практике получили развитие два типа экспортно-производственных зон — так называемые точечные зоны и традиционные ЭПЗ, получившие распространение во всем мире.

     Точечные  зоны функционируют на уровне отдельных предприятий или производственных комплексов. Занимаемые ими участки земли не выводятся за пределы национальной таможенной территории; внешнеторговые льготы обеспечиваются за счет введения режимов временного импорта и переработки товаров под таможенным контролем.

     Классический  пример точечных зон — предприятия  «макиладорас», которые были созданы в 6-ти северных штатах Мексики, граничащих с США. Еще в 1930-е гг. в двух из них существовали зоны свободной торговли, причем особенно процветали города на границе с американской Калифорнией. В 1961 г. в Мексике была принята специальная программа развития приграничных северных районов, характеризовавшихся избыточной занятостью. Ключевая роль отводилась сфере туризма, а государство инвестировало средства в развитие инженерной и социальной инфраструктуры, однако довольно скоро было решено начать и индустриализацию. В 1966 г. власти Мексики одобрили специальный закон, разрешивший североамериканским компаниям и иностранным фирмам (базирующимся в США) строить в 20-километровой приграничной зоне предприятия, занимающиеся трудоемкой сборкой изделий из американского сырья и материалов для последующей их поставки в США (так называемые «макиладорас»), и ввозить беспошлинно оборудование, материалы и комплектующие. В последующие годы действие программы было распространено на большее число территорий.

     Выгода  от «макиладорас» оказалась обоюдной. Иностранные компании сумели серьезно снизить в Мексике трудовые издержки (по сравнению с США). Развитие приграничной с США зоны ослабило миграционные потоки из Мексики на север. В приграничной полосе заметно выросли доходы населения и квалификация работников, сократилась безработица, особенно молодежная, в стране в целом увеличились бюджетные доходы, направляемые в том числе на развитие региональной инфраструктуры.57

     Макиладорас — это экспортно-производственные зоны с льготным режимом предпринимательства: к ним относятся промышленные предприятия, которые заняты производством товаров и услуг на экспорт на базе переработки зарубежных материалов, поступивших в режиме возвратного импорта.

     По  числу зарегистрированных предприятий-макиладорес  первенство принадлежит легкой промышленности. Многие из макиладорас заняты производством  автомобилей, электробытовой и электронной техники. Основная часть предприятий автомобильной промышленности работает на поставках узлов и деталей из США и Канады, а в последние годы и из Японии. Практически все производство сосредоточено на предприятиях известных мировых фирм: «Ниссан», «Дженерал Моторс», «Фольксваген», «Форд», «Крайслер».

     Как уже указывалось, первоначально деятельность макиладорас ограничивалась 20-километровой зоной вдоль границы с США, а доля иностранных инвестиций в них не должна была превышать 49%. Но с 1977 г. стали возникать чисто мексиканские макиладорас с условием, что не менее 1/5 использующихся на них компонентов должны были производиться в Мексике.

     Статусом  макиладорас в 2003 г. обладало более 3 тыс. предприятий, 2344 из них располагаются  на границе с США (в городах  Тихуана, Мехикали, Ногалес, Сьюдад-Хуарес, Нуэво-Ларедо, Матаморос и др.), остальные во внутренних районах Мексики. Каждый штат Мексики (всего их 31) имеет свой «макиладорас». 58

     На  макиладорас создается около 25% продукции  обрабатывающей промышленности. На макиладорас приходится 46% всего экспорта страны, 93% объема инвестиций в макиладорас приходится на США. Благодаря «макиладорас» Мексика превратилась в тринадцатого экспортера в мире. В 2000 году объем экспорта превысил 173 млрд долларов, из которых 52% приходится на продукцию «макиладорас».59

     «Макиладорас» пользуются правом осуществлять таможенное оформление импортного товара по упрощенной схеме. Помимо таможенных льгот, предприятия «макиладорас» пользуются различными финансовыми и кредитными привилегиями. В частности, они обладают правом на государственную поддержку в виде финансирования затрат на строительство, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, а также на проведение маркетинговых исследований и рекламных компаний, подготовку бизнес-плана, приобретение технологий и «ноу-хау».

     «Макиладорас» имеют право на уменьшение налогооблагаемой базы на 10%. Они не являются плательщиками  налога на добавленную стоимость  как по импортным, так и по отечественным  товарам, закупаемым ими для использования в процессе производства продукции. Они не платят НДС при экспорте своей продукции. В 2004 г. был отменен налог на заработную плату и подоходный налог. К числу льгот можно отнести упрощенный режим въездных виз при найме иностранных административных и технических работников, а также сокращение срока рассмотрения заявок компаний при переходе их на операции, характерные для «макиладорас», до 15 рабочих дней.

       «Макиладорас» вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие Мексики. На предприятиях «макиладорас» создается 14% валового промышленного продукта страны и около 25% продукции обрабатывающей промышленности. На продукцию этих зон приходится около 50% всего экспорта. Опережающие темпы развития «макиладорас» обеспечивают общую динамику внешнеторгового оборота и положительно влияют на формирование положительного сальдо торгового баланса.

     В целом предприятия «макиладорас»  стали для Мексики основным рычагом экономического роста. Их деятельность во многом способствует обеспечению высоких макроэкономических показателей, характеризующих мексиканскую экономику в последние годы.

     Таким образом, ЭПЗ в странах Карибского бассейна, привлекая иностранный  капитал, явились катализатором  и стимулятором перестройки экономики субрегиона, способствовали созданию новых рабочих мест, росту производства и экспорта, вхождению региона в мировое хозяйство на более высоком технологическом уровне.

     В отличие от других регионов развивающегося мира Латинская Америка нередко  прибегает к созданию таких территориально-хозяйственных образований, которые представляют собой малоизвестную в мировой практике комбинацию зон свободной торговли и экспортно-производственных зон.

     Латинская Америка — это регион, где впервые  в мире были созданы комплексные СЭЗ. Эти зоны призваны решать широкий круг задач общеэкономического и регионального развития: образование полюсов и центров роста, развитие слабо освоенных территорий, индустриализация приграничных районов, имеющих геополитическое значение.

     В отличие от рассмотренных выше моделей СЭЗ, они характеризуются не только большим территориальным охватом и широким кругом выполняемых функций, но и системой управления, а также набором льгот и стимулов для потенциальных инвесторов.

Информация о работе Лекции по "Свободно экономические зоны"