Лекции по "Свободно экономические зоны"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций

Описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

CЭЗ_Монография.doc

— 659.00 Кб (Скачать документ)

     Принятие законов о региональном самоуправлении (1983) и о хозяйственной деятельности иностранных субъектов (1988) расширили права местных органов власти в создании различных обществ, в выпуске облигаций и получении кредитов. Все это изменило подход к образованию свободных зон. С инициативами их создания стали выступать власти воеводств, городов и городских районов.

     К маю 1989 г. было выдвинуто около 20 проектов зон, которые охватывали большую  часть территории страны. Совет министров  Польши одобрил концепцию создания беспошлинных зон в ряде городов и пунктов, являющихся либо портами, либо железнодорожными и автодорожными пограничными переходами на западной границе страны. Руководство страны выступило с предложением создать специальные экономические зоны в ряде крупных городов страны.

     В середине 1990-х гг. начался новый  этап в создании и функционировании СЭЗ в Польше, что было связано с изменениями в экономической ситуации государства.

     В октябре 1994 г. Сейм Республики Польша принял Закон об Особых экономических зонах (ОЭЗ). Целью создания ОЭЗ является ускорение экономического развития части территории страны путем развития определенных областей экономической деятельности, внедрения новых технологических решений, развития экспорта, повышения конкурентоспособности производимых товаров и оказываемых услуг, лучшего использования промышленного оборудования и инфраструктуры, создания новых рабочих мест, освоения неиспользованных природных ресурсов.43

     Особые  экономические зоны учреждает Совет министров, который в своем распоряжении определяет название, территорию и границы ОЭЗ, диапазон хозяйственной деятельности, управляющего ОЭЗ, период, на который она устанавливается, льготы и преференции для субъектов, ведущих хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ. 44

     Доходы  от хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ юридическими или физическими лицами, могут быть полностью освобождены от подоходного налога за период, равный половине периода, на который установлена данная зона. В оставшийся период субъекты, действующие в ОЭЗ, могут быть освобождены от подоходного налога в размере, не превышающем 50% доходов. Величина получаемых льгот зависит от масштаба осуществляемых инвестиций, числа занятых и уровня производства продукции, предназначенной для экспорта.

     Инвестиционные  расходы, непосредственно связанные  с деятельностью на территории ОЭЗ, понесенные хозяйственными субъектами, которые не имеют права на освобождение от налога, могут в полном размере быть включены в счет издержек на получение доходов в налоговом году, в котором они были совершены. В особых экономических зонах предусмотрены также льготы в области строительства, например, упрощена процедура выдачи разрешений на строительство.

     В 1995—1997 гг. в Польше было создано 17 ОЭЗ, в настоящее время функционируют 14 (три ОЭЗ были ликвидированы в связи с тем, что до середины 1995 г. в них не было выдано ни одного разрешения на ведение хозяйственной деятельности).45

     Особые  экономические зоны создавались  в основном в регионах с высоким  уровнем безработицы. Например, в г. Легница образование ОЭЗ было связано, в частности, с необходимостью преодоления меднорудной «монокультуры» и планируемым сокращением занятости на международном комбинате «Полека Мидз». Тарнобжегская ОЭЗ была создана с целью ускорения реструктуризации предприятий по производству серы и текстильных заводов для преодоления текстильной «монокультуры» и сокращения безработицы, связанной с кризисом в легкой промышленности. Создание Каменногурской, Слупской и Сувалкской ОЭЗ также связано с преодолением безработицы в этих районах.

     Для привлечения инвесторов в ОЭЗ  предоставляются значительные льготы и преференции — освобождение от подоходного налога сроком на 10 лет и 50%-ная льгота по этому налогу на очередные годы. Некоторые региональные власти дополнительно освобождают инвесторов от уплаты местных налогов. Заинтересованность со стороны капитала обусловливается также и дополнительными факторами, так называемыми инвестиционными минимумами. Например, в Сувалкской зоне достаточно инвестировать 350 тыс. евро или обеспечивать работой 40 человек в течение месяца. Самые высокие требования для инвесторов в Лодзинской ОЭЗ — 2 млн. евро при минимальной занятости 100 человек. Специальные экономические зоны в Польше отличаются друг от друга не только инвестиционными минимумами, но и степенью развития инфраструктуры, при этом наибольшим успехом пользуются ОЭЗ с высоким уровнем инфраструктуры — Катовицкая и Милецкая. Удобное расположение зоны также является немаловажным фактором с точки зрения потенциальных инвесторов.

     Довольно  широко используется в Польше также  режим свободных таможенных зон  и таможенных складов, которые действуют  на основании Таможенного кодекса 1997 г. Иностранные товары в них  рассматриваются как находящиеся  вне польской таможенной территории (за исключением тех случаев, когда они подлежат таможенным процедурам или были использованы с нарушением положений Таможенного кодекса). Ввоз отечественных товаров в свободную таможенную зону или на `приписной таможенный склад` приравнен к их экспорту. Предприятия, которые работают в свободных таможенных зонах, могут заниматься любой торгово-хозяйственной деятельностью или услугами за исключением розничной торговли. Это ограничение не касается свободных таможенных зон в аэропортах, морских и речных пограничных портах. В начале 2004 г. Польша имела 8 свободных таможенных зон (в Гданьске, Гливице, Малашевичах, Мшчонуве, Щецине, Свиноустье, Вроцлаве и на территории Варшавского международного аэропорта). Торговый оборот между свободной таможенной зоной и иностранным государством не подлежит квотированию, не требует таможенных разрешений, не облагается пошлинами.46

     В связи с вступлением Польши в ЕС было окончательно согласовано компромиссное решение, позволяющее, с одной стороны, в максимальной степени учесть приобретенные права предпринимателей в особых экономических зонах, а с другой — обеспечить бесперебойное функционирование конкуренции на едином рынке. Польской стороне удалось продлить время функционирования ОЭЗ до 2017 г., поскольку изменения в правовом регулировании повлекли бы за собой необходимость выплатить высокие компенсации инвесторам, в частности, за утраченные налоговые льготы в результате расторгнутых договоров, а также вынудили бы обратиться в ЕС за дополнительной финансовой помощью на создание новых рабочих мест и помощь безработным.

     Нами  рассмотрен опыт создания и функционирования СЭЗ только в двух странах Центральной и Восточной Европы – Венгрии и Польше, хотя СЭЗ в этом регионе действуют в республиках бывшей Югославии, в Чехии, Словакии, Румынии и др.

     В целом же, в той или иной степени  все восточноевропейские постсоциалистические страны на этапе перехода к рыночным отношениям осознали значение свободных  экономических зон для привлечения  иностранных инвестиций, решения  социально-экономических проблем в депрессивных районах, активизации процесса структурных сдвигов в экономике.

     Опыт  функционирования СЭЗ в странах  Центральной и Восточной Европы показал, что итоги их деятельности весьма неоднозначны: в некоторых  странах, например, в Польше и Болгарии, СЭЗ не выполнили, поставленных перед ними целей, так как их развитие сдерживалось недостаточными инвестициями государства в инфраструктуру зон, непродуманной стратегией их развития,  отсутствием в них благоприятного инвестиционного климата, непоследовательностью экономических реформ, политической нестабильностью и ошибками в управлении.

     В других странах региона (например, в Венгрии) СЭЗ смогли выполнить стоящие перед ними задачи и внесли существенный вклад в развитие национальной экономики, что проявляется в росте промышленных предприятий и рабочих мест, создании производственной инфраструктуры, увеличении объема экспорта из СЭЗ и т.д.

 

     2.3. Свободные экономические зоны в США

     В США воздействие государства  на функционирование рыночного механизма осуществляется через политику обеспечения в стране свободной конкуренции, мер по поддержанию оптимальных темпов роста экономики, а также посредством кредитной, бюджетной и налоговой политики.

     Особое  место в экономической политике, проводимой государством занимают свободные экономические зоны. Они создаются для решения как внешнеэкономических, так и общехозяйственных задач страны. Предоставление таможенных, налоговых и иных льгот местному капиталу, действующему в этих зонах, способствовало широкому распространению этих территориально-хозяйственных объединений в стране.

     В США действуют 3 основных типа СЭЗ: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки47.

     Они вносят существенный вклад в региональное развитие страны и способствуют расширению ее внешней торговли. Рассмотрим механизм и основные направления деятельности этих зон.

     Зоны  внешней торговли. Успех этих зон в Северной Европе оказал большое влияние на создание подобных зон в США, которые начали действовать на территории этой страны в ХХ веке основе Закона о зонах внешней торговли от 1934 года.

     Целью создания ЗВТ в США было включение  страны в мировую торговлю путем  расширения экономической активности зон (главный стимул — таможенные льготы), а также — снизить уровень безработицы, масштабы которой в стране были чрезвычайно велики в период «Великой депрессии».

     ЗВТ представляют собой ограниченные участки национальной территории США, в пределах которых устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности.

     Современные зоны внешней торговли в США предоставляют широкий спектр услуг. В них завозимый товар не только складируется, сортируется и упаковывается. В зонах его можно заново переработать, осуществить сборку определенных видов продукции из компонентов местного или иностранного производства или даже создать отдельные виды производств на базе продукции, поступающей в зону или создаваемой в ней. Предпосылки организации ЗВТ — это выгодное географическое положение (близость к международным транспортным артериям, крупным промышленным центрам, районам приграничной торговли и т.д.) и наличие развитой инфраструктуры (подъездные пути, складские помещения, грузовые терминалы, разгрузочно-погрузочная техника, устойчивая электро - водо- и теплоснабжение). Поэтому ЗВТ обычно размещаются в портах и аэропортах или вблизи от них.

     Согласно  существующему законодательству США, зоны внешней торговли, действующие  на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные субзоны.

     Зоны  общего назначения находятся вне пределов юрисдикции таможенной службы США. Они располагаются, как правило, около или на территории портов или аэропортов. Сфера деятельности этих зон, в основном, включает складирование, сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки. В ряде случаев допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего экспорта.

     Зоны  общего назначения создаются на основе разрешения, которое выдается Комитетом по зонам внешней торговли. Такие разрешения выдаются различным организациям при правительстве штата и местных властях, например, администрации порта, комитетам по промышленному развитию штата или графства, агентствам и корпорациям по экономическому развитию и т.д. Важное условие создания этих зон — вклад, который они должны вносить в хозяйственное развитие штата или графства, в повышение уровня занятости, расширения торговли. Управляются зоны государственными или частными компаниями, с которыми организации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты.

     По  данным Таможенной службы США, на начало 2000 года в 144 зонах внешней торговли общего назначения зарегистрировано 2420 фирм (заняты 340 тысяч человек), которыми было завезено и переработано товаров на общую стоимость более 150 млрд. долл.48

     Специализированные  зоны (субзоны) организуются для работы отдельных, обычно крупных, компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения.

     Первые  специализированные зоны созданы в 1952 г. — после внесения в Закон 1934 г. дополнения, разрешающего создавать в таких зонах промышленные, в том числе сборочные производства.

     К настоящему времени ЗТВ охватили, практически всю территорию страны — они созданы в 48 штатах. География размещения свидетельствует о том, что наибольшая их концентрация отмечается либо в штатах, имеющих выход к морю или океану, либо в штатах, располагающих крупными промышленными комплексами, но не имеющих выхода к водным артериям. В первом случае, зоны внешней торговли, созданные в более ранние годы, сконцентрированы в таких штатах, как Техас (26 зон), Нью-Йорк (13), Флорида (12), Калифорния (7). Во втором случае, зоны, созданные в более позднее время, сосредоточены в штатах Огайо (8 зон), Индиана и Иллинойс (по 6 зон), Аризона и Мичиган (по 5 зон), Северная Каролина (4 зоны).49 В каждом конкретном случае создание ЗТВ объясняется не только удобным географическим положением, но и комплексом экономических, производственных и социальных факторов, оптимальный баланс которых призван обеспечивать эффективное функционирование той или иной зоны.

Информация о работе Лекции по "Свободно экономические зоны"