Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций
Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Офшорные зоны, как правило, располагаются на территориях, островах и в небольших государствах с выгодным географическим расположением, развитыми транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных финансовых и торговых центров.
Офшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующие преимущества: налоговые льготы, свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом, действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов, так как классический вариант офшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в офшорной зоне только нерезидентов.
Масштабы офшорного бизнеса в последние десятилетия растут весьма стремительными темпами. По оценкам, в начале XXI в. около четверти всего мирового объема валютных операций проходит через европейские офшорные зоны. В них участвует свыше 300 тыс. физических и юридических лиц, и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивая таким образом масштабы офшорных операций.
Офшорный бизнес приносит большие доходы странам и территориям их базирования. В некоторых из них доходы от офшорного бизнеса составляют 25—35% их валового внутреннего продукта.
Примером офшорного «налогового рая» является Гибралтар, последняя колония Великобритании в Европе. Гибралтар, в котором проживает 30 тыс. человек, является самоуправляющимся образованием с 1965 г.
Гибралтар предлагает два типа компаний, особо выгодных с точки зрения налогообложения: нерезидентные и компании, освобожденные от налогов.
Нерезидентная компания регистрируется в Гибралтаре, но централизованно управляется и контролируется правлением, находящимся вне Гибралтара. Если такая компания не имеет доходов в пределах Гибралтара и не является посредником в переводе прибылей в Гибралтар, то она не платит никаких налогов.
Обычная гибралтарская компания может получить статус освобожденной от налогов за ежегодный взнос в 225 фунтов.
В отличие от стран «налогового рая», в которых деятельность иностранных компаний облагается только регистрационным и небольшим ежегодным сбором, в Европе имеется ряд стран, которые взимают с зарегистрированных в них фирм определенные виды налогов. К числу стран с умеренным налогообложением относятся Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, Кипр и Мальта.40
Видное место в офшорном бизнесе занимает Лихтенштейн — маленькое княжество между Швейцарией и Австрией с населением в 32 тыс. человек. Выгодное расположение, хорошо развитые коммуникации, наличие высокопрофессиональной юридической службы, льготы иностранным компаниям способствовали быстрому развитию этого офшорного центра. В Лихтенштейне зарегистрировано свыше 40 тыс. иностранных фирм, доходы от которых составляют более 30% бюджета страны.
Среди иностранцев в княжестве популярны фирмы, управляющие собственностью других фирм, а также холдинговые компании, которые владеют акциями других фирм и получают с этого доход. Такие фирмы не платят Лихтенштейну никаких налогов, кроме низкого налога на уставный капитал. Они также освобождены от аудиторского контроля. Их минимальный акционерный капитал — от 30 до 50 тыс. швейцарских франков. Фирме требуется как минимум один местный директор. Срок регистрации — две недели, ее стоимость — 6 тыс. долл. Примерно столько же составляет ежегодный взнос.
Швейцария — ведущая страна мира в области банковского дела, где также действует умеренное налогообложение. Несмотря на то что в Швейцарии можно зарегистрировать фирмы различных типов, самая популярная среди иностранцев — корпорация. По своей сути она похожа на российское акционерное общество. Минимальный размер акционерного капитала составляет 100 тыс. швейцарских франков, из них 40% должны быть перечислены в местный банк до регистрации фирмы. С корпораций взимается федеральный налог в размере 0,825% от всего капитала фирмы и подоходный налог (3,6—9,8% от прибыли).
Активно развивались офшорные операции на Кипре, который в 1990-е гг. приобрел статус признанного центра деловой активности в Восточном Средиземноморье и вошел в первую десятку стран, специализирующихся на офшорном бизнесе. Представителей иностранных деловых кругов привлекало выгодное географическое положение Кипра, современная система связи, отлаженное банковское дело, отсутствие ограничений на вывоз капитала, льготное налогообложение.
По
совокупному набору различных льгот
все офшорные центры
региона отличаются друг от друга, но в
целом налоговые условия в таких центрах
намного льготнее, чем в большинстве стран
мира. Это один из основных факторов успешного
функционирования офшорных центров в
Западной Европе.
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
Функционирование СЭЗ в Венгрии. Пионером в создании СЭЗ в странах Центральной Европы является Венгрия. В 1972 г. в стране были предприняты первые шаги в области привлечения иностранных инвестиций в форме совместных предприятий. Однако лишь в 1988 г. после принятия Закона об иностранных инвестициях Венгрия приступила к созданию СЭЗ.
В настоящее время в
В Венгрии создание совместных предприятий в беспошлинных зонах было разрешено в 1982 году. К 1989 г. в Венгрии было зарегистрировано 620 СП, из которых 40 действовало в свободных экономических зонах. Создание СЭЗ в Венгрии с первых дней их организации рассматривалось как один из элементов новой экономической политики, направленной на создание конкурентоспособной экономики.
В последние годы в Венгрии создаются и функционируют главным образом экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), получившие название промышленных свободных торговых зон. В настоящее время их насчитывается 125, причем за 1997—2001 гг. их число увеличилось на 40%. В отличие от других стран местонахождение ЭПЗ в Венгрии определяет не государство, а сама инвестирующая компания.
ЭПЗ Венгрии успешно развиваются, выступая локомотивами роста экспортной торговли и модернизации экономики страны. За 1996— 2001 г. объем экспортных поставок, осуществляемых ЭПЗ, увеличился в 5 раз, в то время как объем экспорта Венгрии всего лишь удвоился. В 2001 г. зоны обеспечивали 44% всего венгерского экспорта, причем более 90% поставок из этих анклавов направлялось в страны ЕС.
Венгрия имеет и значительный опыт в организации индустриальных (промышленных) парков. В 2004 г. их насчитывалось уже 165. Первый промышленный парк был учрежден в 1991 г. в Дьере на базе венгеро-австрийского совместного предприятия. В 1997 - 1999 гг. в республике осуществлялась трехлетняя правительственная программа развития промышленных парков, создаваемых с целью использования простаивающих производственных мощностей, организации новых рабочих мест, оказания содействия экономическому подъему и подтягивания отдельных отсталых регионов до общего уровня страны.
В 2000 г. число территорий, получивших статус промышленного парка, достигло 112 (в 1997 г. было создано 28 промышленных парков, в 1998 г. - 47 и в 1999 г. - 37. По данным Министерства экономики Венгрии, число занятых в действующих промышленных парках приближается к 100 тыс., годовой объем производства зарегистрированных на их территории предприятий (около 1 тыс.) составляет 1600 млрд. форинтов (около 6 млрд. долл.), причем 80% продукции этих предприятий поставляется на экспорт. Общий объем капиталовложений, направленных на развитие промышленных парков, превысил 1,5 млрд. долл. Производительность труда на этих территориях в два раза выше, чем в среднем по стране.41
Они
создаются с помощью
Промышленные парки имеют ряд налоговых и таможенных льгот, предусмотренных как для венгерских, так и для иностранных инвесторов:
-
освобождение от местных
- освобождение (на 50 - 100%) от таможенных пошлин на ввоз импортного производственного оборудования;
- освобождение от налога на общества, если прибыль реинвестируется в развитие производства и увеличение числа занятых;
-
сокращение платы за
Благодаря созданию промышленных парков в Венгрии начался процесс ускоренного развития южных и восточных районов страны и подтягивания их до общего уровня. В настоящее время на эти районы приходится одна треть существующих промышленных парков.
Венгрия — одна из немногих стран Центральной и Восточной Европы, на территории которой создан офшорный центр и на практике был реализован режим классического офшора. Офшорные компании получают скидку на налог на прибыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до 5,4%. Офшорной компании предоставляется право вести операции с иностранной валютой; получать иностранные займы и кредиты без специального разрешения властей, регулирующих операции с иностранной валютой; иметь счета в иностранных банках при условии, что определенная доля счетов приходится на Венгерский банк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрии ограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством между российскими компаниями. Принцип такого ограничения простой - ориентировать офшорные льготы на основные, преобладающие во внешней торговле товарные потоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров.
Пример Венгрии – это пример наиболее эффективной организации СЭЗ. Благодаря продуманной политике правительства в отношении СЭЗ экономика Венгрии получила огромную подпитку в виде иностранного капитала, были активизированы до этого не использованные ресурсы, улучшилось благосостояние населения, предприятия начали работать на полную мощность, многие крупные ТНК предпочли Венгрию для места базирования своего производства.
Свободные экономические зоны в Польше. Другой восточноевропейской страной с богатым опытом деятельности СЭЗ является Польша. Еще в 1930-е гг. в стране была предпринята попытка создать СЭЗ в Гданьском порту. Однако в силу внутренних и внешних причин она оказалась неудачной. Практика создания СЭЗ в Польше возобновилась лишь в 1980-е гг. ХХ века.
В 1982 г. в Польше был принят Закон о хозяйственной деятельности в сфере малого производства зарубежных юридических и физических лиц. Закон разрешал привлекать в страну капитал поляков, проживающих за рубежом, и создавать свои предприятия на территории Польши. Однако деятельность этих предприятий облагалась высокими ставками налогов, достигающих 80% валовой прибыли. В 1986 г. был принят закон, разрешающий польским предприятиям создавать совместные предприятия с иностранным капиталом, что создало правовые и экономические условия для развития СЭЗ. В результате уже в 1988 г. начала функционировать свободная таможенная зона «Щецин — Свиноуйсьце».
В 1989 г. в Польше произошло изменение хозяйственной системы. Возникла необходимость радикальной экономической трансформации, отвечающей потребностям общества. Внедрение принципов рыночной экономики выявило размер скрытой безработицы, характерной для предыдущего периода. Многие предприятия, являвшиеся важными работодателями в своих регионах, оказались банкротами. Необходимость закрытия ключевых, с точки зрения обеспечения занятости, предприятий вынудило правительство активизировать экономическую жизнь и начать создавать новые рабочие места. Важную роль в процессе изменений могли сыграть СЭЗ, которые государство имело возможность создавать с целью хозяйственной активизации отдельных регионов, нуждающихся в реструктуризации с помощью не только отечественных институтов и финансов, но и внешних стратегических инвесторов, особенно их капитала и технологий. Именно так и поступило польское правительство, предложив иностранным инвесторам вложить свой капитал в экономику Польши посредствам СЭЗ.