Лекции по "Свободно экономические зоны"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций

Описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

CЭЗ_Монография.doc

— 659.00 Кб (Скачать документ)
  • Благоприятное географическое положение на пересечении  важнейших транспортных сетей.  СЭЗ  почти никогда  не  создаются в  глубинных регионах крупных стран, отделенных от транспортных коммуникаций международного или общенационального значения.
  • Наличие на территории будущей зоны инфраструктуры, которая должна обладать преимуществами по сравнению с инфраструктурой страны — потенциального  инвестора.  Сюда относятся такие  связанные  с инфраструктурой объекты, как водо- и энергоснабжение, возможность подключения к современным системам телекоммуникаций и т.д.
  • Наличие благоприятной социальной инфраструктуры, в том числе: соответствующих современным стандартам жилых помещений, школ, учреждений здравоохранения, культуры и др.
  • Относительно дешевая и, в тоже время, высококвалифицированная рабочая сила.
  • Достаточно высокий уровень обеспечения банковскими и другими  финансовыми  услугами;  доступная  связь  с  международными  финансовыми центрами и рынками.
  • Благоприятная  для  промышленного  производства  среда,  создаваемая предоставлением различных услуг,  например, в области обслуживания и ремонта оборудования и поставки комплектующих изделий.
  • Отсутствие  административно-бюрократических  препятствий  для создания новых предприятий, в том числе с участием иностранного капитала.
  • Развитая и устойчивая правовая база; развитие СЭЗ должно основываться на твердо установленном и четком законе, а не на постоянно меняющихся решениях органов местной (исполнительной) власти.
  • Законодательное закрепление различных льгот для действующих в зоне предприятий. Закон об СЭЗ должен включать подробный раздел о льготах, предоставление которых для импорта является первым стандартным правилом любой зоны; вторым стандартным правилом является освобождение от экспортных налогов, пошлин и т.д.
  • Создание администрации зоны, которая должна быть наделена широкими полномочиями и обязательствами.
  • Общая политическая стабильность в стране.25

     Одновременно, создание СЭЗ, как правило, увязывается  с тремя основными задачами:

  • стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;
  • ростом занятости;
  • превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования и роста национального хозяйства26.

     Государство при создании СЭЗ, прежде всего, должно преследовать стратегические цели по решению таких важных макроэкономических задач, как ускорение темпов роста, модернизации экономики и промышленности, насыщение внутреннего рынка высококачественных товарами и т.д. СЭЗ должны содействовать решению этих стратегических задач через мировой рынок — путем увеличения валютных поступлений за счет роста экспорта товаров и услуг. Среди конкретных задач, выполнение которых обеспечивает эффективное функционирование создаваемой зоны, необходимо выделить следующие:

  • привлечение иностранного капитала и предпринимателей;
  • максимальное использование местных ресурсов и рабочей силы;
  • увеличение валютных поступлений;
  • стимулирование развития отсталых районов, включая изменение их специализации;
  • модернизация производственных структур и технологий, привлечение новейшей технологии и ноу-хау;
  • повышение квалификации рабочей силы и специалистов, внедрение новых методов организации труда и производства;
  • испытание новых методов хозяйствования, отработка и отбор наиболее эффективных форм деятельности в условиях свободного рынка.

     Если  попытаться рассмотреть конкретные цели создания СЭЗ, то их можно  объединить в три блока: экономический, социальный и научно-технический.

     Экономические цели:

  • привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;
  • использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортзамещающего механизма производства;
  • ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;
  • рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов и др27.
  • Социальные цели:
  • ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;
  • повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;
  • создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;
  • удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.
  • Научно-технические цели:
  • привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;
  • ускорение инновационных и внедренческих процессов;
  • привлечение зарубежных ученых и специалистов;
  • повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.

     Известно, что СЭЗ в своей деятельности достигают высокой эффективности  благодаря огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала. Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ объясним, так как в зонах устанавливаются существенные налоговые льготы; предоставляется доступ к национальному и региональным рынкам; гарантируются более низкие производительные затраты, в том числе за счет более дешевой рабочей силы; возможность финансирования по сниженным процентным ставкам; право пользования землей на длительные сроки и др.

     Мировая практика предполагает два варианта создания СЭЗ. Вариант "сверху" означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной программы (как, например, в Южной Корее). Вариант "снизу", - создание СЭЗ в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская республика, Польша). Предложения об учреждении свободной экономической зоны направляются в специально уполномоченный государственный федеральный или региональный орган, который после принятия решения об учреждении зоны включается в работу по формированию условий ее создания. Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формирование социальной и производственной инфраструктуры и т.д.28.

     Итак, цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялись разного рода налоговые льготы. Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.  Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов. 

     1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования 

     В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов-портов до инновационных парков и исследовательских  центров. Их роль, место и формы  серьезно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики. Все многообразие встречающихся, в мировой практике СЭЗ, в самом общем виде можно классифицировать следующим образом:

     - по уровню и кругу решаемых  задач: складские, транзитные зоны, свободные порты; промышленные и экспортные; научно-технологические зоны, технополисы и технопарки, инновационные центры; комплексные и многопрофильные СЭЗ;

     - по размерам территорий: точечные (фирма, склад, терминал); территориально-масштабные (промышленно-экспортные зоны, технопарки); особо крупные (регионы);

     - по направлениям и сферам хозяйственной  специализации: предприятия преимущественно  отраслевого профиля; предприятия  секторального профиля (добыча, обработка,  услуги), предприятия функционального профиля (банковская, коммерческая деятельность);

     - по участвующим сторонам и  особенностям расположения: международные,  приграничные.

     Принципиальными характеристиками функционирования всех типов и разновидностей СЭЗ являются: использование льготного налогово-финансового, внешнеторгового, таможенного, инвестиционного, процедурного режимов.29

     Под влиянием изменений в мировой  экономике и международной торговле прослеживается эволюция организационно-функциональных форм СЭЗ от простых, связанных с торговлей товарами, к более сложным, ориентированным на производство продукции массового потребления, разработку и производство новых товаров, предоставление различного рода услуг и др. По данным специалистов, различных видов СЭЗ, в настоящее время,  около 20.30

     Чаще  всего основой для классификации  СЭЗ служит характер деятельности и функциональное предназначение, а также степень интегрированности в мировую и национальную экономику. Иногда учитывается характер собственности в СЭЗ (они могут быть государственными, частными и смешанными).31 В связи с тем, что видов СЭЗ много, условно их можно объединить в следующие группы.

     Первая группа - торговые СЭЗ. Это одна из наиболее ранних (возникших еще в ХVI—ХVII вв.) разновидностей свободных экономических зон. К ней относятся торгово-складские зоны, свободные таможенные зоны, свободные порты, но в первую очередь — зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие наиболее широкое распространение в мире.

     В Западной Европе ЗСТ появились еще в XIX в. и даже раньше (вольные гавани); а к середине 90-х XIX века их число возросло примерно до 150. Сначала такие зоны формировались преимущественно в морских портах Германии (Гамбург, Бремен, Бремерхафен, Киль, Эмден, Куксхафен), Дании (Копенгаген), Финляндии (Хельсинки, Турку), Греции (Пирей, Салоники). Также, давно известны крупные ЗСТ в речных портах и железнодорожных узлах (например, в Линце и Граце в Австрии).

     Однако  новейшая история европейских, да собственно, и мировых ЗСТ началась в конце 50-х годов, и связана она с ирландским международным аэропортом Шеннон. Расположенный в западной части Ирландии, он специализировался на дозаправке самолетов, обслуживавших трансатлантические рейсы. Но по мере того как ведущие авиакомпании стали переходить на самолеты, не нуждавшиеся в дозаправке, экономическое положение Шеннона ухудшалось, и он оказался на грани закрытия. Тогда в 1959 г. правительство страны объявило о своем намерении сделать Шеннон зоной свободного международного предпринимательства. Эта акция оказалась вполне успешной. Иностранный капитал за короткие сроки сумел создать здесь тысячи новых рабочих мест, ликвидировать безработицу и вернуть району экономическое благополучие. Ныне в зоне Шеннона производят электронное оборудование, буровые установки, промышленные алмазы, товары широкого потребления. Его годовой экспорт уже превысил 1 млрд. долл. Да и сам Шеннон превратился в процветающий город.

     Также ЗСТ  большое распространение  получили в США. Их создание предусмотрено  специальным законом США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности.

     Зоны  свободной торговли создаются в основном для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны — на таможенную территорию страны или на экспорт. Например, в США в настоящее время функционируют 253 зоны свободной (внешней) торговли, через которые проходит 2% импорта и 1,5% экспорта страны.32

     Торгово-складские  зоны – это разновидность ЗСТ. На их территории товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская зона. Для этих зон характерны три основных признака:

     во-первых, они создаются для обслуживания мирового рынка;

     во-вторых, на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны (“таможенная экстерриториальность”);

Информация о работе Лекции по "Свободно экономические зоны"