Лекции по "Свободно экономические зоны"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций

Описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

CЭЗ_Монография.doc

— 659.00 Кб (Скачать документ)

     •  методы управления и др.

     При разработке структуры системы управления СЭЗ или ее модели необходимо учитывать  влияние следующих факторов:

     •  цели, миссия и философия управляемого объекта;

     •  наличие ресурсов, необходимых системе  управления СЭЗ;

     •  масштаб и тип производства, операционность процесса, количество и сложность операций, наличие развитой инфраструктуры;

     •  организационно-технический уровень  зоны:  конкурентноспособность выпускаемой  продукции,   используемые  технологии, уровень корпоративной культуры и т. д.

     Таким образом, государственная политика зонирования — это комплекс мер  социального, экономического и правового  характера, направленных на создание и эффективное функционирование особых образований (зон) на территории данной страны.73 Смысл государственной политики зонирования состоит в четком понимании роли и значения различных типов СЭЗ для национальной хозяйственной системы страны. В связи с тем, что СЭЗ это сложное политико-экономическое и социальное образование, то она нуждается в управлении.

 

     2.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации

 

     Создание  свободных и особых экономических зон (ОЭЗ) различного типа является одним из путей обеспечения экономического роста страны. В России неоднократно предпринимались попытки создания и развития СЭЗ, в частности, в Находке, Калининградской области, Магадане, Алтае и других местах. По  замыслу законодателя СЭЗ должны были способствовать решению таких задач, как: быстрая интеграция в мировую экономику, привлечение иностранных инвестиций, освоение передового инновационного и технологического опыта. Однако отсутствие единой государственной политики в этой области, федерального закона об особых экономических зонах, прямое копирование зарубежного опыта без учета условий российской экономики, распространение режима свободной экономической зоны в пределах территориально-административных границ, совпадение времени их создания с затяжным экономическим кризисом в России отрицательно сказались на становлении СЭЗ. Фактически к 2004 г. в России осталась функционировать только Калининградская зона, прошедшая сложный путь эволюционного поиска: от "свободной экономической зоны" к "особой экономической зоне".

     Идея  создания СЭЗ и особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике не нова. Достаточно вспомнить положительный опыт Китая, Сингапура и других стран. Следует отметить, что в России СЭЗ и особые экономические зоны являются одним из инструментов диверсификации экономики наряду с Банком развития, Инвестиционным фондом, государственными корпорациями и т.д.

     В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов-портов до инновационных парков и исследовательских центров. Их роль, место и формы серьезно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики.

     Придавая  большое значение деятельности СЭЗ, страны размещения таких зон предусматривают внедрение системы экономико-правовых и социальных мер по их поддержке, в которую входят, в частности, поощрительная налоговая и финансовая политика, предоставление различных льгот.

     Опыт  создания СЭЗ и особых экономических зон существенно дифференцирован в зависимости от уровня развития страны. В настоящее время в промышленно развитых странах СЭЗ представлены всеми типами зон, однако наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и технико-внедренческие зоны, тогда как в развивающихся и странах с переходной экономикой - экспортно-производственные зоны.

     Главной движущей силой развития СЭЗ в промышленно развитых странах являются не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, а также различные государственные дотации и кредиты. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой, наоборот, основным источником выступают иностранные инвестиции и займы международных кредитных организаций.

     На  международной арене анализом создания и функционирования ОЭЗ занимается организация ЮНИДА.74 В настоящее время создано около 3000 ОЭЗ (по международной терминологии - свободных экономических зон) в 120 странах мира, где работают свыше 50 млн. человек. Только экспортный оборот этих зон превысил 600 млрд. долл. США.75

     На  сегодняшний день в России на территории уже созданных особых экономических зон зарегистрировано 54 резидента, объем инвестиций которых, в этом году составил свыше 5 млрд. руб. При этом на территории технико-внедренческих ОЭЗ зарегистрировано 44 резидента, а на территории промышленно-производственных зон – 10. Из них 5 резидентов на территории Липецкой области и 5 – на территории Республики Татарстан.76

     В соответствии со ст.2 Федерального закона "Об особых экономических зонах  в Российской Федерации" под особой экономической зоной понимается: «…определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности».

     Цель  создания особых экономических зон -  развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

     В различных странах применяются  два альтернативных метода создания свободных зон. В первом случае они  создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиции (Китай, частично Южная Корея). Во втором случае (он распространен в мире гораздо чаще) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.

     В настоящее время в РФ в основном сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов. В целом создана и система управления данным процессом. Федеральное министерство экономического развития и торговли РФ – главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, а Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (со своими региональными управлениями) – главный орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за эту работу.

     Ранее, в 1990-2005 гг., правовое регулирование создания и функционирования СЭЗ, как правило, осуществлялось не законами, а подзаконными актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. В этот период, созданные в России свободные экономические зоны, по существу, трансформировались в офшоры. Компании регистрировались на территориях СЭЗ, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою вели за ее пределами.77 Большинство из этих зон так и не стали функционировать в запланированных объемах и по намеченным видам деятельности. Поэтому, цели, поставленные при их создании так и не были достигнуты, вследствие чего они были ликвидированы.

     В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим порядок создания и функционирования ОЭЗ, является Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"78. Данный закон упразднил ранее созданные в РФ свободные (особые) экономические зоны,  кроме Калининградской79 и Магаданской, 80 деятельность которых регулируется отдельными законами.

     В соответствии со ст.4 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" на территории России могут создаваться ОЭЗ следующих типов:

     - промышленно-производственные, деятельность которых включает в себя производство и (или) переработку товаров (продукции) и их реализацию.

     Промышленно-производственные зоны, создание которых предусмотрено  законом, по своим характеристикам, наиболее близки к экспортно-производственным зонам. Некоторые специалисты к таким видам ОЭЗ относят также зоны экспортного производства, экспортно-промышленные зоны и зоны поощрения экспорта.81 Такая позиция не лишена смысла, поскольку наблюдается единство непосредственных целей создания таких зон - развитие производства, ориентированного на экспорт, либо импортозамещающего производства, прирост экспортных поступлений, создание дополнительных рабочих мест, развитие инфраструктуры. В этих зонах происходит выгодное соединение дешевой рабочей силы, дешевого местного сырья и капитала, поступающего извне.82

 

 - технико-внедренческие, деятельность которых направлена на создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем и,

     - туристско-рекреационные. Такие зоны создаются для стимулирования, развития и эффективного использования в России туристских ресурсов и объектов курортного лечения и отдыха, разработки и использования природных лечебных ресурсов, а также для оказания услуг в области организации отдыха и реабилитации граждан, лечения и профилактики заболеваний.

     Туристско-рекреационные  ОЭЗ являются эффективным инструментом:

     - для обеспечения благоприятного  инвестиционного и предпринимательского  климата в России;

     - создания конкурентоспособного туристского и санаторно-курортного российского продукта;

     - содействия переводу туристской  и санаторно-курортной индустрии  РФ на инновационный путь развития;

     - улучшения качества туристских  и санаторно-курортных услуг до  мировых стандартов;

     - стимулирования развития депрессивных  регионов с низким промышленным  потенциалом;

     - развития инновационной и транспортной  инфраструктуры;

     - прироста объема экспорта туристских  и санаторно-курортных услуг;

     - повышения качества жизни и  занятости населения, обеспечивающего функционирование ОЭЗ.

     - портовые особые  экономические зоны. Такие зоны создаются на территориях морских портов и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

     Органы  управления особыми  экономическими зонами в РФ.

     С момента создания СЭЗ на территории нашей страны были определены и органы управления экономическими зонами. Рассмотрим виды таких органов управления СЭЗ и их компетенцию:

     1) Так, 23 ноября 1990 года было принято  Постановление Совета Министров РСФСР №540 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г.Находки (СЭЗ Находка) Приморского края», в котором указано, что: «В СЭЗ Находка создается единый орган административного управления - Административный комитет, формируемый Находкинским горсоветом и Партизанским райсоветом.

     Председатель  Административного комитета утверждается Советом Министров РСФСР по представлению  этих Советов. Основными функциями  Административного комитета являются:

  • разработка и реализация стратегии развития СЭЗ Находка, в том числе генерального плана зоны;
  • оценка и одобрение предложений отечественных и иностранных инвесторов;
  • регистрация филиалов, представительств, создаваемых на территории СЭЗ Находка;
  • подготовка предложений по предоставлению налоговых и иных льгот для приоритетного развития отраслей экономики и социальной сферы;
  • подготовка постановлений и правил, регламентирующих хозяйственную деятельность в СЭЗ;
  • осуществление любых других функций, делегируемых Находкинским горсоветом и Партизанским райсоветом»83.

Информация о работе Лекции по "Свободно экономические зоны"