Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций
Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• методы управления и др.
При разработке структуры системы управления СЭЗ или ее модели необходимо учитывать влияние следующих факторов:
• цели, миссия и философия управляемого объекта;
• наличие ресурсов, необходимых системе управления СЭЗ;
• масштаб и тип производства, операционность процесса, количество и сложность операций, наличие развитой инфраструктуры;
•
организационно-технический
Таким образом, государственная политика зонирования — это комплекс мер социального, экономического и правового характера, направленных на создание и эффективное функционирование особых образований (зон) на территории данной страны.73 Смысл государственной политики зонирования состоит в четком понимании роли и значения различных типов СЭЗ для национальной хозяйственной системы страны. В связи с тем, что СЭЗ это сложное политико-экономическое и социальное образование, то она нуждается в управлении.
2.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
Создание
свободных и особых экономических зон
(ОЭЗ) различного типа является одним из
путей обеспечения экономического роста
страны. В России неоднократно предпринимались
попытки создания и развития СЭЗ, в частности,
в Находке, Калининградской области, Магадане,
Алтае и других местах. По замыслу законодателя
СЭЗ должны были способствовать решению
таких задач, как: быстрая интеграция в
мировую экономику, привлечение иностранных
инвестиций, освоение передового инновационного
и технологического опыта. Однако отсутствие
единой государственной политики в этой
области, федерального закона об особых
экономических зонах, прямое копирование
зарубежного опыта без учета условий российской
экономики, распространение режима свободной
экономической зоны в пределах территориально-
Идея создания СЭЗ и особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике не нова. Достаточно вспомнить положительный опыт Китая, Сингапура и других стран. Следует отметить, что в России СЭЗ и особые экономические зоны являются одним из инструментов диверсификации экономики наряду с Банком развития, Инвестиционным фондом, государственными корпорациями и т.д.
В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов-портов до инновационных парков и исследовательских центров. Их роль, место и формы серьезно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики.
Придавая большое значение деятельности СЭЗ, страны размещения таких зон предусматривают внедрение системы экономико-правовых и социальных мер по их поддержке, в которую входят, в частности, поощрительная налоговая и финансовая политика, предоставление различных льгот.
Опыт создания СЭЗ и особых экономических зон существенно дифференцирован в зависимости от уровня развития страны. В настоящее время в промышленно развитых странах СЭЗ представлены всеми типами зон, однако наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и технико-внедренческие зоны, тогда как в развивающихся и странах с переходной экономикой - экспортно-производственные зоны.
Главной движущей силой развития СЭЗ в промышленно развитых странах являются не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, а также различные государственные дотации и кредиты. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой, наоборот, основным источником выступают иностранные инвестиции и займы международных кредитных организаций.
На международной арене анализом создания и функционирования ОЭЗ занимается организация ЮНИДА.74 В настоящее время создано около 3000 ОЭЗ (по международной терминологии - свободных экономических зон) в 120 странах мира, где работают свыше 50 млн. человек. Только экспортный оборот этих зон превысил 600 млрд. долл. США.75
На сегодняшний день в России на территории уже созданных особых экономических зон зарегистрировано 54 резидента, объем инвестиций которых, в этом году составил свыше 5 млрд. руб. При этом на территории технико-внедренческих ОЭЗ зарегистрировано 44 резидента, а на территории промышленно-производственных зон – 10. Из них 5 резидентов на территории Липецкой области и 5 – на территории Республики Татарстан.76
В соответствии со ст.2 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" под особой экономической зоной понимается: «…определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности».
Цель создания особых экономических зон - развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
В различных странах применяются два альтернативных метода создания свободных зон. В первом случае они создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиции (Китай, частично Южная Корея). Во втором случае (он распространен в мире гораздо чаще) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.
В настоящее время в РФ в основном сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов. В целом создана и система управления данным процессом. Федеральное министерство экономического развития и торговли РФ – главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, а Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (со своими региональными управлениями) – главный орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за эту работу.
Ранее, в 1990-2005 гг., правовое регулирование создания и функционирования СЭЗ, как правило, осуществлялось не законами, а подзаконными актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. В этот период, созданные в России свободные экономические зоны, по существу, трансформировались в офшоры. Компании регистрировались на территориях СЭЗ, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою вели за ее пределами.77 Большинство из этих зон так и не стали функционировать в запланированных объемах и по намеченным видам деятельности. Поэтому, цели, поставленные при их создании так и не были достигнуты, вследствие чего они были ликвидированы.
В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим порядок создания и функционирования ОЭЗ, является Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"78. Данный закон упразднил ранее созданные в РФ свободные (особые) экономические зоны, кроме Калининградской79 и Магаданской, 80 деятельность которых регулируется отдельными законами.
В соответствии со ст.4 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" на территории России могут создаваться ОЭЗ следующих типов:
- промышленно-производственные, деятельность которых включает в себя производство и (или) переработку товаров (продукции) и их реализацию.
Промышленно-
- технико-внедренческие, деятельность которых направлена на создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем и,
- туристско-рекреационные. Такие зоны создаются для стимулирования, развития и эффективного использования в России туристских ресурсов и объектов курортного лечения и отдыха, разработки и использования природных лечебных ресурсов, а также для оказания услуг в области организации отдыха и реабилитации граждан, лечения и профилактики заболеваний.
Туристско-рекреационные ОЭЗ являются эффективным инструментом:
-
для обеспечения
- создания конкурентоспособного туристского и санаторно-курортного российского продукта;
-
содействия переводу
-
улучшения качества туристских
и санаторно-курортных услуг
-
стимулирования развития
-
развития инновационной и
-
прироста объема экспорта
- повышения качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование ОЭЗ.
- портовые особые экономические зоны. Такие зоны создаются на территориях морских портов и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.
Органы управления особыми экономическими зонами в РФ.
С момента создания СЭЗ на территории нашей страны были определены и органы управления экономическими зонами. Рассмотрим виды таких органов управления СЭЗ и их компетенцию:
1) Так, 23 ноября 1990 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР №540 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г.Находки (СЭЗ Находка) Приморского края», в котором указано, что: «В СЭЗ Находка создается единый орган административного управления - Административный комитет, формируемый Находкинским горсоветом и Партизанским райсоветом.
Председатель Административного комитета утверждается Советом Министров РСФСР по представлению этих Советов. Основными функциями Административного комитета являются: