Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций
Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Опыт
Тайваня был настолько
Английская колония Сингапур еще в 1867 г. была объявлена «свободным портом», статус которого предполагал беспошлинный ввоз и провоз через его территорию товаров. С этого времени основу экономики Сингапура составляли реэкспортные операции. Однако в начале 1960-х гг. на ряд товаров, в достаточном количестве производившихся в Сингапуре, были введены количественные ограничения и протекционистские меры, что значительно подорвало статус страны как центра реэкспортной торговли Юго-Восточной Азии. Поэтому правительством страны было принято решение создать на территории порта Сингапур и порта Джуронг зону свободной торговли. Помимо этого, в стране начали создавать промышленные зоны, т.е. разновидность экспортно-производственных зон, которые были полностью оборудованы для создания экспортно-ориентированных промышленных предприятий. Государство финансировало создание производственной инфраструктуры, включая дороги, электроснабжение, водоснабжение, систему связи и телекоммуникаций и др.
Создание промышленных зон осуществлялось в рамках специальной программы, реализация которой началась в 1970 г., когда парламент Сингапура принял Закон «О стимулировании развития экономики». Согласно Закону крупные предприятия, в которые инвестировано не менее 710 тыс. долл., получают статус «пионерных» и освобождаются от уплаты налогов в течение 5 лет. А если они производят экспортную продукцию, то эта льгота действует в течение 10 лет. Предприятия, которые не имеют такого статуса, но производят продукцию стоимостью не менее 71 тыс. долл., более 20% которой идет на экспорт, также освобождаются от налогов в течение 5 лет. При этом все предприятия, в которые предприниматели инвестировали более 106 млн. долл., и крупные предприятия с иностранными инвестициями не менее 710 млн. долл. освобождаются от уплаты налогов в течение 15 лет.
В
последние десятилетия ряд
Новая тенденция в политике зонирования характерна, в частности, для Республики Корея, правительство которой, не ограничиваясь созданием экспортно-производственных зон, в 2002 г. приняло решение об образовании на острове Чеджудо новой многопрофильной СЭЗ. Зона будет специализируется не только на создании экспортно-ориентированного производства, но и в таких сферах, как туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, морское судоходство, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации, дизайн и др.). По своему статусу она относится к комплексным зонам. В зоне введены беспрецедентные (по критериям налогообложения в континентальной части страны) налоговые льготы. Любой предприниматель, являющийся гражданином Республики Корея или другого государства и вложивший как минимум 10 мин долл. в создание предприятия на острове Чеджудо, освобождается от уплаты налогов в первые три года. В течение последующих двух лет налоговая ставка уменьшается (относительно действующей в стране) в два раза. Ввоз товаров и услуг не подлежит таможенному обложению. Владельцы судов, зарегистрированных в Чеджудо, освобождаются от уплаты налогов.
Несмотря
на относительную удаленность
Получившие широкое распространение в странах Азии экспортно-производственные зоны и технопарки дополняются созданием и развитием офшорных центров. Офшорный бизнес играет важную роль в движении как ссудных, так и предпринимательских инвестиций, в обслуживании внешнеэкономических связей, хотя по масштабам операций и количеству офшорных компаний значительно уступает странам Карибского бассейна и Западной Европы.
Как правило, офшорные центры располагаются на островах и архипелагах с выгодным географическим положением, развитыми транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых и торговых центров. Офшорные центры, возникшие в 1970-е гг., действуют в Бахрейне, Гонконге, Малайзии (остров Лабуан), Сингапуре и Океании (Западное Самоа, Науру, Вануату, острова Кука).
В настоящее время среди стран Тихоокеанского региона офшорные операции динамично развиваются на острове Вануату. Разработанное с целью приобщения международных деловых кругов к процветанию республики, местное законодательство успешно выполняет свои функции. Налоговые льготы для офшорных компаний велики. Государство декларирует и гарантирует, что здесь нет подоходных налогов, налогов на прибыль компаний, налогов на недвижимость, наследство, дарение и налогов на капитал, а также налогов на дивиденды, проценты, гонорары, лицензии и продажи. Действуют упрощенные требования к регистрации компаний, порядку управления международными компаниями и оформлению годовых отчетов. Компании обязаны платить только ежегодные правительственные сборы до 350 долл. За нарушение конфиденциальности на острове взимаются высокие штрафы. Особенность часового пояса на Вануату (смещение на 11 часов от Гринвича) позволяет в течение одного рабочего дня провести операции на трех крупных валютных рынках мира — восточного и западного побережья США и Гонконга.
На острове зарегистрировано более 1500 компаний и более 60 банков. Деятельность офшорного центра приносит республике треть ее валютных поступлений.
Крупным финансовым центром со льготным налогообложением является Гонконг (Сянган). Большая часть экономики рассматриваемой территории связана с финансовыми операциями. Здесь развита банковская деятельность (расположено примерно 250 банков), операции с ценными бумагами, страхование. Начиная с 1969 г. Гонконг стал одним из крупнейших мировых финансовых центров. Вместе с Сингапуром Гонконг делит четвертое—пятое место в мировой финансовой иерархии. В Гонконге действует крупнейшая фондовая биржа, многомиллиардный рынок золота — один из крупнейших в мире. Это один из наиболее крупных торговых центров в Азии.
Многие десятилетия Гонконг (английская колония) считался популярным офшорным центром в связи с льготным налогообложением и низким уровнем таможенного обложения. В 1997 г. Гонконг был возвращен под юрисдикцию Китая в качестве особого административного района, где по договоренности с Англией в течение 50 лет должны сохраняться экономические свободы и капиталистическая система хозяйства.
Опыт Китая в сфере создания и функционирования СЭЗ. Интерес Китая к иностранным инвестициям и технологиям начал проявляться в 1978 году - сразу после смерти Мао Цзедуна. В 1979 году с провозглашением "политики открытых дверей" - на Юге Китая были созданы четыре "экспериментальных" СЭЗ - Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай и Сямэнь. Администрации Зон были наделены широкими полномочиями для принятия решений на местах. В Зонах, отделенных от остальной части страны таможенными и иммиграционными кордонами, могли устанавливаться свои особые обменные курсы валюты, свои арендные ставки на землю, могли применяться свои нормы трудового права, формироваться специальные внутренние цены и заработная плата.
Другим важным аспектом эксперимента с Зонами стало льготное налогообложение. Согласно принятым в 1980 году правилам в СЭЗ устанавливался 15-процентный подоходный налог на предприятиях с иностранным капиталом. Еще более низкие ставки подоходного налога применяются к предприятиям с инвестициями свыше 5 миллионов долл. США, а также к проектам с передовыми технологиями или экспортной ориентацией. Практикуются также различные налоговые льготы: предприятия с иностранным капиталом в Зонах освобождены от подоходного налога в течение первого прибыльного года (в 1984 году этот срок был увеличен до двух лет), а в последующие два-три года выплачивается только 50% от ставки налога. Кроме вышеперечисленных льгот существует целая иерархия различных льгот и преференций, действующая только на территории СЭЗ. В том числе - полное освобождение в некоторых случаях от уплаты арендной платы за землю, местных налогов, льготы при реинвестировании прибылей на территории КНР и т.п.
В период с 1979 по 1984 год - в течение первого этапа "политики открытых дверей" - четыре Спецэкономзоны развивались совершенно невероятными темпами. Небольшая рыбацкая деревушка на границе с Гонконгом - СЭЗ Шэньчжэнь - за несколько лет превратилась в суперсовременный промышленный мегаполис с населением в несколько миллионов человек. Объемы производства Шэньчжэня возросли с 60 миллионов юаней в 1979 году до 700 миллионов в 1983. В течение 1984-1991 годов средние темпы роста производства в СЭЗ составляли 41.2 %, вдвое превышая общенациональные показатели. К началу 90-х годов Зоны стали самыми богатыми городами Китая со средним годовым доходом на душу населения в 12 866 юаней - в 7.8 раз выше среднего уровня по стране.61
Уже в 1984 году, власти Китая, вполне удовлетворенные результатами экономического эксперимента в четырех СЭЗ Южного Китая, решают открыть для внешних инвестиций еще 14 прибрежных городов страны, включая такие крупнейшие промышленные и торговые центры как Шанхай, Далянь, Гуаньчжоу, Тяньцзинь. Политический кризис и кратковременная изоляция Китая после волнений 1989 года не оставили сколько-нибудь серьезных следов на экономической политике Пекина. Наоборот, в 1992 году в ходе своей поездки на Юг КНР, Дэн Сяопин "открывает" еще несколько городов. Также как и в Спецзонах, в открытых городах администрации наделены широкими полномочиями. Проекты с инвестициями менее 5 миллионов долларов США утверждаются местными властями. В Даляне местные власти могут рассматривать и утверждать проекты стоимостью до 10 миллионов, а в Шанхае и Тяньцзине - до 30 миллионов. Независимо от объема иностранных инвестиций - все непроизводственные проекты также могут получать одобрение и регистрироваться непосредственно на месте.
Положительные тенденции сохранились и в наступившем веке. В конце 2002 г. доля Шэньчжэньской зоны составила в текущих ценах 26,6% валового внутреннего продукта провинции Гуандун, Сямыньской зоны - 18,3% валового промышленного продукта провинции Фуцзянь, а города Хайкоу - 34,6% ВПП провинции Хайнань. Заметно увеличилась доля рабочих и служащих ОЭЗ в общей численности занятых в соответствующих провинциях (Шэньчжэнь - 8,5%, Сямынь - 11,3%, Хайкоу - 16,8%).62
Непосредственной работой по управлению инфраструктурой и по привлечению инвестиций занимаются в Зонах Административные комитеты и Компании развития Зон. Как правило, эти структуры в том или ином виде имеет свои представительства за рубежом: в большинстве случаев на Тайване, в Сингапуре, Японии или Гонконге.
Привлекательная
налоговая политика в СЭЗ и
открытых городах, а также необычайно
низкие издержки производства и высокая
емкость китайского внутреннего
рынка позволяют крупным
Однако, с самого начала этого грандиозного эксперимента с Зонами китайские власти отдавали себе отчет в том, что с помощью иностранных инвестиций можно поднять экономику страны, но невозможно развивать экономику только за счет этих инвестиций. Экономика страны, обескровленная "большими скачками" и "великой культурной революцией", нуждалась не только в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющих повысить уровень производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешние рынки с конкурентоспособной готовой продукцией. Кроме того, развитие производства за счет иностранных инвестиций и путем импорта технологий должно было не тормозить развитие собственных технологий, а способствовать созданию более передовой, более продвинутой, по сравнению с зарубежными аналогами продукции. Поэтому официальная государственная политика, во-первых - ставила всяческие барьеры на пути импорта в страну устаревших или второстепенных технологий, а во-вторых - всячески стимулировала создание иностранными корпорациями научных и исследовательских центров непосредственно на территории КНР. Такие признанные авторитеты в области ИТ, как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др. создают в середине 90-х годов в крупнейших городах Китая собственные исследовательские центры, в которых работают и обучаются работе с новейшими технологиями тысячи и десятки тысяч китайских инженерно-технических работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств на различные некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют обучение китайских специалистов в ведущих учебных центрах Старого и Нового Света.
Только по официальным данным - за двадцать "перестроечных" лет Китай послал на учебу за рубеж свыше 300 000 студентов. В их число не входят аспиранты и ученые, принявшие гранты различных зарубежных фондов, а также - студенты, обучающиеся за границей на собственные деньги. Для прошедших обучение за рубежом и вернувшихся на родину студентов, государство создает специальные исследовательские центры, укомплектованные новейшим экспериментальным оборудованием и приборами. Кроме того - наиболее ценные кадры берутся на полное государственное обеспечение, включая внеочередное жилье и множество других льгот и благ. Поощряется государством также создание людьми, прошедшими обучение в иностранных ВУЗах, своих коммерческих компаний. Для этих целей государством учреждены специальные Фонды стимулирования малого предпринимательства.63
В 1990-е гг., продолжая реформирование плановой экономики, КНР активно осуществляла стратегию подъема страны в опоре на науку и образование. В качестве основных направлений развития науки и техники была принята следующая модель: инновационные научные исследования, обслуживающие главный плацдарм — экономическое строительство и социальное развитие, внедрение высоких технологий и создание высокотехнологичных отраслей, а также усиление фундаментальных исследований. Одним из основных инструментов реализации этой модели явилось создание технопарков, которые в Китае называют зонами развития новой и высокой технологии. Первый такой технопарк был создан в 1985 г. на территории СЭЗ «Шеньчжень». В марте 1991 г. по решению Госсовета КНР было одобрено создание 26 технопарков, а в ноябре 1992 г. утверждено образование еще 25. Таким образом, сейчас в Китае насчитывается 52 технопарка, из которых 27 имеют государственный статус.64