Лекции по "Свободно экономические зоны"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций

Описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

CЭЗ_Монография.doc

— 659.00 Кб (Скачать документ)

     Ускоренному развитию технопарков в Китае  способствовала разработанная еще в 1988 г. государственная научно-техническая программа «Факел», которая в качестве приоритетных направлений развития наукоемких отраслей определила микроэлектронику и информатизацию, аэрокосмическую и оптико-волоконную промышленность, генную инженерию и биотехнологию, новые энергосберегающие технологии, производство природоохранной техники и оборудования для защиты окружающей среды и медицинского оборудования.

     Вообще, в последнее время в Китае  всячески пропагандируется мысль о  необходимости более мощной государственной  поддержки частных научно-внедренческих  фирм малой и средней формы. По мнению зарубежных экспертов, данное явление связано, прежде всего, с тем, что крупные фирмы оказываются менее подвижными на новых рынках, более консервативными  и менее восприимчивыми к новым технологиям.

     Таким образом, Китай прилагает огромные усилия для того, чтобы уйти от имиджа нации с низким уровнем собственных фундаментальных разработок. Существующая в стране система грантов позволяет китайским студентам, отучившимся в американских университетах и ставших специалистами, вернуться в Китай для начала собственной карьеры.

     Специальные экономические зоны стали мощным инструментом ускоренного развития экономики и налаживания интенсивного международного сотрудничества. Китайские СЭЗ давно стали образцом такой политики, поэтому большинство стран, вступающих на путь создания экономических зон, ссылаются на китайский опыт. СЭЗ сегодня помогают решать даже политические проблемы, как, например, особая экономическая зона в Кэсоне, на границе КНДР и Республики Корея.65

     Социально-экономические  реформы в Китае, запущенные в 1979 г.  дали столь сильный толчок экономическому развитию Китая, что это повлекло существенные изменения в геополитической расстановке сил во всем мире.66 Успех китайских экономических реформ во многом связан с особенностями избранной тактики — постепенным осуществлением реформ, синхронностью экономических и политических преобразований, умелым идеологическим их обеспечением. В этом смысле позитивные наработки китайского опыта имеют универсальное значение.

 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ  СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

     4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон

     Мировая экономика в настоящее время  представляет собой целостную систему  взаимосвязанных национальных хозяйств. Углубление разделения труда в международном масштабе ведет к необходимости интеграции и взаимопроникновения национальных хозяйственных систем, к развитию новых форм интернационального экономического сотрудничества, осуществляемого на взаимовыгодной основе. Одной из таких форм стали свободные экономические зоны, которые получили широкое распространение в мире.

     Свободные экономические зоны — одна из форм рациональной организации территориальной экономического пространства в целях реализации определенных социально-экономических задач, которые ставят государственные органы власти. Изучение практического опыта деятельности СЭЗ в различных странах мира свидетельствует об исключительно важной их роли в ускорении социально-экономического развития как отдельных регионов, так и целых национальных хозяйственных систем.

     Сложившаяся в России  экономическая ситуация требует выработки собственных  рациональных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания и функционирования свободных экономических зон, на основе имеющегося в этой сфере мирового опыта. При этом в процессе формирования концепции государственного регулирования этих процессов необходимо исходить из принципа оптимальной вариантности проработки всех проблем и средств их решения.

     Как известно, продуманная государственная политика в рассматриваемой сфере отношений, способствует более интенсивному развитию экспортной базы, совершенствованию производственных сил общества, совершенствованию структуры производства, расширению диверсификации экспортного потенциала страны, а также решению социально-экономических и других проблем.

     Государственное регулирование процесса создания и функционирования СЭЗ следует рассматривать на межгосударственном, национальном, региональном, а также «внутризональном» (в рамках конкретной СЭЗ конкретного типа) уровнях. На каждом из этих уровней государственное регулирование имеет свою специфику.

     На  межгосударственном уровне – это  определенные правила «экономической игры», которые каждое государство  устанавливает на своей территории для осуществления деятельности по созданию, функционированию и развитию СЭЗ и которые обязательны для всех участников этой деятельности при достигнутой степени интеграции производительных сил и разделении труда. В последние годы все чаще в мировой практике получают распространение СЭЗ, охватывающие территорию группы государств и действующие по общим для них правилам.67

     Поэтому, создавая международную СЭЗ и обеспечивая ее эффективное функционирование, органам управления необходимо учитывать как все позитивные, так и негативные стороны во избежание структурных и других перекосов в национальной экономике стран – членов СЭЗ.

     На  общенациональном уровне управление СЭЗ  происходит посредством выработки  государственными органами законодательной  власти свода соответствующих законов и создания необходимой нормативно-правовой базы для формирования и эффективного функционирования СЭЗ, то есть создание макроэкономической среды, благоприятной для развития всех форм и методов хозяйствования, присущих рыночной экономике. Эти функции можно с полной ответственностью включить в понятие государственного регулирования процессов создания СЭЗ.

     Государственное управление процессами создания СЭЗ на региональном уровне должно регламентировать спектр отношений между хозяйствующими субъектами на уровне «субъект федерации – муниципальное образование, на территории которого создана СЭЗ».68

     Последний уровень, на котором должно осуществляться государственное регулирование  процесса создания СЭЗ, «внутризональный», т.е. в рамках каждой конкретной СЭЗ  конкретного типа. Для создания и нормального их функционирования необходимо обеспечение определенных предварительных условий, иными словами, принципов государственного регулирования в рамках конкретной «зоны», а именно: наличие крупных юридических лиц (располагающих большим уставным капиталом и крупными активами),  создание уполномоченного банка «зоны»; создание специального залогово - страхового инвестиционного фонда; разграничение функций между руководством «зоны» и местными органами власти, установление договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, процедуры и порядка решения вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставления различных льгот; утверждение государственными органами программы развития конкретных экономических зон; делегирование властным структурам регионального и местного уровня органами управления СЭЗ, отдельными предприятиями, расположенными в «зонах», определенных прав, которыми обладают вышеупомянутые органы управления.69

     Таким образом, становится очевидной необходимость государственного регулирования процессов создания и функционирования СЭЗ не только на уровне национальной экономики, но и на уровне регионов, а также каждой конкретной «зоны» конкретного типа.

     Мировой опыт «зонирования» убедительно доказывает необходимость государственного управления и регулирования процессов создания СЭЗ в стране. Инструментом государственного регулирования является структурно-инвестиционная, бюджетная, социальная, налоговая, производственно-конъюнктурная, кредитная, эмиссионная и внешнеэкономическая политика. Государственное регулирование процессов создания СЭЗ – это система скоординированных действий государства, направленных на достижение целей и задач «зональной» политики.

     Роль  государственного регулирования процессов создания СЭЗ сводится к необходимости организации работ по подготовке и обеспечению организационно-правовой базы для создания и эффективного функционирования СЭЗ. Сфера государственного управления процессами «зонирования» должна охватывать все финансовые, организационно-экономические, нормативно-правовые и иные проблемы.

     К методам государственного регулирования  процессов «зонирования» можно  отнести прямые (тарифные: цены, размеры  налоговых платежей и т.д.; нетарифные: квоты, лицензии и т.д.) и косвенные (налоговые льготы, таможенное и  валютное регулирование и т.д.) методы воздействия.

     Сложившаяся в России ситуация требует выработки  как общих для всех типов «зон», так и индивидуальных, учитывающих  уникальность каждой российской СЭЗ, подходов в области государственного регулирования  процессами «зонирования» исходя из конкретных задач возрождения, развития и реформирования российской экономики, творчески использующих накопленный мировой опыт государственного регулирования.

     В ходе изучения проблемы государственного регулирования процессов создания СЭЗ на «внутризональном» уровне необходимо рассмотреть объекты и субъекты государственного управления.

     Объектами государственного управления являются непосредственно СЭЗ различных  типов.

     Субъектами  государственного регулирования выступают  субъекты хозяйствования в СЭЗ —  ее резиденты (промышленные предприятия, организации, предприятия сферы услуг и т.п.). В комплексе проблем разработки государственного регулирования процессов создания СЭЗ особое место занимают вопросы выбора организационно-правовых форм субъектов СЭЗ.

     Международный опыт показывает, что это связано с выбором адекватных форм собственности или их оптимального сочетания. Преобладание в конкретной стране той или иной формы собственности определяется историческими и национальными факторами, а также принятой моделью экономического и социального регулирования. Это во многом и определяет структуру субъектов хозяйствования в СЭЗ: кооперативов, частных предприятий в форме акционерных обществ (АО), товариществ, различных малых и крупных предприятий и их объединений, которые могут быть представлены как чисто национальными, иностранными собственниками, так и совместными предприятиями, включающими собственников капитала двух или более стран.

     Помимо  этого государственное регулирование  процессов создания СЭЗ должно заниматься созданием органов управления СЭЗ, делегируя им соответствующие права и полномочия, а также ответственность за осуществляемую в СЭЗ хозяйственную деятельность.70

     Естественно, создание СЭЗ в каждом конкретном случае сопряжено с определенными  особенностями и определенной спецификой: географическое положение территории, уровень развития внешнеэкономических связей, промышленный, социальный, научный и трудовой потенциал, развитие инфраструктуры и т.д.

     Одной из важнейших задач, подтверждающих необходимость, роль и значение государственного регулирования процессов создания СЭЗ, является задача привлечения капитала на их создание и развитие. Как свидетельствует отечественный и мировой опыт, механизм привлечения капитала в «зоны» типичен. Как правило, наибольшую активность проявляют инвесторы из стран, непосредственно граничащих с «зоной», что вполне объяснимо: с одной стороны, складываются тесные хозяйственные связи, а с другой – оказывает влияние высокая степень риска инвестирования в отечественные зоны. Другой не менее важной задачей государственного регулирования является грамотное осуществление финансово-кредитной, налоговой и иной экономической политики государства, направленной на повышение эффективности функционирования СЭЗ любого типа. Вопрос поиска источников финансирования создания СЭЗ остается весьма болезненным, при этом ни один регион не может обойтись без помощи со стороны государственного бюджета, что подчеркивает роль и значение государственного регулирования процессов создания СЭЗ в России.71

     Система управления СЭЗ представляет собой множество взаимосвязанных элементов (звеньев), составляющих единое целое и реализующих процесс управления для достижения поставленных целей создания и функционирования СЭЗ.72

     Особенности моделирования структуры управления СЭЗ вытекают из специфики самих объектов управления (вида СЭЗ).

     Система управления СЭЗ может состоять из следующих элементов:

     •  концепции управления СЭЗ;

     •  цели управления (стратегические, тактические);

     •  принципы управления;

     •  функции управления;

     •  структура управления;

Информация о работе Лекции по "Свободно экономические зоны"