Лекции по "Свободно экономические зоны"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций

Описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

CЭЗ_Монография.doc

— 659.00 Кб (Скачать документ)

     2) 07 июня 1991 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР №314 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского края (СЭЗ "Алтай"), в котором указано, что: «В СЭЗ "Алтай" создается единый орган хозяйственного управления - Администрация СЭЗ.

     Генеральный управляющий Администрацией СЭЗ утверждается Советом Министров РСФСР.

     На  начальном этапе должность Генерального управляющего Администрацией СЭЗ может  быть совмещена с должностью председателя крайисполкома.

     В полномочия Администрации СЭЗ входят:

  • разработка и реализация стратегии развития СЭЗ "Алтай";
  • экспертиза предложений отечественных и иностранных инвесторов;
  • подготовка и представление предложений краевому Совету по налоговым и иным льготам для приоритетного развития отраслей экономики и социальной сферы;
  • подготовка постановлений и нормативных документов, регламентирующих хозяйственную деятельность в СЭЗ;
  • выдача лицензий на экспорт и импорт продукции, товаров и услуг.

     Организация и деятельность Администрации СЭЗ  регламентируются специальным положением, утвержденным Генеральным управляющим Администрацией СЭЗ.

     На  территории СЭЗ "Алтай" создается  Совет СЭЗ, осуществляющий консультативные  функции.

     В Совет СЭЗ "Алтай" входят представители  Администрации СЭЗ, исполкома краевого Совета народных депутатов, исполкома Совета народных депутатов Горно-Алтайской автономной области, МВЭСа РСФСР, МИДа РСФСР, Минфина РСФСР, Госкомэкономики РСФСР, Госкомприроды РСФСР, Таможенного комитета СССР и представители деловых кругов СЭЗ»84.

     3) Далее, в соответствии со ст.4 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»: «Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Магаданской области осуществляют правовое регулирование хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

     Руководитель  администрации Особой экономической  зоны назначается на должность и освобождается от должности Магаданской областной Думой по представлению администрации Магаданской области.

     Администрация Особой экономической зоны осуществляет контроль за соблюдением участниками  Особой экономической зоны законодательства Российской Федерации и установленного настоящим Федеральным законом режима хозяйственной деятельности»85.

     22 июля 2005 г. в России был принят  федеральный закон №116-ФЗ "Об  особых экономических зонах в  Российской Федерации"86, в котором закреплена следующая конструкция управления Особыми экономическими зонами:

     —  разработка и реализация единой государственной  политики в отношении создания и  функционирования ОЭЗ возлагается  на специально уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации)87;

     —  координация и управление ОЭЗ  возлагается на федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами – далее по тексту - РосОЭЗ );88

     —  управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (территориальный орган Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами)89.

     РосОЭЗ - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы, составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами. Финансирование расходов на содержание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

     Для координации деятельности федеральных  органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, хозяйствующих субъектов по развитию особой экономической зоны, контроля за выполнением соглашения о создании особой экономической зоны, контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории, а также для рассмотрения и утверждения перспективных планов развития особой экономической зоны, контроля за реализацией этих планов -создается Наблюдательный совет особой экономической зоны.

     В состав Наблюдательного совета особой экономической зоны входят представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его соответствующего территориального органа, представитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представитель исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, представители резидентов особой экономической зоны и иных организаций.

     Полномочия  Наблюдательного совета особой экономической зоны определяются Положением о наблюдательном совете особой экономической зоны, утвержденным Правительством Российской Федерации.90

     В РосОЭЗ может быть образована Коллегия РосОЭЗ. Коллегия является постоянно действующим совещательным органом при Руководителе РосОЭЗ, образуется и возглавляется Руководителем РосОЭЗ. Состав Коллегии и порядок участия членов Коллегии в ее заседаниях определяются Руководителем РосОЭЗ и утверждаются приказом. Представители иных федеральных органов исполнительной власти и организаций могут входить в состав Коллегии по согласованию с руководителями этих органов и организаций. Члены Коллегии не имеют иных полномочий, кроме предусмотренных занимаемой должностью. Принятые на заседании Коллегии решения оформляются протоколом.

     Регламент Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами утвержден  Приказом РосОЭЗ.91 Данный Регламент устанавливает правила организации деятельности РосОЭЗ по реализации его полномочий в установленной сфере ведения в соответствии с действующим законодательством.

     В Регламенте урегулированы важнейшие  вопросы деятельности РосОЭЗ:

  • структура и штатное расписание центрального аппарата РосОЭЗ и его территориальных органов;
  • полномочия руководства РосОЭЗ;
  • административные регламенты и стандарты государственных услуг;
  • порядок планирования и организации работы;
  • порядок подготовки и оформления решений РосОЭЗ;
  • порядок исполнения поручений в РосОЭЗ;
  • порядок участия РосОЭЗ в подготовке нормативных правовых актов;
  • порядок участия РосОЭЗ в подготовке и рассмотрении Министерством проектов актов, которые вносятся в Правительство РФ;
  • участие РосОЭЗ в законопроектной деятельности Министерства и порядок участия в деятельности Федерального Собрания (по поручению Правительства РФ и Министерства);
  • порядок взаимодействия Минэкономразвития России и РосОЭЗ;
  • правила организации деятельности территориальных органов РосОЭЗ;
  • порядок взаимоотношений с органами судебной власти;
  • порядок рассмотрения отдельных видов обращений;
  • порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан в РосОЭЗ;
  • порядок обеспечения доступа к информации о деятельности РосОЭЗ.

     РосОЭЗ  осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

     Взаимодействие  РосОЭЗ с другими федеральными органами исполнительной власти, общественными  организациями и т.д. регламентируется через принятие совместных правовых актов, заключение межведомственных соглашений о сотрудничестве.

     Так, например, в целях обеспечения координации взаимодействия Федеральной налоговой службы и РосОЭЗ, их территориальных органов и структурных подразделений в сфере реализации законодательства об ОЭЗ названные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом от 12.10.2005 г. №33 (РосОЭЗ) и №САЭ-З-01\509 (ФНС России) учредили Межведомственную комиссию по взаимодействию ФНС России и РосОЭЗ.92 РосОЭЗ подписало Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой РФ от 27.10.2005 г., Российским Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП(р)) от 31.10.2005 года и т.д.

     Полномочия  органов управления особыми экономическими зонами.

     В соответствии со ст.8 федерального закона "Об особых экономических зонах  в Российской Федерации» органы управления особыми экономическими зонами:

     1) осуществляют регистрацию юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  в качестве резидентов особой  экономической зоны и ведение  реестра резидентов особой экономической  зоны;

     2) выдают по требованию резидента особой экономической зоны или по запросам заинтересованных лиц выписки из реестра резидентов особой экономической зоны;

     3) представляют в федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный  осуществлять функции по нормативно-правовому  регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон, отчет о результатах функционирования особых экономических зон ежегодно не позднее 1 июля года, следующего за отчетным;

     4) осуществляют контроль за исполнением  резидентом особой экономической  зоны соглашения об осуществлении  промышленно-производственной, технико-внедренческой,  туристско-рекреационной деятельности  или деятельности в портовой  особой экономической зоне в  порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;

     5) публикуют не реже одного раза  в квартал в печатных и электронных средствах массовой информации, определяемых Правительством Российской Федерации, сведения о наличии не сданных в аренду земельных участков, государственного и (или) муниципального имущества на территории особой экономической зоны;93

     6) оформляют по заявлению резидента особой экономической зоны приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности;94

     7) самостоятельно выполняют функции  государственного заказчика по  подготовке документации по планировке территории в границах особой экономической зоны и созданию инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета или передают выполнение этих функций в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон, акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации;

     8) управляют и распоряжаются земельными  участками и другими объектами  недвижимости, расположенными в  границах особой экономической  зоны и находящимися в государственной  и (или) муниципальной собственности, в порядке, установленном соглашением о создании особой экономической зоны;

     9) обеспечивают проведение экспертизы  проектной документации;

     10) выдают разрешения на строительство,  а также получают технические  условия присоединения к сетям  инженерно-технического обеспечения и осуществляют передачу этих условий и разрешений на строительство индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию;

     11) исполняют иные полномочия, предусмотренные  настоящим Федеральным законом.

     2. Органы управления особыми экономическими  зонами для выполнения своих  функций по созданию за счет  средств федерального бюджета,  бюджета субъекта Российской  Федерации, местного бюджета объектов  недвижимости, расположенных в границах  особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории, и управлению этими и ранее созданными объектами вправе привлекать акционерное общество, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, или управляющую компанию в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон.95

Информация о работе Лекции по "Свободно экономические зоны"