Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций
Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Считаем, что Закон об ОЭЗ действительно учитывает негативный опыт функционирования свободных экономических зон в России в 1990-х годах ХХ века. Законом не предусмотрено заключение индивидуальных соглашений, а установлены единые правила создания и функционирования зон. Иными словами, это закон прямого действия, не допускающий никакого торга вокруг механизмов и льгот. Тем более что зоны отбираются в результате конкурсов.
Данный вывод свидетельствует о том, что ошибки, допущенные на практике в ходе функционирования прежних свободных экономических зон, в определенной мере позволили переосмыслить государственную политику в области создания и функционирования СЭЗ. Стало очевидным, что эта политика не должна заключаться в простой раздаче бюджетных средств и поддержке неконкурентоспособных производств за счет протекционистских мер.
Отметим, что 28 ноября 2005 г. Министерством экономического развития России был проведен конкурс: были поданы 73 заявки из 43 субъектов РФ. По итогам конкурса, в январе 2006 г. Правительство РФ и шесть субъектов Федерации - Москва, Санкт-Петербург, Томск, Липецкая область, Московская область и Республика Татарстан - подписали соглашения о создании особых экономических зон. На территории названных субъектов создано 4 технико-внедренческих ОЭЗ (в г. Зеленограде (разработка микроэлектроники), г. Дубне (разработка ядерных и физических технологий), г. Санкт-Петербурге (разработка информационных технологий), г. Томске (разработка новых материалов) и 2 промышленно-производственных ОЭЗ (в Липецкой области (производство бытовой электротехники и мебели),96 Татарстане (производство автомобильных компонентов и высокотехнологичной продукции нефтехимического профиля).97
Действующие российские ОЭЗ98 | |||
Место расположения ОЭЗ |
Территория зоны |
Специализация ОЭЗ | Государственные инвестиции в инфраструктуру зоны |
г. Санкт-Петербург | Два земельных участка общей площадью 200 гектаров |
Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры, автоматизированных систем управления технологическими процессами, медицинской техники. Разработка и производство аналитических приборов |
Около 1,5 млрд руб., в том числе 50 процентов из федерального бюджета |
г.
Дубна, Московская область |
Два земельных участка общей площадью 187,7 гектара |
Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии |
2,5 млрд руб., из них 65 процентов - за счет федерального бюджета |
г. Зеленоград | Два земельных участка общей площадью более 155 гектаров |
Разработка
и освоение микросхем, изделий интегральной оптики, оптоэлектроники и интеллектуальных систем навигации, биоинформационных и биосенсорных технологий. Организация сквозного цикла сверхточной сборки электронных изделий и аппаратуры |
Около 5 млрд руб., в том числе 50 процентов из федерального бюджета |
г. Томск | Два земельных участка общей площадью 197 гектаров |
Информационно- коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов |
Около 1,9 млрд руб., из них 70 процентов - за счет федерального бюджета |
г. Липецк | 10,3 квадратных километра |
Производство
бытовой техники и комплектующих к ней |
Около 1,8 млрд руб., в том числе из федерального бюджета - 42 процента |
г.
Елабуга, Татарстан |
20 квадратных километров |
Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологичное химическое производство |
1,6 млрд руб., из них 49 процентов - за счет федерального бюджета |
Сейчас идут работы по организации еще 13-ти ОЭЗ. Из них в двух промышленно-производственных зонах станет создаваться продукция высокой степени переработки. Предусмотрено также создание семи зон туристско-рекреационного типа. Четыре технико-внедренческие зоны будут организованы по типу наукоградов.99
Некоторые эксперты также считают, что надо стремиться к тому, чтобы в особых экономических зонах размещались прежде всего те производства, которые ориентированы на экспорт продукции или на производство продукции, не имеющей аналогов на территории России. Это было бы оптимально с точки зрения неискажения конкурентной среды на российском рынке.
Создание особых экономических зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. Они должны стать новым вектором развития российской региональной экономики, эффективным инструментом современных рыночных отношений. Оценивая мировой опыт создания и функционирования свободных и особых экономических зон, можно предположить, что для России, обладающей многообразными отраслевыми, транспортно-региональными и другими особенностями, механизм свободных экономических зон может стать важной составной частью национальной стратегии развития.
Однако не стоит забывать, что при существующих масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Большее влияние в этом отношении могут оказать политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, упрощение административных процедур. Но пика своего действия они могут достигнуть лишь в совокупности с базовыми налоговыми преференциями.100
Характеризуя
нынешнюю ситуацию с организацией и
функционированием свободных
Таким образом, свободные и особые экономические зоны в России, используемые государством как механизм селективной либерализации инвестиционного климата, должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство, выполняя роль "ловушек" для иностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.
Организация свободных экономических зон в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство, как средство интенсификации ее международных экономических связей.
4.3. Общая характеристика управления свободными экономическими зонами за рубежом
Бразилия. В Бразилии действует одна свободная экономическая зона - "Манаус". Решение о создании свободной экономической зоны "Манаус" было принято Национальным конгрессом Бразилии в качестве экономической альтернативы развития и интеграции района Внутренней Амазонии в экономику всей страны. Закон от 6 июня 1957 г. №3173 о создании СЭЗ "Манаус" предусматривал выполнение Программы регионального развития, направленной на экономическое возрождение региона. Фактически СЭЗ "Манаус" была создана через 10 лет Декретом от 28 февраля 1967 г. №288/67, в котором, в частности, отмечается, что СЭЗ "Манаус" представляет собой зону свободной торговли и специальных налоговых льгот сроком на 30 лет.
Статьей 40 Акта временных конституционных постановлений действующей Конституции Бразилии от 5 октября 1988 г. налоговые льготы были продлены до 5 октября 2013 г., а единственным параграфом этого Акта определено, что только федеральные законы могут устанавливать или заменять критерии, согласно которым утверждается или нет реализация различных проектов в СЭЗ "Манаус".
С принятием Закона от 30 декабря 1991 г. №8.587 в СЭЗ был образован режим свободной зоны; устранены глобальные годовые ограничения импорта, образован Международный торговый порт СЭЗ "Манаус".
-
использовать возможность
- привлекать частных инвесторов.
Добиваться признания регионального, а также международного статуса СЭЗ как одного из путей привлечения инвестиций.
Стимулировать вложения в создание инфраструктуры "Манаус" как частных, так и государственных инвесторов.
Контролировать промышленный парк СЭЗ "Манаус". Повышать коммерческую активность по развитию сферы услуг.
В обязанности органа управления СЭЗ входит: укрепление промышленного парка "Манаус" весомой технологической базой; развитие и совершенствование проекта СЭЗ, придавая ей национальное и региональное значение; укрепление роли в СЭЗ "Манаус", имея в виду проведение политики Правительства Бразилии по развитию Амазонии, а также по дальнейшему продвижению приграничного интеграционного процесса на севере страны.
На
территории СЭЗ "Манаус" предприятиям
предоставляются следующие
-
освобождение от уплаты налога
на импорт импортных товаров,
предназначенных для
-
освобождение от налога на
промышленную продукцию
-
освобождение предприятий от
уплаты подоходного налога
- освобождение предприятий от уплаты налога на экспорт;
-
освобождение от налога на
оборот товаров и услуг
-
выделение финансовых ресурсов
из специального
Помимо федеральных налоговых льгот, предприятиям, функционирующим в СЭЗ "Манаус", предоставляются также налоговые льготы штатом Амазонас и муниципалитетом г. Манауса101.
Латвия. В Латвийской Республике существует четыре зоны с особым экономическим режимом: Рижский и Вентспилсский свободные порты, Лиепайская и Резекненская специальные экономические зоны. Правовой режим ведения предпринимательской деятельности в каждой из них регулируется отдельным законом (единого закона о территориях со специальным экономическим режимом нет). В силу того что правовое регулирование ведения деятельности в каждом из свободных портов идентично, представляется целесообразным рассмотреть их вместе. Что касается свободных экономических зон, то правовое регулирование ведения предпринимательской деятельности в каждой из них является аналогичным, вследствие чего ниже рассмотрим только одну из них - Лиепайскую специальную экономическую зону.
Рижский и Вентспилсский свободные порты. Закон о Вентспилсском свободном порте (принят Сеймом 19 декабря 1996 г. и обнародован Президентом 3 января 1997 г.); Закон о Рижском свободном порте (принят Сеймом 9 марта 2000 г. и обнародован Президентом 28 марта 2000 г. (с изменениями, внесенными по состоянию на 27 июля 2001 г.).
Управление свободной зоной. Управление свободной зоной осуществляет Управление свободным портом, которое является юридическим лицом. Оно имеет такие же таможенные льготы, как и лицензированные предпринимательские общества.
Лиепайская специальная экономическая зона. Закон "О Лиепайской специальной экономической зоне" (принят Сеймом 17 февраля 1997 г. и обнародован Президентом 4 марта 1997 г. (с изменениями, внесенными по состоянию на 27 июля 2001 г.).
Управление Лиепайской СЭЗ. Органом управления Лиепайской СЭЗ является Управление Лиепайской специальной экономической зоны - созданный государством и самоуправлением орган управления. Управление Лиепайской специальной экономической зоны является юридическим лицом. Функции Управления Лиепайской специальной экономической зоны выполняют правление Лиепайской специальной экономической зоны и исполнительный аппарат Лиепайской специальной экономической зоны, которым руководит управляющий Лиепайской специальной экономической зоны.
Правление Лиепайской специальной экономической зоны является высшим коллективным органом надзора и управления Лиепайской СЭЗ. Его членов назначает Кабинет министров на пять лет по предложению думы города Лиепаи. В состав правления включаются три представителя государственных интересов, делегированные Министерством экономики, Министерством финансов и Министерством сообщения, три делегированные думой города Лиепаи представителя и три представителя предпринимателей Лиепаи. Закон содержит открытый перечень функций правления. Важнейшими из них являются заключение договоров с инвесторами Лиепайской СЭЗ об инвестициях и деятельности предпринимательских обществ на территории Лиепайской СЭЗ; заключение договоров с предпринимательскими обществами Лиепайской СЭЗ об их предпринимательской деятельности на территории Лиепайской СЭЗ; установление свободных зон (обязанности администрации свободной зоны исполняет правление Лиепайской СЭЗ) и их границ при согласовании с Государственной службой доходов соответствия этих зон введению режима свободной зоны; назначение исполнительного аппарата Лиепайской СЭЗ, руководство им и контроль.