Лекции по "Свободно экономические зоны"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций

Описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

CЭЗ_Монография.doc

— 659.00 Кб (Скачать документ)

     Исполнительный  аппарат Лиепайской СЭЗ является исполнительным и представительным органом Управления Лиепайской СЭЗ. Управляющего Лиепайской специальной  экономической зоны назначает на должность правление Лиепайской специальной экономической зоны. Назначение и руководство исполнительным аппаратом осуществляет управляющий Лиепайской специальной экономической зоны.102

     Румыния. Основные акты, регулирующие правовой режим свободных зон в Румынии это Закон 1992 г. №847 "О режиме свободной зоны", Закон 1997 г. №1417 "О Таможенном кодексе", Закон №414/2002 в части ставок налогов на прибыль и Постановление Правительства 1994 г. №6827 "О концессионной деятельности".

     Свободные зоны являются частью государственной  территории Румынии, и на них распространяется национальное законодательство. Свободные зоны должны быть четко отделены и огорожены от остальной территории государства либо забором, либо естественными границами, как-то: вода, водный путь. Морские или речные суда, находящиеся у причалов свободных зон, считаются находящимися на территории свободной зоны и подчиняются специальному законодательству.

     Создание  и территориальное обособление  свободных зон, а также таможенные и эмиграционные органы, прикрепленные  к ним, определяются Правительством по предложению соответствующих центральных или местных органов государственной власти.

     Открытие  каждой новой зоны, а также выделение  средств для осуществления таможенного  и пограничного контроля осуществляются на основании соответствующего постановления  Правительства.

     Организацией в рамках Правительства, призванной координировать вопросы создания и функционирования свободных зон, является Генеральная дирекция свободных зон Министерства транспорта, строительства и туризма. Управление свободными зонами. Управление и использование свободных зон осуществляются их администрациями, которые создаются и действуют как национальные компании или корпорации в зависимости от ситуации, в соответствии с законом. Государство, представленное Министерством транспорта, является единственным акционером или держателем контрольного пакета долей во вновь созданных национальных компаниях или корпорациях. Устав компании устанавливает пределы компетенции администрации зоны в соответствии с положениями закона и законодательством о коммерческих организациях, действующим на момент их создания. Координацию деятельности Администрации свободной зоны осуществляет Орган управления свободной зоны, действующий как публичное учреждение под эгидой Министерства транспорта.Создание и компетенция Органа управления свободной зоны устанавливаются постановлением Правительства. Орган управления, наделенный полномочиями, переданными ему Министерством транспорта, выполняет функции государственного органа; его финансирование осуществляется за счет выдачи лицензий на осуществление предприятиями и администрациями деятельности в свободных зонах, а также за счет технической поддержки и консультирования, одобрения обзоров и документации.103

     Республика  Македония. Основной акт, регулирующий правовой режим свободных экономических зон в Македонии - это Закон о Свободных экономических зонах (принят Парламентом Республики Македонии  21 мая 1999 г.).

     Свободная экономическая зона - часть территории Республики Македонии, которая обособлена, специально обозначена и огорожена  как одно целое, где коммерческая деятельность ведется на условиях, предусмотренных Законом о СЭЗ и другими законами и в которых применяются таможенные и иные налоговые стимулы, установленные Законом о СЭЗ.

     Управление  СЭЗ в Республике Македония. В целях осуществления деятельности по созданию, развитию СЭЗ и надзору за деятельностью в рамках СЭЗ создается Дирекция СЭЗ. Правительство Республики Македония  принимает ежегодную программу для целей осуществления деятельности, входящей в компетенцию Дирекции. Во главе Дирекции стоит директор, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством Республики Македония  на пять лет.

     Функционирует также Управляющая комиссия, которая  управляет Дирекцией. Она состоит  из семи членов - Министра экономики, Министра финансов, Министра труда и социальной политики, Министра транспорта и коммуникаций, Министра по делам окружающей среды и пространственного планирования, Министра иностранных дел и Директора Агентства по инвестициям и развитию.

     Членов  комиссии также назначает Правительство  Республики Македония. Работой комиссии управляет ее Президент, назначаемый Правительством Республики Македония  из членов Комиссии.104

     Подводя итог рассмотрения опыта развития зарубежных СЭЗ, следует отметить, что процесс  их создания наиболее быстрыми темпами  распространяется в последние два десятилетия, особенно в развивающихся странах. Для России наиболее интересен опыт Китая, поскольку СЭЗ там создавались в рамках общего процесса экономического реформирования. Управление этими зонами осуществляется, как правило, специальными органами, которые разрабатывают комплексные планы и контролируют их выполнение, проводят экспертизы и утверждают инвестиционные проекты, контролируют распределение земли в СЭЗ.

 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В настоящее время свободные экономические  зоны действуют более чем в 120 странах мира, оказывая влияние на различные стороны их хозяйственной жизни. В промышленно развитых странах СЭЗ способствовали развитию внешней и внутренней торговли, повышению научно-технического потенциала, оживлению малого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравниванию межрегиональных различий. В этих целях фирмам и предприятиям, действовавших в СЭЗ, предоставлялись значительные финансовые и налоговые льготы. Важный аспект деятельности СЭЗ в промышленно развитых странах заключается в том, что она ориентирована не только на мировой, но и на внутренний рынок и в основном базируется на местном капитале.

     Социально-экономические  выгоды от создания СЭЗ достаточно велики и в развивающихся странах. Наибольшее распространение в странах этой группы, особенно в новых индустриальных странах, получили экспортно-производственные зоны, работающие исключительно на основе использования иностранного капитала. Рациональное использование зарубежных капиталовложений в этих зонах способствовало развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, повышению производительности труда, развитию отдаленных регионов. Кроме того, привлечение иностранного капитала расширяет налогооблагаемую базу и становится стабильным источником формирования дохода государственного бюджета. Наконец, СЭЗ в развивающихся странах часто превращаются в полигоны по опробированию новых методов хозяйствования, в полюса роста национального хозяйства, важное звено по реализации принципов открытой экономики.

Возрастает  влияние СЭЗ на различные стороны  экономики в странах с переходной экономикой. Особенно заметно это  воздействие в Венгрии, Польше,  Китае, Южной Корее и др. странах. К числу достижений СЭЗ многие специалисты относят, прежде всего, высокие устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлечения иностранных инвестиций, увеличение объема и диверсификацию экспорта и, наконец, существенный рост уровня жизни. Особенно эффективно показали себя специальные экономические зоны в КНР, которые стали успешным экспериментом по использованию рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности, ареной становления и обкатки современных экономических моделей, по которым, как нам думается, в будущем будет жить весь Китай.

     Анализ  деятельности свободных экономических  зон в России, к сожалению, свидетельствует  о том, что пока они не выполняют  своей основной роли — служить  очагами динамичного экономического роста, дающего импульс для развития других территорий. Их вклад в хозяйственное и социальное развитие страны достаточно мал. Это, однако, не означает их ненужности или непригодности в российских условиях. Напротив, СЭЗ, являясь в целом перспективной формой регионального хозяйствования и внешнеторговой деятельности в России, но требующей селективного подхода, экономического прагматизма и ответственных решений федеральных и местных властей, могут, в конечном счете, обеспечить положительный результат. С учетом коррективов и изменений, рассмотренных выше, свободные экономические зоны могут служить целям ускорения перевода страны на современные рыночные отношения, более быстрого и рационального включения России в мировую экономику и международное разделение труда.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Источники

 
  1. Конвенция от 21.05.80 №б/н «Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и  властей//Документ опубликован не был.
  2. Федеральный закон от 04.06.91 №1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР»// Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР, N 29, 18.07.1991, ст. 1008, 1009.
  3. Федеральный закон от 10.01.2006 №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (с измен. на 30.10.2007 года)// Собрание законодательства РФ, №3, 16.01.2006, ст.280.
  4. Федеральный Закон от 22.01.96  №13-ФЗ  «Об  Особой  экономической зоне в Калининградской области»//Собрание законодательства РФ, 1996, N4, ст.224.
  5. Федеральный закон от 22.07.02 №91-ФЗ «О ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей»//Собрание законодательства РФ, N30, 29.07.2002.
  6. Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации (с изменен. на 30.10.2007 года)//Собрание законодательства РФ, №30 (ч.II), 25.07.2005, ст.3127.
  7. Федеральный закон от 31.05.1999 №104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области (с изменениями на 24.07.2007 г.)//Собрание законодательства РФ. №23, 07.06.99. Ст.2807.
  8. Указ Президента РСФСР  от  15.11.91   №213   «О   либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР».
  9. Указ Президента РФ от 03.06.93 №847 «О свободных таможенных  зонах «Московский Франко-порт» и «Франко-порт Терминал»//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N47, ст. 1612.
  10. Указ Президента РФ от 04.06.92   №548  «О  некоторых   мерах   по развитию   свободных  экономических  зон   (СЭЗ)   на   территории Российской Федерации»// Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ N24, 1992 год, ст.1325.
  1. Указ Президента РФ от 24.09.2007 №1274 "Вопросы структуры  федеральных органов исполнительной власти" (с измен. от 06.12.2007 г.)// Собрание законодательства РФ, N40, 01.10.2007, ст.4717.
  1. Указ Президента РФ от 27.09.93 №1466 «О совершенствовании  работы с иностранными инвестициями»// Собрание актов Президента и Правительства РФ, N40, 04.10.1993.
  1. Постановление Правительства РФ от 27.08.2004 г. №443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли РФ"//Собрание законодательства РФ. 2004. N 36. Ст. 3670.
  1. Положение  о  свободной  экономической  зоне  в   Калининградской области  (СЭЗ  «Янтарь»)//Утверждено  постановлением   Совета Министров РСФСР от 25.09.91 №497//Право и экономика, N8, 1995.
  2. Постановление  Правительства  РФ  от  19.06.94   №740  «О  зоне экономического   благоприятствования   на   территории   Ингушской Республики»//Собрание законодательства РФ, N9, 27.06.94.
  3. Постановление Правительства РФ от 08.09.94  №1033  «О  некоторых мерах по развитию СЭЗ «Находка»// Собрание законодательства РФ, N20, 12.09.94.
  4. Постановление Правительства РФ от 13.09.2005. №564 «Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны (с измен. на 31.01.2008 года)»//Собрание законодательства РФ, №38, 19.09.2005, Ст.3822.
  5. Постановление Правительства РФ от 13.12.2005 N 758 «Об утверждении Положения о наблюдательном совете особой экономической зоны (с изменениями на 4 августа 2006 года)// Собрание законодательства РФ, №51, 19.12.2005, ст.5544.
  6. Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 №530 «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами (с измен. на 29.12.2007 г.)»//Собрание законодательства РФ. №35, 29.08.2005. Ст.3611.
  7. Постановление Совета Министров РСФСР от 07.06.1991 №314 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского края (СЭЗ "Алтай") (фактически утратило силу)»//Постановления Совета Министров РСФСР за 1991 год.
  8. Постановление Совмина РСФСР от 23.11.1990 №540 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г.Находки (СЭЗ Находка) Приморского края (фактически утратило силу)//Собрание постановлений Правительства РСФСР, №4, 1991 год.
  9. Распоряжение Правительства РФ от 03.07.03 №907-р «Об утверждении перечня мероприятий по реализации Концепции развития приграничного сотрудничества в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, N28, 14.07.2003.
  10. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами» от 19.11.2007. №403//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N4, 28.01.2008.
  11. Приказ Минэкономразвития России от 04.08.2006 №217 «О порядке привлечения органами управления особыми экономическими зонами акционерного общества, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, или управляющей компании для выполнения  функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости,  расположенных в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории, и управлению этими и ранее созданными объектами»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №37, 11.09.2006.
  12. Приказ РосОЭЗ от 6.10.2005 №24//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. №3.
  13. Постановление Новгородской областной Думы «О зонах экономического благоприятствования» от 16.12.1996 г. №472-ОД, включающее Положение о зонах экономического благоприятствования на территориях Батецкого, Волотовского, Маревского и Поддорского районов.
  14. Постановление Новгородской областной Думы «Об утверждении Разъяснений по применению положения о зонах экономического благоприятствования на территориях Батецкого, Волотовского, Маревского и Поддорского районов» от 29 января 1997 г. № 501-п.

Информация о работе Лекции по "Свободно экономические зоны"