Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:25, курс лекций
Свободные экономические зоны (СЭЗ) — важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются важной формой привлечения местного и иностранного капитала в национальную экономику, увеличения экспорта, роста валютных поступлений, получения доступа к новым технологиям, и, в конечном счете, развития национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВИДЫ
1.1. История свободных экономических зон
1.2. Понятие и сущность свободных экономических зон
1.3. Цели создания свободных экономических зон
1.4. Виды свободных экономических зон и особенности их функционирования
ГЛАВА 2. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ЕВРОПЕ И США
2.1. Свободные экономические зоны в Западной Европе
2.2. Свободные экономические зоны в Восточной Европе
2.3. Свободные экономические зоны в США
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
3.1. Характеристика свободных экономических зон в развивающихся странах
3.2. Свободные экономические зоны в Латинской Америке
3.3. Создание и функционирования свободных экономических зон в Азии
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
4.1. Роль государства в регулировании процедуры создания и функционирования свободных экономических зон
4.2. Управление свободными и особыми экономическими зонами в Российской Федерации
4.3. Управление свободными экономическими зонами за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Исполнительный
аппарат Лиепайской СЭЗ является
исполнительным и представительным
органом Управления Лиепайской СЭЗ.
Управляющего Лиепайской специальной
экономической зоны назначает на
должность правление Лиепайской
специальной экономической
Румыния. Основные акты, регулирующие правовой режим свободных зон в Румынии это Закон 1992 г. №847 "О режиме свободной зоны", Закон 1997 г. №1417 "О Таможенном кодексе", Закон №414/2002 в части ставок налогов на прибыль и Постановление Правительства 1994 г. №6827 "О концессионной деятельности".
Свободные зоны являются частью государственной территории Румынии, и на них распространяется национальное законодательство. Свободные зоны должны быть четко отделены и огорожены от остальной территории государства либо забором, либо естественными границами, как-то: вода, водный путь. Морские или речные суда, находящиеся у причалов свободных зон, считаются находящимися на территории свободной зоны и подчиняются специальному законодательству.
Создание и территориальное обособление свободных зон, а также таможенные и эмиграционные органы, прикрепленные к ним, определяются Правительством по предложению соответствующих центральных или местных органов государственной власти.
Открытие
каждой новой зоны, а также выделение
средств для осуществления
Организацией в рамках Правительства, призванной координировать вопросы создания и функционирования свободных зон, является Генеральная дирекция свободных зон Министерства транспорта, строительства и туризма. Управление свободными зонами. Управление и использование свободных зон осуществляются их администрациями, которые создаются и действуют как национальные компании или корпорации в зависимости от ситуации, в соответствии с законом. Государство, представленное Министерством транспорта, является единственным акционером или держателем контрольного пакета долей во вновь созданных национальных компаниях или корпорациях. Устав компании устанавливает пределы компетенции администрации зоны в соответствии с положениями закона и законодательством о коммерческих организациях, действующим на момент их создания. Координацию деятельности Администрации свободной зоны осуществляет Орган управления свободной зоны, действующий как публичное учреждение под эгидой Министерства транспорта.Создание и компетенция Органа управления свободной зоны устанавливаются постановлением Правительства. Орган управления, наделенный полномочиями, переданными ему Министерством транспорта, выполняет функции государственного органа; его финансирование осуществляется за счет выдачи лицензий на осуществление предприятиями и администрациями деятельности в свободных зонах, а также за счет технической поддержки и консультирования, одобрения обзоров и документации.103
Республика Македония. Основной акт, регулирующий правовой режим свободных экономических зон в Македонии - это Закон о Свободных экономических зонах (принят Парламентом Республики Македонии 21 мая 1999 г.).
Свободная экономическая зона - часть территории Республики Македонии, которая обособлена, специально обозначена и огорожена как одно целое, где коммерческая деятельность ведется на условиях, предусмотренных Законом о СЭЗ и другими законами и в которых применяются таможенные и иные налоговые стимулы, установленные Законом о СЭЗ.
Функционирует также Управляющая комиссия, которая управляет Дирекцией. Она состоит из семи членов - Министра экономики, Министра финансов, Министра труда и социальной политики, Министра транспорта и коммуникаций, Министра по делам окружающей среды и пространственного планирования, Министра иностранных дел и Директора Агентства по инвестициям и развитию.
Членов комиссии также назначает Правительство Республики Македония. Работой комиссии управляет ее Президент, назначаемый Правительством Республики Македония из членов Комиссии.104
Подводя итог рассмотрения опыта развития зарубежных СЭЗ, следует отметить, что процесс их создания наиболее быстрыми темпами распространяется в последние два десятилетия, особенно в развивающихся странах. Для России наиболее интересен опыт Китая, поскольку СЭЗ там создавались в рамках общего процесса экономического реформирования. Управление этими зонами осуществляется, как правило, специальными органами, которые разрабатывают комплексные планы и контролируют их выполнение, проводят экспертизы и утверждают инвестиционные проекты, контролируют распределение земли в СЭЗ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
настоящее время свободные
Социально-экономические выгоды от создания СЭЗ достаточно велики и в развивающихся странах. Наибольшее распространение в странах этой группы, особенно в новых индустриальных странах, получили экспортно-производственные зоны, работающие исключительно на основе использования иностранного капитала. Рациональное использование зарубежных капиталовложений в этих зонах способствовало развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, повышению производительности труда, развитию отдаленных регионов. Кроме того, привлечение иностранного капитала расширяет налогооблагаемую базу и становится стабильным источником формирования дохода государственного бюджета. Наконец, СЭЗ в развивающихся странах часто превращаются в полигоны по опробированию новых методов хозяйствования, в полюса роста национального хозяйства, важное звено по реализации принципов открытой экономики.
Возрастает
влияние СЭЗ на различные стороны
экономики в странах с
Анализ
деятельности свободных экономических
зон в России, к сожалению, свидетельствует
о том, что пока они не выполняют
своей основной роли — служить
очагами динамичного
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источники