Логистика электронных закупок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 03:43, научная работа

Описание

.Цель работы - обоснование перспективных направлений развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь с использованием электронных логистических операций в контексте мирового опыта.
Для реализации цели данной работы сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать сущность понятий «электронные закупки» и «электронная логистика».
2. Проанализировать мировой опыт тенденций развития электронных закупок
3. Оценить уровень готовности к внедрению электронной торговли с использованием электронной логистики в Республике Беларусь в соответствии с международными стандартами.
4. Сформулировать перспективные направления развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы электронных закупок 6
1.1 Электронные закупки как важное направление развития систем электронной торговли 6
1.2 Особенности электронной логистики 9
Глава 2 Анализ мирового опыта тенденций развития электронных закупок 13
2.1 Электронные оптовые закупки в Республике Беларусь 13
2.2 Интеграция Республики Беларусь в глобальные логистические системы 20
Глава 3 Пути совершенствования электронных закупок в Республике Беларусь 35
3.1 Анализ правового регулирования электронной торговли и логистических операций 35
3.2 Пути оптимизации логистических систем предприятий на основе электронных закупок 39
Заключение 45
Список использованных источников 49

Работа состоит из  1 файл

Работа+.doc

— 424.00 Кб (Скачать документ)

     Электронные закупки можно рассматривать как:

     1) стратегию инновационного развития предприятия;

     2) информационно – логистическую деятельность, которая обеспечивает полный замкнутый цикл закупок (заказ товара, проведение платежей, участие в контроле доставки товара) на основе электронного документооборота;

     3) управляемое клиентами выполнение  заказа на основе сетевого  интерактивного взаимодействия  с поставщиком; 

     4) сетевое взаимодействие в режиме онлайн, включая:

     - сотрудничество разработчиков, пользователей и покупателей;

     - осуществление в автоматическом режиме потока согласований, передачи права собственности на товар, доставки информационных товаров, а также финансовых потоков.[7]

     Таким образом, электронные закупки являются новым коммуникативным средством, обеспечивающим предпосылки  интеграции внутренних и внешних процессов любого предприятия и интеграцию знаний, что, в свою очередь, является основой коммерческого и инновационного эффекта электронных закупок.

     Необходимо  отметить, что на современном этапе  в электронной торговле превалирующую  роль играют оптовые закупки. Для оптовых закупок наибольшее значение имеют системы B2B и B2G, так как покупки в системе B2C в основном относятся к розничному сектору. Система С2G имеет социальную направленность и практически не имеет отношения к закупкам. Поэтому очевидна необходимость в системном анализе проблем становления и развития электронной оптовой торговли, в том числе специфики логистических процессов в данной форме торговли.

     Следует отметить, что электронная торговля оказывает огромное положительное влияние как на экономику, так и на общество в целом [8]:

     На  экономику:

  1. прозрачность и либерализация торговли;
  2. эффективное использование ресурсов;
  3. повышение конкурентоспособности товаров и услуг;
  4. увеличение экспортных и импортных возможностей;
  5. количественный и качественный рост ВВП;
  6. ускоренное рыночное развитие;
  7. создание гибкой конкурентной среды.

     На  общество:

  1. повышение образовательного уровня;  
  2. создание новых рабочих мест;
  3. формирование и развитие информационного общества.

     Тем не менее, развитие электронной торговли не обходится без потенциальных рисков, среди которых наиболее значимыми являются мошенничество, уклонение от налогообложения, нарушение прав интеллектуальной собственности. Однако, следует отметить, что эти риски характерны не только для электронной торговли.

     Таким образом, на современном этапе электронная торговля занимает довольно значимое место в экономике любой страны и общества в целом. Положительное влияние электронных закупок, а также электронной торговли в общем  намного значительнее, чем отрицательное. Необходимо отметить, что весьма прибыльным элементом электронной торговли являются  оптовые электронные закупки. Следовательно,  наиболее выгодными для государства в настоящее время является система B2B, развитие которой позволит достичь наиболее значимого положительного эффекта как для экономики, так и для общества в целом. 

     1.2 Особенности электронной  логистики

     Электронная логистика - управление и оптимизация  электронных информационных потоков, возникающих в цепях поставок. Довольно часто электронная логистика трактуется как использование информационных технологий в логистике. Современная эпоха электронной логистики началась в 70-х годах ХХ века вместе с внедрением в торговле штриховых кодов.

     Краеугольным  камнем электронной логистики являются международные стандарты, которые используются более чем в 100 странах мира. Соблюдение стандартов позволяет торговым партнерам  из разных стран (либо в одной стране) обмениваться информацией посредством простых, быстрых и точных транзакций. Непротиворечивость, полнота и достоверность электронных данных обеспечивается взаимосвязанными стандартами идентификации данных, носителей данных и электронного взаимодействия. Координатором процесса разработки и управления стандартами электронной логистики выступает международная коммерческая организация GS1 (Global Standard One) и национальные организации, представляющие GS1. Первоначально какой–либо стандарт создается в GS1 при непосредственном участии конечных пользователей и специалистов. После публикации он адаптируется к местным условиям страны, решившей его использовать.[9]

     В настоящее время разработка стандартов ведется по четырем основным направлениям: электронный обмен данными (EDI, Electronic Data Interchange), глобальная сеть синхронизации  данных (GDSN, Global Data Synchronization Network), электронный код продукции (EPC, Electronic Product Code) и коды товарной нумерации (штриховое кодирование). Штриховое кодирование и электронный обмен данными в электронной логистике существуют давно и сегодня являются основой оптимизации информационных потоков в цепях поставок.

     Электронный обмен данными (EDI, Electronic Data Interchange) —  это передача структурированных  данных в виде стандартных сообщений  между компьютерными приложениями при минимальном участии человека. Идеальным является тот случай, когда данными обмениваются только прикладные системы заказчика и поставщика: отправляются заказы, выставляются счета, уведомления об оплате/отгрузке, отчеты о продажах и инвентаризации. Таким образом, при минимальном участии человека в процессе поставок возникает минимальное количество ошибок. На современном этапе в мировой практике  автоматизация процесса поставок вполне возможна на 80–90 %, однако полностью исключить человека из процесса пока не удается: автоматизация последних 10–15 % участия человека либо слишком дорога и не окупается в ближайшее время, либо технологически невозможна.

     Также немаловажными элементами в электронной  логистике являются форматы кодов  товарной нумерации GTIN (Global Trade Item Number, глобальный идентификационный номер товара) и форматы кодов участников процесса поставок GLN (Global Location Number, глобальный идентификационный номер предприятия): заказчика, продавца, получателя, отправителя, плательщика. Таким образом, если все сообщение оформлено в виде перечня кодов, то из него можно получить официальный документ о поставке на любом языке. В цепочках поставок код GTIN применяется для всего, что можно купить либо продать. Коды GLN указывают на физическое место, откуда необходимо забрать и куда доставить товар.

       Код SSCC (Serial Shipping Container Code, серийный  код транспортной упаковки) предназначен  для уникальной идентификации  логистической единицы и обеспечивает  процесс ее доставки. Под логистической  единицей понимается товар любого вида, предназначенный для транспортировки и/или хранения, которым нужно управлять в цепи поставки. В цепочках поставок неукоснительно соблюдается правило: одна логистическая единица кодируется одним, уникальным кодом SSCC. Этот код одновременно используется в сообщениях электронного обмена данными (EDI). Доступ к этой информации могут иметь все участники цепи поставки. Таким образом, с помощью SSCC происходит связь физического потока товаров с информационным потоком данных.

     На  основе кода SSCC построена логистическая этикетка GS1, которая в настоящий момент является добровольным стандартом для нумерации и кодирования логистических единиц. Этикетка разделена на 3 части и имеет информацию для автоматического и визуального считывания. Обязательным требованием для логистической этикетки является использование символики GS1–128 и идентификаторов применения. При этом код SSCC должен располагаться в самой нижней части этикетки. Остальная информация, связанная с GTIN и GLN, не является обязательной. Популярность кода SSCC и его соответствие стандарту ISO привело к тому, что в 2006 году применение логистических этикеток GS1 на базе SSCC было полностью гармонизировано в Европе. В частности, это позволяет строить специальные таможенные транспортные коридоры и существенно сокращать таможенные транспортные формальности. [10]

     Достаточно  важную роль в электронной логистике  играет система слежения и диспетчеризации  автотранспорта. В настоящее время  в мире эксплуатируется около 170 видов систем слежения и диспетчеризации  автотранспорта, причем более половины для определения местоположения транспортных средств используют датчики спутниковой навигационной системы GPS/Navstar, которая обеспечивает достаточно точное определение координат, курса и скорости объекта с указанием точного времени в практически любом месте земного шара круглосуточно. Для передачи радиочастотного сигнала используются технические и информационные возможности Международной спутниковой системы мобильной связи Inmarsat-C либо Европейской спутниковой системы мобильной связи Euteltracs, навигационной системы GPS/Navstar, низкоорбитальной системы Globalstar либо среднеорбитальной системы ICO Global. [11]

       Таким образом, существование электронной логистики невозможно без строгого соблюдения международных стандартов. Особенно это касается глобальных логистических операций, так как соблюдение стандартов позволяет торговым партнерам  из различных стран обмениваться информацией посредством простых, быстрых и точных транзакций, что, в свою очередь, в значительной степени ускоряет процесс и делает его более эффективным.

     Необходимо  отметить, что электронная логистика  является наиболее значимым элементом  в осуществляемом процессе для систем B2B и B2G – сектор, где осуществляются в основном оптовые закупки, а также немаловажным элементом для системы B2C – сектор, где потребитель осуществляет покупки индивидуально в небольшом количестве. Также, на современном этапе огромную роль при осуществлении оптовых закупок играют биржи.

     Необходимо  отметить, что в  настоящее время  электронная логистика широко применяется в биржевой торговле. Таким образом, целесообразно рассмотреть понятие «биржевая логистика». Основной целью биржевой логистики является  предоставление возможности быстрого и удобного приближения товара к потребителю в результате осуществлённых операций на бирже.

     Использование биржевой логистики в биржевой торговле даёт очевидные преимущества всем участникам логистической цепочки [12]:

  1. Для продавца – это расширение условий продаж и бесплатная реклама товара. При этом существует взаимовыгодная возможность создания на зарубежном биржевом складе демонстрационной площадки, дегустационного зала, сервисного центра и т.п.
  2. В свою очередь, покупатель имеет возможность в процессе торгов наблюдать за стоимостью товара при различных условиях поставки, гарантированно получить товар в стране назначения на условиях DDP, сэкономить на посредниках и рисках колебания цен на транспортные расходы. Одновременно на биржевом складе покупатель имеет возможность ознакомиться с товаром и провести приёмку его качества.
  3. Что же касается участников торгов, то биржа предоставляет им новые варианты продаж, предлагает надёжную логистику продвижения товаров от продавца к покупателю, предоставляет дополнительные рекламные возможности, а также,  с помощью логистических звеньев, обеспечивает контроль качества биржевых товаров, таким образом, привлекая новых клиентов.
  4. Биржевой перевозчик имеет возможность рационально спланировать использование подвижного состава, получить  дополнительных клиентов  и гарантированную оплату за транспортные услуги. Используя возможности биржи, он повышает свою конкурентоспособность и вправе организовать эффективную международную рекламу своей компании.
  5. Биржевой склад, получая дополнительных клиентов, получает возможность организовать сопутствующие услуги и логистику доставки реализованных на бирже товаров по стране происхождения склада.
  6. Биржевой эксперт, расширяя круг своих клиентов, имеет возможность участия в проведении экспертиз биржевых товаров.
  7. Для государства логистика биржевых товаров выгодна потому, что она в значительной степени повышает конкурентоспособность товаров и транспортных услуг, что способствует дополнительным поступлениям в бюджет.

Информация о работе Логистика электронных закупок