Логистика электронных закупок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 03:43, научная работа

Описание

.Цель работы - обоснование перспективных направлений развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь с использованием электронных логистических операций в контексте мирового опыта.
Для реализации цели данной работы сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать сущность понятий «электронные закупки» и «электронная логистика».
2. Проанализировать мировой опыт тенденций развития электронных закупок
3. Оценить уровень готовности к внедрению электронной торговли с использованием электронной логистики в Республике Беларусь в соответствии с международными стандартами.
4. Сформулировать перспективные направления развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы электронных закупок 6
1.1 Электронные закупки как важное направление развития систем электронной торговли 6
1.2 Особенности электронной логистики 9
Глава 2 Анализ мирового опыта тенденций развития электронных закупок 13
2.1 Электронные оптовые закупки в Республике Беларусь 13
2.2 Интеграция Республики Беларусь в глобальные логистические системы 20
Глава 3 Пути совершенствования электронных закупок в Республике Беларусь 35
3.1 Анализ правового регулирования электронной торговли и логистических операций 35
3.2 Пути оптимизации логистических систем предприятий на основе электронных закупок 39
Заключение 45
Список использованных источников 49

Работа состоит из  1 файл

Работа+.doc

— 424.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, создание единой базы данных позволит использовать содержащуюся в  ней информацию в оперативных  целях как единую информационную среду для контролирующих органов в пунктах пропуска подтверждения факта пересечения государственной границы грузом и транспортным средством для других государственных органов, что позволит в значительной степени ускорить ввод информации и сократить время контроля.

     Также особенно важное значение для функционирования логистической системы Республики Беларусь имеет внедрение современных  систем навигации, связи для транспортных средств, осуществляющих перевозки  грузов. Так как новые электронные  технологии позволяют усилить контроль за законностью перемещения через границы транспортных средств и грузов при одновременном ускорении и упрощении процедур в автомобильных пунктах пропуска за счет создания "зеленого коридора" и предварительного электронного оформления (декларирования) партий товара до прихода транспортных средств в пункт пропуска. [29]

     В  настоящее время электронная логистика широко применяется в биржевой торговле. Республика Беларусь не исключение. Так как использование биржевой логистики в торговле даёт очевидные преимущества не только участникам логистической цепочки, но и обществу в целом.

     Созданию  отдела логистики на бирже Республики Беларусь предшествовала тщательная подготовительная работа, – организационная и законотворческая – которая началась в 2008 году, с принятием решения о предоставлении клиентам биржи, помимо электронных торговых площадок, услуг грузоперевозчиков, которые, в свою очередь, оказывали помощь в проведении контроля качества.

     Первым  шагом в данном направлении стало подписание соглашения о сотрудничестве с ООО «Белинтертранс». После удачной реализации эксперимента к сотрудничеству подключились новые перевозчики, которые увидели в бирже перспективного партнёра по различным аспектам международных перевозок.

     Следующим этапом создания логистики биржевых товаров стала подготовка и принятие нормативной базы. В 2009 году вступил в силу Закон Республики Беларусь  «О товарных биржах» от 5 января 2009 года, разработанный при участии биржи. Далее Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1039 от 6 августа 2009 года были утверждены Типовые правила биржевой торговли на товарных биржах. Получив правовую основу, процесс развития биржевой логистики вступил в активную фазу. Правление биржи, в свою очередь, приняло ряд нормативных правовых актов, регулирующих деятельность ключевых звеньев логистики.

     Необходимо  отметить, что активному внедрению  элементов логистики в практику биржевой торговли в большей степени  способствовало установление партнёрских  отношений с Белорусской Ассоциацией  международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», которое было закреплено Меморандумом о взаимодействии, подписанным 16 июля 2010 года Председателем правления ОАО «Белорусская универсальная торговая биржа» Аркадием Саликовым и председателем Ассоциации «БАМАП» Николаем Боровым. Данное соглашение будет несомненно способствовать плодотворному сотрудничеству и, следовательно, увеличению объёма транспортных услуг в республике. [12]

     Таким образом, в настоящее время ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа" активно создает логистику биржевых товаров. Логистическая структура создается с целью дополнительного стимула привлечения клиентов, звеньями которой являются биржевые склады, перевозчики и эксперты. Отработка механизма их функционирования и принятие на бирже локальных нормативных документов в настоящее время находятся на заключительном этапе.

     В результате активной работы на современном  этапе биржа сотрудничает с девятью  транспортно-экспедиционными компаниями и владельцами складов, имеющими в собственности около 20 объектов. Наиболее перспективными являются ООО "Белинтертранс", ООО "Проспер" и РУП "Белтаможсервис" со своими областными филиалами. Необходимо отметить, что данные коммерческие структуры используют комплексный подход к созданию логистики товаров комплексно.

     Республика Беларусь имеет огромнейший потенциал в сфере развития логистики и является весьма важным звеном в формировании глобальной логистической системы, так как Республика Беларусь имеет достаточно выгодное географическое расположение в центре Европы, общую границу со странами Евросоюза, в том числе Балтийскими государствами, Россией и Украиной, а также находится на пересечении важных железнодорожных и автомобильных магистралей, систем газо- и нефтепроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, а также странами Азии.

     Однако, чтобы построить эффективную  национальную логистическую сеть,  требуется системный подход и  знание логистики. Таким опытом в  настоящее время обладает множество  зарубежных компаний, лидерами среди  которых являются немецкие компании. В силу определённого технологического отставания в области логистики сотрудничество с этими компаниями для Республики Беларусь будет весьма полезным. Необходимо отметить, что Республика Беларусь осуществляет множество мер по привлечению инвестиций в данную сферу: совершенствуется закоонодательная база, проводятся различные форумы по улучшению инвестиционного климата страны, активно осуществляются двухсторонние переговоры с немецкими, литовскими, российскими, а также арабскими компаниями.

     Современные тенденции развития рынка транспортных услуг и оптовой торговли за рубежом характеризуются привлечением инвестиций в создание крупных логистических центров. Согласно Программе развития логистической системы Республики Беларусь до 2015 года будет построено 52 логистических центра. Необходимо отметить, что в Минской области планируется создать один из крупнейших логистических центров. Управляющая компания ИООО «Логистический центр «Прилесье» была зарегистрирована в 2007 году, учредителем которой выступила иранская строительная компания «Кейсон» (представитель компании «Кейсон» в СНГ и странах Восточной Европы – Хаддад Махинрад; гендиректор ИООО «Логистический центр «Прилесье» - Сиямак Махинрад). В результате успешного возведения данного объекта Республика Беларусь будет лидером по сравнению с соседними странами. Так как, к примеру, в Польше на данный момент самый крупный логистический центр занимает площадь в 180 тыс.кв.км. Также в случае успеха, специалисты отмечают, что создание подобных логистических центров возможно и в других регионах республики.

     Однако, по мнению представителей одного из крупнейших логистических операторов «Белинтертранс», «для Республики Беларусь строительство 10 логистических центров будет вполне достаточным, из которых 3 следует сделать международными, а остальные – для внутреннего рынка страны. Для Республики Беларусь, небольшой по площади, 52 транспортно-логистических центра – это, во-первых, слишком дорогостояще, так как, к примеру,  инвестиции в один склад площадью 18 тыс.кв.м. составят $24 млн, а во-вторых, невозможно, потому что в республике не осуществляется необходимый транзитный либо внутренний товаропоток».[31]

     В заключение следует отметить, что форум, проведённый в Германии 17 ноября 2010 года, стал важным мероприятием в продвижении инвестиционного потенциала Республики Беларусь на мировом рынке, формировании ее имиджа как надежного делового и инвестиционного партнера. Он подтвердил наличие заинтересованности со стороны международного бизнеса к расширению сотрудничества с Республикой Беларусь, позволил белорусским и иностранным партнерам наладить прямые контакты, проинформировать мировое бизнес-сообщество об инвестиционных возможностях Республики Беларусь. Таким образом, в ходе форума были достигнуты договорённости в различных сферах, которые в ближайшем будущем позволят привлечь дополнительные инвестиции в развитие инновационных, наукоемких отраслей белорусской экономики.

     Что же касается использования международных  стандартов электронной логистики, Республика Беларусь активно реализует необходимые проекты: принимаются новые нормативные правовые акты, с 2006 года используется обязательное штриховое кодирование,  осуществляются работы по внедрению системы электронной идентификации и оформления электронного паспорта с применением сертифицированных средств электронной цифровой подписи, а также системы спутниковой навигации и т.д. Так как наличие информационных систем, которые позволяют связать всю деятельность в единое целое является необходимым условием согласованной работы всех звеньев логистической цепи.

     Однако, как уже отмечалось, основная часть функционирующих на территории Республики Беларусь складов по степени оснащенности и техническому состоянию может быть отнесена к складам класса «C» и «D». По международным стандартам время хранения товара может составлять 3—5, 10—15, 20—25 суток. Более длительное хранение товара на складе исключается. Кроме того, на складе должно четко отслеживаться качество товара. Склады класса «С» и «D», к сожалению, не позволяют в полной мере выполнять данные условия.

     Таким образом, основным направлением повышения  уровня технического оснащения складской  инфраструктуры является реконструкция  складов, для чего потребуются значительные инвестиции. Анализ состояния складской  инфраструктуры оптовой торговли показывает, что ее техническое состояние и изношенность материальной базы не способствуют использованию современных технологий товародвижения. Так, только 1/10 складских помещений, расположенных в г. Минске и Минском районе, - отремонтированные или новые склады, относительно соответствующие требованиям к современной складской инфраструктуре.[26]

     Стоит отметить также, что важнейшим фактором экономического роста на современном этапе является формирование логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности в стране, так как процесс совершенствования логистического управления движением товаров объективно позволяет усилить интеграцию организаций, участвующих в перемещении товаров в современной рыночной среде. В следствие  возникает необходимость эффективного регулирования всей системы движения товаров, при этом результат цепи поставок определяется уровнем организационного оформления хозяйственных связей всех участников товародвижения. Как уже отмечалось,  Республика Беларусь имеет очень выгодное местоположение, поэтому развитие логистики в республике позволит добиться экономически значимого результата, не затрачивая дорогостоящих энергоресурсов, а также сформировать более открытую национальную экономику. Именно поэтому формирование эффективной логистической системы является одним из приоритетных направлений экономического развития Республики Беларусь. 

 

      Глава 3 Пути совершенствования  электронных закупок  в Республике Беларусь

3.1 Анализ правового  регулирования электронной торговли и логистических операций

     Основная  цель разработки законодательных актов  в сфере электронной торговли – признание юридической и доказательственной силы электронных документов, формируемых при совершении сделок, а также действительности договоров, заключенных с использованием электронных средств.

     В настоящее время основными нормативно-правовыми  актами, регламентирующими применение электронных технологий и логистических  операций в торговле Республике  Беларусь, являются:

  • Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года №113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Настоящий Закон направлен на установление правовых основ применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе является равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
  • Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 года №455-З. Положения Закона направлены на регулирование общественных отношений в сфере информации, информатизации и защиты информации.
  • Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь 1998 года. Белорусское процессуальное законодательство полностью уравнивает документы, полученные с помощью электронной, вычислительной и другой техники, либо полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи с другими письменными доказательствами, при условии их надлежащего оформления и возможности проверить их достоверность.
  • Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 года №441-З. Согласно статье 239, основанием для проведения безналичных расчетов являются платежные инструкции клиента, которые могут быть в письменной форме или в форме электронного документа.
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 года, в котором для обеспечения безопасности совершения сделок посредством электронных технологий предусмотрены меры наказания в случае преступлений против информационной безопасности.
  • Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 года № 708 «О проведении электронных аукционов», в соотвествии с которым в 2011 году белорусским субъектам хозяйствования предоставлено право осуществлять госзакупки товаров (работ, услуг) на электронных аукционах без применения иных процедур, предусмотренных законодательными актами.
  • Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 года № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».
  • Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 года N 577«О некоторых вопросах деятельности открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа». Согласно пункту 1.5 данного указа Министерство торговли осуществляет организацию и развитие электронной торговли (оптовой) в Республике Беларусь с использованием информационных систем и сетей Белорусской универсальной товарной биржи.
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 года № 1174 «Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года».
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 года №31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам». Определяет правила осуществления розничной торговли по образцам.
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 года «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок». В соответствии с ним государственная закупка товаров и услуг может осуществляться электронным способом в соответствии с Правилами оптовой торговли, осуществляемой в форме электронной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2007 года № 924 «Об оптовой торговле, осуществляемой в форме электронной торговли», в постановлении также представлен перечень товаров и услуг, государственная закупка которых может осуществляться в форме электронной торговли.
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29 августа 2008 года № 1249 "О Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года". В соответствии с данным постановлением приоритетами в развитии современной глобальной логистики признаны мобильность, использование Интернет-технологий и мультимодальность.
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2007 года №924 «Об оптовой торговле, осуществляемой в форме электронной торговли». В данном постановлении определены понятия: оптовая торговля, участник электронной оптовой торговли, организатор электронной оптовой торговли, информационная торговая система; регулируются отношения между субъектами электронной оптовой торговли, в частности, в области организации выставления товаров и услуг в информационной торговой системе, а также в области заключения договоров при осуществлении электронной оптовой торговли и др.

Информация о работе Логистика электронных закупок