Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 03:43, научная работа
.Цель работы - обоснование перспективных направлений развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь с использованием электронных логистических операций в контексте мирового опыта.
Для реализации цели данной работы сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать сущность понятий «электронные закупки» и «электронная логистика».
2. Проанализировать мировой опыт тенденций развития электронных закупок
3. Оценить уровень готовности к внедрению электронной торговли с использованием электронной логистики в Республике Беларусь в соответствии с международными стандартами.
4. Сформулировать перспективные направления развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь.
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы электронных закупок 6
1.1 Электронные закупки как важное направление развития систем электронной торговли 6
1.2 Особенности электронной логистики 9
Глава 2 Анализ мирового опыта тенденций развития электронных закупок 13
2.1 Электронные оптовые закупки в Республике Беларусь 13
2.2 Интеграция Республики Беларусь в глобальные логистические системы 20
Глава 3 Пути совершенствования электронных закупок в Республике Беларусь 35
3.1 Анализ правового регулирования электронной торговли и логистических операций 35
3.2 Пути оптимизации логистических систем предприятий на основе электронных закупок 39
Заключение 45
Список использованных источников 49
Таким образом, создание единой базы данных позволит использовать содержащуюся в ней информацию в оперативных целях как единую информационную среду для контролирующих органов в пунктах пропуска подтверждения факта пересечения государственной границы грузом и транспортным средством для других государственных органов, что позволит в значительной степени ускорить ввод информации и сократить время контроля.
Также
особенно важное значение для функционирования
логистической системы
В настоящее время электронная логистика широко применяется в биржевой торговле. Республика Беларусь не исключение. Так как использование биржевой логистики в торговле даёт очевидные преимущества не только участникам логистической цепочки, но и обществу в целом.
Созданию отдела логистики на бирже Республики Беларусь предшествовала тщательная подготовительная работа, – организационная и законотворческая – которая началась в 2008 году, с принятием решения о предоставлении клиентам биржи, помимо электронных торговых площадок, услуг грузоперевозчиков, которые, в свою очередь, оказывали помощь в проведении контроля качества.
Первым шагом в данном направлении стало подписание соглашения о сотрудничестве с ООО «Белинтертранс». После удачной реализации эксперимента к сотрудничеству подключились новые перевозчики, которые увидели в бирже перспективного партнёра по различным аспектам международных перевозок.
Следующим этапом создания логистики биржевых товаров стала подготовка и принятие нормативной базы. В 2009 году вступил в силу Закон Республики Беларусь «О товарных биржах» от 5 января 2009 года, разработанный при участии биржи. Далее Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1039 от 6 августа 2009 года были утверждены Типовые правила биржевой торговли на товарных биржах. Получив правовую основу, процесс развития биржевой логистики вступил в активную фазу. Правление биржи, в свою очередь, приняло ряд нормативных правовых актов, регулирующих деятельность ключевых звеньев логистики.
Необходимо
отметить, что активному внедрению
элементов логистики в практику
биржевой торговли в большей степени
способствовало установление партнёрских
отношений с Белорусской
Таким
образом, в настоящее время ОАО
"Белорусская универсальная
В
результате активной работы на современном
этапе биржа сотрудничает с девятью
транспортно-экспедиционными
Республика Беларусь имеет огромнейший потенциал в сфере развития логистики и является весьма важным звеном в формировании глобальной логистической системы, так как Республика Беларусь имеет достаточно выгодное географическое расположение в центре Европы, общую границу со странами Евросоюза, в том числе Балтийскими государствами, Россией и Украиной, а также находится на пересечении важных железнодорожных и автомобильных магистралей, систем газо- и нефтепроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, а также странами Азии.
Однако, чтобы построить эффективную национальную логистическую сеть, требуется системный подход и знание логистики. Таким опытом в настоящее время обладает множество зарубежных компаний, лидерами среди которых являются немецкие компании. В силу определённого технологического отставания в области логистики сотрудничество с этими компаниями для Республики Беларусь будет весьма полезным. Необходимо отметить, что Республика Беларусь осуществляет множество мер по привлечению инвестиций в данную сферу: совершенствуется закоонодательная база, проводятся различные форумы по улучшению инвестиционного климата страны, активно осуществляются двухсторонние переговоры с немецкими, литовскими, российскими, а также арабскими компаниями.
Современные тенденции развития рынка транспортных услуг и оптовой торговли за рубежом характеризуются привлечением инвестиций в создание крупных логистических центров. Согласно Программе развития логистической системы Республики Беларусь до 2015 года будет построено 52 логистических центра. Необходимо отметить, что в Минской области планируется создать один из крупнейших логистических центров. Управляющая компания ИООО «Логистический центр «Прилесье» была зарегистрирована в 2007 году, учредителем которой выступила иранская строительная компания «Кейсон» (представитель компании «Кейсон» в СНГ и странах Восточной Европы – Хаддад Махинрад; гендиректор ИООО «Логистический центр «Прилесье» - Сиямак Махинрад). В результате успешного возведения данного объекта Республика Беларусь будет лидером по сравнению с соседними странами. Так как, к примеру, в Польше на данный момент самый крупный логистический центр занимает площадь в 180 тыс.кв.км. Также в случае успеха, специалисты отмечают, что создание подобных логистических центров возможно и в других регионах республики.
Однако, по мнению представителей одного из крупнейших логистических операторов «Белинтертранс», «для Республики Беларусь строительство 10 логистических центров будет вполне достаточным, из которых 3 следует сделать международными, а остальные – для внутреннего рынка страны. Для Республики Беларусь, небольшой по площади, 52 транспортно-логистических центра – это, во-первых, слишком дорогостояще, так как, к примеру, инвестиции в один склад площадью 18 тыс.кв.м. составят $24 млн, а во-вторых, невозможно, потому что в республике не осуществляется необходимый транзитный либо внутренний товаропоток».[31]
В заключение следует отметить, что форум, проведённый в Германии 17 ноября 2010 года, стал важным мероприятием в продвижении инвестиционного потенциала Республики Беларусь на мировом рынке, формировании ее имиджа как надежного делового и инвестиционного партнера. Он подтвердил наличие заинтересованности со стороны международного бизнеса к расширению сотрудничества с Республикой Беларусь, позволил белорусским и иностранным партнерам наладить прямые контакты, проинформировать мировое бизнес-сообщество об инвестиционных возможностях Республики Беларусь. Таким образом, в ходе форума были достигнуты договорённости в различных сферах, которые в ближайшем будущем позволят привлечь дополнительные инвестиции в развитие инновационных, наукоемких отраслей белорусской экономики.
Что же касается использования международных стандартов электронной логистики, Республика Беларусь активно реализует необходимые проекты: принимаются новые нормативные правовые акты, с 2006 года используется обязательное штриховое кодирование, осуществляются работы по внедрению системы электронной идентификации и оформления электронного паспорта с применением сертифицированных средств электронной цифровой подписи, а также системы спутниковой навигации и т.д. Так как наличие информационных систем, которые позволяют связать всю деятельность в единое целое является необходимым условием согласованной работы всех звеньев логистической цепи.
Однако, как уже отмечалось, основная часть функционирующих на территории Республики Беларусь складов по степени оснащенности и техническому состоянию может быть отнесена к складам класса «C» и «D». По международным стандартам время хранения товара может составлять 3—5, 10—15, 20—25 суток. Более длительное хранение товара на складе исключается. Кроме того, на складе должно четко отслеживаться качество товара. Склады класса «С» и «D», к сожалению, не позволяют в полной мере выполнять данные условия.
Таким образом, основным направлением повышения уровня технического оснащения складской инфраструктуры является реконструкция складов, для чего потребуются значительные инвестиции. Анализ состояния складской инфраструктуры оптовой торговли показывает, что ее техническое состояние и изношенность материальной базы не способствуют использованию современных технологий товародвижения. Так, только 1/10 складских помещений, расположенных в г. Минске и Минском районе, - отремонтированные или новые склады, относительно соответствующие требованиям к современной складской инфраструктуре.[26]
Стоит
отметить также, что важнейшим фактором
экономического роста на современном
этапе является формирование логистической
системы, охватывающей различные сферы
деятельности в стране, так как процесс
совершенствования логистического управления
движением товаров объективно позволяет
усилить интеграцию организаций, участвующих
в перемещении товаров в современной рыночной
среде. В следствие возникает необходимость
эффективного регулирования всей системы
движения товаров, при этом результат
цепи поставок определяется уровнем организационного
оформления хозяйственных связей всех
участников товародвижения. Как уже отмечалось,
Республика Беларусь имеет очень выгодное
местоположение, поэтому развитие логистики
в республике позволит добиться экономически
значимого результата, не затрачивая дорогостоящих
энергоресурсов, а также сформировать
более открытую национальную экономику.
Именно поэтому формирование эффективной
логистической системы является одним
из приоритетных направлений экономического
развития Республики Беларусь.
Глава 3 Пути совершенствования электронных закупок в Республике Беларусь
3.1 Анализ правового регулирования электронной торговли и логистических операций
Основная цель разработки законодательных актов в сфере электронной торговли – признание юридической и доказательственной силы электронных документов, формируемых при совершении сделок, а также действительности договоров, заключенных с использованием электронных средств.
В
настоящее время основными