Логистика электронных закупок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 03:43, научная работа

Описание

.Цель работы - обоснование перспективных направлений развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь с использованием электронных логистических операций в контексте мирового опыта.
Для реализации цели данной работы сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать сущность понятий «электронные закупки» и «электронная логистика».
2. Проанализировать мировой опыт тенденций развития электронных закупок
3. Оценить уровень готовности к внедрению электронной торговли с использованием электронной логистики в Республике Беларусь в соответствии с международными стандартами.
4. Сформулировать перспективные направления развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы электронных закупок 6
1.1 Электронные закупки как важное направление развития систем электронной торговли 6
1.2 Особенности электронной логистики 9
Глава 2 Анализ мирового опыта тенденций развития электронных закупок 13
2.1 Электронные оптовые закупки в Республике Беларусь 13
2.2 Интеграция Республики Беларусь в глобальные логистические системы 20
Глава 3 Пути совершенствования электронных закупок в Республике Беларусь 35
3.1 Анализ правового регулирования электронной торговли и логистических операций 35
3.2 Пути оптимизации логистических систем предприятий на основе электронных закупок 39
Заключение 45
Список использованных источников 49

Работа состоит из  1 файл

Работа+.doc

— 424.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, биржа предоставляет значительные преимущества всем участникам логистической цепочки, что позволяет сделать процесс максимально эффективным.  Переход к использованию информационных технологий в логистике для осуществления продвижения товаров и услуг на внешние рынки позволит создать более крепкую и конкурентоспособную экономику. Биржевая логистика является одним из средств, позволяющих в ближайшем будущем достичь этой цели. 

 

      Глава 2 Анализ мирового опыта тенденций  развития электронных  закупок

     2.1 Электронные оптовые закупки в Республике Беларусь

     Вопросы развития информационных технологий и телекоммуникаций в Республике Беларусь включены в систему важнейших стратегических приоритетов, с которыми связано формирование современной «информационной экономики». По данным Всемирного Банка белорусский рынок информационных и коммуникационных технологий входит в число крупных рынков Восточной Европы.

     По  оценкам различных специалистов современное состояние белорусского сегмента сети Интернет соответствует  уровню развития российской сети Интернет 1,5-2-х летней давности. Ввиду существенного  отставания в развитии белорусского сегмента сети Интернет, лишь недавно начала формироваться молодая белорусская интернет-экономика. Характерной особенностью белорусской интернет-экономики является то, что из двух основных систем электронной коммерции активно развивается и функционирует лишь система Бизнес-потребитель (B2C), система Бизнес-бизнес (B2B) недостаточно развита. Что же касается системы Бизнес-правительство (B2G), которая непосредственно связана с осуществлением госзакупок, то, следует отметить, что она начала активно развиваться лишь в последнее время с внедрением электронных торгов в Республике Беларусь. Следует подчеркнуть, что в мировой практике порядка 80-85% торгового оборота приходится на систему B2B, что свидетельствует о целесообразности развития данной системы. [13]

     На  современном этапе в электронной  торговле превалирующую роль играют оптовые закупки, для которых  наибольшее значение имеют системы  B2B и B2G.

     Процедуры заключения сделки в системе В2В совпадают с традиционной торговлей, т.е. сопровождаются объемными процессами контрактации, выставления счетов, организации перевозок, страхования, процедурами согласования платежей и т.д., которые должны исполняться в полном соответствии с согласованными условиями. К примеру, принципиальное отличие сделки в системе В2В от сделки в системе В2С состоит в том, что здесь торговые операции играют определяющую роль для эффективного функционирования компании. Несостоявшаяся сделка В2В может отразиться на всей цепочке системы поставок и привести к серьезным негативным последствиям. Поэтому сделки в этой области часто регулируются контрактами, которые предусматривают высокие штрафы в случае сорвавшейся поставки. Другими словами, если при В2С-сделках в торговых операциях допустимо, что сделка может не состояться, то при В2В-сделках необходимо всё исполнить в полном соответствии с согласованными условиями. Следовательно, важной особенностью, отличающей систему В2В от В2С, является превышение объема передаваемой при совершении сделки информации в системе B2B. Это превышение тем выше, чем технически сложнее поставляемый товар и/или условия поставки. [14]

     Сделки  В2С обычно не сопровождаются объемными  процессами контрактации, выставления  счетов, организации перевозок, страхования, процедурами согласования платежей и т.п. Поэтому экономия на упрощении, ускорении и интенсификации этих процессов (т.е. снижение транзакционных издержек) является одним из стимулов развития системы В2В. Тем более, что постоянная изменчивость окружающей среды ведут к росту транзакционных издержек предприятия.

     Преимущества  электронных закупок и их специфика, таким образом, состоят в устранении или снижении неэффективных затрат, упрощении, ускорении и интенсификации коммерческого цикла, снижении транзакционных издержек. При этом В2В-решения основаны на уже существующем бизнесе: эффективно функционирующие отлаженные цепочки снабжения и сбыта, отработанные внутренние бизнес-процессы, поставленный документооборот и т.д.

     Необходимо  отметить, что одним их основных препятствий в Республике Беларусь для развития схем B2B является невысокое качество подключения к Интернету в регионах. Недостаточное количество компьютеров и невысокий уровень владения персональным компьютером на предприятиях, расположенных на периферии, являются факторами, косвенно влияющими на развитие системы B2B.[15]

     Информационная  готовность - это степень готовности общества к участию в информационно  связанном мире. Она измеряется оценкой продвинутости общества в наиболее критических для использования ИКТ областях и наиболее важных их приложениях. При совместном рассмотрении в контексте диалога о стратегическом планировании такая оценка обеспечивает ясную картину готовности общества. [16]

     Согласно  оценке электронной готовности, проведённой  Национальной академией наук Республики Беларусь, страна занимала в 2008 г. 61-е место по индексу сетевой готовности среди 76 стран, 64-е место – в области электронной коммерции: B2C – 28-е, B2B – 32-е, B2G – 75 –е место. Развитие платёжных систем – 67-е место, коммерческих сайтов – 62-е место. Распространение бизнеса через Интернет среди населения – 70-е место.[17]

     В 2008 г. Республика Беларусь заняла 13-е место среди стран мира по количеству Интернет-пользователей. Такие данные приведены в Докладе об информационной экономике, составленном Комиссией ООН по торговле и развитию. В частности, согласно докладу, в Республике Беларусь в 2008 году насчитывалось порядка 3,39 млн пользователей. [Рисунок А1,Приложение А]

     Годовой оборот интернет-торговли в Республике Беларусь составил порядка 50 млн.дол. в 2008 году, за 2009 г. оборот составил 430 млн. дол., то есть оборот увеличился в 8 раз, а за первый квартал 2010 г. превысил годовой оборот 2009 года, что подтверждает четырехкратный рост электронной торговли [Рисунок А2, Приложение А]. Следует отметить, что постепенно улучшается информационное наполнение (контент) белорусского сегмента сети Интернет, повышаются качество, объём и актуальность предоставленной информации. В Байнете предоставлено более 50 тысяч Интернет-сайтов, причём ежедневно открываются новые. [18]

     В настоящее время внедрение и  продвижение единого электронного правительства (система B2G) для объединенной Европы является одним из приоритетных направлений работы Европейской Комиссии. Наиболее впечатляющих успехов в данной сфере достигли Норвегия, Австралия, Канада, Мексика, Швеция и Дания.

     В соответствии с методикой ООН  «Оценки готовности стран к внедрению  электронного правительства» экспертами были определены 15 государств из региона  ЕС и СНГ с высоким показателем  индекса развития ИКТ и сходных  с Республикой Беларусь по географическому, территориальному и демографическому признаку. В качестве системы показателей для сопоставления использовались значения ИЭГ (индекс электронной готовности) и ИЭУ (индекс электронного участия) по состоянию на начало 2008 г. и 2010 г. [19]

       Согласно ИЭГ в 2008 г. Республика  Беларусь находилась на 56 месте  (0,521) в мире, уступая в СНГ только  Украине. По итогам 2009 г. Значение  ИЭГ Республики Беларусь составило  0,490 (ранг понизился на восемь  позиций), в то время как рейтинги Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Молдова увеличились. По значению ИЭУ Республика Беларусь на начало 2010 г. заняла 51 место (0,243), повысив свой рейтинг по сравнению с 2008 г. на 47 позиций (98 место, значение ИЭУ в 2008 г. – 0,091), уступая в странах СНГ Республике Казахстан и Украине. Сравнение нормированных составных показателей ИЭГ в 2008 г. Республики Беларусь со средними значениями нормированных показателей ИЭГ стран ЕС и СНГ позволяет определить “цифровой разрыв” (по состоянию на начало 2008 г.) в развитии Е-услуг с другими странами.[Таблица Б1,Б2,Приложение Б]

     По  значению ИЭГ страны можно классифицировать следующим образом: “лидеры” (0,750–1,000), “последователи” (0,500–0,750), “догоняющие” (0,250–0,500), “отстающие” (0–0,250). Темпы роста рейтинга определяются как “высокий” [100 % и выше) и “низкий” (до 100 %). По значению ИЭУ государства можно классифицировать на “низкий”, “средний”, “высокий” в зависимости от степени электронного участия граждан в государственном управлении (1–33 %, 34–66 %, 67–100 %) и стадии развития электронного правительства.

     Таким образом, Республика Беларусь в 2008 году являлась страной-последователем (ИЭГ составил 0,521), в 2010 году (ИЭГ составил 0,490) – догоняющей страной, то есть отмечается тенденция снижения индекса электронной готовности страны к внедрению электронного правительства и, следовательно, использованию электронной торговли. Это свидетельствует о том, что уровень развития сайтов в республике недостаточно высок, характеристика доступа к информации, интерактивным сервисам организованы на недостаточно высоком уровне. Однако, это не означает, что в Республике Беларусь перестали разрабатывать сайты и совершенствовать уже существующие интернет-порталы, это свидетельствует о том, что в других странах происходит более быстрая разработка и совершенствование сайтов, чем в Республике Беларусь. [Таблица Б3, Приложение Б]

     Следует отметить, что государства-“догоняющие”  активно внедряют электронную торговлю и сокращают “цифровой разрыв” с “лидерами” и “последователями”. Увеличиваются темпы развития электронной торговли, электронного правительства, а также степень электронного участия граждан, что свидетельствует о возможной быстрой окупаемости инноваций в государственном электронном управлении, т. к. спрос на услуги постепенно формируется в сторону увеличения. Стратегия “догоняющих” направлена на привлечение больших инвестиций для повышения показателей ИЭГ за счет улучшения качества, потребительской ценности, снижения стоимости внедрения и использования Е-услуг.[20]

     Таким образом, можно сделать вывод, что  индекс электронного участия в республике Беларусь в 2010 г (0,243) значительно увеличился по сравнению с 2008 г (0,091), в то же время, как индекс электронной готовности страны снизился (в 2010г –0,490, в 2008г – 0,521). Это свидетельствует о том, что хотя уровень разработки сайтов недостаточно высок, количество Интернет-пользователей с каждым годом увеличивается. Увеличение индекса электронного участия также говорит о том, что полезность Е-услуг постепенно возрастает, а значит процесс вовлечения граждан в общественную политику, электронную торговлю также развивается.

     Зарубежный опыт показывает, что использование компаниями B2B-площадок прежде всего обусловлено возможностью уменьшения непроизводственных затрат за счет снижения числа посредников в цепочке поставок, снижения издержек на привлечения новых партнеров, автоматизацией документооборота. Однако, это становится возможным только при условии отлаженного, прозрачного, существующего бизнеса, что в настоящее время встречается довольно редко.

     Учитывая  текущую экономическую ситуацию в мире, активное использование B2B-систем могло бы стать эффективным стимулом развития экономики. Ведь помимо снижения числа посредников в цепочке поставок, к числу явных преимуществ в использовании B2B-площадок относится:

    1. значительное снижение издержек выхода на рынок для новых компаний;
    2. увеличение охвата рынка уже существующими компаниями;
    3. создание условий нормальной конкуренции, упрощение системы контроля отделов закупок и продаж.

     К косвенным преимуществам использования  В2В-площадок можно отнести:

    1. возможность анализа деятельности конкурентов, анализа рыночной ситуации;
    2. оптимизацию регулярных бизнес-процессов компании (например, работа с дилерами, организация тендеров, маркетинговые акции);
    3. повышение уровня обслуживания контрагентов (CRM).

     В данный момент, В2В-площадки успешно работают в основном как информационные посредники. С распространением систем электронных платежей следует ожидать прорыва и перехода на другой, более качественный уровень обслуживания клиентов.

     Однако, следует отметить, что достаточно важным условием эффективного функционирования систем B2B является принятие руководителями компаний, а также их сотрудниками сети Интернет в качестве главного компонента бизнеса.

     Как показывает практика, в случае, если существует альтернатива, к примеру, отправить письмо, используя электронную  почту, либо позвонить, большинство, в настоящее время, выбирают последний вариант, что подтверждает низкий уровень восприятия новшеств, а также невысокий уровень доверия к глобальной сети Интернет. Поэтому для начала необходимо сформировать новую культуру восприятия общественностью глобальной сети и информационных технологий, доказав, что Интернет – это неотъемлемый элемент деловой коммуникации.

     Также препятствием для развития системы  B2B является невысокая степень доверия руководителей. В первую очередь это происходит из-за отсутствия опыта в их использовании. Поэтому в настоящее время в Республике Беларусь наблюдается недостаточно высокий уровень заинтересованности в развитии данных систем со стороны руководящих кадров. [21]

     Необходимо  отметить, что стремительное развитие информационных технологий и усиление влияния глобальной сети Интернет  во всём мире являются одними из основных причин развития электронной торговли, а также осуществления электронных государственных закупок в системах B2G и B2B. В настоящее время каждый желающий имеет возможность ознакомиться с организацией электронных торгов для государственных нужд в различных странах на общедоступных специально разработанных ресурсах. В частности, Всемирный банк располагает наиболее достоверной информацией по данному вопросу.

     Согласно  статистике, международный опыт внедрения  систем электронных госзакупок в  среднем приносит экономию около 10–12% бюджетных средств. К примеру, после  создания закупочной площадки, а также  единой системы закупок информационного  и коммуникационного оборудования для государственных нужд в Италии,  стоимость каждой единицы закупленной техники в течение года уменьшилась приблизительно на 30 %. [22]

     Эффективность электронных госзакупок зависит  от различных факторов:

Информация о работе Логистика электронных закупок