Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 03:43, научная работа
.Цель работы - обоснование перспективных направлений развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь с использованием электронных логистических операций в контексте мирового опыта.
Для реализации цели данной работы сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать сущность понятий «электронные закупки» и «электронная логистика».
2. Проанализировать мировой опыт тенденций развития электронных закупок
3. Оценить уровень готовности к внедрению электронной торговли с использованием электронной логистики в Республике Беларусь в соответствии с международными стандартами.
4. Сформулировать перспективные направления развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь.
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы электронных закупок 6
1.1 Электронные закупки как важное направление развития систем электронной торговли 6
1.2 Особенности электронной логистики 9
Глава 2 Анализ мирового опыта тенденций развития электронных закупок 13
2.1 Электронные оптовые закупки в Республике Беларусь 13
2.2 Интеграция Республики Беларусь в глобальные логистические системы 20
Глава 3 Пути совершенствования электронных закупок в Республике Беларусь 35
3.1 Анализ правового регулирования электронной торговли и логистических операций 35
3.2 Пути оптимизации логистических систем предприятий на основе электронных закупок 39
Заключение 45
Список использованных источников 49
Стоит
отметить, что в Республике Беларусь
с 1 января 2011 года также введена
система электронных аукционов
госзакупок. В целях осуществления
государственных закупок
В
официальном комментарии к
Нормативная база, регламентирующая проведение электронных торгов по государственным закупкам товаров (работ, услуг), была сформирована к 1 марта 2010 года. Торговые площадки в соответствии с Указом Президента от 30.12.2010 № 708 «О проведении электронных аукционов» и постановлением Совмина от 31.12.2010 № 1923 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 708» открыли ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» и Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМиКЦ).
Согласно Указу № 708 электронные аукционы осуществляются на добровольной основе. Организации вправе прибегать к ним наряду с привычными «бумажными» процедурами торгов, не получив при этом никаких юридических или экономических преимуществ. Неудивительно, что довольно часто организации выбирают «бумажные» процедуры торгов, в силу наличия огромного опыта в данной сфере. Например, в 2010 г., по данным Минэкономики, в Респубике Беларусь было проведено порядка 193,5 тыс. процедур (этот показатель на 10,4 процентов больше, чем в 2009 г.) [24] Стоит отметить, что организацию данных процедур заказчики в основном осуществляли без привлечения дополнительных ресурсов. К тому же затраты на их организацию без посредников являются незначительными, и, таким образом, преимущества личных контактов при выборе поставщиков очевидны. В 2009 году Минэкономики подсчитало свыше 354 тысяч личных контактов, из которых подавляющее большинство потенциальных поставщиков (98,98%) являются резидентами Республики Беларусь, хотя, следует отметить, что законодательство страны не запрещает иностранным компаниям выходить на белорусский рынок госзакупок.
Однако, следует подчеркнуть, что экономическая эффективность «бумажных» торгов является достаточно низкой и имеет убывающую тенденцию. Согласно данным Минэкономики, по итогам 2010 года экономия денежных средств от проведенных процедур составила в республике 999,7 млрд. Br, относительный экономический эффект — 6,4%, тогда как в 2009 году — соответственно 1031,5 млрд. Br и 9,1%. [24]
Основная причина слабого экономического эффекта данных процедур — отсутствие должной конкуренции. Согласно анализу Минэкономики, конкурентные процедуры (открытого и закрытого конкурса (торгов), запроса ценовых предложений, оформления конкурентного листа, переговоров) составили 64,9% от общего количества (в 2009 гогда — 66,7%). Остальные 35,1% — удельный вес неконкурентной процедуры, т.е. закупки, осуществляемые из одного источника. В 2010 году заказчики воспользовались данной процедурой в 68 тысячах случаев, интерес к которой не случаен, поскольку позволяет выбирать поставщика фактически на его ценовых условиях, причем юридические ограничения применения этой процедуры легко преодолеваются. Достаточно обосновать отсутствие необходимого времени на организацию и проведение конкурса или процедуры запроса ценовых предложений. Значительный фактор, оказавший влияние на формирование конкурентной среды на рынке госзакупок, - установление перечня товаров, закупаемых с применением процедуры закупки из одного источника, утверждённого постановлением Совмина от 23.06.2010 № 960, благодаря чему многие отечественные поставщики получили прямой доступ к госресурсам, что противоречит целям Указа Президента от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», ориентирующего на их эффективное расходование. [24]
По итогам процедуры закупки из одного источника в 2010 году было подписано договоров на 4,16 трлн. Br — 26,5% от объема по всем процедурам. В снижении данной доли рынка госзакупок за счёт создания конкурентной среды кроется значительный резерв экономии бюджетных средств. В частности, электронные аукционы позволяют задействовать этот резерв.
Подтверждением может служить российский опыт. В Российской Федерации на электронных площадках прослеживается прямая зависимость между числом участников аукционов и размером экономии на торгах. Необходимо подчеркнуть, что чем больше претендентов, тем значительнее их скидки на поставку товаров (работ, услуг). В России в 2011 г. объём экономии госсредств, согласно прогнозам местных экспертов, превысит 1 трлн. RUB, что составляет порядка 20% всего объема рынка госзакупок. Прозрачность этого рынка, достигнутая благодаря переходу на электронные технологии, нравится далеко не всем в России. Так как «бумажные» тендеры позволяли укрывать значительное количество госсредств. Минэкономразвития РФ опубликовало концепцию законопроекта «О федеральной контрактной системе», который должен заменить существующий федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По мнению авторов проекта, нынешняя российская система размещения госзаказов на аукционах с понижением первоначальной цены не обеспечивает качественного исполнения контрактов. Законопроект предлагает заказчику полную свободу действий: он может допускать любых поставщиков по критерию репутации, а также выбирать право на участие в электронном аукционе. Однако, по мнению общественности и некоторых специалистов, такая свобода приведет к резкому росту коррупции и отсутствию какой-либо конкуренции в данной сфере.
Необходимо отметить, что итоги конкуренции «бумажных» и электронных торгов в России могут косвенно отразиться на экономике Республике Беларусь. Как известно, именно Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, инициированное Россией и заключенное 9 декабря 2010 года странами Таможенного союза в рамках формирования единого экономического пространства, явилось стимулом для внедрения электронных аукционов в Республике Беларусь. Однако, в случае отказа от проведения электронных аукционов Российской Федерацией целесообразным будет внесение изменений в принятое Соглашение. Таким образом, целесообразным будет развитие не только электронных торгов, но и «бумажных».
Таким образом, можно сделать вывод, что применение процедуры электронных аукционов при осуществлении государственных закупок предоставляет как заказчикам, так и потенциальным поставщикам товаров (работ, услуг) неоспоримые преимущества.
Во-первых, немаловажным аспектом является то, что информация обо всех проводимых аукционах является общедоступной: при соблюдении законодательства и регламента работы ЭТП субъекты хозяйствования могут принять участие в любом интересующем аукционе.
Во-вторых, электронные аукционы гарантируют равные права участникам и обеспечивают добросовестную конкуренцию, прозрачность механизма закупок. При прочих равных условиях единственным критерием, определяющим победителя, является цена, которую участник вправе самостоятельно заявить в ходе торгов. В то же время заказчик получает действенный инструмент оптимального и эффективного расходования бюджетных средств, поскольку первоначально заявленная цена закупки в ходе электронных торгов понижается.
В-третьих, основной особенностью проведения электронных аукционов является использование электронного документооборота (с применением технологии электронной цифровой подписи), позволяющего участникам аукционов, практически не выходя из своих офисов, покупать и продавать товары (работы, услуги), а также экономить средства на организации закупок и участие в них. Следует отметить, что в Республике Беларусь в целях предоставления услуг по распространению открытых ключей проверки электронной цифровой подписи в ОАО ”Белорусская универсальная товарная биржа“ и (НЦМиКЦ) созданы удостоверяющие центры и закуплено сертифицированное программное обеспечение. В настоящее время биржа проводит работу по обеспечению возможности участия в электронных аукционах зарубежных поставщиков. [25]
На
современном этапе в Республике Беларусь
приоритетными направлениями электронной
экономики являются государственные закупки,
оптовая и розничная торговля, реализация
торговых услуг, а также упрощение торговых
и транспортных процедур. Необходимо отметить,
что практически все развитые страны мира
уже начали переход на новое перспективное
направление в экономике – электронные
государственные закупки. Республика
Беларусь также развивает данную сферу,
активно используя информационные технологии,
несмотря на значительное количество
проблем: недостаточно высокий уровень
доверия глобальной сети Интернет, как
со стороны руководителей предприятий,
так и белорусских граждан в целом, достаточно
низкий уровень разработки некоторых
сайтов, недостаточное количество квалифицированного
персонала, отсутствие опыта в организации
электронных торгов, а также практически
отсутствие конкуренции в данной сфере.
Всё это непосредственно влияет на внедрение
и развитие электронной торговли в Республике
Беларусь, в частности, на осуществление
электронных закупок. Однако, стоит отметить,
что создание системы электронных государственных
закупок – это длительный и трудоемкий
процесс, который нуждается в четком разграничении
этапов и тщательном планировании.
2.2 Интеграция Республики Беларусь в глобальные логистические системы
В настоящее время Интернет становится для компаний не только средством глобального поиска партнеров, но и новым логистическим каналом. Во всём мире многие товары и услуги уже предоставляются клиенту по сети, при этом зачастую они оплачиваются виртуальными деньгами. Таким образом, постепенно формируется глобальная логистическая система.
Логистическая система - это относительно устойчивая совокупность структурных (функциональных) подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников, взаимосвязанных по основным и/или сопутствующим потокам и объединенных единым управлением для реализации стратегического (тактического) логистического плана.
Глобальная логистика - это стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих материальные потоки рынков различных стран на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.
В глобальной логистической среде сформировано огромное количество логистических центров, которые являются опорными элементами макрологистических цепей и сетей различного назначения, пунктами контроля и управления мультимодальными перевозками. Целью модуля является изучение вопросов об основных принципах создания и организации функционирования логистических центров.
Огромное значение для построения логистической системы имеет сектор бизнеса (бизнес-платформа), в котором работает компания. В настоящее время (в электронной коммерции) выделяют два основных сектора: business to business (B2B) и business to government (B2G). В зависимости от сектора бизнеса (т.е. того, кто является конечным потребителем продукции или услуг компании, — другая организация бизнеса или государство) формируются разные приоритеты, ключевые факторы, логистические стратегии, концепции и технологии. Сектор бизнеса оказывает существенное влияние на информационно-компьютерную поддержку логистики. Наконец, в зависимости от мощности компании, концентрации капитала и выхода на международные рынки и ресурсов различают глобальные логистические системы, формируемые в основном транснациональными корпорациями и финансово-промышленными группами.
Прогнозные оценки развития мировой экономики говорят о том, что основные материальные и финансовые потоки в ближайшем будущем будут сосредоточены в треугольнике США - Европа - Дальний Восток, в глобальной Евразийской сети.
Глобальная
логистическая сеть определяет расположение
логистических
Глобальные логистические системы и их логистические центры являются мощным средством экономии дефицитных национальных ресурсов: материальных, сырьевых, энергетических, финансовых, трудовых. Их отличительной особенностью является целевая направленность на наиболее полное удовлетворение совокупного спроса потребителей, причем они являются необходимыми элементами расширенного воспроизводства. Именно глобальные логистические системы и их центры позволяют в современных условиях найти наиболее продуктивные варианты и формы организации товарных рынков и материальных потоков.
За
рубежом логистика давно стала
практическим инструментом бизнеса, а
интегрированная логистика