Логистика электронных закупок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 03:43, научная работа

Описание

.Цель работы - обоснование перспективных направлений развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь с использованием электронных логистических операций в контексте мирового опыта.
Для реализации цели данной работы сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать сущность понятий «электронные закупки» и «электронная логистика».
2. Проанализировать мировой опыт тенденций развития электронных закупок
3. Оценить уровень готовности к внедрению электронной торговли с использованием электронной логистики в Республике Беларусь в соответствии с международными стандартами.
4. Сформулировать перспективные направления развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы электронных закупок 6
1.1 Электронные закупки как важное направление развития систем электронной торговли 6
1.2 Особенности электронной логистики 9
Глава 2 Анализ мирового опыта тенденций развития электронных закупок 13
2.1 Электронные оптовые закупки в Республике Беларусь 13
2.2 Интеграция Республики Беларусь в глобальные логистические системы 20
Глава 3 Пути совершенствования электронных закупок в Республике Беларусь 35
3.1 Анализ правового регулирования электронной торговли и логистических операций 35
3.2 Пути оптимизации логистических систем предприятий на основе электронных закупок 39
Заключение 45
Список использованных источников 49

Работа состоит из  1 файл

Работа+.doc

— 424.00 Кб (Скачать документ)
    1. объемов финансирования программ перехода на электронные госзакупки;
    2. «глубины» модернизации текущей системы государственных закупок;
    3. глубины проникновения ИКТ в госсектор;
    4. квалификации персонала;
    5. стимулирования участия небольших и средних компаний в электронных тендерах правительства.

     Стоит отметить, что в Республике Беларусь с 1 января 2011 года также введена  система электронных аукционов  госзакупок. В целях осуществления  государственных закупок посредством  электронных процедур госзакупки товаров (работ, услуг) могут осуществляться на аукционах путем электронных торгов с понижением цены.

     В официальном комментарии к документу  отмечается, что принятие Указа Президента Республики Беларусь №708 от 30 декабря 2010 г. является «первым шагом к началу реализации белорусской стороной Соглашения о государственных (муниципальных) закупках, подписанного 9 декабря 2010 года в Москве в ходе Межгосударственного совета ЕврАзЭС в целях формирования договорно-правовой базы Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России».[23]

     Нормативная база, регламентирующая проведение электронных торгов по государственным закупкам товаров (работ, услуг), была сформирована к 1 марта 2010 года. Торговые площадки в соответствии с Указом Президента от 30.12.2010 № 708 «О проведении электронных аукционов» и постановлением Совмина от 31.12.2010 № 1923 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 708» открыли ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» и Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМиКЦ).

     Согласно  Указу № 708 электронные аукционы осуществляются на добровольной основе. Организации вправе прибегать к  ним наряду с привычными «бумажными»  процедурами торгов, не получив при  этом никаких юридических или  экономических преимуществ. Неудивительно, что довольно часто организации выбирают «бумажные» процедуры торгов, в силу наличия огромного опыта в данной сфере. Например, в 2010 г., по данным Минэкономики, в Респубике Беларусь было проведено порядка 193,5 тыс. процедур (этот показатель на 10,4 процентов больше, чем в 2009 г.) [24] Стоит отметить, что организацию данных процедур заказчики в основном осуществляли без привлечения дополнительных ресурсов. К тому же затраты на их организацию без посредников являются незначительными, и, таким образом, преимущества личных контактов при выборе поставщиков очевидны. В 2009 году Минэкономики подсчитало свыше 354 тысяч личных контактов, из которых подавляющее большинство потенциальных поставщиков (98,98%) являются резидентами Республики Беларусь, хотя, следует отметить, что законодательство страны не запрещает иностранным компаниям выходить на белорусский рынок госзакупок.

     Однако, следует подчеркнуть, что экономическая  эффективность «бумажных» торгов является достаточно низкой и имеет убывающую тенденцию. Согласно данным Минэкономики, по итогам 2010 года экономия денежных средств от проведенных процедур составила в республике 999,7 млрд. Br, относительный экономический эффект — 6,4%, тогда как в 2009 году — соответственно 1031,5 млрд. Br и 9,1%. [24]

     Основная  причина слабого экономического эффекта данных процедур  — отсутствие должной конкуренции. Согласно анализу Минэкономики, конкурентные процедуры (открытого и закрытого конкурса (торгов), запроса ценовых предложений, оформления конкурентного листа, переговоров) составили 64,9% от общего количества (в 2009 гогда — 66,7%). Остальные 35,1% — удельный вес неконкурентной процедуры, т.е. закупки, осуществляемые из одного источника. В 2010 году заказчики воспользовались данной процедурой в 68 тысячах случаев, интерес к которой не случаен, поскольку позволяет выбирать поставщика фактически на его ценовых условиях, причем юридические ограничения применения этой процедуры легко преодолеваются. Достаточно обосновать отсутствие необходимого времени на организацию и проведение конкурса или процедуры запроса ценовых предложений. Значительный фактор, оказавший влияние на формирование конкурентной среды на рынке госзакупок, -   установление перечня товаров, закупаемых с применением процедуры закупки из одного источника, утверждённого постановлением Совмина от 23.06.2010 № 960, благодаря чему многие отечественные поставщики получили прямой доступ к госресурсам, что противоречит целям Указа Президента от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», ориентирующего на их эффективное расходование. [24]

     По  итогам процедуры закупки из одного источника в 2010 году было подписано  договоров на 4,16 трлн. Br — 26,5% от объема по всем процедурам. В снижении данной доли рынка госзакупок за счёт создания конкурентной среды кроется значительный резерв экономии бюджетных средств. В частности, электронные аукционы позволяют задействовать этот резерв.

     Подтверждением  может служить российский опыт. В  Российской Федерации на электронных  площадках прослеживается прямая зависимость  между числом участников аукционов и размером экономии на торгах. Необходимо подчеркнуть, что чем больше претендентов, тем значительнее их скидки на поставку товаров (работ, услуг). В России в 2011 г. объём экономии госсредств, согласно прогнозам местных экспертов, превысит 1 трлн. RUB, что составляет порядка 20% всего объема рынка госзакупок. Прозрачность этого рынка, достигнутая благодаря переходу на электронные технологии, нравится далеко не всем в России. Так как «бумажные» тендеры позволяли укрывать значительное количество госсредств. Минэкономразвития РФ опубликовало концепцию законопроекта «О федеральной контрактной системе», который должен заменить существующий федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По мнению авторов проекта, нынешняя российская система размещения госзаказов на аукционах с понижением первоначальной цены не обеспечивает качественного исполнения контрактов. Законопроект предлагает заказчику полную свободу действий: он может допускать любых поставщиков по критерию репутации, а также выбирать право на участие в электронном аукционе. Однако, по мнению общественности и некоторых специалистов, такая свобода приведет к резкому росту коррупции и отсутствию какой-либо конкуренции в данной сфере.

     Необходимо  отметить, что итоги конкуренции  «бумажных» и электронных торгов в России могут косвенно отразиться на экономике Республике Беларусь. Как известно, именно Соглашение о  государственных (муниципальных) закупках, инициированное Россией и заключенное 9 декабря 2010 года странами Таможенного союза в рамках формирования единого экономического пространства, явилось стимулом для внедрения электронных аукционов в Республике Беларусь. Однако, в случае отказа от проведения электронных аукционов Российской Федерацией целесообразным будет внесение изменений в принятое Соглашение. Таким образом, целесообразным будет развитие не только электронных торгов, но и «бумажных».

     Таким образом, можно сделать вывод, что применение процедуры электронных аукционов при осуществлении государственных закупок предоставляет как заказчикам, так и потенциальным поставщикам товаров (работ, услуг) неоспоримые преимущества.

     Во-первых, немаловажным аспектом является то, что информация обо всех проводимых аукционах является общедоступной: при соблюдении законодательства и регламента работы ЭТП субъекты хозяйствования могут принять участие в любом интересующем аукционе.

     Во-вторых, электронные аукционы гарантируют  равные права участникам и обеспечивают добросовестную конкуренцию, прозрачность механизма закупок. При прочих равных условиях единственным критерием, определяющим победителя, является цена, которую участник вправе самостоятельно заявить в ходе торгов. В то же время заказчик получает действенный инструмент оптимального и эффективного расходования бюджетных средств, поскольку первоначально заявленная цена закупки в ходе электронных торгов понижается.

     В-третьих, основной особенностью проведения электронных  аукционов является использование электронного документооборота (с применением технологии электронной цифровой подписи), позволяющего участникам аукционов, практически не выходя из своих офисов, покупать и продавать товары (работы, услуги), а также экономить средства на организации закупок и участие в них. Следует отметить, что в Республике Беларусь в целях предоставления услуг по распространению открытых ключей проверки электронной цифровой подписи в ОАО ”Белорусская универсальная товарная биржа“ и (НЦМиКЦ) созданы удостоверяющие центры и закуплено сертифицированное программное обеспечение. В настоящее время биржа проводит работу по обеспечению возможности участия в электронных аукционах зарубежных поставщиков. [25]

     На  современном этапе в Республике Беларусь приоритетными направлениями электронной экономики являются государственные закупки, оптовая и розничная торговля, реализация торговых услуг, а также упрощение торговых и транспортных процедур. Необходимо отметить, что практически все развитые страны мира уже начали переход на новое перспективное направление в экономике – электронные государственные закупки. Республика Беларусь также развивает данную сферу, активно используя информационные технологии, несмотря на значительное количество проблем: недостаточно высокий уровень доверия глобальной сети Интернет, как со стороны руководителей предприятий, так и белорусских граждан в целом, достаточно низкий уровень разработки некоторых сайтов, недостаточное количество квалифицированного персонала, отсутствие опыта в организации электронных торгов, а также практически отсутствие конкуренции в данной сфере. Всё это непосредственно влияет на внедрение и развитие электронной торговли в Республике Беларусь, в частности, на осуществление электронных закупок. Однако, стоит отметить, что создание системы электронных государственных закупок – это длительный и трудоемкий процесс, который нуждается в четком разграничении этапов и тщательном планировании.  

     2.2 Интеграция Республики Беларусь в глобальные логистические системы

     В настоящее время Интернет становится для компаний не только средством глобального поиска партнеров, но и новым логистическим каналом. Во всём мире многие товары и услуги уже предоставляются клиенту по сети, при этом зачастую они оплачиваются виртуальными деньгами. Таким образом, постепенно формируется глобальная логистическая система.

     Логистическая система -  это относительно устойчивая совокупность структурных (функциональных) подразделений компании, а также  поставщиков, потребителей и логистических  посредников, взаимосвязанных по основным и/или сопутствующим потокам и  объединенных единым управлением для реализации стратегического (тактического) логистического плана.

     Глобальная  логистика - это стратегия и тактика  создания устойчивых макрологистических систем, связывающих материальные потоки рынков различных стран на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.

     В глобальной логистической среде  сформировано огромное количество логистических центров, которые являются опорными элементами макрологистических цепей и сетей различного назначения, пунктами контроля и управления мультимодальными перевозками. Целью модуля является изучение вопросов об основных принципах создания и организации функционирования логистических центров.

     Огромное значение для построения логистической системы имеет сектор бизнеса (бизнес-платформа), в котором работает компания. В настоящее время (в электронной коммерции) выделяют два основных сектора: business to business (B2B) и business to government (B2G). В зависимости от сектора бизнеса (т.е. того, кто является конечным потребителем продукции или услуг компании, — другая организация бизнеса или государство) формируются разные приоритеты, ключевые факторы, логистические стратегии, концепции и технологии. Сектор бизнеса оказывает существенное влияние на информационно-компьютерную поддержку логистики. Наконец, в зависимости от мощности компании, концентрации капитала и выхода на международные рынки и ресурсов различают глобальные логистические системы, формируемые в основном транснациональными корпорациями и финансово-промышленными группами.

     Прогнозные  оценки развития мировой экономики  говорят о том, что основные материальные и финансовые потоки в ближайшем будущем будут сосредоточены в треугольнике США - Европа - Дальний Восток, в глобальной Евразийской сети.

     Глобальная  логистическая сеть определяет расположение логистических распределительных  центров (ЛРЦ), где большинство логистических  операций осуществляется в этих центрах. Логистические распределительные центры организуют заполнение рынка товарами, обеспечивая устойчивый сбыт. Эффект от функционирования ЛРЦ выражается в сокращении времени доставки товара, которое достигается за счет участия ЛРЦ в обслуживании материального потока.

     Глобальные  логистические системы и их логистические  центры являются мощным средством экономии дефицитных национальных ресурсов: материальных, сырьевых, энергетических, финансовых, трудовых. Их отличительной особенностью является целевая направленность на наиболее полное удовлетворение совокупного спроса потребителей, причем они являются необходимыми элементами расширенного воспроизводства. Именно глобальные логистические системы и их центры позволяют в современных условиях найти наиболее продуктивные варианты и формы организации товарных рынков и материальных потоков.

     За  рубежом логистика давно стала  практическим инструментом бизнеса, а  интегрированная логистика является одной из основных комплексных функций, характеризующих финансово-производственную деятельность западных фирм. Различные логистические концепции в стратегическом планировании и текущем управлении основными сферами бизнеса уже, по крайней мере, в течение двадцати и более лет применяют ведущие зарубежные фирмы и транснациональные корпорации, такие,  как IBM, Procter & Gamble, Coca-Cola, General Motors, Ford Motors, Volvo, Toyota Motors, Electrolux, TNT, Deutsche Telecom, BTL, ASG АВ, Acer Computer, G& F Industries, General Foods, Johnson & Johnson и многие другие.

Информация о работе Логистика электронных закупок