Логистика электронных закупок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 03:43, научная работа

Описание

.Цель работы - обоснование перспективных направлений развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь с использованием электронных логистических операций в контексте мирового опыта.
Для реализации цели данной работы сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать сущность понятий «электронные закупки» и «электронная логистика».
2. Проанализировать мировой опыт тенденций развития электронных закупок
3. Оценить уровень готовности к внедрению электронной торговли с использованием электронной логистики в Республике Беларусь в соответствии с международными стандартами.
4. Сформулировать перспективные направления развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы электронных закупок 6
1.1 Электронные закупки как важное направление развития систем электронной торговли 6
1.2 Особенности электронной логистики 9
Глава 2 Анализ мирового опыта тенденций развития электронных закупок 13
2.1 Электронные оптовые закупки в Республике Беларусь 13
2.2 Интеграция Республики Беларусь в глобальные логистические системы 20
Глава 3 Пути совершенствования электронных закупок в Республике Беларусь 35
3.1 Анализ правового регулирования электронной торговли и логистических операций 35
3.2 Пути оптимизации логистических систем предприятий на основе электронных закупок 39
Заключение 45
Список использованных источников 49

Работа состоит из  1 файл

Работа+.doc

— 424.00 Кб (Скачать документ)

     3) Увеличение конкурентоспособности  малого и среднего бизнеса  несомненно положительно отразится  на благосостоянии граждан.

     Электронная торговля помогает малым и средним предприятиям конкурировать с более крупными предприятиями, давая им возможность получить более широкий рынок потребителей и помогая найти способы наименьших затрат. В США малые предприятия, использующие Интернет, растут на 46 % быстрее, чем те, которые Интернет в своей деятельности не используют [American City Business Journals, 1999]. Это, в свою очередь, подтолкнуло развитие малых предприятий. Тем самым подкрепляется экономическое развитие, а в итоге происходит экономический рост, расширяется база налогообложения и спрос на сопутствующие услуги. [17]

     Электронная торговля также полезна для производителей и потребителей в силу того, что  она помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной  удаленности и недостатке информации относительно возможностей рынка. Компаниям уже не требуется поддерживать излишний персонал или осуществлять большие капиталовложения в развитие специалистов. Виртуальные магазины и контактные адреса в Интернете позволяют приблизить места хранения товаров к месту их непосредственного производства, тем самым, ускоряя распространение товаров и уменьшая связанные с этим затраты. Интернет и электронная торговля увеличивают рекламные возможности по всему миру, в результате все легче становится рекламировать товары, а сама реклама становится все более глобальной. Данное обстоятельство может быть особенно важным для белорусских предприятий, которые традиционно испытывают трудности в поиске покупателей за рубежом.

     4) Создание новых рабочих мест  и более высокой заработной платы повысит уровень жизни граждан Республики Беларусь.

     Еще одним положительным моментом для  Республики Беларусь является то, что  электронная торговля позволяет  осуществлять ряд работ, таких как  разработка программного обеспечения  и технические услуги, непосредственно по месту нахождения консультантов, а не в той стране, в которой требуются соответствующие услуги. Это облегчит продажу белорусских услуг, которые до последнего времени значительно отставали ввиду ограничений, связанных с передвижением физических лиц. В итоге белорусские граждане получат новые рабочие места и более высокую заработную плату, а государство получит больше налогов с физических и юридических лиц и чистой прибыли.

     Таким образом, преимущества электронной  торговли очевидны. Белорусское правительство, белорусские предприятия и потребители получат огромную выгоду от развития электронной торговли.

     Можно сделать вывод, что Республика Беларусь имеет возможность получить множество  преимуществ от устойчивого и  высокоразвитого рынка электронной торговли, таких, как:

  1. повсеместный рост предприятий местной экономики вне зависимости от форм собственности,
  2. доступ к экспортному рынку,
  3. рабочие места для квалифицированной рабочей силы,
  4. доступ к инвестиционному капиталу, 
  5. увеличение налоговых поступлений от применения электронных платежей.

     Однако, существует множество факторов , сдерживающих развитие электронной торговли и  логистики.

     I. Факторы, негативно влияющие на развитие электронной торговли:

  1. незначительное число белорусских пользователей сети Интернет и их невысокая платежеспособность;
  2. недостаточная правовая урегулированность отношений в сфере электронной коммерции;
  3. отсутствие совершенного механизма осуществления электронных платежей доступного широкому кругу физических и юридических лиц;
  4. недостаток высококвалифицированных специалистов, работающих в сфере Интернет-торговли.

     Однако, у Республики Беларусь  есть множество  возможностей  для того, чтобы  урегулировать эти вопросы и  стимулировать скорейшее внедрение  электронной торговли. Таким образом, для того, чтобы решить эти проблемы, необходимо осуществить ряд мер:

  1. Необходимо, в первую очередь, улучшать качество разрабатываемых сайтов, а также качество обслуживания,  при этом контролируя стоимость услуг. Что касается качества сайтов, то необходимо уделить больше внимания структуре и дизайну разрабатываемых белорусских сайтов, так как это является немаловажным аспектом при привлечении посетителей. Однако, это требует усилий высококвалифицированных специалистов – интернет-маркетологов, которых, к сожалению, сейчас также недостаточно.  Также немаловажным аспектом привлечения посетителей является увеличение распространения рекламы об интернет-ресурсах, их преимуществах в использовании и т.д., в повседневной жизни (в транспорте, на бигбордах, по радио, телевидению и т.д.)
  2. Для того, чтобы увеличить степень правовой урегулированности электронной торговли, необходимо разработать и принять ряд нормативных правовых актов, которые бы усовершенствовали регулирование деятельности субъектов в сфере предоставления электронных финансовых услуг, определили бы порядок заключения электронных сделок и т.д.. Так как необходимо, чтобы всё законодательство (налоговое, банковское, бухгалтерский учёт, процессуальное и т.д.) было готово к восприятию электронных сделок.
  3. Отсутствие недостаточно развитого механизма осуществления электронных платежей, доступного широкому кругу физических и юридических лиц, связано в основном с невысокой заинтересованностью  по отношению к данным услугам, что объясняется недостаточным качеством разработки данных услуг. Следует отметить, что электронные платежи в настоящее время развиваются стремительными темпами, однако можно назвать лишь некоторые из них, удовлетворяющие в большей степени потребности граждан. На сегодняшний день имеет смысл пользования в Республике Беларусь лишь двумя системами электронных платежей – EasyPay и WebMoney. К примеру, система WebPay , открывшись больше двух лет назад, фактически не получила своего развития, из-за множества недостатков: ограниченный круг пользователей системы, высокий процент комиссии 5%, замкнутость системы на внутреннем рынке Республики Беларусь, наличие счёта только в белорусских рублях и т.д. Однако есть множество перспективных систем: к примеру,  iPay подает большие надежды и в перспективе может стать довольно популярной.
  4. Целесообразно улучшить уровень подготовки специалистов, работающих в сфере информационных технологий, специалистов, занимающихся разработкой дизайна сайтов, интернет-рекламой и т.д. Также регулярно проводить курсы по переподготовке специалистов.

     II.Факторы, негативно влияющие на развитие электронной логистики:

  1. Отсутствие практического опыта в реализации логистических проектов;
  2. Недостаточно эффективное использование складских помещений;
  3. Недостаток собственных средств для реализации строительства логистических центров;
  4. Отсутствие опыта в проведении электронных аукционов с целью осуществления госзакупок.

     Для того, чтобы решить данные вопросы, целесообразно:

  1. Использовать системный подход и знания в области логистики при построении эффективной национальной логистической сети, которая могла бы с наименьшими издержками обслуживать всю национальную экономику. Следует развивать сотрудничество с иностранными партнёрами, обмениваться практическим опытом. Так как Германия является лидером в данной сфере, целесообразно ориентироваться на немецкую модель, которая в первую очередь предполагает участие государственного сектора, как в фазе планирования, так и реализации проектов развития транспортно-логистических центров.
  2. Улучшить уровень технического оснащения складской инфраструктуры благодаря реконструкции складов, для чего необходимы значительные инвестиции. Поэтому модернизация складов должна осуществляться поэтапно с привлечением собственных средств организаций, кредитов банков и средств инвесторов, в том числе иностранных.

     Анализ  состояния складской инфраструктуры оптовой торговли показывает, что  ее техническое состояние и изношенность материальной базы не способствуют использованию  современных технологий товародвижения. Так, только 1/10 складских помещений, расположенных в г. Минске и Минском районе, - отремонтированные или новые склады, относительно соответствующие требованиям к современной складской инфраструктуре.[26]

  1. С целью привлечения инвестиций в строительство логистических центров необходимо активно проводить двухсторонние переговоры с зарубежными инвесторами, создавать благоприятный инвестиционный климат в стране, а также создавать льготные условия для постройки и дальнейшего функционирования  логистических центров, соответствующих современным стандартам.
  2. Привлечение клиентов на ОАО «Белорусская универсальная товарная  биржа» и НЦМиКЦ с целью участия в электронных аукционах для осуществления госзакупок с помощью рекламы, более подробного информирования клиентов посредством  СМИ. Привлечение российских специалистов для проведения семинаров как с клиентами, так и с работниками биржи для более эффективной реализации различных биржевых процедур. Заимствование опыта российских коллег позволит сформировать более добросовестную конкурентную среду проведения торгов, добиться прозрачности механизма закупок, сэкономить значительное количество денежных средств.

     В заключение следует отметить, что  Республика Беларусь имеет огромнейший  потенциал в сфере развития логистики  и является весьма важным звеном в формировании глобальной логистической системы. Беларусь имеет достаточно выгодное географическое расположение, поэтому весьма выгодным направлением для страны является развитие логистики. Целесообразно также одновременно развитие  электронной торговли, в частности развития системы электронных закупок, формирование единого информационного пространства. Развитие логистики в Республике Беларусь позволит добиться экономически значимого результата, не затрачивая дорогостоящих энергоресурсов, а также сформировать более открытую национальную экономику. Именно поэтому формирование эффективной логистической системы является одним из приоритетных направлений экономического развития Республики Беларусь.

     Однако, несмотря на большое количество проблем, связанных с развитием логистики электронной торговли, в Республике Беларусь существует множество возможностей и перспектив для использования электронной торговли, а также логистики, что является огромным стимулом для  её развития. Вот почему вопросы развития информационных технологий и телекоммуникаций в Республике Беларусь включены в систему важнейших стратегических приоритетов, с которыми связано формирование современной «информационной экономики».

 

Заключение

     В последние десятилетия мировой  рынок информационных технологий занял одно из первых мест в экономическом развитии всего мира. В настоящее время организационно-технологической основой информационной экономики являются глобальные информационные сети. Таким образом, развитие современных информационных технологий, а также создание и функционирование глобальных компьютерных сетей не могло не отразиться на такой важной сфере, как торговля.

     Анализируя  наиболее актуальные проблемы динамично  развивающейся электронной торговли, а также выделяя ключевые моменты ее специфики, можно прийти к выводу, что это явление заслуживает особого внимания. Так как на данном этапе электронная торговля занимает довольно значимое место в жизни общества во всём мире, она является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики большинства стран мира, в том числе и Республики Беларусь.

     Электронная торговля это оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей.

     Электронные закупки являются одним из основных направлений развития систем электронной торговли. Они являются новым коммуникативным средством, обеспечивающим предпосылки интеграции внутренних и внешних процессов любого предприятия и интеграцию знаний, что, в свою очередь, является основой коммерческого и инновационного эффекта электронных закупок.

     Положительное влияние электронной торговли, а  также, в частности, электронных  закупок намного значительнее, чем  отрицательное. Необходимо отметить, что  весьма прибыльным элементом электронной торговли являются  оптовые электронные закупки. Для оптовых закупок наибольшее значение имеют системы B2B и B2G, так как покупки в системе B2C в основном относятся к розничному сектору. Следовательно,  наиболее  выгодными для государства в настоящее время являются системы B2B и B2G, развитие которых в ближайшем будущем позволит достичь для экономики наиболее значимого положительного эффекта. Очевидна необходимость в системном анализе проблем становления и развития электронной оптовой торговли, в том числе специфики логистических процессов в данной форме торговли.

     В Республике Беларусь с 1 января 2011 г. введена  система электронных аукционов  госзакупок. В настоящее время  данное направление активно развивается, так как является достаточно прибыльным. Согласно статистике, международный опыт внедрения систем электронных госзакупок в среднем приносит экономию около 10–12% бюджетных средств.

     В Республике Беларусь основной проблемой  является  осуществление внедрения  и развития отечественными компания В2В-моделей электронного бизнеса. Следует сказать, что сектор “бизнес-бизнес” как таковой в Беларуси практически отсутствует. Это происходит в большей степени потому, что сектор В2В основан на использовании международных стандартов электронного обмена данными EDI. В Республике Беларусь эти стандарты практически не используются. Отсутствие ЕDI-технологий во многом связано с внутренними проблемами отечественного рынка. С одной стороны, недостаточно тщательно разработаны вопросы законодательства и регулирования использования стандартов ЕDI, с другой стороны, сами предприятия не готовы к тому, чтобы всесторонне использовать EDI-технологии.

     В настоящее время Республика Беларусь занимает довольно высокую позицию  в рейтинге ООН «Оценка готовности стран к внедрению электронной торговли». Индекс электронного участия в республике Беларусь в 2010 г (0,243) значительно увеличился по сравнению с 2008 г (0,091). Увеличение индекса электронного участия говорит о том, что полезность Е-услуг постепенно возрастает, а значит процесс вовлечения граждан в общественную политику, электронную торговлю также развивается.

Информация о работе Логистика электронных закупок