Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:22, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследование механизма и методического инструментария мониторинга социально-экономического развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
раскрыть сущность и методические подходы к организации мониторинга социально-экономического развития региона;
дать оценку мониторинга экономического развития региона;
предложить направления совершенствования системы мониторинга социально-экономического развития региона.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1. Понятие и сущность мониторинга 5
1.2. Процесс мониторинга экономического развития региона 14
1.3. Целевые индикаторы мониторинга экономического развития региона 27
2. ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СЕРГИЕВ ПОСАД
2.1. Состав и структура администрации (сегмента мониторинга) 35
2.2. Задачи администрации по экономическому развитию региона 47
2.3. Система стратегических целей социально – экономического развития городского поселения Сергиев – Посад и организация мониторинга за выполнением целевых показателей 54
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
3.1. Проблемы мониторинга экономического развития городского поселения Сергиев - Посад 82
3.2. Направления оптимизации мониторинга экономического развития 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективность реализации стратегии развития региона во многом зависит от создания системы мониторинга социально-экономических процессов. Организация мониторинга определяется комплексом механизмов практической реализации стратегии и при этом применимость тех или иных методов и инструментов управления зависит от достоверности и оперативности оценки происходящих процессов в социально-экономической сфере.
В
настоящее время проблемам
Методологические подходы к исследованию проблем развития регионов были заложены в трудах Л.А.Велихова, М.Д.Загряцкова, П.Гензеля, И.Х.Озерова, В.Н.Твердохлебова, которые достаточно подробно изучили предмет и содержание мониторинга, его специфику, экономические и финансовые аспекты организации. Разработке методического инструментария стратегического планирования, комплексной оценки и мониторинга социально-экономического развития регионов посвящены работы Б.П.Веденеева, Г.Ю.Ветрова, B.А.Гневко, Б.С.Жихаревича, К.Н.Знаменской, И.В.Картышова, И.А.Морозова, А.В.Пенюгаловой, В.Е.Рохчина, В.Ю.Ульяшиной, В.В.Шураева и др.
Практическая значимость, недостаточная степень разработанности и актуальность проблемы определили выбор темы, постановку целей и задач настоящего исследования.
Цель дипломной работы - исследование механизма и методического инструментария мониторинга социально-экономического развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Объектом исследования является управление и организация комплексного социально-экономического развития муниципального образования – городского поселения Сергиев Посад.
Предмет исследования – система принципов, механизмов, организационно-экономических связей, возникающих в процессе мониторинга и стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований.
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: сравнительный и ситуационный анализ, методы обобщения, индукция и дедукция, факторный анализ, анализ динамических рядов, экспертные оценки, социологические и статистические методы.
Информационной базой исследования, обеспечивающей репрезентативность исходных данных, достоверность, надежность и точность выводов, рекомендаций и предложений послужили материалы органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, данные официальной статистики, экспертные оценки и разработки отечественных и зарубежных экономистов, аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы, представленные в сети Интернет.
Сегодня под мониторингом большинством ученых понимается специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа социально-экономической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки (диагностики) состояния тенденций развития и конкретных региональных проблем1.
Такое определение мониторинга, в условиях исключительно большого разнообразия региональных ситуаций и проблем в России, требует серьезного научного сопровождения. Основная его задача состоит в создании надежной и объективной основы для адресной государственной поддержки тех или иных территорий. В условиях построения гражданского общества на первый план выходит обеспечение участия граждан в управление ходом социально-экономических процессов.
Термин «региональный мониторинг» в научной литературе и в практике не устоявшийся и употребляется в различных смыслах. В одних работах под мониторингом подразумевается поступление оперативной и достоверной информации о поведении отдельных объектов наблюдения2, в других – контроль над ситуацией в целом всей системы в третьих – отслеживание состояния территории как системы в целом и прогноз о возможности возникновения качественно новых процессов3. Часто под мониторингом понимают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления их соответствия ожидаемым результатам4.
В экономической науке понятие «мониторинг» появилось сравнительно недавно. Впервые данное понятие ввел российский экономист Никонов А.А., рассмотревший мониторинг как совокупность приемов по отслеживанию, анализу, оценке и прогнозированию социально-экономических процессов, связанных с реформами, а также сбор, обработку информации и подготовку рекомендаций по развитию реформы5.
Позже многими авторами содержание понятия несколько изменялось. Более общую трактовку понятию дали российские ученые Когут А.Е. и Рохчин В.Е., определив мониторинг как систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории6.
Большинство авторов в своих трактовках склоняются ко второй концепции, т.е. рассматривают мониторинг, непосредственно, как инструмент, метод сбора, обработки данных. Однако, по нашему мнению, мониторинг должен базироваться на трех перечисленных концепциях.
Таким образом, в результате проведенного исследования можно выделить следующие характерные черты регионального социально-экономического мониторинга:
1)
мониторинг представляет собой
постоянное продолжительное
2) включает в себя систематическое наблюдение и сбор информации о параметрах социально-экономической системы;
3) носит системный характер, что является важным условием его эффективности;
4)
сбор мониторинговых данных
осуществляется при помощи
разнообразных методов в
зависимости от изучаемых
5) полученные данные подвергаются обработке: анализу и диагно-стике;
6)
мониторинговые данные должны
быть сохранены для
7) эффективность мониторинговых исследований связана с правильной постановкой цели, адекватной и своевременной информацией, проведением и использованием результатов анализа.
Схематически предложенные составные элементы мониторинга социально-экономического развития представлены на рис. 1.
Рис. 1. Составляющие элементы социально-экономического мониторинга
Имеющиеся научные работы и практика позволяют сделать вывод о том, что на основе мониторинга социально – экономических процессов в регионе можно:
Используемый сегодня региональный мониторинг выступает, как правило, в качестве:
Таким образом, представляется более конструктивным использовать трактовку категории мониторинга, принятую современной наукой, в соответствии с которой под региональным мониторингом социально - экономических процессов можно понимать как систему наблюдения, оценки, анализа и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории субъекта федерации, местного самоуправления.
Применительно к изучению социально - экономических процессов, происходящих в регионе, это специально организованное системное наблюдение за ходом и характером количественных и качественных изменений в экономике и в обществе, связанных с их переходом из одного состояния в другое, поэтому задачей мониторинга является не только наблюдение, но и накопление фактов.
Мониторинг – инструмент наблюдения и анализа экономики. Мониторинг рассматривается как начальное звено в системе «мониторинг - анализ - корректировка стратегии - достижение искомой динамики социально- экономических показателей» и выполняет две основные задачи:
Объектами мониторинга являются: экономические районы страны, республики, края, области, автономные образования и отдельные города.
Предмет регионального мониторинга – сложная совокупность социально - экономических процессов и явлений в регионах страны8. Выделяются следующие комплексные направления регионального мониторинга:
• экологическое;
• экономическое;
• медико-биологическое;
• общественно-политическое;
• социальное;
• научно-техническое.
Отслеживание и регулирование процессов регионального развития является основной целью регионального мониторинга.
Главной целью мониторинга социально - экономических процессов является сбор, изучение и подготовка информации для принятия и анализа экономических решений на различных уровнях управления. Это обуславливает две особенности, которым должен удовлетворять мониторинг как система сбора и обработки информации: целевая направленность информационных процессов и максимальная объективность получаемых выводов на каждой стадии переработки данных.
Информация о работе Мониторинг экономического развития региона