Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:22, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследование механизма и методического инструментария мониторинга социально-экономического развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
раскрыть сущность и методические подходы к организации мониторинга социально-экономического развития региона;
дать оценку мониторинга экономического развития региона;
предложить направления совершенствования системы мониторинга социально-экономического развития региона.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1. Понятие и сущность мониторинга 5
1.2. Процесс мониторинга экономического развития региона 14
1.3. Целевые индикаторы мониторинга экономического развития региона 27
2. ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СЕРГИЕВ ПОСАД
2.1. Состав и структура администрации (сегмента мониторинга) 35
2.2. Задачи администрации по экономическому развитию региона 47
2.3. Система стратегических целей социально – экономического развития городского поселения Сергиев – Посад и организация мониторинга за выполнением целевых показателей 54
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
3.1. Проблемы мониторинга экономического развития городского поселения Сергиев - Посад 82
3.2. Направления оптимизации мониторинга экономического развития 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
Методические подходы к проведению мониторинга региона для удовлетворения информационных нужд населения, редко разрабатываются непосредственно населением, которое отталкивается от общедоступной информации, при этом количество субъектов предоставления такой информации, как правило, не ограничено, а сами методики мониторинга не унифицированы17.
В
свою очередь субъектами проведения
мониторинга для населения
Предметом мониторинга развития региона для населения будет являться информация относительно сложившегося уровня жизни населения, степени социально-экономического и инфраструктурного благополучия региона, уровня его общественной безопасности. Исходя из этого будет формироваться общественное мнение со стороны внешних субъектов пространственной экономики.
В качестве диагностических средств (методов) мониторинга применяются рейтинговый, фактографический и статистический методы.
Источниками информации выступают результаты переписей населения, материалы социологических исследований, экспертные оценки и другие виды информации. В свою очередь формой отчетности будут являться информационные бюллетени, материалы плановых статистических наблюдений и исследований.
Проблемы организации социально-экономического мониторинга попали в последние годы в поле зрения федеральных и региональных органов управления. Например, специальным распоряжением Правительства Российской Федерации (15.03.93г.) была введена система показателей для оценки хода экономических реформ. В связи с Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1993г., в котором Министерству труда совместно с другими заинтересованными центральными органами поручалось подготовить и представить Правительству предложения об организации всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы жизнедеятельности отдельных членов общества, социально-профессиональных и социально-демографических его групп и населения в целом.
Именно она формирует образ жизни и мышления, идеалы и жизненные ценности. Ее состояние является одновременно и показателем результативности экономических реформ, и фактором, который либо содействует, либо препятствует им.
Правительством Российской Федерации были приняты постановления «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге (06.10.94); «О мониторинге социально-экономического потенциала семей (14.12.94 г)18. В отдельных публикациях освещены вопросы проведения мониторинга уровня жизни населения, мониторинг государственного регулирования сельского хозяйства, социально-экономический мониторинг аграрной реформы в России. В результате создаются условия для превращения мониторинга в фактор эффективной пространственной стратегии и региональной политики.
Проанализировав отмеченные и некоторые другие правительственные документы по рассматриваемой проблематике, можно отметить, что они носят весьма декларативный характер, не нацеливают на комплексное решение проблемы социально-экономического мониторинга, ориентируют на создание множества не увязанных между собой локальных мониторинговых подсистем.
Контроль над выполнением принятых решений - является одной из основных функций управления. Он подразумевает наблюдение и оценку ключевых показателей или конечных результатов деятельности организации или выполняемых работ19.
Периодически проводимые оценочные исследования и анализ промежуточных результатов позволяют своевременно выявить потребность в корректировке конечных целей и направлений развития.
Региональная политика, направленная на сохранение единства страны, обеспечение социальной справедливости, достижение стратегических целей экономического развития, является одним из ключевых компонентов системы государственного регулирования и управления.
В
такой обширной и разнообразной
по условиям стране, как Россия, формирование
эффективной региональной политики
зависит от учета межрегиональных
различий, от достоверной оценки
социально-экономической
Методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, представленная в федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» отражает основные положения, принципы, систему показателей и алгоритм комплексной оценки.
Основной целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития.
При проведении комплексной оценки уровня социально-экономического развития региона учитываются следующие основные принципы:
1. комплексность оценки, обеспечивающая учет всех важнейших составляющих уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
2.
системность оценки, предполагающая
учет взаимосвязей базовых
показателей и использование
упорядоченной структуры
3.
обеспечение максимальной репрезентативности
показателей для оценки
различных аспектов социально-
4. учет достоверности исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития;
5. наиболее полная адаптация системы используемых индикаторов к возможностям существующей статистической отчетности;
6.
соответствие системы индикаторов
задачам ежегодного мониторинга
и прогнозирования
7.
достижение максимальной информативности
результатов оценки уровня
развития регионов с позиций
принятия адекватных решений
на федеральном и
8. сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению важнейших экономических и социальных проблем.
Социально-экономическое положение регионов по каждому направлению характеризуется следующими группами показателей:
1) индикаторы обеспеченности населения субъектов Российской Федерации услугами соответствующей отрасли социальной или инженерной инфраструктуры;
2) степень внутрирегиональных различий в обеспеченности населения объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
3) доля бюджетных расходов по отрасли в консолидированном бюджете региона.
Источниками информации, необходимой для проведения комплексной оценки, по официальной методике должны быть: годовая статистическая отчетность Государственного комитета Российской Федерации по статистике; материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.
Представляется, что перечень источников информации, необходимой для проведения комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации должен быть расширен путем включения следующего пункта: законы и подзаконные акты органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Включение названо пункта объясняется, прежде всего, тем, что
1) в форме законов утверждаются бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, данные по которым не отражаются в годовой отчетности Росстата и материалах, полученных от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития;
2) в форме подзаконных актов утверждается МРОТ; уровень прожиточного минимума;
3)
федеральными законами
Для комплексной оценки уровня социально-экономического развития регионов используется 12 базовых индикаторов. Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по официальной методике, являются:
Расчет интегрального показателя проводится поэтапно. На первом этапе по каждому из базовых оценочных индикаторов, кроме последнего, определяется ранг каждого региона, а также ранг среднероссийского значения, начиная с лучшего значения (первое место) и заканчивая худшим значением (последнее место). По сводному показателю уровня развития отраслей социальной инфраструктуры определяются ранги четырех перечисленных выше индикаторов по социальной сфере, потом полученные ранги суммируются и определяется интегрированный ранг по сводному показателю уровня развития социальной инфраструктуры каждого региона, а также среднероссийского значения.
На втором этапе производится расчет балльной оценки по каждому из показателей для каждого региона:
На
третьем этапе суммируются
Комплексная оценка уровня социально-экономического развития как инструмент диагностики используется при сравнительном анализе субъектов федерации за отчетный период и в ретроспективе, а также при разработке прогнозов социально-экономического развития. Анализ результатов оценки позволяет установить эффективность мер, предпринимаемых руководящими органами субъектов федерации по реализации социально-экономической политики и определить основные направления государственной региональной политики.
Для выявления тенденций в уровне социально-экономического развития Минэкономразвития РФ была произведена комплексная оценка по регионам России и федеральным округам за период 1998 – 2000 гг.
Регионы России по значению комплексной оценки были разделены на
Информация о работе Мониторинг экономического развития региона