Мониторинг экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:22, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - исследование механизма и методического инструментария мониторинга социально-экономического развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
раскрыть сущность и методические подходы к организации мониторинга социально-экономического развития региона;
дать оценку мониторинга экономического развития региона;
предложить направления совершенствования системы мониторинга социально-экономического развития региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1. Понятие и сущность мониторинга 5
1.2. Процесс мониторинга экономического развития региона 14
1.3. Целевые индикаторы мониторинга экономического развития региона 27
2. ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СЕРГИЕВ ПОСАД
2.1. Состав и структура администрации (сегмента мониторинга) 35
2.2. Задачи администрации по экономическому развитию региона 47
2.3. Система стратегических целей социально – экономического развития городского поселения Сергиев – Посад и организация мониторинга за выполнением целевых показателей 54
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
3.1. Проблемы мониторинга экономического развития городского поселения Сергиев - Посад 82
3.2. Направления оптимизации мониторинга экономического развития 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95

Работа состоит из  1 файл

Дипломная рабоа.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

      Методические  подходы к проведению мониторинга региона для удовлетворения информационных нужд населения, редко разрабатываются непосредственно населением, которое отталкивается от общедоступной информации, при этом количество субъектов предоставления такой информации, как правило, не ограничено, а сами методики мониторинга не унифицированы17.

      В свою очередь субъектами проведения мониторинга для населения могут  выступать органы официальной государственной  и муниципальной статистики, отделения  фонда общественного мнения, рейтингово-экспертные агенства, средства массовой информации и информационные агентства. Данная информация формируется для широкой публики и может в неполной мере отвечать конкретным запросам, она объективно является менее релевантной, поскольку не учитывает индивидуальные целевые установки отдельных пользователей. При этом такая информация является абсолютно открытой и доступной для каждого субъекта региональной экономики.

      Предметом мониторинга развития региона для  населения будет являться информация относительно сложившегося уровня жизни населения, степени социально-экономического и инфраструктурного благополучия региона, уровня его общественной безопасности. Исходя из этого будет формироваться общественное мнение со стороны внешних субъектов пространственной экономики.

      В качестве диагностических средств (методов) мониторинга применяются рейтинговый, фактографический и статистический методы.

      Источниками информации выступают результаты переписей населения, материалы социологических исследований, экспертные оценки и другие виды информации. В свою очередь формой отчетности будут являться информационные бюллетени, материалы плановых статистических наблюдений и исследований.

1.3. Целевые индикаторы мониторинга экономического развития региона

 

     Проблемы  организации  социально-экономического  мониторинга  попали  в последние  годы  в  поле  зрения  федеральных  и  региональных  органов  управления. Например,  специальным  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации (15.03.93г.)  была  введена  система  показателей  для  оценки  хода  экономических реформ. В связи с Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1993г., в котором  Министерству  труда  совместно  с  другими  заинтересованными центральными  органами  поручалось  подготовить  и  представить  Правительству предложения  об  организации  всероссийского  мониторинга  социально-трудовой сферы  жизнедеятельности  отдельных  членов  общества,  социально-профессиональных  и  социально-демографических  его  групп  и  населения  в  целом.

     Именно  она формирует образ жизни и мышления, идеалы и жизненные ценности. Ее состояние  является  одновременно  и  показателем  результативности  экономических реформ, и фактором, который либо содействует, либо препятствует им.

     Правительством  Российской  Федерации  были  приняты  постановления «Об утверждении  Положения  о  социально-гигиеническом  мониторинге (06.10.94); «О мониторинге  социально-экономического  потенциала  семей (14.12.94 г)18.  В отдельных публикациях освещены вопросы проведения мониторинга уровня жизни населения,  мониторинг  государственного  регулирования сельского хозяйства, социально-экономический мониторинг аграрной реформы в России. В  результате  создаются  условия  для  превращения  мониторинга  в  фактор эффективной пространственной стратегии и региональной политики.

     Проанализировав  отмеченные  и  некоторые  другие  правительственные документы  по  рассматриваемой  проблематике,  можно  отметить,  что  они  носят  весьма декларативный характер, не нацеливают на комплексное решение  проблемы социально-экономического  мониторинга,  ориентируют  на  создание  множества  не увязанных между собой локальных мониторинговых подсистем.

     Контроль  над выполнением принятых решений - является одной из основных функций  управления.  Он  подразумевает  наблюдение  и  оценку  ключевых показателей или конечных результатов деятельности организации или выполняемых работ19.

     Периодически  проводимые оценочные исследования и анализ промежуточных результатов  позволяют  своевременно  выявить  потребность  в  корректировке  конечных целей и направлений развития.

     Региональная  политика,  направленная  на  сохранение  единства  страны, обеспечение  социальной  справедливости,  достижение  стратегических  целей экономического  развития,  является  одним  из  ключевых  компонентов  системы государственного регулирования и управления.

     В такой обширной и разнообразной  по условиям стране, как Россия, формирование эффективной региональной политики зависит  от  учета  межрегиональных  различий,  от  достоверной  оценки  социально-экономической ситуации и проблем регионального развития.  Объективные  различия  российских  регионов  по  уровню  развития  и  качеству жизни,  обусловленные  геополитическим  положением  экономическими  и историческими  особенностями,  за  период  реформирования  усилились  до  степени контрастных. В связи с этим смягчение межрегиональных контрастов, подтягивание отсталых  и  депрессивных  регионов  до  среднего  уровня  предлагается  считать содержанием государственной региональной политики.

     Методика  комплексной  оценки  уровня  социально-экономического  развития субъектов  Российской  Федерации,  представленная  в  федеральной  целевой программе «Сокращение  различий  в  социально-экономическом  развитии  регионов Российской  Федерации (2002-2010  годы  и  до 2015  года)»  отражает  основные положения,  принципы,  систему  показателей  и  алгоритм  комплексной  оценки.

     Основной  целью  комплексной  оценки  уровня  социально-экономического  развития субъектов  Российской  Федерации  является  определение  возможности  решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития.

     При  проведении  комплексной  оценки  уровня  социально-экономического развития региона учитываются следующие основные принципы:

     1.  комплексность  оценки,  обеспечивающая  учет  всех  важнейших составляющих  уровня  социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

     2.  системность  оценки,  предполагающая  учет  взаимосвязей  базовых   показателей  и  использование  упорядоченной структуры частных  и интегральной характеристик регионального развития;

     3.  обеспечение  максимальной  репрезентативности  показателей  для  оценки  различных  аспектов социально-экономического  развития регионов;

     4.  учет достоверности исходных  данных при выборе базовых  показателей регионального развития;

     5.  наиболее  полная  адаптация   системы  используемых  индикаторов   к  возможностям  существующей  статистической отчетности;

     6.  соответствие  системы  индикаторов   задачам  ежегодного  мониторинга   и  прогнозирования экономического  и социального развития регионов;

     7.  достижение  максимальной  информативности   результатов  оценки  уровня  развития  регионов  с позиций   принятия  адекватных  решений   на  федеральном  и  территориальном   уровнях государственного управления;

     8.  сочетание  общеэкономических  индикаторов  с  показателями,  отражающими  результативность деятельности  органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  по  решению важнейших экономических и социальных проблем.

      Социально-экономическое  положение регионов по каждому направлению характеризуется следующими группами показателей:

      1) индикаторы обеспеченности населения субъектов Российской Федерации услугами соответствующей отрасли социальной или инженерной инфраструктуры;

      2) степень внутрирегиональных различий в обеспеченности населения объектами социальной и инженерной инфраструктуры;

      3) доля бюджетных расходов по отрасли в консолидированном бюджете региона.

      Источниками информации, необходимой для проведения комплексной оценки, по официальной  методике должны быть: годовая статистическая отчетность Государственного комитета Российской Федерации по статистике; материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

      Представляется, что перечень источников информации, необходимой для проведения комплексной  оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации  должен быть расширен путем включения  следующего пункта: законы и подзаконные акты органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

      Включение названо пункта объясняется, прежде всего, тем, что 

      1) в форме законов утверждаются  бюджеты Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации, данные по которым не отражаются в годовой отчетности Росстата и материалах, полученных от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития;

      2) в форме подзаконных актов утверждается МРОТ; уровень прожиточного минимума;

      3) федеральными законами разграничивается  компетенция органов государственной  власти Российской Федерации  и органов государственной власти  субъектов Российской Федерации. 

     Для  комплексной  оценки  уровня  социально-экономического  развития регионов используется 12 базовых индикаторов. Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по официальной методике, являются:

    1. Валовой региональный продукт на душу населения;
    2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения;
    3. Объем внешнеторгового оборота на душу населения;
    4. Финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения;
    5. Доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях;
    6. Уровень зарегистрированной безработицы;
    7. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
    8. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения;
    9. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения;
    10. Основные фонды отраслей экономики на душу населения;
    11. Коэффициент плотности автомобильных дорог;
    12. Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:
    • обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями;
    • выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями;
    • обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями;
    • обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом.

      Расчет  интегрального показателя проводится поэтапно. На первом этапе по каждому из базовых оценочных индикаторов, кроме последнего, определяется ранг каждого региона, а также ранг среднероссийского значения, начиная с лучшего значения (первое место) и заканчивая худшим значением (последнее место). По сводному показателю уровня развития отраслей социальной инфраструктуры определяются ранги четырех перечисленных выше индикаторов по социальной сфере, потом полученные ранги суммируются и определяется интегрированный ранг по сводному показателю уровня развития социальной инфраструктуры каждого региона, а также среднероссийского значения.

      На  втором этапе производится расчет балльной оценки по каждому из показателей  для каждого региона:

      На  третьем этапе суммируются приведенные  балльные оценки по всем 12 базовым индикаторам и полученный результат делится на 12, то есть определяется искомая интегральная оценка уровня социально-экономического развития каждого региона.

      Комплексная оценка уровня социально-экономического развития как инструмент диагностики используется при сравнительном анализе субъектов федерации за отчетный период и в ретроспективе, а также при разработке прогнозов социально-экономического развития. Анализ результатов оценки позволяет установить эффективность мер, предпринимаемых руководящими органами субъектов федерации по реализации социально-экономической политики и определить основные направления государственной региональной политики.

      Для выявления тенденций в уровне социально-экономического развития Минэкономразвития РФ была произведена комплексная оценка по регионам России и федеральным округам за период 1998 2000 гг.

      Регионы России по значению комплексной оценки были разделены на

Информация о работе Мониторинг экономического развития региона