Мониторинг экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:22, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - исследование механизма и методического инструментария мониторинга социально-экономического развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
раскрыть сущность и методические подходы к организации мониторинга социально-экономического развития региона;
дать оценку мониторинга экономического развития региона;
предложить направления совершенствования системы мониторинга социально-экономического развития региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1. Понятие и сущность мониторинга 5
1.2. Процесс мониторинга экономического развития региона 14
1.3. Целевые индикаторы мониторинга экономического развития региона 27
2. ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СЕРГИЕВ ПОСАД
2.1. Состав и структура администрации (сегмента мониторинга) 35
2.2. Задачи администрации по экономическому развитию региона 47
2.3. Система стратегических целей социально – экономического развития городского поселения Сергиев – Посад и организация мониторинга за выполнением целевых показателей 54
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
3.1. Проблемы мониторинга экономического развития городского поселения Сергиев - Посад 82
3.2. Направления оптимизации мониторинга экономического развития 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95

Работа состоит из  1 файл

Дипломная рабоа.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

      Задачи  регионального  социально-экономического  мониторинга могут быть следующие:

    • организация  наблюдения,  получение  достоверной  и  объективной  информации  о  протекании  на территории социально-экономических процессов;
    • оценка  и  системный  анализ  получаемой  информации,  выявление  причин,  вызывающих  тот  или  иной характер социально- экономических процессов;
    • выявление  факторов,  вызывающих  экономические  и  социальные  угрозы  в  настоящее  время  и  в перспективе;
    • обеспечение  органов  управления,  предприятий,  учреждений  и  организаций,  независимо  от  их подчиненности  и  форм  собственности,  граждан  информацией,  полученной  при  осуществлении социально-экономического мониторинга;
    • разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации;
    • подготовка  рекомендаций,  направленных  на  преодоление  негативных  и  поддержку  позитивных тенденций, доведение их до органов регионального управления.

      Роль  мониторинга проявляется в содержании выполняемых функций. Состав функций мониторинга социально-экономического развития региона включает следующие:

  • организационная (определение состава респондентов, выбор методов сбора, системы показателей, установление периода оценки объекта и др. );
  • информационно-диагностическая (формирование информационной базы, необходимой для точной диагностики состояния и динамики изменений объекта);
  • контрольная (выявление отклонений параметров объекта от плановых, нормативных);
  • аналитическая (выявление причин, условий, факторов, детерминирующих состояние и динамику изменений объекта);
  • коммуникационная (передача информации, отражающей состоянии и динамику развития объекта, результаты диагностики заинтересованным потребителям).

      В  связи  со  сложностью  внутренней  организации,  а  также  управления региональной  социально-экономической  системой  к  мониторингу  предъявляются дополнительные требования:

      •  достоверность  мониторинга –  использование  информационных  данных  и  системы  мониторинговых показателей (индикаторов), наиболее полно  и достоверно характеризующих исследуемое  явление;

      • оперативность – ориентация  на  сокращение,  сбора и обработки информации  с целью возможности принятия  экстренных  управленческих  решений,  если  того  требует складывающаяся  социально-экономическая ситуация;

      •  систематичность  –  осуществление  мониторинга  в  течение  более  или  менее  длительного  срока  с определенными  интервалами  сбора  информации.  Относительно  стратегического  планирования длительность мониторинга должна превышать период, на который разработана стратегия, поскольку в задачи мониторинга входит не только текущее наблюдение и оценка реализации стратегии, но также оценка  результативности  достижения  стратегических  целей  и  выявление  новых  проблем стратегического характера

      • комплексность  –  одновременное  отслеживание  динамики  показателей,  характеризующих  различные стороны развития (при этом возможен как мониторинг каждого отдельно взятого показателя, так и сведение их в интегральный показатель, позволяющий судить о процессе реализации стратегии в целом) независимость  и  объективность9

      Система  мониторинга  не  должна  зависеть  от  субъективных факторов, в качестве которых можно рассматривать  политические интересы, поскольку в  противном случае не выполняется  требование объективности и достоверности.

      Для  наиболее  полного  отражения  сущности  социально -  экономических процессов  необходимо  объединить  как  количественные,  так  и  качественные  их характеристики.  С  этой  целью,  исходя  из  особенностей  объекта  наблюдения,  в организацию мониторинга закладывается ряд основополагающих принципов:

      1.  Целенаправленность. 

      2.  Комплексность оценки. 

      3.  Принцип тождественности. 

      4.  Принцип системности. 

      5.  Принцип репрезентативности. 

      6.  Принцип экономичности. 

      7.  Принцип максимальной информативности результатов. 

      Среди других принципов мониторинга социально - экономических процессов необходимо  отметить:  непрерывность  наблюдения  за  объектами;  периодичность  снятия  информации  о  происходящих  изменениях;  сопоставимость  применяемых  показателей мониторинга во времени 

      При  формировании  информационной  базы  мониторинга  социально-экономических  преобразований в регионе необходимо опираться на существующую систему  региональной статистики с учетом ее трансформации в процессе перехода к международной  системе  учета  и  контроля,  в  частности,  к  системе  национальных счетов (СНС).  Это  позволит  проводить  сопоставительный  анализ,  изучать динамические характеристики (тренды) процессов и прогнозировать перспективы и результаты  преобразований. 

      Одновременно,  помимо  постоянной,  базовой информации,  характеризующей  процессы  реформирования,  может  возникать потребность  в  дополнительной  уточняющей  информации,  для  получения  которой  необходимы  разовые  обследования  как  экономического,  так  и  социального поведения объектов реформирования.

      Исходя  из  вышеприведенного,  можно  выделить  следующие  основные принципы  формирования  информационной  базы  мониторинга  социально-экономических  преобразований в регионе:

      1.  Информационная  база  мониторинга  социально-экономических  преобразований  в  регионе  должна органично  вписываться  в  систему  информационного  обеспечения,  контроля  и  регулирования социально-экономического  развития  региона,  содержать  информацию,  необходимую  федеральным органам государственного управления, отражая при этом специфику региона и его развития.

      2.  Информационная  база  мониторинга   социально-экономических  преобразований  в  регионе  должна содержать   сущностную  информацию  о   системе  целей  в  каждой  конкретной  области реформирования, фактора, показателях и индикаторах развития объектов реформирования.

      3.  Основой  формирования  системы   целей  и  характеризующих   их  показателей  являются законодательные  акты, постановления, программы органов  государственного управления, а также инструктивно-методические материалы по направлениям реформирования.

      4.  Агрегированные  показатели,  характеризующие   ход  и  результаты  социально-экономических  преобразований в регионе, должны  быть наглядными, простыми в интерпретации, доступными для анализа и использования в практике управления.

      5.  При  формировании  информационной  базы  мониторинга  социально-экономических   преобразований помимо  системы   государственной  статистики  необходимо  использовать  информацию специализированных систем (банковской, биржевой системы трудоустройства.

1.2. Процесс мониторинга  экономического развития  региона

 

      Традиционно  под  мониторингом  социально-экономической  обстановки  на территории  принято  понимать  процесс  системного  наблюдения  за  ходом  и характером изменения в различных сферах жизнедеятельности. Однако современное определение  территориального  мониторинга  социально-экономических  процессов связано  с  представлением  его  в  качестве  системы  территориальной  поддержки управления  административно-территориальным  образованием,  реализующей функции  наблюдения,  оценки,  анализа  и  прогноза  складывающейся  ситуации, подготовки проекта управленческого решении10.

      Системность  мониторинга  означает,  что  он  представляет  собой  постоянно действующий информационный процесс, который можно схематически представить на рис. 2.

      На  данном рисунке процесс мониторинга  представлен в виде замкнутой  взаимосвязанной системы. Представленная  схема  указывает  на  неразрывную связь мониторинга с управлением,  поскольку управление в широком смысле  включает в свое понятие непрерывное наблюдение за объектом управления как одну  из  важнейших функций,  а также моделирование и прогнозирование,  на  основе  которых разрабатывается стратегия развития региона и принимаются управленческие решения.

      Мониторинг  является информационной базой для  выполнения функций управления, однако также зависит от управления (рис. 2).

Рис. 2. Схема процесса мониторинга

      Исходя из рассмотренного процесса мониторинга, и беря во внимания тот факт, что мониторинг  является одной из общих функций управления, можно утверждать, что он  является основой для реализации и других управленческих функций: планирование, организация, контроль и др.11.

      В региональной экономике в настоящее  время закладываются теоретические  и  методические  основы  организации  и  проведения  мониторинга  социально-экономических  процессов.  Исследование  по  данному  вопросу  осуществлены учеными  Института проблем  региональной  экономики. В исследованиях изложены научные  основы  регионального  социально-экономического  мониторинга. Сформулированы  цели,  задачи  и  основные  направления  мониторинга. Определена структура  системы  свойств  социально-экономических  систем,  показателей, применяемых  для  целей  мониторинга,  методы  их  обоснования.  Значительное внимание  уделено  содержанию  и  методам  обработки  данных  мониторинга, принципам  и  направлениям  анализа  результатов,  формированию  информационной базы аналитических работ.

      В  работе  Когута  А.Е.,  Рохчина  В.Е.   обосновываются  приоритетные направления мониторинга региональных социально-экономических процессов. Одно из  главных  мест  занимает  мониторинг  качества  жизни  населения.  Выбор  именно этой  системы обусловлен  ее  приоритетностью,  вызванной принятым  курсом  на социальную  ориентацию  российской  экономики,  осознанием  обстоятельства,  что конечным  критерием любых политических  и экономических преобразований является улучшение качества жизни населения.

      Сущность,  проблемы  и  механизмы  формирования  общероссийской  системы мониторинга  региональных  ситуаций  и  региональных  проблем  рассматриваются  в работе ученых В.Н.Лексина, В.Е.Селиверстова, А.Н. Швецова12. В исследованиях приведенных  ученых  освещены  вопросы  формирования  государственной  системы мониторинга  социально-экономической  ситуации  в  регионах  Российской Федерации.  Раскрыты  сущность,  задачи  создания  системы  мониторинга, количественной  и  качественной  оценки  региональных  ситуаций.  Проблеме разработки системы показателей посвящены работы О.П.Литовка и К.В.Павлова.

      Концепция  социально-экономического  мониторинга  как  система непрерывного  наблюдения  за  ходом  важнейших  социальных  и  экономических процессов в целях подготовки и принятия решений в условиях переходного периода предложена А.Ю.Шевяковым, Клейнер Г.Б.

      Методика  комплексной  оценки  уровня  социально-экономического  развития субъектов  Российской  Федерации,  предусматривающая  пять  групп  регионов  с уровнем развития выше среднего, средним, ниже среднего, низким и крайне низким уровнем  развития  разработана  в  федеральной  целевой  программе «Сокращение различий  в  социально-экономическом  развитии  регионов  Российской  Федерации (2002 – 2010 годы и до 2015)»

      Мониторинг  социально -  экономических  процессов  нацелен  на  задачи принятия  решений.  Если  классический  отечественный  анализ  хозяйственной  деятельности  служил  базой  для  составления  планов,  то  мониторинг  социально – экономических  процессов  ориентирован  на широкий  класс  принятия решений  управленческого  характера.  Мониторинг  социально -  экономических процессов выступает как инструмент согласования интересов в процессе реализации стратегии регионального развития и является условием и базой, на основе которой возможна консолидация регионального сообщества. 

Информация о работе Мониторинг экономического развития региона