Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:22, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследование механизма и методического инструментария мониторинга социально-экономического развития региона. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
раскрыть сущность и методические подходы к организации мониторинга социально-экономического развития региона;
дать оценку мониторинга экономического развития региона;
предложить направления совершенствования системы мониторинга социально-экономического развития региона.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1. Понятие и сущность мониторинга 5
1.2. Процесс мониторинга экономического развития региона 14
1.3. Целевые индикаторы мониторинга экономического развития региона 27
2. ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СЕРГИЕВ ПОСАД
2.1. Состав и структура администрации (сегмента мониторинга) 35
2.2. Задачи администрации по экономическому развитию региона 47
2.3. Система стратегических целей социально – экономического развития городского поселения Сергиев – Посад и организация мониторинга за выполнением целевых показателей 54
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
3.1. Проблемы мониторинга экономического развития городского поселения Сергиев - Посад 82
3.2. Направления оптимизации мониторинга экономического развития 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
Задачи регионального социально-экономического мониторинга могут быть следующие:
Роль
мониторинга проявляется в
В связи со сложностью внутренней организации, а также управления региональной социально-экономической системой к мониторингу предъявляются дополнительные требования:
• достоверность мониторинга – использование информационных данных и системы мониторинговых показателей (индикаторов), наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление;
• оперативность – ориентация на сокращение, сбора и обработки информации с целью возможности принятия экстренных управленческих решений, если того требует складывающаяся социально-экономическая ситуация;
• систематичность – осуществление мониторинга в течение более или менее длительного срока с определенными интервалами сбора информации. Относительно стратегического планирования длительность мониторинга должна превышать период, на который разработана стратегия, поскольку в задачи мониторинга входит не только текущее наблюдение и оценка реализации стратегии, но также оценка результативности достижения стратегических целей и выявление новых проблем стратегического характера
• комплексность – одновременное отслеживание динамики показателей, характеризующих различные стороны развития (при этом возможен как мониторинг каждого отдельно взятого показателя, так и сведение их в интегральный показатель, позволяющий судить о процессе реализации стратегии в целом) независимость и объективность9.
Система мониторинга не должна зависеть от субъективных факторов, в качестве которых можно рассматривать политические интересы, поскольку в противном случае не выполняется требование объективности и достоверности.
Для наиболее полного отражения сущности социально - экономических процессов необходимо объединить как количественные, так и качественные их характеристики. С этой целью, исходя из особенностей объекта наблюдения, в организацию мониторинга закладывается ряд основополагающих принципов:
1. Целенаправленность.
2. Комплексность оценки.
3. Принцип тождественности.
4. Принцип системности.
5. Принцип репрезентативности.
6. Принцип экономичности.
7.
Принцип максимальной
Среди
других принципов мониторинга
При формировании информационной базы мониторинга социально-экономических преобразований в регионе необходимо опираться на существующую систему региональной статистики с учетом ее трансформации в процессе перехода к международной системе учета и контроля, в частности, к системе национальных счетов (СНС). Это позволит проводить сопоставительный анализ, изучать динамические характеристики (тренды) процессов и прогнозировать перспективы и результаты преобразований.
Одновременно, помимо постоянной, базовой информации, характеризующей процессы реформирования, может возникать потребность в дополнительной уточняющей информации, для получения которой необходимы разовые обследования как экономического, так и социального поведения объектов реформирования.
Исходя из вышеприведенного, можно выделить следующие основные принципы формирования информационной базы мониторинга социально-экономических преобразований в регионе:
1. Информационная база мониторинга социально-экономических преобразований в регионе должна органично вписываться в систему информационного обеспечения, контроля и регулирования социально-экономического развития региона, содержать информацию, необходимую федеральным органам государственного управления, отражая при этом специфику региона и его развития.
2.
Информационная база мониторинга
социально-экономических
3.
Основой формирования системы
целей и характеризующих
их показателей являются
4.
Агрегированные показатели, характеризующие
ход и результаты социально-экономических
преобразований в регионе,
5.
При формировании информационной
базы мониторинга социально-
Традиционно
под мониторингом социально-экономической
обстановки на территории принято
понимать процесс системного
наблюдения за ходом и характером
изменения в различных сферах жизнедеятельности.
Однако современное определение территориального
мониторинга социально-экономических
процессов связано с представлением
его в качестве системы территориальной
поддержки управления административно-
Системность мониторинга означает, что он представляет собой постоянно действующий информационный процесс, который можно схематически представить на рис. 2.
На данном рисунке процесс мониторинга представлен в виде замкнутой взаимосвязанной системы. Представленная схема указывает на неразрывную связь мониторинга с управлением, поскольку управление в широком смысле включает в свое понятие непрерывное наблюдение за объектом управления как одну из важнейших функций, а также моделирование и прогнозирование, на основе которых разрабатывается стратегия развития региона и принимаются управленческие решения.
Мониторинг является информационной базой для выполнения функций управления, однако также зависит от управления (рис. 2).
Рис. 2. Схема процесса мониторинга
Исходя из рассмотренного процесса мониторинга, и беря во внимания тот факт, что мониторинг является одной из общих функций управления, можно утверждать, что он является основой для реализации и других управленческих функций: планирование, организация, контроль и др.11.
В
региональной экономике в настоящее
время закладываются
В
работе Когута А.Е., Рохчина
В.Е. обосновываются приоритетные
направления мониторинга
Сущность, проблемы и механизмы формирования общероссийской системы мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем рассматриваются в работе ученых В.Н.Лексина, В.Е.Селиверстова, А.Н. Швецова12. В исследованиях приведенных ученых освещены вопросы формирования государственной системы мониторинга социально-экономической ситуации в регионах Российской Федерации. Раскрыты сущность, задачи создания системы мониторинга, количественной и качественной оценки региональных ситуаций. Проблеме разработки системы показателей посвящены работы О.П.Литовка и К.В.Павлова.
Концепция социально-экономического мониторинга как система непрерывного наблюдения за ходом важнейших социальных и экономических процессов в целях подготовки и принятия решений в условиях переходного периода предложена А.Ю.Шевяковым, Клейнер Г.Б.
Методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, предусматривающая пять групп регионов с уровнем развития выше среднего, средним, ниже среднего, низким и крайне низким уровнем развития разработана в федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 – 2010 годы и до 2015)»
Мониторинг социально - экономических процессов нацелен на задачи принятия решений. Если классический отечественный анализ хозяйственной деятельности служил базой для составления планов, то мониторинг социально – экономических процессов ориентирован на широкий класс принятия решений управленческого характера. Мониторинг социально - экономических процессов выступает как инструмент согласования интересов в процессе реализации стратегии регионального развития и является условием и базой, на основе которой возможна консолидация регионального сообщества.
Информация о работе Мониторинг экономического развития региона